Порядок рассмотрения и утверждения ФБ, республиканского бюджета РБ РФ
Проект с материалами вносится Прав-вом в Госдуму не позднее 26.08. текущ. года. В течение суток Совет ГД направляет его в Комитет ГД по бюджету для подготовки заключения о соответствии БК РФ, на основании к-го Совет принимает решение – принять к рассмотрению или вернуть для доработки, и определяет комитеты-соисполнители по отд. разделам и подразделам. Доработанный проект д.б. возвращен в ГД в 10-дневный срок.
Проект, внесенный с соблюдением всех требований, в течение 3 дней направляется др. субъектам права законодат. инициативы, комитеты ГД – для предложений, в Счетную палату – для заключения.
1 чтение (в течение 30 дней со дня внесения в ГД) – рассм-ся концепция, прогноз развития, прогнозируемый объем ВВП и уровень инфляции, осн. направления бюдж. и налог. политики). Предмет рассмотрения – общий объем расходов, прогнозируемый объем доходов, нормативн. величина резервн. фонда, дефицит/профицит и др. Заключения и предложения д.б. даны в теч. 15 дней со дня внесения проекта в ГД для рассм-я в 1 чтении. Комитет по б-ту обобщает, готовит заключение и проект пост. ГД о принятии или отклонении в 1 чтении.
ГД заслушивает доклад ПРФ, содоклады Комитета по бюджету и комитета-соисполнителя, а также доклад предс. Счетной палаты РФ.
В случает отклонения: 1) передает в Согласит. комиссию (10 дней, раздельное голосование, сторона – 1 голос, решение считается принятым, если его поддержали все 3 стороны), 2) возвращает на доработку в ПРФ (в теч. 20 дней д.б. возвращен, ГД рассматривает еще 10 дней), 3) ставит вопрос о доверии к ПРФ (если ГД отклонила проект в 1 чтении, согласованный Согласит. комиссией) – новый проект не позднее 30 дней с момента формирования нового прав-ва.
2 чтение. Рассм-ся в течение 35 дней с момента принятия в 1 чтении. Предмет – перечни гл. администраторов, источников фин-я дефицита, б/ассигнования, программа заимствований, гарантий, кредитов, положение о долгосрочн. цел. программах, текстовые статьи проекта. Поправки направл-ся в Комитет по б-ту субъектами права законодат. инициативы, он их сводит и направляет в профильн. комитеты и Прав-во для заключения.
3 чтение.длится 15 дней с момента принятия во 2 чтении. Утв-ся ведомств. структура расходов. Проект вносится целиком.
Принятый закон в теч. 5 дней передается для рассмотрения в Совет Федерации, к-й рассматривает его в течение 14 дней. Одобренный СФ проект передается Президенту для подписания и обнародования Если отклоняется – передается на 10 дней в согласит. комиссии. и вносится повторно в СФ. То же с Президентом.
Секретные статьи рассматриваются на закрытых заседаниях.
Отличия РБ. Проект вносится в НХ РБ не позднее 05.09. Комитет по б-ту в теч. 2 дней направляет справку предс. НХ РБ о соответствии документов и мат-лов, к-ый в теч. 2 дней принимает решение о принятии или возврате на доработку. Далее также, но замечания, предложения и заключения д.б. даны в течение 20 дней. До принятия в 1 чтении проект опубликовывается, проводятся публичные слушания.
На сессии – доклад министра финансов, содоклад бюдж. комитета и предс. сч. палаты. Далее также – состав согласит. комиссии не д. превышать 10 человек, кандидатуры утв-ся правовым актом НХ и Президента, СК работает 15 дней, д проголосовать 2 стороны: возврат на доработку в ПРФ – 15 дней.
2 чтение – в течение 30 дней с момента принятия в 1 чтении.
Остальное также. Принятый НХ закон в течение 7 дней со дня его принятия направляется Президенту для подписания и обнародования в установленном порядке.
25. Правовая основа межбюджетных отношений, принципы организации, их содержание
Межбюджетные отношения – фин. отношения между органами гос. власти РФ, субъектов РФ и МСУ по поводу перераспределения между уровнями бюджетной системы доходных источников, расходных полномочий и объемов финансовой помощи для сбалансированности бюджетной системы.
Межбюдж. отношения в федеративн. гос-вах имеют особенности, к-е диктуются бюдж. устройством страны и степенью развития бюдж. федерализма. Бюдж. федерализм – система налогово-бюджетных взаимоотношений вышестоящего и нижестоящих органов власти и управления на всех ступенях бюджетного процесса.
Принципы межбюдж. отношений: 1) сочетание интересов всех участников межбюдж. отношений, 2) четкое законодательное разграничение расходн. полномочий между органами власти различных уровней и соотв. им расходов, а также доходн. источников (полностью или частично) между звеньями бюдж. системы, 3) максимально возможн. разграничение на постоянной (без ограничения срока) основе видов доходов (полностью или частично) в качестве закрепленных доходов междк б-тами разных уровней, 4) сокращение дотационности за счет оптимизации встречных фин. потоков и наращивания налог. потенциала, 5) равенство прав, 6) единая методология и критерии, 7) обязательность компенсации недостающих средств, 8) недопустимость централизации или изъятия в б-ты др. уровня собств. доходов, закрепленных на пост. основе, 9) взаимная отв-сть за соблюдения обяз-в по межбюдж. отношениям, 10) наличие достоверной информации о фин. обеспеченности территорий, 11) относит. стабильность принятого к реализации механизма межбюджетных отношений, 12) ясность (прозрачность) и гласность межбюджетных отношений, простота расчетов.
Прав. основа: дотации на выравнивание уровня мин. бюдж. обеспеченности – Фед. закон, субвенции и субсидии – спец. фед. закон либо фед. закон о фед. б-те на очер. фин. год, ссуды из фед. б-та – опред-ся ПРФ в соотв. с БК РФ и фед. законом о фед. б-те на очер. фин. год. То же относится к субъекту РФ.