II.4. Объединение и связывание электронных таблиц
В Excel
Microsoft Excel предоставляет возможность объединять и связывать рабочие листы или файлы электронных таблиц таким образом, чтобы в результате ввода значения в одну таблицу изменялось содержимое другой таблицы, а выполнение вычислений в одном файле приводило бы, например, к выдаче сообщения в другом.
При объединении и связывании таблиц используется абсолютная адресация. Признаком абсолютного адреса является $ (знак доллара). В зависимости от позиции этого знака в адресе ячейки соответствующая область данных не модифицируется. Например:$А$1, $А1, А$1. Сделать адрес абсолютным можно несколькими способами:
· ввести знак $ с клавиатуры;
· выделить ячейку, затем дважды щелкнуть мышью в строке формул на адресе ячейки, чтобы выделить его, а затем нажать клавишу <F4>.
Объединять листы рабочей книги можно:
· суммированием содержимого ячеек соответствующих рабочих листов с использованием функции“Автосуммиро-вание”;
· консолидацией электронных таблиц;
· созданием сводных таблиц с помощью “Мастера сводных таблиц”, вызов которого производится с помощью команды “Данные/Сводная таблица”(далее необходимо следовать указаниям “Мастера”).
II.5.Консолидация данных в электронных таблицах
Консолидация позволяет объединять данные из областей-источников и выводить их в область назначения. При консолидации данных могут использоваться различные функции: суммирование, расчет среднего арифметического, подсчет максимальных и минимальных значений и т. п. Кроме того, при консолидации можно создавать связи с исходными данными в областях-источниках, при этом область назначения будет автоматически обновляться при внесении изменений в областях-источниках.
Консолидируем данные из столбцов G и Н из нескольких (например, трех) таблиц. Откроем все таблицы, данные из которых необходимо консолидировать. Пусть это будут таблицы со следующими именами “Книга1.xls”, “Книга2.xls”, “Книга3.xls”. Для перехода их одной таблицы в другую можно воспользоваться командой “Окно/Книга1.xls” - откроется первая таблица, “Окно/Книга2.xls” - вторая таблица, “Окно/Книга3.xls” - третья.
Для решения задачи консолидации выделим область назначенияв таблице итоговых результатов (пусть имя этой таблицы - “Книга4.xls”), например, ячейкиВ5:С11, далее
Рис.11.Диалоговое окно “Консолидация”
выберем команду“Данные/Консолидация” и в появившемся диалоговом окне “Консолидация”(рис.11) в поле “Функ-ция”установим функцию “Сумма”.
Затем в поле “Ссылка” определяем области-источники, которые нужно консолидировать. Для этого перейдем на лист с первой таблицей “Книга1.xls” с помощью команды “Окно/Книга1.xls” и выделим ячейки G5:H11. В окне “Консолидация” нажмем кнопку “Добавить”. В результате в поле “Список диапазона”сформировалась ссылка на выделенную область: [Книга1.xls]Лист1!$G$5:$Н$14 (рис.12). Excel использует здесь абсолютные ссылки на ячейки.
Рис.12.Диалоговое окно “Консолидация”с заполненной первой ссылкой.
Затем перейдем на лист “Книга2.xls” (с помощью команды “Окно/Книга2.xls”), выделим ячейки G5:H11 и в окне “Консолидация” нажмем кнопку “Добавить”. Далее перейдем на лист “Книга3.xls” (аналогично), выделим ячейки G5:H11и также в окне “Консолидация” нажмем кнопку “Добавить”.В итоге окно “Консолидация”примет вид (рис.13).
Рис.13.Диалоговое окно “Консолидация”после заполнения ссылок (списка диапазона).
Далее устанавливаем флажок “Создавать связи с ис-ходными данными” и нажимаем кнопку <ОК>. Cводная табли-ца готова. При консолидации без установления связей изменение данных в таблицах-источниках не приведет к обновлению данных в итоговой таблице, поэтому при внесении изменений в таблицы-источники консолидацию необходимо повторить. Если флажок “Создавать связи с исходными данными”установлен, то область назначения в итоговой таблице будет автоматически обновляться при внесении изменений в областях-источниках.
Обратите внимание на вид рабочего листа с итоговой таблицей - изменился вид экрана, в его левой вертикальной части появились символы структуры документа и некоторые строки стали невидимыми.
II.6.Работа со структурированной таблицей
Структурирование данных рабочих листов используется в Excel при создании итоговых отчетов. Оно позволяет показывать или скрывать уровни структурированных данных, выводя на экран данные с большими или меньшими подробностями.
Обратимся к полученной итоговой таблице (“Кни-га4.xls”) и познакомимся с символами структуры (рис.14). Их два типа: кнопки с номерами уровней (в таблице это кнопки <1>, <2> и<3> находящиеся в левом верхнем углу рабочей области экрана) и знаки <+> (плюс) и/или <—> (минус), позволяющие соответственно раскрывать или скрывать детали структурированного документа.
Рис.14.Символы структуры итоговой таблицы.
Щелкнем, например, по кнопке <2>. Итоговая таблица «распахнулась», предоставив возможность просмотреть консолидируемые данные. Щелкнув по кнопке <1>, можно скрыть исходные данные из таблиц-источников. Щелкнем по любому из значков <+> (плюс). Результатом будет открытие одной из составляющих итоговой таблицы. Щелкнем по значку <-> (минус), в результате скроются исходные данные из таблиц-источников.