Межбюджетные трансферты бюджету Пенсионного фонда
Российской Федерации
млрд. рублей
2011 год (закон) | 2012 год | 2013 год | 2014 год | ||||
проект | в % к преды-дущему году | проект | в % к преды-дущему году | проект | в % к преды-дущему году | ||
Всего | 2 341,7 | 2 621,8 | 112,0 | 2 857,1 | 109,0 | 3 150,1 | 110,3 |
в том числе на: | |||||||
Пенсионное обеспечение | 1 794,3 | 2 045,6 | 114,0 | 2 246,1 | 109,8 | 2 507,9 | 111,7 |
из них: | |||||||
Покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации | 875,9 | 1 060,1 | 121,0 | 1 192,7 | 112,5 | 1 355,7 | 113,7 |
Валоризация пенсионных прав граждан | 527,7 | 570,9 | 108,2 | 626,5 | 109,7 | 685,2 | 109,4 |
Выплата пенсий по государственному пенсионному обеспечению | 278,4 | 286,5 | 102,9 | 313,7 | 109,5 | 353,8 | 112,8 |
Компенсация выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование | 69,6 | 78,7 | 113,1 | 56,4 | 71,7 | 56,4 | 100,0 |
Федеральная социальная доплата к пенсии | 34,5 | 38,5 | 111,6 | 42,9 | 111,4 | 42,9 | 100,0 |
Возмещение расходов по нестраховым периодам | 3,2 | 3,5 | 109,4 | 3,9 | 111,4 | 3,9 | 100,0 |
Софинансирование формирования пенсионных накоплений | 5,0 | 7,5 | 150,0 | 10,0 | 133,3 | 10,0 | 100,0 |
Администрируемые расходы | 547,4 | 576,2 | 105,3 | 611,0 | 106,0 | 642,2 | 105,1 |
из них: | |||||||
Осуществление ежемесячных денежных выплат | 365,3 | 378,5 | 103,6 | 397,6 | 105,0 | 417,3 | 105,0 |
Предоставление материнского (семейного) капитала | 120,8 | 132,7 | 109,9 | 144,1 | 108,6 | 151,3 | 105,0 |
Осуществление компенсационных выплат лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами | 40,4 | 44,0 | 108,9 | 49,3 | 112,0 | 54,2 | 109,9 |
Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение некоторым категориям граждан | 10,0 | 8,9 | 89,0 | 8,0 | 89,9 | 7,2 | 90,0 |
Выплата социального пособия на погребение | 0,2 | 0,26 | 105,0 | 0,3 | 147,6 | 0,3 | 106,5 |
Иные социальные выплаты | 10,7 | 11,8 | 110,3 | 11,7 | 99,1 | 11,9 | 101,7 |
В 2012-2014 годах трудовые пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению и социальные пособия будут увеличиваться в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Средний размер трудовой пенсии возрастет с 8,5 тыс. рублей в 2011 году до 9,3 тыс. рублей в 2012 году, 10,2 тыс. рублей в 2013 году и 11,1 тыс. рублей в 2014 году.
Средний размер социальных пенсий возрастет с 5,1 тыс. рублей в 2011 году до 5,7 тыс. рублей в 2012 году, 6,2 тыс. рублей в 2013 году и 6,9 тыс. рублей в 2014 году.
С 2010 года введен механизм валоризации (повышения) денежной оценки пенсионных прав пенсионеров, вышедших на трудовую пенсию в годы существования СССР.
В связи с этим на 2012-2014 годы будут предусмотрены ассигнования на валоризацию расчетного пенсионного капитала. В среднем увеличение пенсионного капитала за счет валоризации уже составило 1 250 рублей в месяц. Наибольшее повышение от валоризации получили пенсионеры старше 80 лет – до 1 700 рублей.
Учитывая, что наряду с системой обязательных платежей возрастающую роль должно играть добровольное пенсионное страхование, в том числе за счет использования механизмов государственного стимулирования, в проектировках предусматриваются ассигнования на софинансирование формирования пенсионных накоплений за счет средств Фонда национального благосостояния.
С 1 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон о страховых взносах в государственные внебюджетные фонды, с принятием которого упразднен единый социальный налог и система обязательного социального страхования перешла к страховому принципу формирования доходов.
С 1 января 2011 года был установлен единый для всех страхователей тариф страховых взносов - 34%, из которого – 26% направляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование.
Одновременно, для отдельных категорий страхователей был введен льготный переходный период с установлением пониженного тарифа страховых взносов, поэтому в составе межбюджетных трансфертов бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации предусматриваются средства на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением пониженного тарифа страховых взносов для отдельных категорий страхователей.
Объем межбюджетных трансфертов, направляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в 2012-2014 годах на обеспечение мер социальной поддержки граждан, определяется с учетом индексации размеров пособий и социальных выплат в соответствии с законодательством Российской Федерации и численности граждан, получивших право на соответствующие пособия и социальные выплаты.
Основные направления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, передаваемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации, представлены в таблице 5.5:
Таблица 5.5
Межбюджетные трансферты бюджету Фонда социального страхования
Российской Федерации
млрд. рублей
2011 год (закон) | 2012 год | 2013 год | 2014 год | ||||
проект | в % к преды-дущему году | проект | в % к преды-дущему году | проект | в % к преды-дущему году | ||
Всего | 83,2 | 76,5 | 91,9 | 79,6 | 104,1 | 82,9 | 104,1 |
в том числе: | |||||||
Компенсация выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков | 5,4 | 6,3 | 116,7 | 5,6 | 88,9 | 5,6 | 100,0 |
Покрытие дефицита бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации | 11,3 | - | - | - | - | - | - |
Администрируемые расходы: | 66,5 | 70,2 | 105,6 | 74,0 | 105,4 | 77,3 | 104,5 |
Выплата пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию | 49,3 | 52,3 | 106,1 | 55,2 | 105,5 | 57,9 | 104,9 |
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации | 9,0 | 9,0 | 100,0 | 9,0 | 100,0 | 9,0 | 100,0 |
Выплата пособий при рождении ребенка гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию | 5,7 | 6,0 | 105,3 | 6,3 | 105,0 | 6,6 | 104,8 |
Пособие по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации | 1,4 | 1,5 | 107,1 | 1,6 | 106,7 | 1,7 | 105,0 |
Оплата четырех дополнительных выходных дней работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми инвалидами | 1,1 | 1,4 | 127,3 | 1,9 | 135,7 | 2,1 | 110,5 |
Кроме того, зарезервированные бюджетные ассигнования на покрытие дефицита бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации | - | 85,7 | - | 88,3 | 115,8 | 93,5 | 106,1 |
В составе межбюджетных трансфертов бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации предусматриваются средства на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением пониженного тарифа страховых взносов для отдельных категорий страхователей.
В настоящее время складывается сложная ситуация с обеспечением сбалансированности бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации. Значительное увеличение размеров пособий начиная с 2010 года, вызванное решениями, обусловленными Федеральным законом от 25 февраля 2011 г. № 21-ФЗ, регулирующими порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, пособий по уходу за ребенком, привело к значительному росту расходов на их выплату и увеличению дефицита бюджета Фонда.
В связи с этим, на покрытие дефицита бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации зарезервированы средства федерального бюджета: 85,7 млрд. рублей в 2012 году, 88,3 млрд. рублей в 2013 году и 93, 5 млрд. рублей в 2014 году.
В дальнейшем необходимо продолжить работу по совершенствованию механизма исчисления названных пособий, направленного на оптимизацию расходов на их выплату.
В 2011 году предусматривается проведение в двух субъектах Российской Федерации пилотного проекта, определяющего особенности назначения и выплаты застрахованным лицам страхового обеспечения и иных выплат территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации. С 2014 года предполагается полностью отменить действующую «зачетную» систему и перейти на осуществление прямых выплат Фондом по страховым случаям застрахованным гражданам.
Основные направления расходования межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, передаваемых бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования, представлены в таблице 5.6:
Таблица 5.6
Межбюджетные трансферты бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования
млрд. рублей
2011 год (закон) | 2012 год | 2013 год | 2014 год | ||||
проект | в % к преды-дущему году | проект | в % к преды-дущему году | проект | в % к преды-дущему году | ||
Всего | 21,2 | 23,3 | 109,9 | 18,8 | 80,7 | 18,8 | 100,0 |
в том числе: | |||||||
Компенсация выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков | 16,3 | 18,4 | 112,9 | 18,8 | 102,2 | 18,8 | 100,0 |
Администрируемые расходы: | 4,9 | 4,9 | 100,0 | 0,0 | - | 0,0 | - |
Проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации | 0,9 | 0,9 | 100,0 | - | - | - | - |
Проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан | 4,0 | 4,0 | 100,0 | - | - | - | - |
В составе межбюджетных трансфертов, направляемых бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2012 году, учитываются расходы на проведение диспансеризации находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан. С 2013 года финансовое обеспечение дополнительной диспансеризации работающих граждан и проведение дополнительной диспансеризации детей-сирот будет осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования.
В составе межбюджетных трансфертов бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования предусматриваются средства на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением пониженного тарифа страховых взносов для отдельных категорий страхователей:
18,4 млрд. рублей в 2012 году и 18,8 млрд. рублей в 2013 – 2014 годах ежегодно.
Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета в сфере здравоохранения в 2012 - 2014 годах составит соответственно 498,8 млрд. рублей, 454,0 млрд. рублей, 445,0 млрд. рублей.
В рамках продолжения реформы в системе здравоохранения с 2012 года предусматривается изменение источников финансирования отдельных мероприятий в указанной сфере, ранее осуществляемых за счет бюджетных ассигнований.
Так, в 2012 году в целях повышения доступности медицинской помощи предусматривается продолжение реализации программ модернизации здравоохранения, реализуемых с 2011 года.
Финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения осуществляется за счет доходов, поступающих в бюджет Федерального фонда медицинского страхования в связи с увеличением страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 2%, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
За период 2011- 2012 годов на эти цели предусматривается направить средства обязательного медицинского страхования в общей сумме 460,0 млрд. рублей.
Объем субсидий, направляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации в 2012 году составит 194,9 млрд. рублей.
Основная цель модернизации здравоохранения – создание оптимальных систем организации здравоохранения, ориентированных не на расширение сети медицинских организаций, а на повышение эффективности их деятельности, работающих в соответствии со стандартами по оказанию медицинской помощи гражданам Российской Федерации, расширение профилактической направленности здравоохранения, способной предотвратить ухудшение состояния здоровья населения страны.
В этой связи модернизация здравоохранения должна найти отражение, главным образом, в укреплении поликлинического звена, функционирование которого направлено на раннее выявление заболеваний, рационализации использования (сокращения) коечного фонда, решении вопросов обеспеченности медицинскими кадрами учреждений здравоохранения, внедрении информационных систем в здравоохранении и стандартов оказания медицинской помощи.
Бюджетные ассигнования федерального бюджета на лекарственное обеспечение формируются с учетом уточнения численности получателей лекарственных средств на основании данных Федерального регистра, а также с учетом сложившейся в текущем году динамики цен, связанной с введением предельных надбавок на лекарственные средства, совершенствованием законодательства в сфере закупок лекарственных средств.
В рамках данного направления в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 13% увеличены расходы на закупку лекарственных средств, предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей. Объем бюджетных ассигнований на указанные цели в 2012 - 2014 годах составит 54,2 млрд. рублей ежегодно.
Сохраняются объемы межбюджетных трансфертов, направленных на решение проблем в здравоохранении, предусмотренные на осуществление организационных мероприятий по обеспечению граждан лекарственными средствами, на осуществление отдельных полномочий в области лекарственного обеспечения.
С 2012 года, в соответствии с законодательством Российской Федерации о разграничении полномочий между различными уровнями власти в Российской Федерации, предусматривается передать обеспечение деятельности 32 федеральных государственных учреждения Роспотребнадзора, осуществляющих дезинфекционную деятельность, в ведение субъектов Российской Федерации.
В 2012-2013 годах продолжится реализация приоритетного национального проекта «Здоровье».
Ряд мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье» предусматривается осуществлять как за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, так и за счет средств обязательного медицинского страхования (реализация комплекса мер по выхаживанию новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела, расширение объемов и разработка мероприятий по повышению эффективности лечения бесплодия в браке с применением репродуктивных технологий, развитие неонатальной хирургии).
Бюджетные ассигнования на реализацию приоритетного национального проекта «Здоровье» характеризуются следующими данными(таблица 5.7):
Таблица 5.7