Законодательная база лизинга
Началом правового регулирования лизинга в России можно считать 1994 год, когда был принят Указ Президента РФ 07 17.09.94г. № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности», несмотря на то, что Оттавская конвенция о международном финансовом лизинге 1988 года (Конвенция УНИДРУА) разрабатывалась с участием представителей СССР. И хотя данный указ не содержит норм, направленных на непосредственное урегулирование правоотношений, связанных с лизингом имущества, а лишь поручает Правительству РФ разработать и в месячный срок утвердить Временное положение о лизинге, нужно отдать ему должное как первому правовому акту в области лизинга в России, имеющему важное значение в правовом регулировании отношений в сфере лизинга имущества, а также присоединении России к Конвенции УНИДРУА [3].
Следующим значительным шагом в развитии правового регулирования лизинга явилось Постановление Правительства РФ от 29 июня 1995 г. № 633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» и утверждённое им «Временное положение о лизинге», в котором была несколько скорректирована позиция, содержащаяся в Указе от 17 сентября 1994г.№ 1929, относительно понятия «лизинг» в сторону договорной природы лизинговых отношений. [3].Так, в п.1 положения понятие «лизинг» употребляется в двух разных значениях: во – первых, с экономической точки зрения лизинг представляет собой один из видов предпринимательской деятельности, одну из форм коммерческого инвестирования временно свободных либо специально привлечённых для этих целей денежных средств; во – вторых, с юридической точки зрения под лизингом понимается договор финансовой аренды (лизинга).
В число объектов договора лизинга Временное положение включило любое движимое и недвижимое имущество, относящееся к основным средствам. Субъектами лизинговых правоотношений согласно Временному положению были признаны:
· в качестве лизингодателя –юридические лица, осуществляющие лизинговую деятельность, или граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;
· в качестве лизингополучателя –юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, или граждане – индивидуальные предприниматели, получающие имущество в пользование по договору лизинга;
· в качестве продавца лизингового имущества –юридические лица – изготовитель машин и оборудования, а также иные организации и граждане, продающие имущество являющиеся объектом лизинга (п.3).
Временным положением было скорректировано и другое положение Указа № 1929, согласно которому лизинговые организации могли создаваться только как акционерные общества. Временное положение разрешило лизинговым организациям создаваться и в других организационно-правовых формах.
Основные признаки договора лизинга были определены Временным положением сформулировав чёткие требования, предъявляемые к любому договору лизинга:
· во – первых, право выбора объекта лизинга и продавца принадлежит лизингополучателю, если иное не предусмотрено договором;
· во – вторых, предмет лизинга используется лизингополучателем только в предпринимательских целях;
· в–третьих, лизинговое имущество приобретается лизингодателем у продавца только при условии передачи его в лизинг лизингополучателю;
· в – четвёртых, сумма лизинговых платежей за весь период лизинга должна включать полную стоимость имущества в ценах на момент заключения сделки (п.6).
В договоре лизинга могло предусматриваться право выкупа лизингового имущества лизингополучателем по истечении или до истечения срока лизинга. По соглашению сторон в договоре могла предусматриваться также ускоренная амортизация лизингового имущества.
О понимании существа лизинга и о стремлении придерживаться основных принципов Оттавской конвенции свидетельствует также то, что Временное положение не распространило своё действие на иные договорные отношения, при которых имущество передаётся арендатору на срок, существенно меньший нормативного срока службы имущества (обычная аренда, прокат). Лизингодатель был вправе, если иное не указано в договоре лизинга, использовать предмет лизинга в качестве залога (п.11). С момента поставки лизингового имущества лизингополучатель наделялся правом предъявления претензий продавцу в отношении качества, комплектности, сроков поставки и других случаев ненадлежащего исполнения обязательств по договору купли-продажи, заключённому между продавцом и лизингодателем. Лизингодатель нёс ответственность перед лизингополучателем лишь в случае, если выбор имущества осуществлялся им по поручению лизингополучателя (п.16). Основные обязанности лизингополучателя заключались в обеспечении сохранности лизингового имущества, а также своевременной уплате лизинговых платежей. На него же возлагались все расходы возникающие в связи с эксплуатацией, техническим обслуживанием, по ремонту и страхованию лизингового имущества. Иное распределение расходов сторон могло быть установлено договором лизинга (п.17-18) [3].
Размеры, способ, форма и периодичность лизинговых платежей определялась в договоре лизинга по соглашению сторон. Общая сумма лизинговых платежей должна была включать:
1. сумму, возмещающую полную стоимость лизингового имущества;
2. сумму, компенсирующую расходы лизингодателя, связанные с получением и использованием кредитных ресурсов для приобретения имущества;
3. вознаграждение лизингодателя;
4. сумму, выплаченную за страхование имущества в случае страхования его лизингодателем;
5. иные затраты лизингодателя, предусмотренные договором лизинга.
Лизинговые платежи должны были включаться в себестоимость продукции (работ, услуг), производимой лизингополучателем (п.19). Риск случайной гибели, утраты, порчи лизингового имущества возлагался на лизингодателя, однако договором лизинга был предусмотрен переход указанного риска к лизингополучателю с момента поставки ему имущества (п.15). В качестве последствия нарушения лизингодателем и лизингополучателем условий договора лизинга Временное положение наделяло соответствующего контрагента правом требовать расторжения договора в установленном порядке. Кроме того, сторонам предписывалось в обязательном порядке включать в договор условие о санкциях за неуплату или несвоевременную уплату лизинговых платежей (п.13-14) [3].
Следующим шагом Правительства РФ в деле регулирования лизинговых правоотношений было утверждение «Положения о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации (Постановление правительства РФ от 26 февраля 1996г. № 167) [3]. В отличие от ранее действовавшего Положения, во вновь утверждённом Положении существовали некоторые различия в порядке лицензирования резидентов – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица и нерезидентов. Осуществляло лицензирование лизинговой деятельности Министерство экономического развития и торговли РФ. Лицензионными требованиями являлось соблюдение законодательства и осуществление деятельности в качестве лизингодателя на основании договора лизинга. Положение содержало перечень необходимых документов, порядок оформления и переоформления лицензии, указывало срок действия лицензии – не более 5 лет, основания аннулирования лицензии, приостановления её действия, другие положения.
После введения в действие с 01 марта 1996г. Части II Гражданского кодекса РФ, содержащую в Главе 34 параграф 6 «Финансовая аренда (лизинг)» вышеназванные нормативные акты о лизинге сохранили своё действие лишь в части, не противоречащей параграфам 1 и 6 Главы 34 ГК РФ [1].
Постановления правительства РФ по различнымвопросам лизинговой деятельности продолжали издаваться и после принятия Части II Гражданского кодекса РФ, однако они носили организационный характер и не содержали положений, направленных на позитивное регулирование договора лизинга. Иллюстрацией к сказанному могут служить, в частности, Постановление Правительства от 21 июля 1996г. № 915 «О мероприятиях по развитию лизинга в РФ на 1997-2000 годы» [3]. Данным Постановлением предусмотрены: подготовка предложений о снижении ставок таможенных пошлин; разработка методических указаний по проведению международных лизинговых операций; решение вопросов, связанных с созданием ассоциаций лизинговых компаний, инвестиционного лизингового консорциума коммерческих банков и т.п.
Несколько иной характер носилоПостановление Правительства РФ от 03 сентября 1998г. № 1020, которым утверждён «Порядок предоставления государственных гарантий на осуществление лизинговых операций» [3]. Основной целью предоставления государственных гарантий является стимулирование, более широкое привлечение частных инвестиций в сфере финансового лизинга как формы инвестиционной деятельности.
Хотя ГК РФ не предусматривает принятие каких-либо иных федеральных законов и других правовых актов, направленных на регулирование договора лизинга, однако Государственной Думой Федерального Собрания РФ 11 сентября 1998г. был принят Федеральный закон «О лизинге», который впоследствии был одобрен Советом Федерации 14 октября 1998г. и подписан Президентом РФ 29 октября 1998г. [2].
Многие практики и особенно теоретики права сходились во мнении, что первоначальная редакция Закона содержала множество недостатков и вносила юридическую неразбериху при осуществлении лизинговых операций. Складывается впечатление, что его разработчики при подготовке законопроекта и законодатель в процессе принятия Закона исходили из того, что в российском и международном праве отсутствуют какие-либо нормы, регулирующие договор лизинга. Только этим можно объяснить наличие в данном Федеральном законе большого числа положений, противоречащих не только нормам ГК РФ, но и Конвенции о международном финансовом лизинге. Вносимые изменения в указанный закон несколько устранили имеющиеся его недостатки.
Положительной чертой Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)» является наличие в нём норм, предусматривающих льготы для участников лизинговых отношений в области валютного, налогового и таможенного законодательства. Так, лизингодателю предоставлено право без лицензии Центрального банка России осуществлять международные операции, связанные с движением капитала, привлекать денежные средства от нерезидентов РФ в целях приобретения предмета лизинга, в том числе на срок более шести месяцев,но не превышающий срока договора лизинга. Ввоз на территорию РФ и вывоз с её территории предмета лизинга в целях его использования по договору лизинга на срок более шести месяцев, а также оплата полной суммы договора лизинга за период, превышающий шесть месяцев, не считаются валютными операциями, связанные с движением капитала. Однако, с точки зрения эффективного применения указанных норм было бы предпочтительней включить их соответственно в законодательство о валютном регулировании и валютном контроле, налоговое и таможенное законодательство.
Отметим также некоторые положения Закона, имеющие немалое практическое значение во взаимоотношениях между участниками лизингового договора и налоговыми органами:
· Во-первых, лизинговые платежи должны относиться лизингополучателем на себестоимость продукции (работ, услуг), производимой с использованием объекта лизинга, или на расходы, связанные с основной деятельностью, т.е. указанные суммы не включаются в налогооблагаемую базу лизингополучателя для начисления налога на прибыль.
· Во-вторых, стороны договора лизинга вправе по взаимному соглашению применять ускоренную амортизацию предмета лизинга. Амортизационные отчисления производит балансодержатель предмета лизинга.
· В-третьих, доходом лизингодателя по договору лизинга является его вознаграждение, а прибылью – разница между доходами лизингодателя и его расходами на осуществление основной деятельности лизингодателю.
2.2 Результатылизинговой деятельности в России
Лизинговые операции использовались еще в СССР.
В России в 1990 г. стали создаваться специализированные лизинговые компании. Компания «Балтийский лизинг» занималась лизингом морских и речных судов, автотранспорта, компьютеров, объектов недвижимости, торгово-лизинговая компания «Россия» - лизингом станочного оборудования, электронных систем, прокатных станов.
Активизировалась лизинговая деятельность в России после 1994 г. Активизация лизинговой деятельности объясняется тем, что, с одной стороны, в стране были сформированы определенные рыночные структуры, которые предопределяют эффективное использование лизинговых операций. С другой стороны, стала остро выявляться необходимость в инвестициях для обновления производственно-технического потенциала предприятий, для приобретения конкурентоспособной техники. Потребность в инвестициях не могла быть удовлетворена традиционными методами. Использование же лизинга позволяло получить дополнительный источник для реализации инвестиционных процессов.
Считается, что важным этапом в развитии лиизинговых сделок в России являются операции Международного промышленного банка (МБП) [4, с. 11]. В 1994г. банком был прокредитован проект нефтеперерабатывающего завода, нацеленный на создание нефтяных коксов для использования в электродной и алюминиевой промышленности. Освоение этой продукции позволило освободиться от импорта, улучшить экологическую обстановку в районах, где расположены предприятия электродного и алюминиевого производства. МБП был подготовлен также ряд программ, предусматривающих использование лизингового механизма для развития промышленности Камчатки, Хабаровского края и других районов Дальнего Востока.
В 1994 году на основе объединения 15 российских лизинговых компаний была создана Российская ассоциация лизинговых компаний (Рослизинг). Рослизинг выполняет методические, организационные и информационные функции, предусматривающие развитие лизинга в России. Средиэтихфункцийважнейшимиявляютсяследующие:
àсодействие развитию рынка лизинговых услуг;
àразработка совместно с органами государственного управления стратегических направлений и программы развития лизинга в России;
àподготовка проектов законодательных актов, юридических и правовых основ внутреннего и международного лизинга;
àпредставление и защита интересов членов Ассоциации в государственных органах, экономических, внешнеторговых и общественных организациях как на территории России, так и за рубежом;
àкоординациядеятельностилизинговыхорганизаций;
àобъединение их средств для осуществления совместных проектов.
Рослизинг – член Европейской лизинговой ассоциации «Евролизинг».
Оригинальный подход к внедрению лизинговых операций проявила нефтяная корпорация «ЛУКойл». В конце 1995 г. она учредила лизинговую компанию «ЛК-Лизинг», которая взяла на себя поставки оборудования для всех дочерних структур холдинга. Переход к лизингу руководство объединения объясняет серьезными налоговыми льготами, возникающими при таком методе поставок оборудования [5, с. 10].
В 1995 г. в Лондоне и Франкфурте-на-Майне были проведены первые международные конференции с участием российских лизинговых компаний.
В настоящее время в России функционирует значительное число лизинговых компаний различных направлений деятельности. Основными объектами лизинговой деятельности являются: легковые автомобили, удельный вес которых достигает 39 % от всех лизинговых сделок; 24 % приходится на машины и промышленное оборудование; 14 % - накомпьютеры иофисное оборудование;14 % - нагрузовыеавтомобили; 4 % - на самолеты, суда, железнодорожный состав; 5 % - на прочее оборудование.
Доля лизинга в ВВП в 2017 году составила 2,1%, а в инвестициях в основные средства — 11%. В мировой практике максимальные значения этих показателей составляют 5% и 38% соответственно. Российский лизинговый рынок может побить этот рекорд уже к 2023 году [9].
2.3Перспективы лизинговой деятельности в России в условиях мирового финансового кризиса
2.3.1 Лизинг автотранспорта
На международной конференции «Лизинг в России: Возрождение надежд в эпицентре глобального финансового кризиса», прошедшей в Барселоне 30—31 октября 2008 года и собравшей руководителей лизинговых компаний, на долю которых приходится две трети российского лизинга, отмечалось, что, несмотря на всю пагубность, кризис — наиболее подходящее время, чтобы остановиться, оглянуться, объективно определить, каковы перспективы лизинговой отрасли, как позиционируется та или иная компания на рынке, в отдельных его сегментах, в регионах; разработать сценарии деятельности в посткризисный период.
В 2007 году стоимость новых договоров лизинга коммерческого автотранспорта достигла $7549 млн. Почти две трети этой суммы приходилось на лизинг грузовиков, более четверти — на легковые автомобили и десятая часть — на автобусы и пассажирские микроавтобусы.
Причем в течение пяти лет среднегодовые приросты составляли 81,7%[11].Финансовый кризис внес существенные коррективы в эту динамику. Действительно, ряд лизинговых компаний приостановил фондирование новых проектов, повысился объем неплатежей лизингополучателей, началось сокращение персонала лизингодателей, сужение филиальной сети. Оказались затронутыми интересы практически всех лизинговых компаний, а также поставщиков автотранспорта, лизингополучателей. То обстоятельство, что некоторые лизингодатели сообщают о росте своего бизнеса, несмотря на все проблемы, привнесенные кризисом, только отчасти скрашивают общую негативную картину.
Последние изменения в налогообложении отличаются дуализмом. Отменена ускоренная амортизация для первых трех амортизационных групп, и это приведет к сокращению лизинговых сделок с малолитражными автомобилями. В то же время сняты ограничения по применению замедленной амортизации для легковых автомобилей стоимостью свыше 600 тыс. руб. и пассажирских микроавтобусов, цена которых превышает 800 тыс. руб. В результате налоговые изменения приведут к удлинению средних сроков договоров лизинга коммерческого автотранспорта [11].
С 1 января 2009 года уменьшилась на четыре процентных пункта ставка налога на прибыль, что, конечно, приветствуется. Однако налоговое преимущество приобретения автотранспорта по лизингу по сравнению с кредитом несколько сократится.
В других странах сокращались льготы по лизингу, но при этом объемы нового бизнеса росли. Это обусловлено тем, что увеличивалось количество нужных пользователям услуг. Цена лизинга всегда важна и значима, но она нередко отступает на второй план по сравнению с услугами, предоставляемыми лизингодателями. В отечественном лизинге автотранспорта их насчитывается до 30. Например, «Глобус-Лизинг», «КамАЗ-Лизинг» в рамках полнооперационного лизинга удовлетворяют потребности клиентов в текущем и капитальном ремонте, выезде специалистов к месту нахождения техники, сервисном обслуживании по нормам производителя, оперативной доставке запчастей, возможности транспортировки автомобилей в регионы, подменном автомобиле на период ремонта и сервисного обслуживания и т. д.
Ряд лизинговых компаний столкнулись с требованиями банков изменить процентные ставки по действующим договорам. На конференции в Барселоне представители германских компаний заявили, что в их стране такая практика недопустима. У нас же это становится обычаем делового оборота. Поскольку погашение задолженности по кредитам осуществляется за счет лизинговых платежей, то лизингодатели вынуждены заниматься пересчетом сумм к уплате по договорам лизинга. Лизингополучателям стали предлагать досрочное завершение сделок.
Осенью 2008 года участились дефолты лизингополучателей. Ранее отношение суммы задолженности по договорам, по которым предусматривалось изъятие имущества у неисполнительного лизингополучателя, к величине всего портфеля лизинговой компании составляло 0,3—0,5%. Сейчас этот показатель вырос почти на порядок [11].
Лучшим исходом для лизингодателей по сделкам с лизингополучателями, находящимися в предбанкротном состоянии, является получение своей собственности обратно. Последующая продажа автотранспорта позволяет сократить потери. Худший сценарий для лизингодателя — это судебное разбирательство, растянутое во времени. Правда, Федеральная служба судебных приставов по инициативе секции лизинга ТПП РФ 30 октября 2008 года приняла решение считать правомерным внесудебное взыскание на основании исполнительной надписи нотариусов.
Некоторые лизингодатели, например «КамАЗ-Лизинг», во взаимоотношениях с неисполнительными лизингополучателями стали использовать нормы законодательства о банкротстве, позволяющие инициировать процедуру банкротства при двух подряд неплатежах и сумме задолженности свыше 100 тыс. руб. Таким образом можно преодолеть нежелание платить, когда средства на счете лизингополучателя имеются.
Лизингом различных видов автотранспортных средств занимается более двух десятков компаний, учредителями которых выступают западные автоконцерны, зарубежные лизингодатели, банки, инвестиционные фонды. В 2007 году удельный вес этих компаний в общем объеме автолизинга России составлял 32%. В первой половине 2008 года данный показатель превысил уровень 40%, а по итогам года повысился еще на несколько процентных пунктов. Растут портфели у Europlan, «Вольво финанс сервис Восток», ГК «Скания Лизинг». Это обусловлено большими возможностями в части привлечения финансирования; ростом обращений к ним компаний, которые не смогли получить кредиты в банках либо заявки которых не рассматривались лизингодателями, сократившими или приостановившими свою деятельность [11].
Выработка на одного работника у таких крупных немецких лизингодателей автотранспорта, как DeutscheLeasing и VR-Leasing, составляла соответственно ?4738 тыс. и ?2359 тыс. в год. Для сравнения отметим, что в компаниях, работающих на российском рынке,— ГК «Скания Лизинг» и Europlan — аналогичные показатели равнялись ?4241 тыс. и ?318 тыс. в год [11].
Объем финансирования новых договоров лизинга в 2007 году составил $22 млрд. В 2008 году этот показатель сократился, несколько изменилась и структура финансирования[11].
Отметим два варианта прогноза относительно перспектив финансирования лизинга в России. Первый — пессимистический. Все очень плохо. Кредитование почти закрывается для большинства лизинговых компаний на продолжительный срок, и многие лизингодатели сворачивают свою деятельность. При таком сценарии будет нанесен более чем существенный ущерб всей экономике России и в особенности ее инвестиционной сфере.
Второй сценарий — оптимистический. Предоставляемые на долгосрочный период средства в банковский сектор многих стран и России предусматривают платность, срочность, возвратность. Эти деньги надо отработать, их надо вернуть и, кроме того, заплатить проценты за право пользования. Наиболее привлекательный инструмент для решения этих задач — лизинг. Высокая доходность на российском рынке, увеличение разницы между ставками в мире и в России при банковском кредитовании, по облигационным купонам, при секьюритизации лизинговых активов, других позиций финансирования в конечном итоге приведет к переливу капитала. Капитал всегда стремится туда и постольку, где и поскольку для него созданы более благоприятные условия, в том числе по повышению уровня доходности на вложенные средства. Но это произойдет не сразу. Понадобятся месяцы, чтобы финансовые потоки начали восстанавливаться.
Вероятно повышение конкуренции на рынке капитала, которая, в свою очередь, повлияет в дальнейшем на сокращение ставок на отечественном рынке. В результате возможное уменьшение темповых характеристик развития лизинга автотранспортных средств в 2008—2009 годах может смениться их последующим ростом в 2010—2011 годах.
Возможность вырваться вперед, скорее всего, получат те лизинговые компании, которые сумеют привлечь более дешевые финансовые ресурсы. В связи с этим усилится процесс концентрации лизингового бизнеса и получат развитие сделки слияний и поглощений лизинговых компаний, купли-продажи контрактов и портфелей.
Leaseurope применяет упрощенную методологию расчета уровня концентрации, согласно которой расчет ведется по количеству компаний, владеющих определенной частью лизингового рынка. В России четверть рынка автолизинга приходилась на долю пяти лизингодателей, половина — у 14 компаний.
По данным Ассоциации лизинговых компаний Италии, на долю первых 15 лизингодателей коммерческого автотранспорта этой страны приходилось 43,4% стоимости всех сделок. Для сравнения отметим, что в России уровень концентрации автолизинга был более высоким — 51,8% [11].
На конференции в Барселоне и в обращении правительства к Северо-Западной лизинговой ассоциации предлагалось:
— предоставить лизинговым компаниям, как и банкам, право на получение кредитов на поддержание ликвидности и на реализацию новых проектов. Это позволит повысить контроль за обоснованным использованием государственных средств в период кризиса;
— предусмотреть при выдаче кредитов банкам адресность их использования, указав, что в определенном объеме они должны быть направлены для реализации инвестиционных проектов, включая лизинговые;
— ввести мораторий на одностороннее повышение банками ставок по уже заключенным договорам;
— предусмотреть введение в действие механизма ускоренной амортизации с коэффициентом не выше трех при линейном методе начисления амортизации для первых трех амортизационных групп с 1 января 2010 года. Это позволит не нарушить принципы Гражданского и Налогового кодексов по двум основаниям: закон обратной силы не имеет; вносимые изменения не должны привести к ухудшению положения налогоплательщика;
— законодательно закрепить в Налоговом кодексе право лизинговых компаний на использование инвестиционной льготы, предоставленной производственным предприятиям, и др.
Скорее всего, предложенные меры позволят придать импульс инвестиционной активности в стране, поскольку в деятельности лизинговых компаний аккумулируются интересы большого количества предприятий и организаций.