Денежно-кредитная политика, ее цели и инструменты
Главным результатом функционирования денежной системы является разработка и реализация определенной денежно-кредитной политики.
В экономической литературе применяется несколько подходов к определению сущности денежно-кредитной политики. Представители одного из них трактуют монетарную политику слишком узко – как правительственную политику влияния на количество денег в обращении. Представители другого подхода определяют ее слишком широко – как один из секторов экономической политик органов государственной власти.
Монетарная политика – это комплекс взаимосвязанных, скоординированных на достижение заранее определенных общественных целей, мероприятий по регулированию денежного оборота, которые осуществляет государство через центральный банк.
Объектами монетарной политики выступают:
- предложение (масса) денег;
- ставка процента;
- валютный курс;
- скорость обращения денег.
В Украине главным субъектом денежно-кредитной политики является Национальный банк Украины. Кроме того, в разработке денежно-кредитной политики принимают участие другие органы государственного регулирования экономики – Министерство финансов, Министерство экономики, Правительство, Верховный Совет Украины.
Органы законодательной и исполнительной власти определяют основные макроэкономические показатели, которые служат ориентиром для формирования целей денежно-кредитной политик (объем ВВП, размер бюджетного дефицита, платежный и торговый балансы, уровень занятости). Верховный совет регулярно заслушивает доклады Председателя НБУ и получает информацию банка о состоянии денежно-кредитного рынка в Украине.
Регулирующая роль в разработке и реализации монетарной политики принадлежит Национальному банку Украины.
Цели монетарной политик модно разбить на три группы:
- стратегические
- промежуточные
- тактические.
Стратегическими являются цели, которые определены как ключевые в общеэкономической политике государства. Ими могут быть рост производства, рост занятости, стабилизация цен, сбалансирование платежного баланса.
Каждая из этих целей настолько важна для общества, что властные структуры могут ставить перед собой задание одновременно реализовывать их все или большую их часть. Государство в целом имеет в своем распоряжении широкий спектр регулятивных инструментов для решения таких задач. Однако с помощью мероприятий только монетарной политики одновременно достичь всех указанных целей невозможно через ограниченность и специфику инструментария. Поэтому в рамках монетарной политики определенные стратегические цели выявляются несовместимыми. Поэтому центральный банк выбирает в зависимости от конкретной экономической ситуации одну из стратегических целей.
Промежуточные цели монетарной политики заключаются в таких изменениях определенных экономических процессов, которые способствуют достижению стратегических целей. К промежуточным целям можно отнести оживление рыночной конъюнктуры. Характерной особенностью промежуточных целей является то, что устанавливаются они на длительные временные интервалы, на протяжении которых могут быть реализованы и выявить свою эффективность.
Тактические цели – это оперативные задания банковской системы по регулированию ключевых экономических переменных, прежде всего, денежной массы, процентной ставки и валютного курса, для достижения промежуточных целей.
Признаками тактических целей является их краткосрочный характер, реализация их оперативными мерами исключительно центрального банка, многоаспектность, единство.
Мировая практика монетарной политики накопила значительный опыт использования определенных инструментов денежно-кредитного регулирования экономических процессов. Их можно разделить на 2 группы:
1. Инструменты опосредованного влияния на денежный рынок и экономические процессы;
2. Инструменты прямого влияния.
К первой группе относятся:
- операции на открытом рынке;
- регулирование нормы обязательных резервов;
- процентная политика;
- рефинансирование коммерческих банков;
- регулирование курса национальной валюты.
Ко второй группе относятся:
- установление прямых ограничений на осуществление эмиссионно-кассовых операций;
- введение прямых ограничений на кредитование центральным банком коммерческих банков;
- установление ограничений или запрета на прямое кредитование центральным банком потребностей бюджета;
- прямое распределение кредитных ресурсов, предоставление коммерческим банкам в порядке рефинансирования, между приоритетными отраслями, регионами.
Таким образом, денежная система обеспечивает правовую и организационную базу для разработки и реализации денежно-кредитной политики в государстве. Поэтому успешная реализация целей монетарной политики является одновременным свидетельством эффективного функционирования денежной системы. И наоборот, нельзя считать эффективной денежную систему, если в стране проводится не достаточно взвешенная монетарная политика, которая не обеспечивает надежного регулирования денежной массы (предложения денег) и надлежащей стабильности денег.