Межбюдж отношения в РФ, принципы распределения дох и расх м/у бюджетами.
Межбюджетные отношения - отношения м/у органами гос власти РФ, субъектов РФ и органами местного самоуправления по поводу формирования и исполнения бюджетов.
Принципы:
- распред и закреп расходов бюджетов по уровням бюдж системы;
- разгранич (закреп на пост основе и распред по временным нормативам) доходов по определенным уровням бюдж системы;
- равенство бюдж прав субъектов, муниц образований;
- выравнивание уровней мин бюдж обеспеченности субъектов РФ, муниц образований;
- равенство всех бюджетов во взаимоотнош с фед бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотнош с бюджетами субъектов РФ – использование единой методики расчета нормативов финанс затрат на предоставление гос и муниц услуг, нормативов расчета помощи террит бюджетам, единый порядок уплаты фед и регион налогов.
Для совершенствования межбюдж отношений необходимо:
- оказывать поддержку субъектам таким образом, чтобы оставить им стимулы к развитию собственных источников дохода;
- сделать схему группировки территорий по экон районам с учетом их экон потенциала и природных условий более упорядоченной;
- ввести эффективный механизм предоставления инвестиций для выравнивания уровней соц-экон развития регионов.
Бюдж процесс, организация бюдж процедур.
Финан-бюдж политика- совокупность мероприятий по использ финанс отношений, кот проводят органы власти для выполнения ими своих функций и управлению бюдж системой.
Бюдж процесс – совокупность действий органов представ и исполнит власти по разработке и осущ финан-бюдж политики и управлению бюдж системой. Регламентируемая нормами права деят-ть органов гос власти и участников бюдж процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов гос внебюдж фондов, их утверждению и исполнению, а также по контролю за их исполнением.
Задачи процесса:
- выявление всех матер и финанс резервов для достижения прогресса на пути к развитию рыночного хоз-ва,
- опред доходов бюджета по налогам и платежам, установ расходов бюджета по целевому назначению,
- сокращение и ликвидация бюдж дефицита,
- повышение роли перспективного бюдж планирования,
- усиление контроля за финанс деят-тью юр лиц и доходами физ лиц при выполнении ими налоговых обязательств и др.
Организация бюджетного процесса включает в себя следующие элементы:
- составление проектов бюджетов и представление их на рассмотрение в законодат органы;
- аудит и оценка бюджета;
- рассмотрение бюджетов органами законодат власти и их утверждение;
- исполнение бюджетов;
- составление отчетов об исполнении бюджетов;
- утверждение отчетов об исполнении бюджетов.
Этапы бюджетного процесса:
1. Финанс-бюдж планирование (сводное финанс планир и прогнозир, составление перспективного финанс плана).
2. Составление, рассмотрение и утверждение проекта бюджета.
3. Исполнение бюджета в течение бюдж года.
4. Анализ и контроль исполнения бюджета.
Основные этапы развития бюдж отношений в России.
Предпосылки реформ: централиз-ия ср-в в одном бюджете, а доля местных бюджетов мала. Эконом ухудшение в регионах, отставание соц-быт инфрастр-ры, недовольство населения.
1 этап (91-93): создана основа налог система, расширение налог полномочий рег и мест властей. Существен разброс бюджет обеспеч-ти населения в регионах.
2 этап (94-98): первая реформа межбюдж отношений. Разработана Концепция реформир межбюдж отн, кот предлаг новую систему поддержки субъектов РФ. 94 г - созд целев фонда фин поддержки рег-в.
3 этап (99-01): Концеп реформир-я межбюдж отнош, глав раздел-методика формир и распред Фед фонда фин поддержки суб РФ. Исправлены недостатки методики.
4 этап (02-05): реформирование на основ Программы развития бюджет федерализма. Стимулир регионы разв-расшир налогово-бюдж полном муниц обр,повыш роли собств дох рег и мест бюдж, их формир за счет собст налогов, самост планир бюдж расх.
5 этап (06-08): отнош строятся в соотв с Концепцией на год и среднесроч персп. Формир межбюдж трансф. Законодат закрепл налог полномочия, доходов и расх обяз-в всех ур-ей.
6 этап (09-13): дальнейшее реформир, повыш бюдж-ой самодостаточ-ти регионов, выравнив-е бюдж обеспеч-ти рег-в федер-м бюджетом путем норматив-х налог отчисл-й, финанс помощи из фондов фед бюдж. Созд Концеп с ориентиром на кризис период (напр, укрупн муниц образ-й).