Права потребителей страховых услуг
СОГЛАШЕНИЕ
по единым требованиям к защите прав потребителей при заключении и исполнении договоров страхования
Правительства государств - членов Евразийского экономического сообщества, именуемые в дальнейшем Сторонами,
руководствуясь Договором об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года, Соглашением о сотрудничестве в области страхования в рамках Евразийского экономического сообщества от 27 апреля 2003 года и другими актами Евразийского экономического сообщества,
исходя из взаимной заинтересованности в развитии рынка страховых услуг,
стремясь к совершенствованию механизмов страхования в целях усиления защиты прав и интересов потребителей страховых услуг,
признавая целесообразность установления единых подходов к защите прав потребителей при заключении и исполнении договоров страхования,
придавая большое значение развитию сотрудничества в области гармонизации законодательства о защите прав потребителей страховых услуг,
согласились о нижеследующем:
Статья 1
Общие положения
Защита прав потребителей страховых услуг осуществляется на принципах:
обеспечения равных условий защиты прав потребителей страховых услуг на территориях государств Сторон;
свободы волеизъявления при заключении договора страхования, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Сторон;
восстановления нарушенных прав и законных интересов.
Отдельные положения настоящего Соглашения могут применяться к договорам личного страхования, имущественного страхования, страхования ответственности только с учетом их специфики.
Статья 2
Терминология
Понятия, используемые в настоящем Соглашении, означают следующее:
«страховая услуга» - совокупность обязательств страховой организации, предусмотренных в договоре страхования;
«потребитель страховой услуги» - страхователь, застрахованный, выгодоприобретатель, страховой интерес которых выступает объектом страховой защиты;
«качество страховой услуги» - совокупность соответствующих характеристик страховой услуги, относящихся к её способности удовлетворить установленные или предполагаемые в соответствии с условиями договора страхования потребности потребителя страховой услуги;
«договор страхования» - письменное соглашение между страхователем и страховщиком, по которому страховщик обязуется при наступлении предусмотренного в договоре страхового случая возместить страхователю или третьему лицу (выгодоприобретателю), в пользу которого заключен договор, причиненный вследствие этого события ущерб застрахованным имущественным интересам в пределах определенной договором страховой суммы (лимита ответственности), а страхователь обязуется оплатить обусловленный договором страховой взнос (страховую премию);
«органы страхового надзора и регулирования страховой деятельности» - уполномоченные государственные органы, осуществляющие регулирование страховой деятельности и надзор за ней.
Статья 3
Требования к качеству предоставления страховых услуг
Информация о предлагаемых и оказываемых страховых услугах должна содержать: наименование страховых услуг, их особенности; указание актов законодательства государства Стороны, устанавливающих требования к качеству страховых услуг; цену и условия приобретения страховых услуг; наименование (фирменное наименование), место нахождения (юридический адрес) страховой организации (страховщика), номер и дата выдачи лицензии, место нахождения организации, уполномоченной на принятие претензий от потребителя; иная информация.
Правила страхования должны содержать положения о субъектах, объектах страхования, о страховых случаях, страховых рисках, о порядке определения страховой суммы (лимита ответственности), страхового тарифа, страховых взносов (страховой премии), о сроках и порядке уплаты страховых взносов (страховой премии), о порядке заключения, исполнения и прекращения договоров страхования, о территории действия договора страхования, о действиях страхователя при наступлении страхового случая, о документах, подтверждающих наступление страхового случая и размер убытков, о правах и обязанностях сторон, о последствиях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субъектами страхования, об определении размера убытков или ущерба, о порядке определения страховой выплаты, о сроках принятия решения о страховой выплате или отказе в страховой выплате, об основаниях для отказа в страховой выплате, об условиях прекращения договора страхования, о порядке разрешения споров и иные положения.
Заключаемый договор страхования должен содержать условия, установленные законодательством государства Стороны, на территории которой оказываются страховые услуги.
Если законодательством государства Стороны предусмотрены обязательные требования к качеству предоставления страховых услуг, страховщик обязан оказать потребителю страховую услугу, соответствующую этим требованиям.
При отсутствии в законодательстве государства Стороны (и) или договоре страхования условий о качестве страховой услуги страховщик обязан оказать страховую услугу, соответствующую обычаям делового оборота или иным обычно предъявляемым требованиям.
При реализации оказания страховой услуги потребителю согласно правилам страхования страховщик обязан оказать страховую услугу, качество которой соответствует условиям этих правил страхования и договору страхования, а также требованиям законодательства государства Стороны, на территории которой страховая услуга оказывается.
Статья 4
Статья 5
Статья 6
Порядок и сроки удовлетворения требований потребителей страховых услуг
Порядок и сроки удовлетворения требований потребителей страховых услуг определяются в соответствии с законодательством государства Стороны и (или) договором страхования.
По требованию потребителя страховых услуг страховщик обязан предоставить необходимую оперативную и достоверную информацию о порядке и сроках удовлетворения требований потребителей страховых услуг.
Статья 7
Статья 8
Статья 9
Страховых услуг
За нарушение прав потребителей страховых услуг страховщики несут ответственность в соответствии с законодательством государства Стороны и (или) договором страхования.
Статья 10
Статья 11
Статья 12
Статья 13
Статья 14
Разрешение споров
Споры между Сторонами, связанные с толкованием и (или) применением настоящего Соглашения, разрешаются путем проведения консультаций и переговоров.
Если спор не будет урегулирован Сторонами в течение шести месяцев с даты поступления официальной письменной просьбы
о проведении консультаций и переговоров, направленной одной
из Сторон другой Стороне, то при отсутствии иной договоренности между Сторонами относительно способа разрешения спора любая из Сторон передает этот спор для рассмотрения в Суд Евразийского экономического Сообщества.
Статья 15
Внесение изменений
По договоренности Сторон в настоящее Соглашение могут быть внесены изменения, которые оформляются отдельными протоколами.
Статья 16
Статья 17
Заключение
Совершено в городе «_____»_________2000 года
в одном подлинном экземпляре на русском языке.
Подлинный экземпляр настоящего Соглашения хранится
у депозитария, который направит каждой Стороне заверенную копию настоящего Соглашения.
За Правительство Республики Беларусь | За Правительство Республики Казахстан | За Правительство Кыргызской Республики | |
За Правительство Российской Федерации | За Правительство Республики Таджикистан | ||
СОГЛАШЕНИЕ
по единым требованиям к защите прав потребителей при заключении и исполнении договоров страхования
Правительства государств - членов Евразийского экономического сообщества, именуемые в дальнейшем Сторонами,
руководствуясь Договором об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года, Соглашением о сотрудничестве в области страхования в рамках Евразийского экономического сообщества от 27 апреля 2003 года и другими актами Евразийского экономического сообщества,
исходя из взаимной заинтересованности в развитии рынка страховых услуг,
стремясь к совершенствованию механизмов страхования в целях усиления защиты прав и интересов потребителей страховых услуг,
признавая целесообразность установления единых подходов к защите прав потребителей при заключении и исполнении договоров страхования,
придавая большое значение развитию сотрудничества в области гармонизации законодательства о защите прав потребителей страховых услуг,
согласились о нижеследующем:
Статья 1
Общие положения
Защита прав потребителей страховых услуг осуществляется на принципах:
обеспечения равных условий защиты прав потребителей страховых услуг на территориях государств Сторон;
свободы волеизъявления при заключении договора страхования, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Сторон;
восстановления нарушенных прав и законных интересов.
Отдельные положения настоящего Соглашения могут применяться к договорам личного страхования, имущественного страхования, страхования ответственности только с учетом их специфики.
Статья 2
Терминология
Понятия, используемые в настоящем Соглашении, означают следующее:
«страховая услуга» - совокупность обязательств страховой организации, предусмотренных в договоре страхования;
«потребитель страховой услуги» - страхователь, застрахованный, выгодоприобретатель, страховой интерес которых выступает объектом страховой защиты;
«качество страховой услуги» - совокупность соответствующих характеристик страховой услуги, относящихся к её способности удовлетворить установленные или предполагаемые в соответствии с условиями договора страхования потребности потребителя страховой услуги;
«договор страхования» - письменное соглашение между страхователем и страховщиком, по которому страховщик обязуется при наступлении предусмотренного в договоре страхового случая возместить страхователю или третьему лицу (выгодоприобретателю), в пользу которого заключен договор, причиненный вследствие этого события ущерб застрахованным имущественным интересам в пределах определенной договором страховой суммы (лимита ответственности), а страхователь обязуется оплатить обусловленный договором страховой взнос (страховую премию);
«органы страхового надзора и регулирования страховой деятельности» - уполномоченные государственные органы, осуществляющие регулирование страховой деятельности и надзор за ней.
Статья 3
Требования к качеству предоставления страховых услуг
Информация о предлагаемых и оказываемых страховых услугах должна содержать: наименование страховых услуг, их особенности; указание актов законодательства государства Стороны, устанавливающих требования к качеству страховых услуг; цену и условия приобретения страховых услуг; наименование (фирменное наименование), место нахождения (юридический адрес) страховой организации (страховщика), номер и дата выдачи лицензии, место нахождения организации, уполномоченной на принятие претензий от потребителя; иная информация.
Правила страхования должны содержать положения о субъектах, объектах страхования, о страховых случаях, страховых рисках, о порядке определения страховой суммы (лимита ответственности), страхового тарифа, страховых взносов (страховой премии), о сроках и порядке уплаты страховых взносов (страховой премии), о порядке заключения, исполнения и прекращения договоров страхования, о территории действия договора страхования, о действиях страхователя при наступлении страхового случая, о документах, подтверждающих наступление страхового случая и размер убытков, о правах и обязанностях сторон, о последствиях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субъектами страхования, об определении размера убытков или ущерба, о порядке определения страховой выплаты, о сроках принятия решения о страховой выплате или отказе в страховой выплате, об основаниях для отказа в страховой выплате, об условиях прекращения договора страхования, о порядке разрешения споров и иные положения.
Заключаемый договор страхования должен содержать условия, установленные законодательством государства Стороны, на территории которой оказываются страховые услуги.
Если законодательством государства Стороны предусмотрены обязательные требования к качеству предоставления страховых услуг, страховщик обязан оказать потребителю страховую услугу, соответствующую этим требованиям.
При отсутствии в законодательстве государства Стороны (и) или договоре страхования условий о качестве страховой услуги страховщик обязан оказать страховую услугу, соответствующую обычаям делового оборота или иным обычно предъявляемым требованиям.
При реализации оказания страховой услуги потребителю согласно правилам страхования страховщик обязан оказать страховую услугу, качество которой соответствует условиям этих правил страхования и договору страхования, а также требованиям законодательства государства Стороны, на территории которой страховая услуга оказывается.
Статья 4
Права потребителей страховых услуг
Потребитель страховых услуг имеет право на:
- получение необходимой оперативной и достоверной информации о предлагаемых и оказываемых страховых услугах;
- доступность страховых услуг;
- получение страховых услуг надлежащего качества;
- государственную защиту своих прав, в том числе на обращение в суд и другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав или интересов, охраняемых законодательством государства Стороны;
- общественную защиту своих прав;
- обеспечение тайны страхования.
Стороны гарантируют защиту прав и законных интересов потребителей страховых услуг.
Статья 5