Сущность и виды денежных реформ
Среди комплекса мероприятий по оздоровлению и приведению в порядок денежного оборота особое место занимают денежные реформы. Они представляют собой полную или частичную перестройку денежной системы, которую проводит государство с целью оздоровления денег, улучшения механизма регулирования денежного оборота относительно новых социально-экономических условий.
Денежные реформы, которые проводились в разные времена во многих странах, значительно отличались своими целями, глубиной реформирования существующих денежных систем, методами стабилизации валют, подготовительными мероприятиями и т.п. Их можно классифицировать по нескольким признакам.
По глубине реформационных мероприятий можно выделить структурные или полные денежные реформы и реформы частичного типа.
Структурные (полные) денежные реформы проводились при переходе от биметаллизма к золотому монометаллизму, от последнего к системе бумажно-денежного или кредитного обращения. Было необходимо не только заменить один вид денег на другой, а и осуществить важные структурные изменения в экономике, в государственных финансах, банковской и валютной системах и т.п. Такие структурные изменения диктуются особенностями новых денег, которые вводятся в оборот, и должны обеспечить предпосылки для их успешного функционирования.
Примером таких реформ является денежная реформа, проведенная в Росси в 1895—1897 гг., денежная реформа в советской России в 1922—1924 гг., денежная реформа в Украине в 90-е годы.
Реформы частичного типа касаются только самой организации денежного оборота и сводятся к изменению отдельных элементов денежной системы. Сама база денежной системы, структура экономики и денежно-кредитных отношений остаются неизменными. При таких реформах наиболее часто изменяется масштаб цен, вид и номинал дензнаков, механизм эмиссии денег и т.п.. В современных условиях, когда во всех странах используются неполноценные деньги, которые имеют способность к быстрому обесценению, реформы частичного типа проводятся довольно часто, явкляются наиболее типичными в мировой практике. Наиболее показательными реформами этого типа были денежные реформы 1947 и 1961 гг. в СССР.
Эти реформы, в свою очередь, можно классифицировать по полноте осуществляемых изменений в денежной системе на:
- формальные реформы, при которых купюры одного образца заменяются на купюры другого образца, а масштаб цен (величина денежной единицы) не изменяется;
- деноминационные реформы, при которых также осуществляется деноминация денег в сторону увеличения денежной единицы (масштаба цен). Деноминационные реформы проводят путем обмена старых купюр на новые и пересчетом всех денежных показателей по определенному соотношению. Вследствие чего масса денег в обороте соответственно уменьшается, а денежная единица увеличивается. Формальные денежные реформы проводились в СССР в 1990 г., когда были заменены на новые купюры 50 и 100 рублей. Сейчас подобная реформа проводится в США, которые постепенно заменяют купюры 100 и 50 долларов. Поводом для такой замены купюр может быть ненадежная их защищенность, которая приводит к массовой фальсификации денег.
По характеру обмена старых денег на новые выделяют:
- неконфискационные
- конфискационные денежные реформы.
При неконфискационных реформах по единому соотношению обмена денег осуществляется уценка запаса денег, доходов и цен для всех экономических субъектов одинаково, то есть независимо от представленных в обмен запасов старых денег или других критериев (наличные запасы, безналичные запасы и т.п.). Так была проведенная денежная реформа в Украине в сентябре 1996 г.
При конфискационных реформах соотношение обмена денег дифференцируется зависимо:
- от величины представленного в обмен запаса старых денег (чем она больше, тем меньше соотношение обмена, или устанавливается лимит на обмен банкнотов);
- от формы сохранения запаса старых денег (вклады в банках могут обмениваться по меньшему коэффициенту, чем денежная наличность вообще или соотношением 1:1);
- от формы собственности собственника денег (для государственных собственников денег обмен может осуществляться по более льготной пропорции, чем для частных). К этому типу реформ относится и так называемая нуллификация, когда старые дензнаки объявляются недействительными и изымаются из оборота, а вместо них выпускаются новые деньги. Проведение конфискационных реформ обычно вызвано необходимостью изъятия незаконных доходов, восстановлением социальной справедливости и т.п..
По порядку введения в оборот новых денег различают:
- одномоментные денежные реформы;
- реформы параллельного типа.
При одномоментных реформах введение новых денег в оборот осуществляется за короткий срок (7-15 суток), на протяжении которых технически возможно обменять старые деньги на новые. Если реформа является конфискационной, то срок обмена должен быть как можно короче, чтобы собственники больших запасов денег не успели «спрятать» их от конфискации. Одномоментно проводилась денежная реформа в Украине в 1996 г. Но она был неконфискационной, и потому обмен проводился на протяжении 15 суток. А если кто-то по уважительной причине не смог обменять деньги в эти сроки, то их обмен разрешали на протяжении нескольких следующих месяцев.
При реформах параллельного типа выпуск в оборот новых дензнаков осуществляется постепенно, параллельно с выпуском старых знаков и они продолжительное время функционируют одновременно и параллельно. Если новые и старые деньги эмитируются банковской системой на одинаковых условиях, то оба вида денег воспринимаются одинаково и обмениваются между собою по соотношению 1:1. В этом случае старые деньги изымаются из оборота постепенно по мере поступления их в банки. Вместо них банки выдают в оборот уже новые деньги.
Если же новые и старые деньги эмитируются на разных условиях, например, старые направляются на покрытие бюджетных расходов, а новые — для кредитования экономики, или эмиссия новых имеет определенное обеспечение (золотое или инвалютное), а эмиссия старых не имеет, то в обороте между ними возникнет конкуренция. Вследствие этого менее надежные старые деньги начнут быстро обесцениваться. Курс обмена их на новые на рынке будет все время изменяться. Государство вынуждено будет принимать специальные меры для поддержки «падающих» денег, чтобы они не были немедленно вытеснены из оборота. Но это еще больше усложнит функционирование денежной системы. Государство вынужденно будет окончательно изъять старые деньги из оборота, обменяв их на новые по пропорции, близкой к рыночному их курсу накануне обмена. Так была проведена денежная реформа в советской России в 1922—1924 гг. Параллельный характер имела небольшая денежная реформа в Украине в начале 1992 г., когда украинский рубль продолжительное время оборачивался параллельно с рублем.
Нередко денежные реформы имеют признаки всех рассмотренных типов, например денежная реформа в Росси в 1922—1924 гг., денежная реформа в Украине в 1992—1996 гг. и др.
Чем бы ни была вызвана необходимость проведения денежной реформы, главнейшей ее целью всегда является стабилизация денежного оборота. Для достижения этой цели недостаточно принять те или иные законодательные акты, а необходимо подготовить соответствующие экономические предпосылки. Без этого деньги и после реформы могут обесцениваться. Поэтому успешное проведение денежной реформы требует соответствующей подготовки: накопление золотовалютных и материальных резервов, прекращение или значительное уменьшение темпов роста денежной массы, оздоровление государственных финансов, улучшение структуры общественного производства, сбалансирование рынка и т.п.
ТЕМА: “РОЛЬ КРЕДИТА В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ”
План.
1. Необходимость и сущность кредита. Теоретические концепции кредита.
2. Формы, виды и функции кредита.
3. Характеристика основных видов кредита.
4. Ссудный процент.