Предприятие «Америка инкорпорейтед»: абсолютный банкрот
Другой ориентир для оценки относительного уровня задолженности Америки ‑ совокупные активы различных секторов экономики. По данным ФРС, в начале 2012 года они составили 83 трлн долл., основными компонентами этого показателя были (трлн долл.):
Активы сектора домашних хозяйств ‑ 59,5
Активы сектора корпораций ‑ 16,5
Активы малого бизнеса ‑ 7,1
Конечно, приведенные данные об активах Америки крайне неточные. Во‑первых, в общую оценку не включены активы государственного сектора. Во‑вторых, значительная часть активов представляет собой финансовые, а не физические активы. Особенно это справедливо относительно сектора корпораций. Причем часть финансовых активов сектора корпораций ‑ «токсичные», т.е. это ценные бумаги, мало отличающиеся от обычной макулатуры. Но если первый фактор означает недооценку активов Америки, то второй ‑ их переоценку. Поэтому в первом приближении можно использовать указанную цифру активов для оценки того, насколько обеспечены долги Америки.
Отношение величины «рыночных» долгов Америки к ее активам в начале 2012 года составило 69%, «нерыночных» долгов ‑ 142%, а всех долгов ‑ 211%. Иначе говоря, стоимость имеющегося в Америке имущества в два раза меньше, чем объем всех ее долгов! Не надо быть экономистом и бухгалтером для того, чтобы на основании приведенных цифр сделать единственно возможное заключение: Америка (предприятие «Америка инкорпорейтед») является абсолютным банкротом!
Наиболее корректно было бы сравнивать долги Америки с национальным богатством, которое выступает совокупным обеспечением долга. По оценкам специалистов Института экономики РАН, сделанным на основе первичных данных Всемирного банка, национальное богатство США на стыке XX и XXI вв. составляло примерно 124 трлн долл. в текущих ценах. Однако большая часть этой величины приходилась на так называемый «человеческий капитал». Если взять материально‑вещественную составляющую национального богатства, то она оценивалась в 24 трлн долл.[1303]. С момента проведенной оценки прошло уже более десятилетия. Предположим, что за указанный период цены на основные элементы материального богатства Америки возросли в два раза. Но даже в этом случае совокупный рыночный долг Америки окажется меньше материального национального богатства страны. Это явный признак того, что эта страна уже является банкротом, но ее власти тщательно маскируют этот факт.
Следует отметить, что за последние годы как в нашей стране, так и за рубежом делалось немало оценок уровня задолженности Америки. Приведем примеры некоторых таких оценок.
Оценка нашего российского эксперта А. Соломатина. Он представляет «экономику» США как одно большое предприятие (назовем его «Америка инкорпорейтед»). У этого предприятия в обобщенном виде будет такой бухгалтерский баланс (по состоянию на конец 2005 года, млрд долл.; в ценах 2000 г.):
Данный баланс составлен А. Соломатиным на основе расчетов, которые он произвел, пользуясь данными официального сайта Бюро экономического анализа США. Как отмечает автор данного баланса, последние имеющиеся данные ‑ на 2005 год[1304]. Какие выводы можно сделать на основе представленного баланса?
Во‑первых, большая часть так называемого «богатства» Америки (все активы) ‑ это финансовые активы. На физические активы (здания, сооружения, машины, оборудование, другие основные фонды, запасы сырья), т.е. все то, что традиционно и входило в понятие «национальное богатство», приходилось менее 1/4 . То есть богатство Америки ‑ «дутое», сплошная «пена» .
Во‑вторых, активы предприятия «Америка инкорпорейтед» сформированы в основном за счет заимствований. На внутренние источники, или «сбережения», приходилось немногим более 1/5 всех привлеченных ресурсов. Под «сбережениями» понимается та часть общественного продукта, которая остается от текущего потребления и предназначена для инвестиций. Она включает в себя по сектору предприятий реинвестированную прибыль предприятий, по сектору домашних хозяйств ‑ разницу между доходами и расходами, по государственному сектору ‑ профицит бюджета.
Обращает на себя внимание цифра заимствований ‑ 106,6 трлн долл.: по данным Бюро экономического анализа и расчетам А. Соломатина, совокупный «рыночный» долг Америки существенно больше, чем те цифры, которые официально приводятся Федеральным резервом и затем тиражируются СМИ.
В‑третьих , даже если сравнивать внутренние источники формирования ресурсной базы предприятия «Америка инкорпорейтед» («сбережения») с его физическими активами, то видно, что величина «сбережений» превышает объем физических активов. Это означает, что у Америки даже физическое имущество создавалось (приобреталось) за счет заемных средств. Также видно, что физического имущества у Америки в 3,3 раза меньше, чем долгов. Вряд ли в критический момент (т.е. в условиях кризиса) кредиторы будут довольствоваться тем, что предприятие «Америка инкорпорейтед» будет покрывать свои обязательства финансовыми активами, т.е. обычной бумагой. Если бы предприятие «Америка инкорпорейтед» проверяли обычные аудиторы, то их вердикт был бы однозначным: предприятие ‑ банкрот! Но этот банкрот чувствует себя вполне удовлетворительно и не собирается закрывать свою лавочку под названием «Америка инкорпорейтед», которая производит в основном виртуальную продукцию: бренды, фильмы Голливуда, информацию новостных агентств, финансовые услуги и т.п. Но самая главная продукция этой лавочки ‑ «зеленая бумага».
Вот как А. А. Соломатин описывается эту интересную ситуацию:
«Согласно либеральным представлениям, современные деньги представляют собой разновидность складских расписок. Но какие же это складские расписки? На складе эмитента долларов отрицательный остаток ресурсов. На складе эмитента долларов безумная недостача. Сверхмощная экономика США ‑ не производитель, а потребитель. Вы пишете: “А стоит один доллар столько, сколько на него можно купить товаров ‑ не больше и не меньше”. Стоимость товара, который вы можете купить за доллары у эмитента долларов, отрицательна. По этой причине доллары США деньгами не являются (выделено мной. ‑ В. К. ). У нас, в микроэкономике, в таких случаях к эмитенту расписок направляют бригаду аудиторов, оснащенную утюгами и паяльниками. В макроэкономике поступают по‑другому. Американские кладовщики вежливо говорят: поезжайте на другой склад. Например, на складе РФ временно исполняют обязанности кладовщиков очень глупые и подлые люди, и они вам за наши расписки отгрузят все, что угодно ‑ хоть свою собственную маму, если, конечно, она вам нужна. Можете поехать и в Китай ‑ там на складе сидят умные и хитрые ребята, им пока выгодно продавать за наши доллары свой труд»[1305].
Оценка американского эксперта Тайлера Дурдена (Tyler Durden). Она составлена на основе анализа американских официальных источников и отражает ситуацию по состоянию на начало 2009 года (в триллионах долларов):
Долговые обязательства
• национальный (государственный) долг ‑ 11
• обязательства типа «bailout» [1306] ‑ 9,7
• долговые обязательства нефинансовых и финансовых корпораций ‑ 17
• долговые обязательства домашних хозяйств ‑ 13,8 (в том числе: долги по кредитным картам ‑ 1,0; задолженность по ипотечным кредитам ‑ 10,5)
• Первый промежуточный итог: обязательства по всем выше приведенным позициям (чистые финансовые обязательства) – 51,5
• социальные обязательства (непогашенные обязательства по социальному и медицинскому страхованию) ‑ 52
• Второй промежуточный итог: чистые финансовые и социальные обязательства –103,5
• обязательства по деривативам американских банков (USbankderivatives) ‑ 200
• Окончательный итог: совокупные обязательствам США – 303,5
Активы
• Недвижимое имущество домашних хозяйств ‑ 20,5
• Акции (equities) ‑ 8,8
• Депозиты и наличные деньги ‑ 7,7
• Потребительские товары длительного пользования ‑ 4,1
• Корпоративные облигации ‑ 1,6
• Муниципальные ценные бумаги ‑ 0,96
• Ценные бумаги государственных агентств ‑ 0,92
• Казначейские ценные бумаги (notes and bonds) ‑ 0,273
• Итого ‑ 44,9
Как видно из приведенных цифр, в начале 2009 года чистые финансовые обязательства («рыночные» долги) всех субъектов хозяйственной жизни Америки (включая государство) составили 51,5 трлн долл., что превысило активы американской экономики почти на 15%. Суммарные обязательства Америки в виде чистых финансовых и социальных обязательств составили 103.5 трлн долл., что превысило активы в 2,3 раза. Наконец, суммарные обязательства Америки в виде чистых финансовых, социальных обязательств и обязательств по деривативам банков США составили 303,5 трлн долл., что превысило активы в 6,8 раза.
В расчете на душу населения суммарная величина всех обязательств Америки составила примерно 1 млн долларов. Сбылась «американская мечта»! Среднестатистический американец стал «миллионером»! Только, по иронии судьбы, не по размерам имущества (активов), а по величине обязательств (долгов).
По‑настоящему долговой вопрос можно закрыть только с помощью реального, или физического, имущества. Финансовые активы, коими Америка богата, вряд ли для этого годятся. Погашать финансовые обязательства с помощью финансовых активов ‑ все равно, что гонять веником мусор из одного угла квартиры в другой. В данном случае «мусором» являются финансовые обязательства; их можно окончательно уничтожить, лишь обменяв на физические активы. Так вот основным держателем реальных активов является сектор домашних хозяйств, в котором сосредоточены дома, квартиры, участки, автомобили, драгоценности, мебель и много всякой другой всячины, которую успели накопить склонные к стяжательству американцы. Напомним, что, по данным ФРС, в начале 2012 года активы сектора домашних хозяйств составили 59,5 трлн долл. в то время как активы сектора корпораций лишь 16,5 трлн долл., т.е. в 3,6 раза меньше. Да притом значительная часть активов корпоративного сектора представляет собой «мусор» в виде различных ценных бумаг и «финансовых инструментов». Американский сектор корпораций уже полностью «обглодан» ростовщиками: в начале 2012 года долги сектора были равны 22,8 трлн долл., а все активы ‑ лишь 16.5 трлн долл. В старые добрые времена американцы любили использовать показатель «чистые активы», представляющий собой стоимость активов компаний за вычетом обязательств. Так вот, уже более десятилетия в реальном секторе американской экономики «чистые активы» имеют минусовые значения! В марте 2012 года чистые активы сектора корпораций имели значение минус 3,7 триллиона долларов. Почти все предприятия реального сектора Америки ‑ банкроты и являются игрушками в руках ростовщиков. Американские предприятия реального сектора перестали быть организациями по производству товаров. Товары Америка получает из Китая и других стран мира, а американские предприятия превратились в банальные «финансовые инструменты», которые помогают ростовщикам осуществлять свои спекулятивные операции на фондовой бирже.
Мой личный прогноз, вытекающий из данной раскладки, таков: финансовая олигархия Америки самым серьезным образом начнет обгладывать сектор домашних хозяйств, где еще сохранились значительные чистые активы, причем преимущественно материальные (в марте 2012 г. чистые активы этого сектора были равны 43,5 трлн долл.). При этом не обязательно будут использованы грубые методы экспроприации, к которым прибегали большевики в годы революции. Найдется немало «красивых» финансовых, «рыночных» способов, которые позволят мировых ростовщикам завладеть этим имуществом.
Америка обложена тяжелой данью ростовщиков. Причем размер ее примерно нам известен. На март 2012 года общая величина процентов по «рыночному» долгу Америки была равна 3 777 млрд долл. Много это или мало?
По отношению к общей сумме «рыночного» долга Америки получается 6,6%.
По отношению к годовому ВВП страны ‑ ровно 25%.
По отношению к расходам федерального бюджета США ‑ 105,4%.
Фактически ростовщики обложили Америку гигантским налогом в виде процентных платежей. Налоги федерального правительства составили 2 267 млрд долл., властей штатов ‑ 1 463 млрд долл., всего налоги федерального и штатного уровней ‑ 3 730 млрд долл. Получается, что ростовщики в настоящее время взимают с Америки такую же дань, какую получают власти Америки в виде налогов. Возникает вопрос: каким образом страна‑банкрот умудряется платить такую гигантскую дань ростовщикам? Ей это удается делать потому, что она, опираясь на военную мощь страны и различные финансовые инструменты, в свою очередь, взимает дань с других народов.