Специализаций: 1-25 01 08 05 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в промышленности», 1-26 02 03 «Маркетинг».
Л.В. Фоменкова
ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ
Методические указания по подготовке к компьютерному тестированию
Для студентов заочной формы обучения
Специализаций: 1-25 01 08 05 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в промышленности», 1-26 02 03 «Маркетинг».
Бобруйск, 2011
УДК
Рецензент доцент кафедры экономики и управления Бобруйского филиала УО «БГЭУ», кандидат экономических наук, В.Е. Потеев
Рекомендовано кафедрой маркетинга и учетно-финансовых дисциплин Бобруйского филиала УО «БГЭУ»
Утверждено Учебно-методическим советом Бобруйского филиала УО «БГЭУ»
Фоменкова Л.В.
Деньги, кредит, банки: Метод. указания по подготовке к компьютерному тестированию / Л.В.Фоменкова. – Бобруйск, 2011. – 28 с.
© Фоменкова Л.В., 2011
© Бобруйский филиал УО «БГЭУ», 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………… | С. 4 |
1 Общие методические требования к компьютерному тестированию по учебной дисциплине «Деньги, кредит, банки»……………………………….. | С. 5 |
2 Инструкция о порядке прохождения компьютерного тестирования по учебной дисциплине «Деньги, кредит, банки»………………………………… | С. 6 |
3 Пояснительная записка об учебной дисциплине «Деньги, кредит, банки»... | С. 8 |
4 Содержание учебного материала курса «Деньги, кредит, банки»…………... 5 Список примерных тестовых заданий………………………………………… 6 Список рекомендуемых источников для подготовки к компьютерному тестированию…………………………………………………………………… | С. 9 С. 17 С. 28 |
ВВЕДЕНИЕ
Компьютерные тесты по учебной дисциплине «Деньги, кредит, банки» разработаны комиссией в составе ассистентов кафедры МиУФД: Фоменковой Л.В., Шамова В.А., Проволович А.А. на 2011-2012 учебный год в соответствии с СТП СМК БГЭУ 6.3.0-04-2010 «Система менеджмента качества. Компьютерное тестирование в учебном процессе».
В основу содержания положена учебная программа, составленная на основе типовой учебной программы дисциплины «Деньги, кредит, банки» для высших учебных заведений, утвержденной Первым заместителем Министра образования Республики Беларусь А.И. Жук 03.03.2010г., регистрационный №ТД-Е. 204/тип.
При разработке тестов учитывалась роль данной учебной дисциплины в подготовке экономистов и маркетологов современной промышленной организации.
В содержание тестовых заданий включены наиболее значимые элементы 22 тем учебной программы. Это позволяет реализовать основную цель разработанных тестов – самостоятельное изучение студентами сферы экономических отношений, связанных с функционированием денег, кредита, банков, их взаимосвязи, закономерностей их развития; основ построения и структуры кредитной системы страны, принципов организации банковской деятельности.
Тестовые задания построены с учетом последовательности изучения тем в курсе учебной дисциплины и взаимосвязаны между собой. При осуществлении отбора содержания учебного материала для тестовых заданий учитывались не только современные теоретико-методологические основы, но и практическая направленность учебной дисциплины.
Тесты имеют как закрытую, так и открытую форму. Из 260 тестов – 58 тестов или 22 % открытой формы.
При разработке учитывались 20% низкой, 60% средней и 20% высокой трудности тестовых заданий и время выполнения теста – 20 минут.
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОМПЬЮТЕРНОМУ ТЕСТИРОВАНИЮ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ»
1.1 Компьютерный тест (СТП СМК БГЭУ 6.30–04–2010) – тест, задания которого предъявляются специальной компьютерной (контролирующей) программой, обеспечивающей как презентацию тестовых материалов, так и их обработку (анализ и оценка ответов).
1.2 Компьютерное тестирование студентов используется при проведении текущего контроля знаний по учебной дисциплине «Деньги, кредит, банки». Его результаты применяются при принятии решения о допуске студентов к экзамену (зачету).
1.3 Компьютерные тесты по учебной дисциплине «Деньги, кредит, банки» – вид студенческой работы, цель которой заключается в самостоятельном изучении основного содержания тем данной дисциплины на основе предложенных учебной программой научных источников.
1.4 Подготовка к тестовым заданиям и их выполнение способствует достижению следующих задач:
- изучение экономического содержания и роли денег, кредита в развитии национального и мирового хозяйства; структуры кредитной системы государства;
- актуализация, обобщение, закрепление и углубление знаний студентов по данной учебной дисциплине и подготовка к экзамену (зачету);
- развитие и совершенствование навыков самостоятельной работы студентов с одним или несколькими источниками информации, статистическими данными;
- совершенствование навыков, необходимых для самоконтроля и самоактуализации студентов в учебной и производственной деятельности.
1.5 Тестирование проводится в компьютерных лабораториях двух учебных корпусов Бобруйского филиала. До начала тестирования студенты должны ознакомиться с Инструкцией о порядке прохождения тестирования.
1.7 Тест по учебной дисциплине «Деньги, кредит, банки» считается сданным при пороге сдачи 60%. Студенты не прошедшие тест к экзамену (зачету) не допускаются.
1.8 Преподавателю кафедры МиУФД, ответственному за составление тестов, предоставляется возможность редактировать или удалять уже созданные тесты в течение учебного года.
ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОХОЖДЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ»
2.1.Во время проведения тестирования в лаборатории, кроме студентов может находиться только лаборант компьютерной лаборатории.На выполнение тестовых заданий студенту отводится 20 минут.
2.2 Права тестируемого студента:
- для подготовки к тестированию студенту предоставляется перечень тем и вопросов, список литературных источников;
- студент может узнать время работы компьютерных аудиторий на сайте Бобруйского филиала УО «БГЭУ» (www.bfbgeu.by);
- студент может проходить тестирование на протяжении учебного года в межсессионный период, в период экзаменационной сессии, но не позднее, чем за один день до проведения экзамена или зачета по соответствующей дисциплине;
- после прохождения теста у студента есть возможность просмотреть результаты своего тестирования, узнать, на какие тестовые задания из каких тем он дал неверные ответы;
- на официальном сайте Бобруйского филиала УО «БГЭУ» студент может ознакомиться с результатами тестирования (www.bfbgeu.by), которые включают ФИО студента, № его зачетной книжки, дисциплину, по которой сдавался тест, дату тестирования, результат (сдан /не сдан) и количество попыток тестирования. Для получения доступа к результатам студент вводит логин и пароль, представляющие его ФИО и номер зачетной книжки. В случае отсутствия результатов теста в Отчете о тестировании студент может написать заявление на имя начальника отдела информационных технологий филиала.
- при обнаружении некорректных заданий студент может оставить соответствующую запись лаборанту компьютерной лаборатории, который передает ее на кафедру МиУФД;
- студент может обращаться с вопросами, замечаниями и предложениями по содержанию и форме тестов к преподавателю кафедры МиУФД, ответственному за составление тестов;
- студент может пройти тестирование на бесплатной основе три раза. В случае неудачных трех попыток предоставляется право на дополнительное компьютерное тестирование на платной основе по расценкам согласно приказу о стоимости компьютерного тестирования. Оплата каждой попытки должна подтверждаться отдельной квитанцией;
2.3 Обязанности тестируемого студента:
- соблюдать в помещении компьютерных классов филиала Правила внутреннего распорядка и Правила использования информационных ресурсов в компьютерных классах;
- знать и соблюдать инструкцию о порядке прохождения компьютерного тестирования, инструкцию по технике безопасности, правила работы в компьютерной лаборатории;
- пройти тестирование в установленный учебным планом срок;
- выполнять требования лаборантов компьютерной лаборатории.
3.4.Тестируемому студенту запрещается:
- использовать мобильные телефоны для хранения, приема и передачи информации;
- включать и выключать питание, отключать и подключать к компьютерам кабели питания внешних устройств;
- меняться местами во время прохождения тестирования, использовать помощь других лиц;
- перемещать монитор и системный блок;
- прикасаться к экранам мониторов;
- класть на клавиатуру любые предметы;
- находиться в классах в верхней одежде;
- ставить сумки, портфели и т. п. на компьютерные столы;
- приносить и класть на столы еду и различные напитки.
При несоблюдении студентами правил прохождения тестирования, Правил внутреннего распорядка и Правил использования информационных ресурсов в компьютерных классах попытка тестирования прекращается.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ»
Цельюпреподавания дисциплины «Деньги, кредит, банки» является изучение сферы экономических отношений, связанных с функционированием денег, кредита, банков, их взаимосвязи, закономерностей их развития; основ построения и структуры кредитной системы страны, принципов организации банковской деятельности; развитием новых явлений в денежно - кредитной системе Республики Беларусь.
Основные задачи преподавания дисциплины:
- ознакомить студентов с взглядами на сущность, функции, роль денег и кредита в развитии национального и мирового хозяйства;
- дать знания по содержанию, организации денежного оборота и кредитного процесса в рыночной экономике, условиям стабильности и методам регулирования денежно- кредитной сферы;
- ознакомить студентов с основами функционирования денежно- кредитных отношений в международном экономическом обороте;
- ознакомить студентов с кредитной системой государства, видами, функциями и операциями банков и специализированных кредитно-финансовых организаций, их ролью в экономике страны.
В результате изучения дисциплины обучаемый должен:
знать:
• сущность, функции, роль денег и кредита в развитии национального и мирового хозяйства;
• содержание, организацию денежного оборота и кредитного процесса в рыночной экономике, условия стабильности и методы регулирования денежно-кредитной сферы;
• основы функционирования денежно-кредитных отношений в международном экономическом обороте;
уметь:
• использовать теоретические знания курса для приобретения соответствующих практических навыков по своей специальности;
• анализировать эффективность организации денежного оборота;
• обобщать зарубежный и отечественный опыт организации и функционирования банковской системы на макроуровне;
• анализировать действие инструментов денежно-кредитной политики, деятельности кредитно-финансовых организаций, их показатели.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА КУРСА «ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ»
Раздел 1. ДЕНЬГИ
Виды и роль денег
Понятие видов денег как формы их существования. Товарные деньги. Общественное разделение труда и совершенствование всеобщего эквивалента. Товарно-весовой эквивалент. Металло-чеканный эквивалент. Золото как эквивалентный товар. Процесс демонетизации золота. Бумажно-кредитный эквивалент.
Полноценные и неполноценные деньги. Бумажные деньги. Кредитные деньги. Наличные и безналичные деньги. Электронные деньги. Национальные, коллективные, международные деньги.
Понятие роли денег. Проявление роли денег в процессе выполнения ими своих функций. Роль денег в развитии производства и повышении его эффективности. Использование денег в качестве орудия стоимостного учета, в осуществлении регулирования меры труда и меры потребления. Роль денег в процессе формирования, распределения и перераспределения доходов секторов экономики. Роль денег в осуществлении социальной политики государства. Роль денег в осуществлении внешнеэкономических связей.
Денежный оборот
Понятие денежного оборота. Каналы движения безналичных и наличных денег. Движение товаров как основа денежного оборота. Роль банков в функционировании денежного оборота.
Классификация денежного оборота в зависимости от форм функционирования денег, особенностей платежа, субъектов, между которыми осуществляется движение денег. Безналичный и наличный денежный оборот. Денежно-расчетный оборот. Денежно - кредитный оборот. Денежно-финансовый оборот. Межбанковский денежный оборот. Банковский денежный оборот. Межхозяйственный денежный оборот. Взаимосвязь составных частей денежного оборота. Принципы организации денежного оборота.
Платежная система и ее виды
Понятие «платежная система». Элементы платежной системы, их характеристика. Задачи и функции платежной системы. Требования, предъявляемые к платежным системам.
Основные участники платежной системы. Роль центрального банка в формировании и развитии платежной системы.
Виды платежных систем, их классификация. Международные платежные системы. Национальная платежная система. Межбанковские переводы и расчеты. Интеграция Республики Беларусь в международные платежные системы.
Безналичный денежный оборот
Виды безналичного денежного оборота. Значение развития безналичного денежного оборота.
Принципы организации безналичных расчетов. Условия проведения безналичных расчетов. Платежные инструкции. Очередность платежей.
Банковские переводы. Инкассо, его виды. Понятие форм безналичных расчетов, критерии их выбора. Характеристика отдельных форм безналичных расчетов в национальном экономическом обороте: порядок осуществления расчетов, преимущества и недостатки, перспективы развития. Особенности безналичных расчетов физических лиц.
Наличный денежный оборот
Экономическое содержание наличного денежного оборота, его роль в процессе расширенного воспроизводства. Налично-денежные потоки. Оборот наличных денег. Скорость оборота наличных денег. Факторы, влияющие на скорость оборота наличных денег
Принципы организации наличного денежного оборота. Роль банков в организации наличного денежного оборота. Прогнозирование наличного денежного оборота.
Раздел 2. КРЕДИТ
Формы кредита
Понятие формы кредита. Классификация форм кредита, критерии классификации.
Товарная форма кредита. Денежная форма кредита. Товарно-денежная (смешанная) форма кредитных отношений.
Банковский кредит. Понятие и субъекты кредита. Особенности банковской формы кредита. Принципы кредитования. Роль банковского кредита. Тенденции его развития.
Государственный кредит. Понятие и субъекты кредита. Виды государственного кредита. Роль и тенденции развития государственного кредита.
Потребительский кредит. Понятие и субъекты кредита. Особенности потребительского кредита, его роль. Классификация потребительского кредита по различным критериям. Розничный банковский бизнес.
Ипотечный кредит. Особенности ипотечного кредита, условия развития. Виды ипотеки. Ипотечное кредитование населения. Роль ипотечного кредита.
Лизинговый кредит. Понятие и субъекты кредита. Классификация лизинга. Условия и возможности использования лизингового кредита. Роль лизингового кредита. Перспективы развития лизингового кредита.
Коммерческий кредит. Понятие, субъекты и роль коммерческого кредита. Условия, возможности и границы использования коммерческого кредита. Особенности коммерческого кредита.
Факторинговый кредит. Понятие, виды. Эффективность факторинга для его участников, отличия от других форм кредита.
Перспективы развития различных форм кредита в экономике Республики Беларусь.
Рынок ссудных капиталов
Сущность рынка ссудных капиталов, его определение с функциональной и институциональной точек зрения. Участники рынка ссудных капиталов. Финансовые посредники на рынке ссудных капиталов.
Функции рынка ссудных капиталов. Структура рынков ссудных капиталов. Кредитный рынок. Операции Национального банка Республики Беларусь на кредитном рынке. Услуги коммерческих банков на кредитном рынке. Рынок ценных бумаг, его структура. Виды ценных бумаг, сделки с ними на рынке. Валютно-фондовая биржа как организатор торговли ценными бумагами в Республике Беларусь. Деятельность банков на рынке ценных бумаг. Внебиржевой рынок. Валютный рынок, операции на нем. Виды валютных рынков. Государственное регулирование рынков ссудных капиталов.
Особенности и перспективы развития рынка ссудных капиталов в Республике Беларусь.
Раздел 3. КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА
3.1. Банки иих роль
Сущность банков. Функции и роль банков. Понятие банковской деятельности.
Банковское законодательство. Банковская тайна.
Принципы организации деятельности банков. Классификация банков по формам собственности, правовой организации, набору операций, отраслям экономики, территории обслуживания, числу филиалов, масштабам деятельности и другим признакам. Транснациональные банки. Банковские объединения. Банковский картель. Банковский концерн. Банковские холдинг-компании, консорциумы. Участие банков в финансово-промышленных группах.
Банковские операции
Банковские операции как конкретное проявление банковских функций на практике. Банковский продукт. Банковские услуги. Качество банковских услуг.
Классификация банковских операций. Пассивные операции банков. Значение пассивных операций в деятельности банков. Активные операции банков, их значение. Взаимосвязь активных и пассивных операций банков. Активно-пассивные операции, их роль. Посреднические операции. Розничные операции.
Характеристика операций банков: депозитных, эмиссионных, кредитных, расчетных, кассовых, инвестиционных, валютных, факторинговых, лизинговых, гарантийных, трансфертных, трастовых, залоговых, межбанковских, международных, учетных и др. Новые банковские услуги и продукты. Тенденции и перспективы развития банковских операций в Республике Беларусь.
Центральные банки
Возникновение и статус центральных банков. Центральные банки, их функции, операции. Независимость центральных банков. Денежно-кредитная политика, ее цели и инструменты. Рефинансирование банков. Регулирование деятельности банков.
Национальный банк Республики Беларусь, организационная структура, особенности деятельности.
Банковские проценты
Сущность банковского процента. Функции и значение процента. Виды процентов.
Депозитный процент, его сущность. Критерии дифференциации уровня депозитных процентных ставок. Факторы, влияющие на размеры депозитного процента. Влияние центрального банка на уровень депозитных процентов.
Процент по банковским кредитам. Критерии дифференциации уровня процентных ставок. Факторы, влияющие на размеры процентных ставок. Взаимосвязь процента по банковским кредитам и депозитного процента. Банковская маржа. Процентная политика банков.
Ставка рефинансирования. Факторы, влияющие на размеры ставки рефинансирования. Регулирующая роль ставки рефинансирования.
Учетный процент центрального банка, его сущность. Другие виды процентов центрального банка.
Учетный процент банков при операциях с ценными бумагами. Факторы, влияющие на размер учетного процента при покупке (продаже) ценных бумаг.
СПИСОК ПРИМЕРНЫХ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
Для студентов заочной формы обучения специализаций: 1-25 01 08 05 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в промышленности»
(БУЗссо – 3 к., БУЗ – 4 к.),
ВИДЫ И РОЛЬ ДЕНЕГ
1. Укажите основные концепции происхождения денег:
2. Рационалистическая концепция происхождения денег была сформулирована:
3. Укажите концепцию, объясняющую происхождение денег как результат психологического акта, субъективного решения людей:
4. Эволюционная концепция происхождения денег была разработана:
5. Укажите в результате развития какого процесса появились деньги согласно эволюционной концепции:
6. Форма стоимости со случайным характером меновых сделок согласно концепции К.Маркса – это:
7. Историческая категория товарного производства, в которой проявляются экономические отношения между людьми – это:
8. Укажите функции денег:
9.Укажите концепцию, согласно которой золото сохраняет за собой роль денежного товара, всеобщего эквивалента:
10. Укажите функцию, в которой деньги выступают как посредник в процессе обмена товарами:
11. Укажите функцию денег, которая проявляется при встречном движении денег и товаров, если имеется несовпадение во времени и пространстве их движения:
12. Укажите функцию денег, при которой они приостанавливают процесс своего движения и покидают сферу обращения:
13. Укажите функцию денег, которая является первой, констатирующей функцией полноценных денег:
14. Укажите вид денег, который появился первым в процессе исторической эволюции товарного обращения:
15. Определите виды денег, относящиеся к полноценным:
16. Бумажные деньги представляют собой:
17. Кредитные деньги представляют собой:
18. Укажите вид денег, функционирование которых неизбежно связано с инфляцией:
19. Эмиссионный доход представляет собой:
20. Знаки стоимости, замещающие в обращении полноценные деньги – это:
21. Товарно-весовой эквивалент – это:
22. Товарно-счетный эквивалент – это:
23. Разность между номинальной стоимостью выпущенных бумажных денег и расходами на их изготовление – это:
24. Вид денег, порожденный развитыми кредитными отношениями, основа современного платежно- расчетного механизма – это:
25. Вид денег, наделенных принудительным курсом, неразменностью на золото, выпускаемых государством для покрытия своих расходов – это:
26. Укажите классификацию денег по эмитенту:
27. Укажите классификацию денег по форме существования:
ПЛАТЕЖНАЯ СИСТЕМА
92. Платежная система – это:
93. Совокупность законодательно регулируемых элементов, обеспечивающих совершение платежей между сторонами в процессе выполнения ими своих обязательств – это:
94. Определите основное назначение платежной системы:
95. Определите, что не относится к принципам организации национальной платежной системы:
96. Укажите, что не относится к основным требованиям, предъявляемым к платежной системе:
97. Определите, что не является элементом современной платежной системы РБ:
98. Укажите подсистему платежной системы, осуществляющую связь с платежными системами других стран:
99. Классифицируйте платежные системы по составу участников и способу их взаимодействия:
100. Классифицируйте платежные системы по форме собственности:
101. Классифицируйте платежные системы по сфере распространения:
102. Платежная система, в которой все участники являются прямыми и имеют счет у расчетного оператора системы – это:
103. Платежная система, которая предполагает наличие как прямых, так и ассоциированных участников – это:
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К КОМПЬЮТЕРНОМУ ТЕСТИРОВАНИЮ
Основная
1 Деньги, кредит, банки: учебник /Г.И. Кравцова, Г.С. Кузьменко, Е.И. Кравцов и [др.]; под ред. Г.И. Кравцовой. – Минск: БГЭУ, 2003. – 527с.
2 Деньги, кредит, банки: учебник /Г.И. Кравцова, Г.С. Кузьменко, О.И. Румянцева и [др.]; под ред. проф. Г.И. Кравцовой. –2-е изд., перераб. и доп. – Минск: БГЭУ, 2007. – 444с.
Дополнительная литература
3 Деньги, кредит, банки. Практикум / Г.И. Кравцова, Г.С. Кузьменко, И. Н. Тищенко, Ж.Д. Данилович; под общ. ред. Г.И. Кравцовой. – Минск: БГЭУ, 2005. – 91с.
4 Организация деятельности коммерческих банков: учебник / Г.И. Кравцова, Н.К.Василенко, О.В. Купчинова и [др.]; под ред. проф. Г.И. Кравцовой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Минск: БГЭУ, 2007. – 478с.
Л.В. Фоменкова
ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ
Методические указания по подготовке к компьютерному тестированию
Для студентов заочной формы обучения
специализаций: 1-25 01 08 05 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в промышленности», 1-26 02 03 «Маркетинг».
Бобруйск, 2011
УДК
Рецензент доцент кафедры экономики и управления Бобруйского филиала УО «БГЭУ», кандидат экономических наук, В.Е. Потеев
Рекомендовано кафедрой маркетинга и учетно-финансовых дисциплин Бобруйского филиала УО «БГЭУ»
Утверждено Учебно-методическим советом Бобруйского филиала УО «БГЭУ»
Фоменкова Л.В.
Деньги, кредит, банки: Метод. указания по подготовке к компьютерному тестированию / Л.В.Фоменкова. – Бобруйск, 2011. – 28 с.
© Фоменкова Л.В., 2011
© Бобруйский филиал УО «БГЭУ», 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………… | С. 4 |
1 Общие методические требования к компьютерному тестированию по учебной дисциплине «Деньги, кредит, банки»……………………………….. | С. 5 |
2 Инструкция о порядке прохождения компьютерного тестирования по учебной дисциплине «Деньги, кредит, банки»………………………………… | С. 6 |
3 Пояснительная записка об учебной дисциплине «Деньги, кредит, банки»... | С. 8 |
4 Содержание учебного материала курса «Деньги, кредит, банки»…………... 5 Список примерных тестовых заданий………………………………………… 6 Список рекомендуемых источников для подготовки к компьютерному тестированию…………………………………………………………………… | С. 9 С. 17 С. 28 |
ВВЕДЕНИЕ
Компьютерные тесты по учебной дисциплине «Деньги, кредит, банки» разработаны комиссией в составе ассистентов кафедры МиУФД: Фоменковой Л.В., Шамова В.А., Проволович А.А. на 2011-2012 учебный год в соответствии с СТП СМК БГЭУ 6.3.0-04-2010 «Система менеджмента качества. Компьютерное тестирование в учебном процессе».
В основу содержания положена учебная программа, составленная на основе типовой учебной программы дисциплины «Деньги, кредит, банки» для высших учебных заведений, утвержденной Первым заместителем Министра образования Республики Беларусь А.И. Жук 03.03.2010г., регистрационный №ТД-Е. 204/тип.
При разработке тестов учитывалась роль данной учебной дисциплины в подготовке экономистов и маркетологов современной промышленной организации.
В содержание тестовых заданий включены наиболее значимые элементы 22 тем учебной программы. Это позволяет реализовать основную цель разработанных тестов – самостоятельное изучение студентами сферы экономических отношений, связанных с функционированием денег, кредита, банков, их взаимосвязи, закономерностей их развития; основ построения и структуры кредитной системы страны, принципов организации банковской деятельности.
Тестовые задания построены с учетом последовательности изучения тем в курсе учебной дисциплины и взаимосвязаны между собой. При осуществлении отбора содержания учебного материала для тестовых заданий учитывались не только современные теоретико-методологические основы, но и практическая направленность учебной дисциплины.
Тесты имеют как закрытую, так и открытую форму. Из 260 тестов – 58 тестов или 22 % открытой формы.
При разработке учитывались 20% низкой, 60% средней и 20% высокой трудности тестовых заданий и время выполнения теста – 20 минут.
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОМПЬЮТЕРНОМУ ТЕСТИРОВАНИЮ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ»
1.1 Компьютерный тест (СТП СМК БГЭУ 6.30–04–2010) – тест, задания которого предъявляются специальной компьютерной (контролирующей) программой, обеспечивающей как презентацию тестовых материалов, так и их обработку (анализ и оценка ответов).
1.2 Компьютерное тестирование студентов используется при проведении текущего контроля знаний по учебной дисциплине «Деньги, кредит, банки». Его результаты применяются при принятии решения о допуске студентов к экзамену (зачету).
1.3 Компьютерные тесты по учебной дисциплине «Деньги, кредит, банки» – вид студенческой работы, цель которой заключается в самостоятельном изучении основного содержания тем данной дисциплины на основе предложенных учебной программой научных источников.
1.4 Подготовка к тестовым заданиям и их выполнение способствует достижению следующих задач:
- изучение экономического содержания и роли денег, кредита в развитии национального и мирового хозяйства; структуры кредитной системы государства;
- актуализация, обобщение, закрепление и углубление знаний студентов по данной учебной дисциплине и подготовка к экзамену (зачету);
- развитие и совершенствование навыков самостоятельной работы студентов с одним или несколькими источниками информации, статистическими данными;
- совершенствование навыков, необходимых для самоконтроля и самоактуализации студентов в учебной и производственной деятельности.
1.5 Тестирование проводится в компьютерных лабораториях двух учебных корпусов Бобруйского филиала. До начала тестирования студенты должны ознакомиться с Инструкцией о порядке прохождения тестирования.
1.7 Тест по учебной дисциплине «Деньги, кредит, банки» считается сданным при пороге сдачи 60%. Студенты не прошедшие тест к экзамену (зачету) не допускаются.
1.8 Преподавателю кафедры МиУФД, ответственному за составление тестов, предоставляется возможность редактировать или удалять уже созданные тесты в течение учебного года.
ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОХОЖДЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ»
2.1.Во время проведения тестирования в лаборатории, кроме студентов может находиться только лаборант компьютерной лаборатории.На выполнение тестовых заданий студенту отводится 20 минут.
2.2 Права тестируемого студента:
- для подготовки к тестированию студенту предоставляется перечень тем и вопросов, список литературных источников;
- студент может узнать время работы компьютерных аудиторий на сайте Бобруйского филиала УО «БГЭУ» (www.bfbgeu.by);
- студент может проходить тестирование на протяжении учебного года в межсессионный период, в период экзаменационной сессии, но не позднее, чем за один день до проведения экзамена или зачета по соответствующей дисциплине;
- после прохождения теста у студента есть возможность просмотреть результаты своего тестирования, узнать, на какие тестовые задания из каких тем он дал неверные ответы;
- на официальном сайте Бобруйского филиала УО «БГЭУ» студент может ознакомиться с результатами тестирования (www.bfbgeu.by), которые включают ФИО студента, № его зачетной книжки, дисциплину, по которой сдавался тест, дату тестирования, результат (сдан /не сдан) и количество попыток тестирования. Для получения доступа к результатам студент вводит логин и пароль, представляющие его ФИО и номер зачетной книжки. В случае отсутствия результатов теста в Отчете о тестировании студент может написать заявление на имя начальника отдела информационных технологий филиала.
- при обнаружении некорректных заданий студент может оставить соответствующую запись лаборанту компьютерной лаборатории, который передает ее на кафедру МиУФД;
- студент может обращаться с вопросами, замечаниями и предложениями по содержанию и форме тестов к преподавателю кафедры МиУФД, ответственному за составление тестов;
- студент может пройти тестирование на бесплатной основе три раза. В случае неудачных трех попыток предоставляется право на дополнительное компьютерное тестирование на платной основе по расценкам согласно приказу о стоимости компьютерного тестирования. Оплата каждой попытки должна подтверждаться отдельной квитанцией;
2.3 Обязанности тестируемого студента:
- соблюдать в помещении компьютерных классов филиала Правила внутреннего распорядка и Правила использования информационных ресурсов в компьютерных классах;
- знать и соблюдать инструкцию о порядке прохождения компьютерного тестирования, инструкцию по технике безопасности, правила работы в компьютерной лаборатории;
- пройти тестирование в установленный учебным планом срок;
- выполнять требования лаборантов компьютерной лаборатории.
3.4.Тестируемому студенту запрещается:
- использовать мобильные телефоны для хранения, приема и передачи информации;
- включать и выключать питание, отключать и подключать к компьютерам кабели питания внешних устройств;
- меняться местами во время прохождения тестирования, использовать помощь других лиц;
- перемещать монитор и системный блок;
- прикасаться к экранам мониторов;
- класть на клавиатуру любые предметы;
- находиться в классах в верхней одежде;
- ставить сумки, портфели и т. п. на компьютерные столы;
- приносить и класть на столы еду и различные напитки.
При несоблюдении студентами правил прохождения тестирования, Правил внутреннего распорядка и Правил использования информационных ресурсов в компьютерных классах попытка тестирования прекращается.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ»
Цельюпреподавания дисциплины «Деньги, кредит, банки» является изучение сферы экономических отношений, связанных с функционированием денег, кредита, банков, их взаимосвязи, закономерностей их развития; основ построения и структуры кредитной системы страны, принципов организации банковской деятельности; развитием новых явлений в денежно - кредитной системе Республики Беларусь.
Основные задачи преподавания дисциплины:
- ознакомить студентов с взглядами на сущность, функции, роль денег и кредита в развитии национального и мирового хозяйства;
- дать знания по содержанию, организации денежного оборота и кредитного процесса в рыночной экономике, условиям стабильности и методам регулирования денежно- кредитной сферы;
- ознакомить студентов с основами функционирования денежно- кредитных отношений в международном экономическом обороте;
- ознакомить студентов с кредитной системой государства, видами, функциями и операциями банков и специализированных кредитно-финансовых организаций, их ролью в экономике страны.
В результате изучения дисциплины обучаемый должен:
знать:
• сущность, функции, роль денег и кредита в развитии национального и мирового хозяйства;
• содержание, организацию денежного оборота и кредитного процесса в рыночной экономике, условия стабильности и методы регулирования денежно-кредитной сферы;
• основы функционирования денежно-кредитных отношений в международном экономическом обороте;
уметь:
• использовать теоретические знания курса для приобретения соответствующих практических навыков по своей специальности;
• анализировать эффективность организации денежного оборота;
• обобщать зарубежный и отечественный опыт организации и функционирования банковской системы на макроуровне;
• анализировать действие инструментов денежно-кредитной политики, деяте