II.3. Создание и обработка электронных таблиц
Любая электронная таблица (ЭТ) состоит из следующих элементов:
· заголовка таблицы;
· заголовков столбцов («шапки» таблицы);
· информационной части (исходных н выходных данных, расположенных в соответствующих ячейках).
В общем виде процесс создания ЭТ включает следующие шаги:
· ввод заголовка ЭТ;
· ввод названии графического документа;
· ввод исходных данных;
· ввод расчетных формул;
· форматирование ЭТ с целью придания ей профессионального вида;
· подготовку ЭТ к печати и ее печать.
При необходимости электронные таблицы могут сопровождаться различными пояснительными комментариями и диаграммами.
Рассмотрим основные приемы работы в средеExcel.
II.3.1.Ввод информации в ячейки
Перед вводом информации в ячейку ее надо активизировать, для чего следует подвести указатель мыши к данной ячейке и дважды щелкнуть левой кнопкой мыши. Активная ячейка выделяется черной рамкой, в левой части строки состояния появится сообщение “Ввод”, а в левой части строки ввода появятся три кнопки: “Отмена” (X), “Ввод” (Ú) и“Мастер функций”(f). Далее вводятся с клавиатуры данные в активную ячейку. При этом следует заметить, что набранные данные сначала отображаются в строке ввода. Передать текст из строки ввода в активную ячейку можно одним из трех способов: нажать клавишу < Enter >, выполнить щелчок по кнопке с изображением «галочки» (Ú) в строке ввода или щелкнуть мышью вне строки ввода.
Аналогичным образом вводятся исходные данные в информационную часть таблицы. При вводе десятичных чисел целая часть числа от дробной отделяется запятой.
Следует учитывать, что обычно по умолчанию при вводе информации в ячейки устанавливается формат данных “Общий”, однако, если установлен другой формат, то пользователь может восстановить требуемый ему формат данных. Для этого следует выполнить команду “Формат/Ячейки”, открыть закладку “Формат ячеек”,(рис.2), выбрать нужную строку в окне “Числовые форматы”(“Общий”, “Числовой” или другой), произвести необходимые установки в поле “Образец”и нажать кнопку “OK”.
Рис.2.Диалоговое кно для установки формата данных.
II.3.2.Редактирование содержимого ячейки
Если при просмотре таблицы вы обнаружили ошибки, их необходимо отредактировать. Microsoft Excel позволяет редактировать содержимое ячеек таблицы двумя способами: набором новой информации поверх ошибочной (используется, как правило, при полной замене информации) или активизацией строки ввода и внесением необходимых изменении. Для активизации строки ввода и перехода в режим редактирования используется клавиша < F2 >. При этом в левой части строки ввода появляются символы “Ввод” (Ú) и “Отмена” (X).
II.3.3.Сохранение таблиц на диске
Excel предоставляет следующие команды в меню“Файл”, предназначенные для сохранения данных:
· “Сохранить как” - используется для первоначальной записи документа и присваивания ему имени, которое дает пользователь. При активизации этой команды на экране монитора появляется диалоговое окно следующего вида (рис.3):
Рис.3.Выбор места сохранения файла.
· “Сохранить” - используется для сохранения изменений в активном документе. Она сохраняет документ под тем же именем и на том же месте, что и прежде. На стандартной панели инструментов есть кнопка“Сохранить”, выполняющая действия, аналогичные команде“Сохранить” в меню“Файл”. По умолчанию Excel устанавливает стандартное расширение имени файла — XLS. Оно присоединится к имени файла автоматически.
· “Сохранить рабочую область” - используется для создания файла рабочей области, содержащего имена и папки всех рабочих книг и рабочих листов, с которыми пользователь ежедневно работает.
II.3.4.Построение формул и использование функций Excel
Excel предлагает специальные средства для расчетов, которые называются формулами и функциями и позволяют во многих случаях почти полностью автоматизировать заполнение таблицы.
Ввод формул и функций имеет общие правила:
· в формулу, кроме числовых величин, могут входить в качестве аргументов адреса ячеек или блоков, а также функции или другие формулы;
· если формула начинается с адреса ячейки, перед первым символом необходимо набрать = (знак равенства) или знак+ (плюс);
· в ячейке виден результат вычислений, а сама формула отражается в строке ввода;
· Excel по умолчанию вычисляет формулу каждый раз, когда изменяется содержимое таблицы.
Для ввода расчетной формулы необходимо активизировать ту ячейку, куда будет вводится формула и ввести в нее формулу, например: =Е5+F5, и нажать < Enter > или щелкнуть символ“Ввод” (Ú)в строке ввода. В результате в ячейке, в которой программируется формула появится число, равное сумме чисел, находящихся в ячейках E5 и F5, а в строке ввода отобразится сама формула.
Ввод функций в Excel можно осуществлять несколькими способами:
· ручным набором имени функции и ее аргументов;
· выбором функции из списка функции с помощью команды“Вставка/Функция”;
· выбором функции из списка вызванного щелчком по кнопке (f)при условии, что строка ввода активна.
При выборе второго или третьего способа функция вводится с помощью “Мастера функций”, окно которого имеет следующий вид (рис.4а и рис.4б)
Рис.4а.“Мастер функций”на первом шаге выбора функции.
На первом шаге выбирается класс функций и затем конкретный вид функции. После этого следует нажать кнопку “Далее”.
После ввода аргументов на втором шаге следует нажать кнопку “Готово”.Окно “Мастера функций”снимется , а в строке ввода появится запись программируемой функции.
Рис.4б.“Мастер функций”на втором шаге выбора функции.
II.3.5.Выделение блоков ячеек
С помощью мыши блок ячеек можно выделить следующим образом. Отметьте первую ячейку в блоке, который хотите выделить. При нажатой левой кнопке мыши протащите указатель по всем остальным ячейкам блока. В результате выделенная область будет заключена в рамку. Если выполнить щелчок вне выделенного блока, маркировка исчезнет.
В Excel можно выделить целиком столбец (блок столбцов), строку (блок строк) и весь лист целиком. Для выделения столбца или строки следует выполнить щелчок на соответствующем идентификаторе столбца или строки (то есть букве — для столбцов и цифре — для строк).
Для работы с блоками Excel предоставляет большой набор команд: копирование, перемещение, вставка, удаление, форматирование и т. д.
II.3.6.Копирование формул
Экономические таблицы содержат в пределах одной графы однородные данные, то есть данные одного типа и структуры. Excel предоставляет возможность не заниматься рутинной работой программирования однородных формул в массе ячеек, а копировать формулу из одних ячеек в другие.
В Excel копирование может производиться несколькими способами.
1.Выделите копируемую ячейку, содержащую например формулу для копирования. Выберитекоманду “Правка/Копировать”и щелкните левой кнопкой мыши. Excel окружит исходную ячейку движущейся рамочкой. Выделите блок ячеек как область вставки. Далее выполните команду“Правка/Вставить” и затем снимите выделение блока. При копировании Excel автоматически корректирует адреса ячеек.
2.Можно копировать с помощью кнопки“Копировать в буфер” на панели инструментов “Стандартная”. Для этого активизируйте исходную ячейку, щелкните кнопку“Копировать в буфер” на панели инструментов, выделите область для вставки и щелкните кнопку“Вставить из буфера” на этой же панели инструментов. Далее нажмите < Enter > и < Esc > на клавиатуре, чтобы выйти из режима копирования, и наконец щелкните кнопкой мыши вне выделенного блока для снятия выделения.
II.3.7.Расчет итоговых сумм с помощью функций
Ввод функций в Excel можно осуществлять несколькими способами:
· ручным набором имени функции и ее аргументов;
· выбором функции из списка функции с помощью команды“Вставка/Функция”;
· выбором функции из списка вызванного щелчком по кнопке (f)при условии, что строка ввода активна.
При программировании функции подсчета итоговых сумм по столбцам можно воспользоваться кнопкой “Автосумми-рование” па панели инструментов“Стандартная”. Для этого следует активизировать ячейку для автосуммирования, щелкнув по ней, а затем дважды щелкнуть кнопку “Автосуммирование”. Значение суммы данных в ячейка суммируемого столбца появится в выделенной ячейке, а в строке ввода отобразится формула суммы содержимого диапазона ячеек, например, =СУММ(Е5:Е11). Изменение содержимого ячеек данного столбца приведет к автоматическому пересчету результата в ячейке итоговой суммы.
Второй способ ввода функции при расчете итоговой суммы столбца заключается в следующем. Выберите команду“Вставка/Функция”.На экране появится диалоговое окно со списком встроенных функций, сгруппированных по категориям. Выберите функцию“СУММ” (в группе “Математические”). Excel поместит па экране диалоговое окно, позволяющее ввести аргументы, необходимые для этой функции. Щелкните кнопку “Далее” и введите аргументы, например — F5:F11, или отметьте их кнопкой мыши в ЭТ. Щелкните кнопку“Готово”или нажмите < Enter >. В ячейке итоговой величины появится значение суммы.
II.3.8.Форматирование данных
Под форматированием таблицы обычно понимают формирование ее внешнего вида и структуры. Внешний вид таблицы определяется видом шрифта и его размером, цветом текста и фона, шириной столбцов и высотой строк, способом изображения цифровых данных и т. п. Все действия по форматированию можно выполнить, пользуясь командами меню“Формат”. Кроме того, часто использующиеся операции форматирования вынесены в качестве кнопок “Стандартной” панели инструментов и панели инструментов“Форматиро-вание”.
При работе с командой“Формат/Столбец/Ширина”можно выбирать и устанавливать необходимые форматы из диалогового окна (рис.5).
Рис.5.Диалоговое окно при установке ширины столбца. Размер устанавливается в пикселах.
Если выбрать опцию “Формат/Столбец/Автоподбор Ширины”, то ширина выделенного столбца будет автоматически определена и установлено встроенными средствами Excel.
Можно также изменять ширину столбца произвольно вручную для чего следует указатель мыши подвести на горизонтальной адресной линейке к границе столбца (левой или правой) и при изменении вида указателя мыши с обычного на удерживая левую кнопку мыши и двигая мышь влево или вправо установить требуемую ширину.
Для изменения высоты строк можно воспользоваться командой “Формат/Строка/Высота”и устанавливать необходимые форматы из диалогового окна (рис.6).
Рис.6.Диалоговое окно при установке высоты строки. Размер устанавливается в пикселах.
Если воспользоваться опцией “Формат/Строка/Авто-подбор Высоты”, то высота строки установится автоматически. Высоту столбца можно изменить вручную аналогично, как и со столбцом, только двигая границы строки по вертикальной адресной линейке при появлении указателя мыши вида .
При изменении размера шрифта высота строки изменяется автоматически.
II.3.9.Выравнивание данных
В Microsoft Excel (при стандартных параметрах) текст автоматически выравнивается по левому краю ячейки, а числа — по правому краю. Но пользователь может менять расположение данных в ячейках электронной таблицы по своему усмотрению.
Это можно сделать различными способами:
· с помощью кнопок панели инструментов “Форматирование”: “По левому краю”, “По центру”и“По правому краю”;
· с помощью команды “Формат/Ячейки”и установки на закладке “Выравнивание”(рис.7.)соответствующих команд, которые расширяют возможности управления расположением текста или данных в ячейке.
Рис.7.Диалоговое окно “Формат ячейки”с открытой закладкой “Выравнивание”.
II.3.10.Форматирование с помощью рамок и цветов
Excel позволяет изменять цвета ячеек и блоков, а также заключать их в рамки. Можно нарисовать произвольную комбинацию горизонтальных и вертикальных линий слева, справа, вверху или внизу ячейки. Изменение внешнего вида электронной таблицы производится с помощью команд “Формат/Ячейки” и далее команд закладки “Рамка”(рис.8).
Рис.8.Диалоговое окно “Формат ячейки”с закладкой “Рамка”.
Можно изменить вид начертания шрифта, тип шрифта и т.д., для чего следует поработать с закладкой “Шрифт” после выполнения команды “Формат/Ячейки”(рис.9).
Рис.9.Диалоговое окно “Формат ячейки”с закладкой “Шрифт”.
Для измененияцветового фона заливки ячейки, строки, столбца либо блока ячеек необходимо выделить соответствующие элементы таблицы и выполнить команду “Формат/Ячейки”, открыть закладку “Вид”(рис.10)и в ней выбрать нужный цвет, после чего нажать кнопку “OK”.
Рис.10.Диалоговое окно “Формат ячейки”с закладкой “Вид”.
Многие из отмеченных опций могут быть выполнены с помощью кнопок панелей инструментов.
II.3.11.Вставка строк и столбцов электронной таблицы Excel
На практике часто требуется поместить новые строки и столбцы для дополнительной информации внутри готовой таблицы. Вставка новых столбцов или строк осуществляется при выполнении команд типа “Вставка/Столбец”, “Вставка/Строка”.
При вставке строк нужно учитывать следующие особенности:
· новые строки вставляются над строкой, в которой находится указатель мыши;
· все остальные строки сдвигаются вниз на количество вставленных строк и получают новые адреса.
При вставке столбцов следует учитывать аналогичные особенности, как и для строк, а именно:
· новые пустые столбцы вставляются слева от того, на котором находится указатель мыши;
· все остальные столбцы сдвигаются вправо на количество вставленных столбцов и получают новые адреса.
II.3.12.Удаление ячеек, строк и столбцов
Для удаления элементов таблицы выделить удаляемый объект (ячейку, строку или столбец) выбратькоманду “Правка/Удалить”после чего снять выделение.
Если же необходимо только очистить содержимое ячеек, строк или столбцов, то после их выделения следует выполнить команду “Правка/Очистить”.
II.3.13.Основные приемы обработки рабочей книги
При необходимости создания нескольких однотипных таблиц с разной информацией в ячейках можно создать новые рабочие листы с в рамках первой книги для чего следует выделить таблицу на Листе1 скопировать ее в буфер с помощью команды “Правка/Копировать”(или кнопки “Копировать в буфер”). Далее открыть другой лист нажатием ярлычка с соответствующим именем (например Лист3)и выполнить команду “Правка/Вставить”(или нажать кнопку “Вставить из буфера”). В результате на Листе3 появится копируемая таблица, в которой можно осуществить редактирование информации.