Межбюдж отношения в РФ, принципы распределения дох и расх м/у бюджетами.

Межбюджетные отношения - отношения м/у органами гос власти РФ, субъектов РФ и органами местного самоуправления по поводу формирования и исполнения бюджетов.

Принципы:

- распред и закреп расходов бюджетов по уровням бюдж системы;

- разгранич (закреп на пост основе и распред по временным нормативам) доходов по определенным уровням бюдж системы;

- равенство бюдж прав субъектов, муниц образований;

- выравнивание уровней мин бюдж обеспеченности субъектов РФ, муниц образований;

- равенство всех бюджетов во взаимоотнош с фед бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотнош с бюджетами субъектов РФ – использование единой методики расчета нормативов финанс затрат на предоставление гос и муниц услуг, нормативов расчета помощи террит бюджетам, единый порядок уплаты фед и регион налогов.

Для совершенствования межбюдж отношений необходимо:

- оказывать поддержку субъектам таким образом, чтобы оставить им стимулы к развитию собственных источников дохода;

- сделать схему группировки территорий по экон районам с учетом их экон потенциала и природных условий более упорядоченной;

- ввести эффективный механизм предоставления инвестиций для выравнивания уровней соц-экон развития регионов.

Бюдж процесс, организация бюдж процедур.

Финан-бюдж политика- совокупность мероприятий по использ финанс отношений, кот проводят органы власти для выполнения ими своих функций и управлению бюдж системой.

Бюдж процесс – совокупность действий органов представ и исполнит власти по разработке и осущ финан-бюдж политики и управлению бюдж системой. Регламентируемая нормами права деят-ть органов гос власти и участников бюдж процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов гос внебюдж фондов, их утверждению и исполнению, а также по контролю за их исполнением.

Задачи процесса:

- выявление всех матер и финанс резервов для достижения прогресса на пути к развитию рыночного хоз-ва,

- опред доходов бюджета по налогам и платежам, установ расходов бюджета по целевому назначению,

- сокращение и ликвидация бюдж дефицита,

- повышение роли перспективного бюдж планирования,

- усиление контроля за финанс деят-тью юр лиц и доходами физ лиц при выполнении ими налоговых обязательств и др.

Организация бюджетного процесса включает в себя следующие элементы:

- составление проектов бюджетов и представление их на рассмотрение в законодат органы;

- аудит и оценка бюджета;

- рассмотрение бюджетов органами законодат власти и их утверждение;

- исполнение бюджетов;

- составление отчетов об исполнении бюджетов;

- утверждение отчетов об исполнении бюджетов.

Этапы бюджетного процесса:

1. Финанс-бюдж планирование (сводное финанс планир и прогнозир, составление перспективного финанс плана).

2. Составление, рассмотрение и утверждение проекта бюджета.

3. Исполнение бюджета в течение бюдж года.

4. Анализ и контроль исполнения бюджета.

Основные этапы развития бюдж отношений в России.

Предпосылки реформ: централиз-ия ср-в в одном бюджете, а доля местных бюджетов мала. Эконом ухудшение в регионах, отставание соц-быт инфрастр-ры, недовольство населения.

1 этап (91-93): создана основа налог система, расширение налог полномочий рег и мест властей. Существен разброс бюджет обеспеч-ти населения в регионах.

2 этап (94-98): первая реформа межбюдж отношений. Разработана Концепция реформир межбюдж отн, кот предлаг новую систему поддержки субъектов РФ. 94 г - созд целев фонда фин поддержки рег-в.

3 этап (99-01): Концеп реформир-я межбюдж отнош, глав раздел-методика формир и распред Фед фонда фин поддержки суб РФ. Исправлены недостатки методики.

4 этап (02-05): реформирование на основ Программы развития бюджет федерализма. Стимулир регионы разв-расшир налогово-бюдж полном муниц обр,повыш роли собств дох рег и мест бюдж, их формир за счет собст налогов, самост планир бюдж расх.

5 этап (06-08): отнош строятся в соотв с Концепцией на год и среднесроч персп. Формир межбюдж трансф. Законодат закрепл налог полномочия, доходов и расх обяз-в всех ур-ей.

6 этап (09-13): дальнейшее реформир, повыш бюдж-ой самодостаточ-ти регионов, выравнив-е бюдж обеспеч-ти рег-в федер-м бюджетом путем норматив-х налог отчисл-й, финанс помощи из фондов фед бюдж. Созд Концеп с ориентиром на кризис период (напр, укрупн муниц образ-й).


Наши рекомендации