Кредитная рестрикция – есть ограничение эмиссии и кредитования.
Политика «дорогих денег» применяется в условиях роста общего уровня цен.
Инструменты, используемые ЦБ при кредитной рестрикции:
- реализация ценных бумаг (идет процесс изъятия денег из обращения);
- параллельное увеличение нормы резерва и учетной ставки.
В итоге:
- предложение денег уменьшается;
- ставки процента коммерческих банков возрастают;
- сокращается объем инвестиций предприятий;
- уменьшается рост цен.
Факторы эффективности кредитной экспансии и рестрикции:
1. скорость принятия решений ЦБ (как правило решение об изменении фискальной политики принимаются парламентом и долго обсуждаются);
2. степень изоляции руководителей ЦБ от давления групп-лобби. Лобби – политическая группа людей.
Основные цели ДКП:
- увеличение реального ВВП
- снижение уровня безработицы
- стабилизация цен
- достижение устойчивости платежного баланса.
Выбор правильной концепции денежно-кредитной политики в России весьма затруднен. Это связано с тем, что, с одной стороны, в стране действуют инфляционные факторы, которые требуют сокращения денежной массы, что предполагает использование кредитной рестрикции, но, с другой стороны, государству необходимы инвестиции, для чего нужно проводить политику кредитной экспансии. Поэтому денежно-кредитная политика должна сочетаться с гибкой бюджетной, налоговой и структурной политикой Правительства Российской Федерации. (с 18.12.2017 г. ставка рефинансирования на уровне – 7,75%. Однако ставки по кредитам в других банках могут быть меньше где есть государственная поддержка. Например, Кошелев банк, 5% ставка под конкретный проект)
Сегодня Банк России достаточно четко определяет цель денежно-кредитной политики – таргетирование инфляции – и конкретные меры, направленные на поддержание стабильности внутренних цен и валютного курса российского рубля.
Согласно статьи 34.1 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»: «Основной целью ДКП является защита и обеспечение устойчивости рубля посредством поддержания ценовой стабильности, в том числе для формирования условий сбалансированного и устойчивого экономического роста».
Методыденежно-кредитной политики – это совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты (банки, налоговые службы и т.д.) денежно-кредитной политики воздействуют на объекты (налоговая ставка, ставки по кредитам и т.д.) для достижения поставленных целей. Современную систему методов денежно-кредитной политики можно классифицировать по различным признакам.
1. В зависимости от связи метода денежно-кредитной политики с поставленной целью различают прямые и косвенные методы.
Прямые методы - это административные меры в форме различных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Максимальные размеры ставок по кредитам или депозитам (вклад в банке) являются примерами мер контроля в области процентных ставок. Введение прямых ограничений для отдельных банков в отношении сроков, величины и других условий предоставления кредитов – это прямой (административный) метод.
Реализация этих методов дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка за максимальным объемом или ценой депозитов и кредитов, за количественными (денежное предложение) и качественными (спрос на деньги) переменными денежно-кредитной политики. При использовании прямых методов временные лаги (интервалы) денежно-кредитной политики сокращаются.
Прямые методы легче применять, они требуют меньше затрат, последствия их применения более предсказуемы.
Вместе с тем прямые методы денежно-кредитной политики являются грубыми методами внешнего воздействия на функционирование субъектов денежного рынка, затрагивают основы их экономической деятельности. Они могут противоречить микроэкономическим интересам кредитных организаций, вести к неэффективному распределению кредитных ресурсов, к ограничениям межбанковской конкуренции, затруднениям в появлении новых финансово устойчивых институтов на банковском рынке.
Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют больший временной лаг.Последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов,однако их применение не приводит к деформациям рынка. Естественно, что эффективность использования косвенных методов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. Установление официальной учетной ставки – это косвенный метод.
2.В зависимости от связи спроса и предложения с поставленными целями ДКП различают:
1. Методы регулирования денежного предложения.Под предложением денег понимается денежная масса, находящаяся в обращении и складывающаяся из соответствующих денежных агрегатов. Методы регулирования денежного предложения зависят от целей, которые ставятся в рамках денежно-кредитной политики конкретной страны:
1. Если целью денежно-кредитной политики является поддержание на неизменном уровне количества денег в обращении, то проводится жесткая рестрикционная политика преимущественно методами количественных ограничений.
2. Целью денежно-кредитной политики государства может быть и поддержание фиксированной ставки процента для стимулирования или, наоборот, сдерживания инвестиций. Такая денежно-кредитная политика называется гибкой. В случае выбора гибкой монетарной политики регулирование денежного предложения будет допускать колебания денежной массы в зависимости от изменения ставки процента.
Денежная масса – совокупность наличных денег в обращении и остатков безналичных на счетах, которыми располагают физические, юридические лица и государство.
2. Методы регулирования денежного спроса.Спрос на деньги как объект денежно-кредитной политики формируется из спроса на деньги как
2.1.средство обращения (например, спрос на деньги для совершения сделок)
2.2.спроса на деньги как средство сохранения стоимости (иначе, спрос на деньги как на активы, спрос на запасную стоимость или спекулятивный спрос).
Спрос на деньги как на активы – это спрос на ликвидные активы, которые люди желают иметь в определенный момент времени на данном уровне дохода.
Спрос на деньги как на запасную стоимость – это запас ценности как средство сохранения стоимости.
Спекулятивный спрос – это спрос на деньги, основанный на убежденности спекулянтов в том, что процентные ставки будут расти, что повлечет за собой падение цен на облигации. Следовательно, окажется разумным придержать деньги дожидаясь этого падения и лишь потом инвестировать.
2.1. Спрос на деньги как средство обращения определяется уровнем номинального ВВП (прямо пропорционально). Чем больше доход в обществе, чем больше совершается сделок, чем выше уровень цен - тем больше потребуется денег для реализации экономических сделок в рамках национальной экономики.
2.2. Спрос на деньги как средство сохранения стоимости зависит от величины номинальной процентной ставки (обратно пропорционально). Также надо отметить, что при владении деньгами в форме наличности и чековых вкладов, не приносящих владельцу процентов, возникают определенные вмененные (альтернативные) издержки (часть денег съедает инфляция) по сравнению с использованием сбережений в виде ценных бумаг (т.к. предусмотрен рост денежной массы за счет процентов).
Номинальная процентная ставка - это процентная ставка по ценной бумаге с фиксированным процентом от ее номинальной стоимости (а не от рыночной).
Номинальный ВВП– ВВП, рассчитанный в текущих ценах.