Вопрос 2 Модель кругооборота доходов и расходов. Закрытая и открытая экономика. Утечки и инъекции.
В результате взаимодействия макроэкономических субъектов между ними формируются взаимосвязи, определяющие устойчивые закономерности развития всей экономики. Анализ этих взаимосвязей проводится на базе общей модели кругооборота продуктов и доходов. Наиболее известной теоретической моделью, которая отображает устойчивые реальные и денежные потоки между экономическими субъектами, является модель круговых потоков.
Ограничивающие условия модели кругооборота доходов и расходов:
неизменность цен;
неизменность величин потоков и расходов;
отсутствие анализа процессов, происходящих внутри секторов;
отсутствие экологических проблем в обществе
Модель макроэкономического кругооборота показывает, что между субъектами экономики существуют различные хозяйственные взаимосвязи. Например, фирмы производят и продают товары и услуги, домашние хозяйства потребляют и накапливают, государство взимает налоги и создает общественные блага. В макроэкономическом кругообороте представлены агрегированные сектора и рынки. Аналогичные хозяйственные операции объединены в величины потока (поток товаров и услуг или товарное обращение) и денежный (монетарный) поток или денежное обращение. Известно, что все товары и услуги имеют как вещественное, так и денежное содержание. Поэтому макроэкономический кругооборот имеет натурально-вещественное (против часовой стрелки) и денежное(по часовой стрелке) движение. Основным созидающим звеном экономического оборота являются фирмы, производящие необходимые обществу товары и услуги. Фирмы находятся в тесной взаимосвязи как с покупателями товаров и услуг, так и с движением ресурсов. Эти взаимосвязи реализуются на рынке товаров и услуг и рынке факторов производства (ресурсов). Отправным моментом экономического оборота являются домашние хозяйства, которые для реализации своих потребностей предлагают в качестве ресурсов производства труд, землю, капитал, предпринимательские способности. Вместе с тем домашние хозяйства представляют и конечный продукт экономического оборота, его конечную цель. Домашние хозяйства платят государству налоги, а от него получают заработную плату и трансфертные платежи (государственные выплаты, пенсии, стипендии, пособия и т. д.).Фирмы также платят государству налоги (налог на прибыль организаций, налог на имущество и др.) и получают от него платежи в виде субсидий, дотаций, кредитов, оплаты государственных заказов и др.
В макроэкономической теории различают следующие модели кругооборота:
в закрытой экономике (отсутствует сектор «остальной мир»);
в открытой экономике (предусматривается участие сектора «остальной мир»). Этот сектор связан с экономической системой тремя способами: через импорт товаров и услуг, через экспорт товаров и услуг и через международные финансовые операции. Данная модель отражена на рис. 1.1.
Существуют два подхода к определению понятий закрытая экономика и открытая экономика. В соответствии с первым подходом:
Закрытая экономика – это экономика, не подверженная какому либо влиянию со стороны международной торговли, в которой, следовательно, нет ни экспорта, ни импорта какого бы то ни было рода.
В такой трактовке закрытая экономика рассматривается как теоретическая модель, которая позволяет понять механизм функционирования национальной экономики, что является главной задачей макроэкономического анализа. Изучая закрытую экономику, мы упрощаем модель кругооборота национального дохода и сосредотачиваемся на анализе доходов и расходов внутри национальной экономики. В связи с этим совокупный спрос в закрытой экономике представлен как сумма потребительских, инвестиционных и государственных планируемых расходов:
AD = C + I + G
Однако целый ряд проблем требует исследования открытой экономики. Открытая экономика – это экономика, участвующая в международной торговле и международных финансовых отношениях с различными странами мира. Модель кругооборота национального дохода в открытой экономике учитывает влияние экспорта и импорта, и совокупный спрос представлен как сумма планируемых потребительских, инвестиционных и государственных расходов и расходов на чистый экспорт:
AD = C + I + G +Xn,
где чистый экспорт (Xn) представляет собой разницу между экспортом и импортом.
Экспорт и импорт в совокупности характеризуют объем внешней торговли страны (внешнеторговый оборот). С точки зрения макроэкономического анализа существенным является вопрос о соотношении экспорта и импорта (разница в денежном выражении между которыми представляет собой внешнеторговое сальдо). Если в течение некоторого периода времени импорт превышает экспорт, то в приведенной выше формуле расходы на чистый экспорт становятся отрицательно величиной, что может стать причиной сокращения совокупного спроса и, следовательно, может возникнуть угроза макроэкономической стабильности.
Если же экспорт превышает импорт, то чистый экспорт является величиной положительной, что увеличивает совокупный спрос. Такое увеличение совокупного спроса не только способствует стабилизации экономики, но при определенных условиях (увеличение инвестиций в экспортные отрасли) создает основу для экономического роста.
Вместе с тем разные страны в разной степени участвуют в обмене товарами, услугами, деньгами, капиталами, рабочей силой с зарубежными странами. Чем меньше страна, тем, как правило, больше ее относительная зависимость от внешнего рынка, и наоборот, чем больше страна и больше обеспеченность собственными ресурсами, тем эта зависимость меньше. Характер и структура взаимоотношений экономики разных стран с внешним миром могут быть различными, поэтому страны различаются по степени открытости к внешнему миру. Этот критерий формирует второй подход к определению закрытой и открытой экономики. В соответствии с этим подходом:
Открытые экономики имеют минимальные барьеры (препятствия) для экономического взаимодействия с внешним миром. (Стран, которые таких барьеров вовсе не имеют, практически не существует).
Закрытыми экономикаминазывают такие экономики, которые имеют значительные, иногда запретительные препятствия для такого взаимодействия.Чаще всего это делается для защиты отечественных производителей от более сильных конкурентов внешнего рынка, а иногда для создания более благоприятных условий для выхода отечественных производителей на внешние рынки.