Нормативное обеспечение, теории и методики социальной работы по обеспечению реализации прав семьи и детей.

ЦЕЛЬ: Продолжить знакомство с нормами законодательства о социальном обеспечении лиц и семей, находящихся в ситуации, требующей вмешательства государственных органов социальной защиты. Научиться составлять необходимые документы, сопровождающие процедуру устройства ребенка. Продолжить отработку умений и навыков набора и редактирования текста в программе WORD.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ:

Ø Изучить положения СК РФ о лишении родительских прав и об ограничении в родительских правах.

Ø Для формирования отчета выполнить следующие работы (оформить результаты своей работы по данной теме на ПК, используя программу MS WORD).

1. Выполнить задания

Задание 1

Сделать правовой анализ ситуации (при решении необходимо ссылаться на соответствующие статьи Семейного кодекса РФ)

Ситуация 1

Родив от случайной связи девочку, Ильина отдала ее в дом ребенка. Спустя три года она забрала девочку к себе, а еще через год соседи Ильиной по коммунальной квартире обратились в местную администрацию с требованием лишить ее родительских прав. В заявлении указывалось, что Ильина ведет аморальный образ жизни (систематически пьянствует, приводит домой разных мужчин), за дочерью не следит. Девочка всегда голодная, запущенная, предоставлена самой себе, одежды у нее почти нет, она практически не разговаривает. Когда у матери собирается очередная компания друзей, ей приходится спать в коридоре или у добросердечных соседей.

Имеются ли основания для лишения Ильиной родительских прав? Какой орган рассматривает дела о лишении родительских прав? Кто вправе требовать лишения родительских прав? Назовите правовые последствия лишения родительских прав. Если Ильина будет лишена родительских прав, может ли она через некоторое время ставить вопрос о восстановлении в родительских правах?

Ситуация 2

Супруги Серегины употребляли наркотики в течение многих лет. Дети Серегиных четырех и шести лет практически жили на улице и питались тем, что дадут соседи. Родители, часто находясь в состоянии наркотического опьянения или ломки, совершенно забывали об их существовании. Однако в минуты просветления Серегины относились к детям ласково, пытались проявлять заботу и даже читали детские книжки. Когда же четырехлетний ребенок погиб, выпав из раскрытого окна пятого этажа, соседи обратились в органы опеки и попечительства с просьбой устроить судьбу шестилетнего мальчика Серегина, передав его на воспитание в детский дом.

Какими должны быть действия органов опеки и попечительства в этом случае?

Ситуация 3

Девятилетний Коля Панов проживал с отцом и мачехой, поскольку его мать умерла при родах. Отец Коли тяжело переживал смерть первой жены и второго ребенка, стал злоупотреблять спиртным. Отец женился вновь через год после смерти матери Коли. Мачеха была женщиной доброй, своих детей не имела и относилась к Коле с вниманием и заботой. Однако отец пить не бросил и часто находился в состоянии запоя, в таком состоянии был злым и агрессивным. Однажды в припадке пьяной ревности отец убил мачеху. Преступление было квалифицировано как умышленное убийство.

Является ли указанное обстоятельство основанием для лишения родительских прав? Может ли лишение родительских прав быть произведено в порядке уголовного судопроизводства?

Ситуация 4

В июне 2010 г. в связи с систематическим пьянством и аморальным поведением супруги Дятловы по решению суда были лишены родительских прав в отношении их сына Бориса, 2002 г. р. После этого мальчик был передан под опеку своего дальнего родственника Э. И. Никонова и проживал более года в его семье. В течение 2011 г. Дятловы прошли курс лечения от алкоголизма и трудоустроились. В марте 2012 г. Дятловы обратились в суд с исковым заявлением о восстановлении их в родительских правах и возврате сына. В судебном заседании представитель органа опеки и попечительства дал заключение о возможности восстановления Дятловых в родительских правах с учетом изменения в лучшую сторону их образа жизни и поведения. Однако опрошенный судом Борис заявил о своем категорическом несогласии возвращаться к родителям, обоснован это тем, что не может забыть прошлое поведение родителей и их плохое отношение к нему.

Какое решение должен принять суд по исковому заявлению Дятловых? Обязателен ли учет мнения ребенка при рассмотрении вопроса о восстановлении родительских прав?

Ситуация 5

После длительной тяжелой болезни Королев, имеющий несовершеннолетнего сына, решил переехать вместе с ним из областного центра в районный. Он обменял приватизированную двухкомнатную квартиру, в которой проживал вместе с сыном на однокомнатную квартиру в районном центре. Перед переездом большую часть мебели Королев продал соседям за полцены, а телевизор, радиотехнику и ковер подарил приятелям. Узнав о действиях Королева, его сестра И. В. Веснина предъявила в суд иск о возврате мебели и другого имущества и о признании обмена квартирами недействительным, поскольку Королев после перенесенной болезни явно недееспособен, о чем свидетельствуют его странные поступки. По мнению Весниной, в результате его действий существенно ущемляются права ее племянника, которой рано лишился матери и воспитывается только отцом.

Можно ли считать действия Королева противоречащими интересам ребенка? Имеет ли ребенок право собственности на имущество родителей? Согласие какого органа необходимо для отчуждения жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние дети собственника жилого помещения?

Ситуация 6

После расторжения брака супругов Григорьевых их семилетний сын был по решению суда оставлен у матери. Родители договорились, что отец будет встречаться с мальчиком дважды в месяц. Спустя год Григорьева вышла замуж и в целях укрепления отношений между ее новым мужем и мальчиком стала всячески препятствовать общению отца с сыном. Она не разрешала мальчику гулять на улице, где его мог увидеть отец, а потом увезла к своей матери в деревню. Узнав, где находится сын, отец приехал в деревню и, вопреки возражениям бабушки, увез его к себе домой. Мать предъявила в суд иск об отобрании ребенка. Какое решение должен вынести суд? При каких обстоятельствах возможно отобрание ребенка? Каковы порядок и правовые последствия отобрания?

Задание 2

Составить акт обследования жилищных условий ребенка, проживающего в приемной семье (опекунской, семье, неблагополучной семье и т.д.).

Задание 3

Составить ходатайство органа опеки и попечительства в органы исполнительной власти об отобрании ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью и временном помещении ребенка в социальное учреждение (по выдуманной фабуле).

Задание 4

Разработать план социальной работы с ребенком (группой детей), страдающим различными формами девиации (бродяжничество, употребление ПАВ, аутизм и т.д.)

Задание 5

Составить 2-3 задачи для коллективного анализа по темам «Лишение родительских прав», «Ограничение в родительских правах», «Восстановление родительских прав»

Инструкционная карта №15

Наши рекомендации