Экон. сущность и функции бюджета гос-ва.
Экон. сущность и функции бюджета гос-ва.
Бюджет - система образования и расходования ДС, кот предназ для финанс-ния обеспечения задач и функций гос-ва и местного самоуправления.
Гос бюджет - финансовый план гос-ва, с помощью кот органы власти получают реальную экон возможность осуществлять властные полномочия.
Через бюджет осущ влияние на образов и использе централиз и децентрализ фондов ДС.
Бюджет отражает размеры необходимых финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику.
Бюджет фиксирует конкретные направления расходования ср-тв, перераспределение НД и ВВП, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экон и соц процессов.
Функции:
1) перераспределение ВВП. Две стадии:
1 - образование доходов бюджета (формирование централизованных фондов ДС по уровням гос власти).
2 - использование бюдж ср-тв (целевые бюдж расходы на здравоохранение, образование, обороноспособность, культуру, науку и технику и др.).
Виды распределения:
- межотраслевое,
- территориальное,
- между соц слоями населения.
2) финансовое обеспечение бюдж сферы и осущ соц политики гос-ва;
3) гос-ое регулирование и стимулирование экономики;
4) контроль за образованием и использованием централизованных фондов ДС.
ВВП - рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории гос-ва для потребления, экспорта и накопления.
НД - вновь созданная стоимость за год в стране (зарплата + прибыль – амортизация).
2. Дотации, субвенции и субсидии как методы…, их содержание и значение.
Межбюдж трансферты (фонды финансовой поддержки территорий, фонды территор развития) выделяются террит бюджетам из созданных в фед, регион и местном бюджетах спец фондов. Это ср-ва одного бюджета, перечисляемые др. бюджету, т.е. формы финансовой помощи вышестоящего бюджета бюджетам нижестоящих уровней. Направлены на:
- выравнивание бюдж обеспеченности регионов и муниципалитетов, доступа граждан к основным бюдж услугам и соц гарантиям,
- создание стимулов для проведения на регион и местном уровне рациональной налог-бюдж политики,
- развитие и эффективное использ налогового потенциала,
- повышение эффективности бюдж расходов.
Дотация – средства, предоставляемые бюджету др. уровня бюдж системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.
Субвенция – средства, представляемые бюджету др. уровня бюдж системы или юр лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов.
Субсидия – средства, передаваемые бюджету др. уровня, юр или физ лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Государственный; внутрихозяйственный в бюджетных орг-ях; независимый (аудиторский).
Методы:
1 – документальная (в орг-ях) и камеральная (по месту нахождения контрольного органа) проверка – проверяются отдельные вопросы деятельности орг-ций,
2 –обследования - более широкий охват проверяемых показателей деят-ти орг-ции,
3 – мониторинг (наблюдение) – постоянный контроль со стороны проверяющего органа за выполнением отдельных показателей;
4 – надзор - проверка орг-ии, получившей лицензию на определенный вид деятельности;
5 – ревизии - обязательные действия контрольных органов по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности хоз и финан операций.
Контроль за исполнением федерального бюджета осущ Совет Федерации и Госдума. Для этих целей в 1995 г. создана Счетная палата РФ.
Бюджетный контроль в субъектах РФ и муниципальных образованиях осущ контрольно-счетные палаты субъектов РФ и муниц образований, контрольно-ревизионные управления террит администраций и др.
Гос внебюдж фонды, их состав и значение.
Гос внебюдж фонд – фонд ДС, образуется вне фед бюджета и бюджетов субъектов РФ, предназначен для реализации конституционных прав граждан на пенсионное, соц обеспечение, соц страхование, охрану здоровья и мед помощь, т.е. фонды, имеющие целевое назначение.
Функции:распределительная – перераспределение части НД в пользу соц слоев населения.
Пенсионный фонд РФ (1990).
Цель - гос управление финансами пенсионного обеспечения.
Ср-ва форм за счет поступления обяз страх взносов работодателей и граждан, средств фед бюджета, доходов от размещения временно свободных средств.
Функции:
- назначение и выплата пенсий (трудовые (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии военнослужащих и их семей и др.),
- назначение и реализация соц выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам и др.
- управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии и др.
ФСС (1990).
Цель - финансовое обеспечение расходов по обяз соц страх-ю на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по обяз соц страх-ю от несчастных случаев на пр-ве и профес заболеваний, санаторно-курортное лечение и др.
Ср-ва форм за счет отчислений от страховых взносов п/п, бюджетных ассигнований, добровольных взносов физ и юр лиц.
Фонд ОМС (1991)
Функции:
- финансовое обеспечение установленных закон-ом РФ прав граждан на медпомощь за счет ср-тв ОМС,
- обеспечение финансовой устойчивости системы ОМС и создание условий для выравнивания объема и качества мед помощи,
- аккумулирование финансовых средств ФФОМС для обеспечения финансовой стабильности системы ОМС.
Ср-ва формируются за счет: страховых взносов и др.
Принципы бюдж системы РФ.
- единства – единство правовой базы, денеж системы, принципов орг-ии и функц-ния бюдж системы, бюдж классификации, формирования дох и осущ расх бюджетов и др.,
- разграничения (закрепление) дох и расх м/у бюджетами разных уровней,
- самостоятельности - самост обеспечивать сбалансированность бюджетов и эффективность использ бюдж ср-тв, осущ бюдж процесс, устанавливать налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджеты соответствующего уровня и др.,
- равенства бюдж прав субъектов РФ, муниципальных образований,
- полноты отражения дох и расх – все дохи расх подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюдж фондов в обяз порядке и в полном объеме,
- сбалансированности - объем расх должен соответствовать объему дох и поступлений из источников финансир дефицита,
- эффективности и экономности использования бюдж ср-тв - достижение заданных результатов с использ определенного объема ср-тв,
- общего покрытия расх - все расх должны покрываться общей суммой дох и поступлений из источников финансир дефицита,
- гласности – обяз опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении,
- достоверности – надежность показателей прогноза соц-экон развития, реалистичность расчета дох и расх бюджета,
- адресности и целевого характера бюджетных ср-тв - средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансир конкретных целей.
Первый этап.
- МЭРТ разрабатывает сценарные условия развития страны.
- Минфин разрабатывает основные параметры доходов и расходов фед бюджета на год и на среднесрочную перспективу, предложения о мин оплате труда и пенсий, индексации и др. Все эти материалы предоставляются в Правительство РФ и после их принятия могут быть представлены в Совет Федерации И ГосДуму по их запросу.
- Минфин направляет субъектам планирования предельные объемы их бюджетов и методические указания по их распределению между главными распорядителями средств, статьями функциональной и экономической классификации расходов бюджетов, бюджетными целевыми программами.
Второй этап
- МЭРТ направляет в Минфин проект адресной инвестиционной программы и предложения по распределению капит вложений по ведомствам.
- субъекты планирования распределяют предельные объемы своих бюджетов по главным распорядителям средств и статьям классификации и представляют в Минфин указанное распределение.
- Минфин анализирует эти данные и направляет их в Бюджетный департамент, который вносит необходимости поправки и направляет на решение в Минфин. Разногласия выносятся на рассмотрение Бюджетной комиссии.
Третий этап.
Минфин формирует проект фед бюджета и вносит его в Правительство, которое одобряет проект и вносит его в Государственную Думу. С проектом вносятся: доклад Правительства о результатах и целях бюдж политики, оценка реализ-мых и предлаг-мыз целевых программ, проект ФЗ о гос внебюдж фондах.
Пенсионный фонд РФ (1990).
Цель - гос управление финансами пенсионного обеспечения.
Ср-ва форм за счет поступления обяз страх взносов работодателей и граждан, средств фед бюджета, доходов от размещения временно свободных средств.
Функции:
- назначение и выплата пенсий (трудовые (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии военнослужащих и их семей и др.),
- назначение и реализация соц выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам и др.
- управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии и др.
ФСС (1990).
Цель - финансовое обеспечение расходов по обяз соц страх-ю на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по обяз соц страх-ю от несчастных случаев на пр-ве и профес заболеваний, санаторно-курортное лечение и др.
Ср-ва форм за счет отчислений от страховых взносов п/п, бюджетных ассигнований, добровольных взносов физ и юр лиц.
Фонд ОМС (1991)
Функции:
- финансовое обеспечение установленных закон-ом РФ прав граждан на медпомощь за счет ср-тв ОМС,
- обеспечение финансовой устойчивости системы ОМС и создание условий для выравнивания объема и качества мед помощи,
- аккумулирование финансовых средств ФФОМС для обеспечения финансовой стабильности системы ОМС.
Ср-ва формируются за счет: страховых взносов и др.
В большинстве субъектов РФ формируются фонды социальной защиты населения, из которых оказывается помощь малообеспеченным гражданам. Особенностью этих фондов является то, что для их формирования могут применяться только неналоговые доходы (напр., арендная плата).
Мероприятия по соц защите населения - предоставление населению (престарелым, инвалидам, многодетным, неполным семьям и др.) бесплатно или на льготных условиях разные виды социальных услуг.
Программно-целевой принцип реализации социальной политики является приоритетным. Для этого разрабатывается ряд программ, например, фед программы «Планирование семьи», «Дети-сироты» «Дети-инвалиды» и др., основной целью которых является создание организационных, правовых и экон механизмов реализации социальной политики.
Г.
Закон «Об основах бюдж устройства и бюдж процесса РСФСР» – первый шаг реформы, когда была провозглашена трехуровневая система.
Закон «Об основах налоговой системы РФ» – основана налоговая система. Налоги были распределены между уровнями власти (налог на прибыль, НДС, НДФЛ и т.д.).
1997 г. - Новая бюджетная классификация – единая для всех бюджетов.
1998 г. - приняты БК и НК, которые закрепили бюдж и налоговую систему. Были определены процедуры бюджетного процесса.
В настоящее время реформы идут в следующих направлениях:
Реформ-ие межбюд отношений – взаимоотношений м/у уровнями власти в области бюджета.
Цель – разделить все уровни бюдж системы с определением для каждого уровня на постоянной основе доходов и расходов.
Реформ-ие бюдж процесса –введение в бюдж процесс новых документов и мероприятий:
- осущ среднесроч финансового планирования (перспектив финансового план на 3 года и 3-х летний бюджет);
- введение новой бюдж классиф и нового бюдж учёта;
- введение системы «бюджетирование, ориентированное на результат» - выделение ср-тв на конкретную цель для достижения конкретного результата.
Реформ-ие бюдж сети - сети бюджетных учреждений: школы, больницы и др. - оставить на финансировании только необходимые гос учреждения, остальные – приватизировать.
50. Перспективное финансовое планирование.
Перспек финансовый план разрабатывается на 3 года в целях:
- создания условий для обеспечения сбалансированности и устойчивости бюдж системы и фед бюджета;
- макроэкономической стабильности, предсказуемости и преемственности бюджетной, налоговой, таможенной, долговой и денежно-кредитной политики;
- исполнения действующих и принимаемых бюджетных обязательств.
Перспек финансовый план разрабатывается в 3 этапа.
1 этап - разрабатываются и одобряются:
- основные направления налоговой и таможенной политики;
- основные показатели сводного финансового баланса;
- сценарные условия, макроэкономические показатели, приоритеты соц-экон развития.
2 этап - разрабатываются и утверждаются
- основные показатели перспективного финансового плана,
- основные направления долговой политики.
Эти документы разрабатываются Минфином и передаются в Бюджетную комиссию, которая до 1 апреля представляет их на одобрение Правительству.
3 этап - разрабатывается и утверждается проект перспективного финансового плана.
Этот проект разрабатывается Минфином, рассматривается Бюджетной комиссией и одобряется Правительством РФ.
Основные разделы перспективного финансового плана:
- Федеральный бюджет
- Стабилизационный фонд РФ
- ПФ РФ
- Федеральный фонд ОМС
- ФСС
- Государственный долг РФ.
План ежегодно корректируется на показатели уточненного прогноза соц-экон развития гос-ва.
Данная работа скачена с сайта http://www.vzfeiinfo.ru ID работы: 36331
Данная работа скачена с сайта http://www.vzfeiinfo.ru ID работы: 36331
Экон. сущность и функции бюджета гос-ва.
Бюджет - система образования и расходования ДС, кот предназ для финанс-ния обеспечения задач и функций гос-ва и местного самоуправления.
Гос бюджет - финансовый план гос-ва, с помощью кот органы власти получают реальную экон возможность осуществлять властные полномочия.
Через бюджет осущ влияние на образов и использе централиз и децентрализ фондов ДС.
Бюджет отражает размеры необходимых финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику.
Бюджет фиксирует конкретные направления расходования ср-тв, перераспределение НД и ВВП, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экон и соц процессов.
Функции:
1) перераспределение ВВП. Две стадии:
1 - образование доходов бюджета (формирование централизованных фондов ДС по уровням гос власти).
2 - использование бюдж ср-тв (целевые бюдж расходы на здравоохранение, образование, обороноспособность, культуру, науку и технику и др.).
Виды распределения:
- межотраслевое,
- территориальное,
- между соц слоями населения.
2) финансовое обеспечение бюдж сферы и осущ соц политики гос-ва;
3) гос-ое регулирование и стимулирование экономики;
4) контроль за образованием и использованием централизованных фондов ДС.
ВВП - рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории гос-ва для потребления, экспорта и накопления.
НД - вновь созданная стоимость за год в стране (зарплата + прибыль – амортизация).
2. Дотации, субвенции и субсидии как методы…, их содержание и значение.
Межбюдж трансферты (фонды финансовой поддержки территорий, фонды территор развития) выделяются террит бюджетам из созданных в фед, регион и местном бюджетах спец фондов. Это ср-ва одного бюджета, перечисляемые др. бюджету, т.е. формы финансовой помощи вышестоящего бюджета бюджетам нижестоящих уровней. Направлены на:
- выравнивание бюдж обеспеченности регионов и муниципалитетов, доступа граждан к основным бюдж услугам и соц гарантиям,
- создание стимулов для проведения на регион и местном уровне рациональной налог-бюдж политики,
- развитие и эффективное использ налогового потенциала,
- повышение эффективности бюдж расходов.
Дотация – средства, предоставляемые бюджету др. уровня бюдж системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.
Субвенция – средства, представляемые бюджету др. уровня бюдж системы или юр лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов.
Субсидия – средства, передаваемые бюджету др. уровня, юр или физ лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.