Как определить степень открытости или закрытости экономики?

Иногда ее пытаются выяснить, опираясь на данные о доле экспорта или импорта в национальном продукте. Однако они свидетельствуют лишь об относительной зависимости от внешней торговли. Судить же о степени закрытости или открытости экономики следует главным образом по режиму обмена, который регулируется государством. При этом следует иметь в виду, что экономические взаимоотношения с внешним миром не исчерпываются торговлей (экспорт – импорт), то есть материальными потоками. Они включают в себя и движение (потоки) капитала и рабочей силы. И все же основой международных экономических отношений является международная торговля.

Инъекции (Injections) – это потоки денежных средств, которые направлены на приобретение части национального продукта, созданного в пределах государства и не связанные с существующими потребительскими расходами населения страны на его покупку.

Данные потоки денежных средств образуются в результате капиталовложений, правительственных закупок и платежей за товары и услуги, которые проданы за границу.

Инъекции равны утечкам, поскольку источником инъекций является часть национального дохода, не использующаяся населением страны на покупку товаров и услуг, которые были созданы внутри страны. В общем виде это равенство будет выглядеть следующим образом:

капиталовложения + правительственные закупки + поступления от экспорта = сбережения + чистые налоги + расходы на импорт

Очевидно, что данное равенство не означает равенства отдельных частей друг другу, например, правительственные закупки не всегда равны чистым налогам и т.д.

УТЕЧКИ— часть национального дохода, которая не используется населением для приобретения товаров и услуг, производимых в стране. Утечки состоят из сбережений, чистых налогов и затрат на покупку импортных товаров.

«Утечки» и «инъекции»

Весь национальный доход перемещается прямо из семейных хозяйств на рынки продуктов в виде расходов на потребление. Из потоков доходов и расходов на потребление ничего не уходит, но ничего к ним и не добавляется. Однако вводятся некоторые совершенно новые потоки. Во-первых, существует три способа использования денежных средств, которые непосредственно не приводят к приобретению товаров и услуг, произведенных для внутреннего рынка. Таковыми являются чистые налога, поступающие в распоряжение правительства, сбережения, попадающие на финансовые рынки, и компенсационные платежи по импорту, которые просто уходят за границу в «иностранный сектор». Эти три способа расходования денежных средств носят название «утечек» из кругооборота продуктов и доходов. Сумма общей величины указанных трех «утечек» и величины расходов на потребление всегда равна национальному доходу. Во вторых, существует три таких вида расходов на товары и услуги, произведенные внутри страны, которые непосредственно не являются расходами внутренних потребителей. К их числу относятся инвестиции, государственные закупки и платежи по экспорту. Такие потоки называются «инъекциями, производимыми в кругооборот.Сумма величин всех «инъекций плюс расходы на потребление всегда равна национальному продукту, который, как мы убедились, равен национальному доходу. Из зависимостей между этими компонентами можно вывести некоторые полезные уравнения. Так, пусть С — потребление, I — инвестиции, G — государственные закупки, X — экспорт, S — сбережения, Т — чистые налоги, М — импорт. Сумма всех статей расхода на покрытие национального продукта выражается следующим образом:

Национальный продукт = С + I + G + (X —М).

Выражение <Х — М) представляет собой чистый экспорт товаров и услуг. При исчислении величины национального продукта импорт должен вычитаться из суммы совокупного потребления и «инъекций», дабы избежать двойного счета, поскольку переменные С, I и G уже по определению включают в себя расходы как на импортные потребительские товары, так и на потребительские товары, произведенные для внутреннего рынка, а также расходы на инвестиционные товары и товары, приобретенные правительством, представляющим государство,

Чрезвычайно важно отметить, что только суммарные показатели «утечек» и «инъекций» должны быть равны. В отдельных парах «утечек» и «инъекций» чаще всего отсутствует точный баланс, что и не требуется. Иначе говоря, вовсе не обязательно, чтобы государственные закупки были равны чистым налогам, импорт был равен экспорту, а сбережения — инвестициям. В этих «парах» равенство отнюдь не является обязательным и необходимым, поскольку финансовые рынки обладают способностью направлять средства, образующиеся в результате действия «утечек», на финансирование любого из существующих потоков.

Можно особо подчеркнуть фундаментальную роль финансовых рынков в экономике переписав уравнение «утечки»—«инъекции» в следующем виде:

1+<G — T)=S + (M — X>.

Параметрам, входящим в это уравнение, могут быть поставлены в соответствие стрелки, отображающие потоки, как «впадающие» в финансовые рынки, так и «вытекающие из этих рынков . Так, I (инвестиции) и (G —Т) — дефицит государственного бюджета — способы использования средств, «вытекающих» из финансовых рынков. В первой части мы имеем S (сбережения) и (М —X) — чистый импорт, который, в свою очередь, как уже было указано выше, финансируется равным по величине притоком капитала. Таким образом, правая часть уравнения выражает величину внутренних сбережений и притоков капитала, т. е. двух источников средств, «впадающих» в финансовые рынки.

Наши рекомендации