Виды налогов. Налоговая система. Кривая Лаффера.
по форме взимания налоги делятся на прямые- непосредственно взимаются с доходов и имущества налогоплательщика, косвенные – представляют собой надбавку к цене товаров или услуг, не связаны с доходами наогоплат-ков, в отличии от прямых.
Налоги: подоходный н-г на физ лиц, на прибыль, на добавленную ст-ть, акцизы, н-г на пользование природными ресурсами, н-г на недвижимость, н-г на экспорт и импорт, земельный н-г,н-г на топливо, транзитный, гос пошлина и сборы и др. Наибольший удельный вес приходится на 1.подоходный н-г, 2.НДС, 3.акцизы.
1.взимается по прогрессивной шкале. В облагаемый доход не включаются пособия по соц страхованию и соц обеспечению, алименты, пенсии, минимум зарплаты и т.д.
2.НДС – это разница между ценой реализованной продукции и ценой материалов и сырья, потребленных при произ-ве продукции. НДС относится к косвенным н-гам, его величина добавляется к ценен товара и оплачивается покупателем.
3.акцизы- косвенные н-ги, фиксируемые в определенном размере в виде надбавок к цене товаров и услуг.
Налоговая система - совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет, взимаемых на условиях, определяемых законодательными актами. Существенными характеристиками налоговой системы той или иной страны являются: совокупность налогов, установленных законодательством; принципов, форм и методов их установления и ввода в действие; система налоговых органов, форм и методов налогового контроля; права и ответственность участников налоговых отношений, порядок и условия налогового производства.
Зависимость между ставками н-га и налоговыми поступлениями в бюджет обосновал амер.эксперт А.Лаффер. он доказал что один и тот же по величине доход в гос бюджет может быть обеспечен как при высокой так и при низкой налоговых ставках.
Осн.точки для анализа:
1.ставка н-га =0, поступлений в бюджет нет
2.ставка н-га =100% поступлений в бюджет нет, все уходят в теневую экономику.
3.в точке А достигается максимум поступлений в бюджет следов-но ставка Rа является оптимальной.
4.дальнейший рост нал-вой ставки до уровня Rс приводит к уменьшению н-вых поступлений, которые сравниваются с тем уровнем, что существовал при н-говой ставке Rв.
Кривая Лаффера показывает, что более низкая ставка увелич число объектов налогообложения, привлекая к предпринимательской деят-ти большее число людей, чем при высоких н-вых ставках, и наоборот.
(Кривая не дает ответа на впрос, при какой ставке налогообложения поступления н-гов будут максимальны, ибо такая ставка н-гов различна для разных стран и зависит от многих факторов: от нал-вой политики, размеров и струк-ры гос сектора экономики и т.д.)
41 Налоги как инструмент фискальной политики. Влияние налогов на совокупный спрос. Налоговый мльтипликатор.
Под фискальной политикой понимают совокупность мер, предпринимаемых правительственными органами по изменению государственных расходов и налогообложения.
Налоги являются одним из основных инструментов фискальной политики,так как государство с их помощью воздействует на многие экономические и социальные процессы. Они помогают поощрять либо подавлять определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей и регионов, регулировать количество денег и денежное обращение, воздействовать на инвестиционную активность предпринимателей, функционирование рынка ценных бумаг, равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением.
Увеличение налогов применяется в краткосрочном периоде в сдерживающей фискальной политике в целях снижения темпов инфляции, а также в целях сокращения совокупного спроса и тем самым помогает снизить инфляцию спроса.
Экономический смысл эффекта налогового мультипликатора следующий. При снижении ставки налога увеличивается уровень располагаемого дохода, что приводит к увеличению эффективного спроса во всех смежных сферах экономики по аналогии с механизмом инвестиционного мультипликатора. При понижении ставок налога уменьшается величина налоговых поступлений в госбюджет, что приводит к росту располагаемого дохода. В результате равновесный ВВП увеличивается.
42. Государственный долг: причины образования и система управления. Внешний и внутренний долг, их влияние на экономическое развитие страны.
гос долг – общая сумма задолж-ти страны другим странам, организациям и отдельным лица, а также своим юр и физ лицам.
Различают внутренний и внешний долг.
Внутренний – это задолженность гос-ва населению, предприятиям и орг-циям своей страны. Это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета.
Внешний гос долг – это задолженность гос-ва гражданам, орг-циям и правительствам других стран.
При внешнем долге нация вынуждена отдавать странам-кредиторам часть своего реального богатства для погашения как самого долга, так и процентов по нему, что негативно сказывается на экономич развитии страны-заемщике. Рост внешнего долга способствует также снижению международного авторитета страны и негативно влияет на состояние торговли страны с другими странами. Вследствие сокращения экспорта нарушается внешнеторговый баланс, что приводит к новым внешним займам. Для регулирования внешнего долга устанавливается его лимит(его доля в ВНП или отношение годового объема выплат по внешнему долгу к объему валютных поступлений за год- не должен этот показатель превышать 25%)
Специфика внутр долга такова, что страна должна сама себе (отношения между гражданами страны), поэтому его рост менее опасен чем внешнего. Однако сущ след последствия внутр долга.
1.выплата % по гос долгу приводит к усилению неравенства в доходах населения.
2.повышние ставок н-гов с целью доп-го получения средств для выплаты внутр долга значительно подрывает экономические стимулы развития проз-ва, роста производительности труда, что замедляет развитие экономики.
3. усиливается неуверенность населения в своем будущем, а инвесторы неохотно вкладывают свои капиталы.
4.продавая новые облигации и используя выручку для выплаты держателям погашенных облигаций, правительство тем самым увелич спрос на деньги, следствием этого является увеличение процентной ставки и уменьшение в связи с этим спроса на деньги со стороны частных инвесторов.