Об участии граждан в охране правопорядка

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Июня 2003 г. № 214-3

ОБ УЧАСТИИ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ПРАВОПОРЯДКА

Принят Палатой представителей 29 мая 2003 года

Одобрен Советом Республики 11 июня 2003 года

Настоящий Закон определяет правовые условия реализации гражданами права на защиту от противоправных посягательств и направлен на повышение их активности в охране правопорядка.

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Предметом регулирования настоящего Закона являются общественные отношения, возникающие в связи с участием граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее, если иное не установлено настоящим Законом, - граждане), а также объединений граждан в охране правопорядка.

Статья 2. Правовая основа участия граждан и их объединений в охране правопорядка

Правовую основу участия граждан и их объединений в охране правопорядка составляют Конституция Республики Беларусь, настоящий Закон и иные акты законодательства Республики Беларусь.

Статья 3. Основные принципы участия граждан и их объединений в охране правопорядка

Основными принципами участия граждан и их объединений в охране правопорядка являются:

- добровольность;

- законность;

- гуманность и уважение прав человека;

- гласность;

- тесное взаимодействие с государственными органами, осуществляющими охрану правопорядка.

Статья 4. Ограничения, связанные с участием граждан в охране правопорядка

Гражданам, принимающим участие в охране правопорядка, запрещается:

- осуществлять деятельность, не предусмотренную настоящим Законом;

- осуществлять деятельность, отнесенную законодательством Республики Беларусь к компетенции органов прокуратуры, государственной безопасности, внутренних дел, финансовых расследований, Комитета государственного контроля Республики Беларусь (далее - правоохранительные органы), органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, пограничных войск Республики Беларусь, если иное не предусмотрено настоящим Законом и другими законодательными актами;

- представляться сотрудниками правоохранительных органов, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, военнослужащими пограничных войск Республики Беларусь.

Статья 5. Деятельность республиканских органов государственного управления и органов местного управления и самоуправления по организации участия граждан и их объединений в охране правопорядка.

Республиканские органы государственного управления и органы местного управления и самоуправления в пределах своей компетенции оказывают содействие гражданам, их объединениям, принимающим участие в охране правопорядка, путем:

- разъяснения гражданам их прав и обязанностей по защите от противоправных посягательств;

- незамедлительного реагирования на сообщения о фактах правонарушений, а также о событиях, угрожающих общественной безопасности;

- осуществления предусмотренных настоящим Законом мер по социальной защите граждан, участвующих в охране правопорядка;

- предоставления необходимой информации;

- материального поощрения граждан, участвующих в охране правопорядка.

ГЛАВА 2

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН

В ОХРАНЕ ПРАВОПОРЯДКА

Статья 6. Организационно-правовые формы участия граждан в охране правопорядка

Граждане могут реализовывать свое право на участие в охране правопорядка в следующих формах:

- индивидуальное участие;

- внештатное сотрудничество с правоохранительными органами, органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям, пограничными войсками Республики Беларусь;

- участие в объединениях граждан, содействующих правоохранительным органам в охране правопорядка;

- членство в добровольных дружинах.

Финансирование деятельности и социальной защиты внештатных сотрудников правоохранительных органов, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, пограничных войск Республики Беларусь осуществляется в пределах средств, выделяемых для финансирования соответствующих органов, подразделений, войск.

Статья 9. Объединения граждан, содействующие правоохранительным органам в охране правопорядка

Граждане, реализуя установленное законом право на защиту от противоправных посягательств, могут на добровольной основе по договоренности между собой и с уведомлением территориального органа внутренних дел создавать самодеятельные группы по охране правопорядка по месту жительства или нахождения своей собственности.

Такая форма объединения граждан не требует принятия устава, избрания органов управления, иного организационного оформления.

Добровольная дружина представляет собой основанное на членстве объединение граждан Республики Беларусь, принимающее участие в охране правопорядка и осуществляющее свою деятельность под руководством уполномоченных должностных лиц органов местного управления или иных юридических лиц, его создавших. Добровольная дружина не является юридическим лицом.

ГЛАВА 3

ДОБРОВОЛЬНЫХ ДРУЖИН

Основной задачей добровольной дружины является содействие правоохранительным органам, органам и подразделениям по чрезвычайным ситуациям, пограничным войскам Республики Беларусь в охране правопорядка.

Добровольная дружина создается по решению органа местного управления для участия в охране правопорядка на территории района, сельсовета, города, поселка городского типа, района в городе либо по решению органа управления иного юридического лица для участия в охране правопорядка на его территории и действует в соответствии с положением, принятым на основе Примерного положения о добровольной дружине, утверждаемого Советом Министров Республики Беларусь.

Создание добровольных дружин при политических партиях, других общественных объединениях, а равно создание и деятельность организационных структур политических партий, других общественных объединений в добровольных дружинах запрещены.

Членами добровольной дружины могут быть граждане Республики Беларусь, достигшие восемнадцатилетнего возраста, способные по своим деловым и моральным качествам, состоянию здоровья осуществлять деятельность по участию в охране правопорядка.

Образцы удостоверения члена добровольной дружины, его отличительного нагрудного знака и нарукавной эмблемы (повязки) с символикой добровольной дружины устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.

При выполнении функций по участию в охране правопорядка член добровольной дружины обязан иметь при себе и предъявлять по требованию граждан удостоверение, отличительный нагрудный знак или нарукавную эмблему (повязку) с символикой добровольной дружины.

Разглашение сведений, относящихся к государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайне, ставших известными члену добровольной дружины в связи с выполнением им функций по охране правопорядка, запрещается.

Член добровольной дружины имеет право применять физическую силу в целях пресечения действий лиц, совершающих правонарушения, для их задержания и передачи в правоохранительные органы, если иные способы, не связанные с применением физической силы, не обеспечивают выполнения им функций по участию в охране правопорядка.

При применении физической силы член добровольной дружины обязан:

- предупредить правонарушителя о намерении ее применения, предоставив при этом с учетом конкретной обстановки достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением случаев, когда промедление в применении физической силы создает непосредственную опасность для жизни и здоровья граждан;

- в зависимости от характера и степени общественной опасности правонарушения и лиц, его совершающих, стремиться к тому, чтобы вред, причиненный при устранении опасности, был минимальным;

- обеспечить оказание доврачебной помощи лицам, получившим телесные повреждения в результате применения физической силы.

Применение физической силы с причинением телесных повреждений в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен (кроме случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан), запрещается.

Применение физической силы с превышением полномочий, установленных настоящим Законом, а также с превышением пределов необходимой обороны влечет ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

ГЛАВА 4

В случае временной нетрудоспособности члена добровольной дружины, наступившей вследствие ранения (контузии), травмы или увечья, полученных в связи с выполнением им функций по участию в охране правопорядка, начиная с первого дня утраты трудоспособности и до ее восстановления или до установления медико-реабилитационной экспертной комиссией инвалидности в порядке, определяемом законодательством Республики Беларусь, ему выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов среднедневного (среднечасового) заработка.

В случае установления члену добровольной дружины инвалидности, наступившей в связи с выполнением им функций по участию в охране правопорядка, ему (а в случае его гибели (смерти) - членам его семьи) назначается пенсия в порядке, определяемом пенсионным законодательством Республики Беларусь.

В случае гибели (смерти) члена добровольной дружины в связи с выполнением им функций по участию в охране правопорядка семье погибшего или его иждивенцам выплачивается страховая сумма в размере двухсот пятидесяти базовых величин.

При установлении члену добровольной дружины инвалидности вследствие заболевания, ранения (контузии), травмы или увечья, полученных в связи с выполнением им функций по участию в охране правопорядка, ему выплачивается страховая сумма:

инвалиду I группы - в размере ста базовых величин;

инвалиду II группы - в размере семидесяти пяти базовых величин;

При получении членом добровольной дружины тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения, не повлекшего инвалидности, вследствие ранения (контузии), травмы или увечья, полученных в связи с выполнением им функций по участию в охране правопорядка, ему выплачивается страховая сумма соответственно в размере тридцати и пятнадцати базовых величин.

Порядок обязательного личного страхования членов добровольной дружины и возмещения вреда, причиненного имуществу, принадлежащему члену добровольной дружины или его близким родственникам, определяется законодательством Республики Беларусь.

Положения настоящей статьи распространяются на лиц, прекративших членство в добровольной дружине, в случае посягательства на их жизнь, здоровье или имущество, совершенного в связи с предшествующим выполнением ими функций по участию в охране правопорядка.

За активное участие в охране правопорядка граждане могут поощряться органами местного управления и самоуправления, иными юридическими лицами, правоохранительными органами, органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям, командованием пограничных войск Республики Беларусь.

Юридические лица в пределах их компетенции могут предоставлять своим работникам, являющимся членами добровольной дружины, по представлению органа управления добровольной дружины в соответствии с коллективным договором трудовые и иные гарантии за счет собственных средств.

За особые заслуги при исполнении общественного долга и проявленные при этом мужество и героизм граждане награждаются государственными наградами в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности добровольных дружин осуществляются за счет средств соответствующих местных бюджетов либо средств юридических лиц, создавших добровольные дружины, а также добровольных пожертвований юридических лиц и граждан и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.

ГЛАВА 5

ОХРАНЕ ПРАВОПОРЯДКА

ГЛАВА 6

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Октября 2003 г. № 1286

УТВЕРЖДЕНО

Республики Беларусь

09.10.2003 № 1286

ПОЛОЖЕНИЕ

Решение об отсрочке регистрации добровольной дружины на срок до одного месяца может быть принято при наличии поправимых недостатков, после устранения, которых заявление и иные необходимые для регистрации документы подаются повторно в соответствующий регистрирующий орган и рассматриваются в установленном порядке.

6.Решение об отказе в регистрации добровольной дружины принимается в случаях:

- нарушения установленного порядка создания добровольной дружины;

- несоответствия документов, необходимых для регистрации добровольной дружины, требованиям законодательства Республики Беларусь;

- невыполнения в месячный срок требований, указанных в решении об отсрочке регистрации.

Регистрирующие органы в 10-дневный срок со дня принятия решения об отказе в регистрации добровольной дружины в письменной форме сообщают органу, принявшему решение о создании добровольной дружины, с указанием мотивов отказа.

Приложение

К Положению о порядке

СВИДЕТЕЛЬСТВО

Председатель

исполнительного комитета _________ __________________

(подпись) (фамилия, имя, отчество)

М.П.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Октября 2003 г. № 1354

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

О ПОРЯДКЕ ОФОРМЛЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Исполняющий обязанности

УТВЕРЖДЕНО

Республики Беларусь

17.10.2003 № 1354

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

О добровольной дружине

Общие положения

1.Настоящее Примерное положение разработано в соответствии с Законом Республики Беларусь от 26 июня 2003 года "Об участии граждан в охране правопорядка" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 74, 2/963) и устанавливает порядок создания и деятельности добровольных дружин в Республике Беларусь, кроме добровольных пожарных дружин, создаваемых в порядке,
установленном законодательством о пожарной безопасности.

В своей деятельности добровольная дружина руководствуется Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, декретами, указами и распоряжениями Президента Республики Беларусь, постановлениями и распоряжениями Правительства Республики Беларусь, решениями местных исполнительных и распорядительных органов, иными актами законодательства Республики Беларусь, в том числе настоящим Примерным положением.

3.Добровольная дружина создается по территориально-производственному принципу по решению органа местного управления для участия в охране правопорядка на территории района,
сельсовета, города, поселка городского типа, района в городе либо по решению органа управления иного юридического лица для участия в охране правопорядка на его территории.

Добровольная дружина принимает участие в охране правопорядка и осуществляет свою деятельность под руководством уполномоченных должностных лиц органов местного управления или иных юридических лиц, ее создавших.

В добровольную дружину принимаются граждане Республики Беларусь, достигшие 18-летнего возраста, способные по своим деловым и моральным качествам, состоянию здоровья выполнять задачи по оказанию содействия в охране правопорядка.

Правоохранительные органы, органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, пограничные войска Республики Беларусь взаимодействуют с добровольными дружинами путем оказания помощи в обучении формам и методам участия в охране правопорядка.

Противоправные действия в отношении дружинника, выполняющего общественный долг по охране общественного порядка или пресечению правонарушений, либо из мести за выполнение общественного долга влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Основной задачей добровольной дружины является содействие правоохранительным органам, органам и подразделениям по чрезвычайным ситуациям, пограничным войскам Республики Беларусь в охране правопорядка.

11.В соответствии с основной задачей основными функциями добровольной дружины является участие:

- в охране общественного порядка, жизни и здоровья граждан и их собственности;

- в деятельности по профилактике и пресечению правонарушений;

- в обеспечении безопасности дорожного движения;

- в охране общественного порядка в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций;

- в обеспечении пожарной безопасности, охране окружающей среды;

- в обучении граждан основам безопасного поведения в общественных местах и обеспечения безопасности жилища;

- в мероприятиях по охране и защите Государственной границы Республики Беларусь.

Для создания добровольной дружины проводится организационное собрание граждан, созываемое инициативной группой из числа представителей местных исполнительных и распорядительных органов либо органа управления иного юридического лица.

Решением органа местного управления либо органа управления иного юридического лица объявляется о создании добровольной дружины и утверждается положение о ней, принятое на основе настоящего Примерного положения.

Для оперативного руководства работой добровольных дружин в пределах района, города решением соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов могут создаваться районные, городские штабы добровольных дружин.

Для координации деятельности районных, городских штабов добровольных дружин, обобщения и распространения передового опыта их работы и оказания им необходимой методической помощи в областях по решению соответствующих органов местного управления могут создаваться штабы добровольных дружин из представителей местных исполнительных и распорядительных органов.

С гражданами, принятыми в добровольную дружину, организуется изучение настоящего Примерного положения, иных нормативных правовых актов, регламентирующих охрану общественного порядка и борьбу с правонарушениями, а также обучение формам и методам работы добровольных дружин.

Дружиннику разъясняются его обязанности и права, после чего командиром добровольной дружины (штаба) ему вручаются удостоверение члена добровольной дружины установленного образца по форме согласно приложению 1, отличительный нагрудный знак согласно приложению 2, нарукавная повязка согласно приложению 3 к настоящему Примерному положению, после чего он допускается к исполнению своих обязанностей.

Дружинник, совершивший противоправное деяние, не исполняющий своих обязанностей или обратившийся с просьбой об освобождении от них, исключается из добровольной дружины. Дружинник, исключенный из состава добровольной дружины, сдает командиру дружины удостоверение члена добровольной дружины, отличительный нагрудный знак и нарукавную повязку.

19. Добровольные дружины осуществляют свою деятельность путем:

- патрулирования и выставления постов на улицах, участках

- проведения индивидуальной воспитательной работы с лицами, допускающими правонарушения;

- разъяснения гражданам законодательства Республики
Беларусь, проведения бесед с родителями и другими близкими
родственниками несовершеннолетних, допускающих правонарушения и недостойное поведение;

- выступлений в трудовых коллективах и по месту жительства граждан, в том числе с использованием средств массовой информации.

Разглашение сведений, относящихся к государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайне, ставших известными члену добровольной дружины в связи с выполнением им функций по охране правопорядка, запрещается.

21. Дружинник при выполнении функций по участию в охране правопорядка имеет право:

- требовать от граждан соблюдения правопорядка, прекращения правонарушений либо действий, препятствующих выполнению им функций члена добровольной дружины;

- осуществлять действия по пресечению правонарушений, задержанию и передаче в правоохранительные органы лиц, совершивших правонарушения;

- при пресечении правонарушений изымать в установленном порядке у правонарушителей в отсутствие сотрудников правоохранительных органов, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, военнослужащих пограничных войск Республики Беларусь орудия совершения правонарушений или иные предметы, оставление которых у правонарушителя может угрожать личной безопасности члена добровольной дружины или других лиц с последующей незамедлительной передачей таких предметов сотрудникам правоохранительных органов, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, военнослужащим пограничных войск Республики Беларусь;

- входить в клубы, кинотеатры, на стадионы, в другие общественные места и помещения с согласия владельца или уполномоченного им лица для преследования скрывающихся правонарушителей или пресечения правонарушений;

- участвовать в осуществлении оцепления (блокирования) участков местности, пропускного режима при действиях в условиях чрезвычайных ситуаций, при пресечении групповых нарушений правопорядка, проведении массовых мероприятий, мероприятий по охране и защите Государственной границы Республики Беларусь, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций по решению уполномоченных должностных лиц республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления;

- пользоваться бесплатно телефонами и иными средствами связи, принадлежащими юридическим лицам, для связи с правоохранительными органами, органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям, пограничными войсками Республики Беларусь в случаях, не терпящих отлагательства;

- использовать транспортные средства юридических лиц и граждан (кроме транспортных средств, принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, а также международным организациям, и транспортных средств специального назначения) для доставления в организации здравоохранения лиц, пострадавших от несчастных случаев или правонарушений и нуждающихся в срочной медицинской помощи;

- применять к правонарушителям физическую силу в случаях и пределах, предусмотренных Законом Республики Беларусь "Об участии граждан в охране правопорядка".

Органы местного управления, органы управления юридического лица, осуществляя руководство добровольными дружинами, организуют и направляют их деятельность, принимают меры к укреплению дружин, обеспечивают соблюдение законности в деятельности дружин, организуют их взаимодействие с государственными органами и организациями, участвующими в охране правопорядка, заслушивают сообщения и отчеты, принимают по ним необходимые меры реагирования.

23.Оперативное руководство работой дружинников осуществляет командир (штаб) добровольной дружины, который:

- проводит работу по сплочению и укреплению дружины, воспитывает у дружинников высокую дисциплинированность, чувство общественного долга, товарищества и самоотверженности;

- организует изучение дружинниками основ действующего законодательства, проведение занятий по физической подготовке, обучение их формам и методам борьбы с правонарушениями;

- планирует работу дружины, инструктирует дружинников и контролирует их деятельность;

- рассматривает составленные дружинниками материалы о правонарушениях и направляет их в соответствующие государственные органы и организации;

- отчитывается не реже одного раза в год о своей работе перед дружинниками и о работе дружины перед соответствующим органом местного управления, органом управления юридического лица;

- ходатайствует перед органами местного управления и
самоуправления, иными юридическими лицами,

- правоохранительными органами, органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям, пограничными войсками о поощрении наиболее отличившихся дружинников.

24. Районный, городской штаб добровольной дружины:
проводит организационную работу по созданию дружин и совершенствованию их деятельности;

- планирует работу добровольных дружин, разрабатывает мероприятия по взаимодействию дружин, распределяет силы по территории и направлениям их деятельности;

- проверяет деятельность дружин, принимает меры к устранению выявленных недостатков, обобщает и распространяет положительный опыт работы;

- принимает участие в разработке и осуществлении мероприятий по предупреждению правонарушений;

- ходатайствует перед органами местного управления и
самоуправления, иными юридическими лицами, правоохранительными органами, органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям, пограничными войсками Республики Беларусь о поощрении наиболее отличившихся дружинников;

- проводит собрания и конференции дружинников;

- отчитывается о работе штаба дружины перед соответствующим областным штабом добровольной дружины.

25. Областной штаб добровольной дружины:

- обобщает и распространяет положительный опыт деятельности дружин, оказывает необходимую методическую помощь в их работе;

- проверяет работу штабов дружин и принимает меры к устранению выявленных недостатков;

- проводит областные слеты дружинников, организует учебу руководителей штабов дружин;

- вносит в соответствующие государственные органы предложения по вопросам охраны правопорядка и борьбы с правонарушениями;

- отчитывается о работе штаба дружин перед исполкомом и Советом Министров Республики Беларусь.

Правоохранительные органы, органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, пограничные войска Республики Беларусь оказывают всемерное содействие и поддержку добровольным дружинам в выполнении возложенных на них задач, в установленном порядке предоставляют командирам (штабам) необходимую для деятельности информацию о правонарушениях, проводят работу по правовому обучению дружинников.

27.Правоохранительные органы, органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, пограничные войска Республики Беларусь обеспечивают организацию повседневного взаимодействия с добровольными дружинами, в необходимых случаях инструктируют дружинников, обучают их формам и методам участия в охране правопорядка, борьбы с правонарушениями, оказывают методическую помощь в планировании и учете их работы, проводят по согласованию с командирами дружин совместные мероприятия по охране общественного порядка и предупреждению правонарушений.

Во время проведения таких мероприятий оперативное руководство работой дружинников осуществляют соответствующие должностные лица правоохранительных органов, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, пограничных войск Республики Беларусь.

Меры поощрения дружинников

28. За активное участие в охране правопорядка дружинники по представлениям начальников (штабов) добровольных дружин могут поощряться органами местного управления и самоуправления, иными юридическими лицами, правоохранительными органами, органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям, командованием пограничных войск Республики Беларусь в соответствии с законодательством.

Юридические лица в пределах их компетенции могут предоставлять своим работникам, являющимся дружинниками, по представлению командиров (штабов) добровольных дружин в соответствии с коллективным договором трудовые и иные гарантии за счет собственных средств.

За особые заслуги при исполнении общественного долга и проявленные при этом мужество и героизм дружинники могут награждаться государственными наградами в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Добровольные дружины обеспечиваются необходимыми помещениями, телефонной связью, мебелью, инвентарем, оргтехникой, специальной литературой и наглядными пособиями за счет средств соответствующих местных бюджетов либо средств юридических лиц, создавших добровольные дружины, а также добровольных пожертвований юридических лиц и граждан, иных источников финансирования, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.

Правоохранительные органы, органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, пограничные войска Республики Беларусь в необходимых случаях могут предоставлять добровольным дружинам и дружинникам при выполнении ими обязанностей по охране правопорядка мобильные средства радиосвязи.

Приложение 1

К Примерному положению

О добровольной дружине

Удостоверение члена добровольной дружины по содействию в охране правопорядка в Республике Беларусь (далее - удостоверение) изготовляется на специальной бумаге светло-зеленого цвета, имеющей водяные знаки. Размер удостоверения - 10x6 см.

На лицевой стороне удостоверения в левом верхнем углу располагается надпись "РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ", в правом

"____ ОБЛАСТЬ (г. Минск)", между ними - изображение

Приложение 2

К Примерному положению

О добровольной дружине

Приложение 3

К Примерному положению

О добровольной дружине

Нарукавная повязка дружинника по охране правопорядка в Республике Беларусь представляет собой выполненную из материи красного цвета прямоугольную полосу размером 25x10 см, которая крепится на правый рукав верхней одежды.

Вдоль полосы имеется надпись красителем желтого цвета "Дружинник по охране правопорядка в Республике Беларусь".

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Ноября 2003 г. № 1537

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ЛИЧНОГО СТРАХОВАНИЯ ЧЛЕНОВ ДОБРОВОЛЬНОЙ ДРУЖИНЫ И ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ИМУЩЕСТВУ, ПРИНАДЛЕЖАЩЕМУ ЧЛЕНУ ДОБРОВОЛЬНОЙ ДРУЖИНЫ ИЛИ ЕГО БЛИЗКИМ РОДСТВЕННИКАМ

В соответствии со статьей 21 Закона Республики Беларусь от 26 июня 2003 года "Об участии граждан в охране правопорядка" Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1.Возложить проведение обязательного личного страхования членов добровольной дружины на Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах".

Утвердить прилагаемое Положение о порядке обязательного личного страхования членов добровольной дружины и возмещения вреда, причиненного имуществу, принадлежащему члену добровольной дружины или его близким родственникам.

3.Настоящее постановление вступает в силу со дня его
официального опубликования.

Исполняющий обязанности

УТВЕРЖДЕНО

Республики Беларусь

25.11.2003 № 1537

ПОЛОЖЕНИЕ

Настоящее Положение определяет порядок обязательного личного страхования членов добровольной дружины на случай гибели (смерти), заболевания, ранения (контузии), травмы или увечья (далее ранения) и возмещения вреда, причиненного имуществу, принадлежащему члену добровольной дружины или его близким родственникам, в связи с выполнением им функций по участию в охране правопорядка.

Органы местного управления и юридические лица, по решению которых созданы добровольные дружины (далее - страхователи), обязаны оказывать помощь застрахованному члену добровольной дружины и членам семьи погибшего (умершего) в получении документов, необходимых для осуществления выплаты страховых сумм.

Страхователи после наступления страховых случаев в течение десяти дней со дня представления Белгосстрахом счетов о начисленных суммах выплат с учетом расходов на проведение страхования в размере шести процентов от этих сумм перечисляют их на счет данной страховой организации.

При наступлении страховых случаев выплата страховой суммы производится Белгосстрахом по месту жительства застрахованного, а в случае гибели (смерти) застрахованного - по месту жительства членов семьи погибшего (умершего) или его иждивенцев путем перечисления страховой суммы в банк во вклад на имя получателя или перевода по почте за счет получателя.

Несовершеннолетнему или недееспособному (ограниченно дееспособному) получателю выплата страховой суммы производится только путем перечисления в банк по месту жительства во вклад на его имя с одновременным уведомлением об этом органов опеки и попечительства.

Исчисление сумм, подлежащих выплате при наступлении страховых случаев, указанных в пункте 3 настоящего Положения, осуществляется исходя из размера базовой величины, действовавшего надень наступления страхового случая.

За несвоевременно произведенную выплату страховой суммы по вине Белгосстраха застрахованному или членам его семьи (иждивенцам) выплачивается пеня за каждый день просрочки в размере, установленном Министерством финансов.

Требование о выплате страховой суммы застрахованному или членам его семьи (иждивенцам), поданное в Белгосстрах по истечении трех лет со дня наступления страхового случая, удовлетворению не подлежит.

Определение группы инвалидности, причинной связи смерти с выполнением функций по участию в охране правопорядка, степени тяжести полученного ранения производится медико-реабилитационными экспертными комиссиями.

Вред, причиненный имуществу, принадлежащему члену добровольной дружины или его близким родственникам (родителям, детям, усыновителям, усыновленным, деду, бабке, супругу супруге), путем его повреждения или уничтожения в связи с выполнением членом добровольной дружины функций по участию в охране правопорядка, подлежит возмещению указанным лицам в полном объеме за счет средств соответствующих местных бюджетов либо средств юридических лиц, создавших добровольную дружину, с дальнейшим взысканием сумм этих выплат с виновных лиц.

  «УТВЕРЖДЕНО» Постановление Бюро ЦК ОО «БРСМ» «11» ноября 2005 г.

ПОЛОЖЕНИЕ

Общие положения

Деятельность от<

Наши рекомендации