Правописание гласных в корне

ЗАНЯТИЕ 1

I. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Методический комментарий

ПОНЯТИЕ ОБ ОРФОЭПИИ

Орфоэпия изучает нормы произношения и акцентологии, то есть правильной постановки ударения в слове. Для кого-то может быть затруднительной постановка ударения в том или ином слове (например, надо знать, что следует говорить звонит, а не звóнит, это просторечие) или выбор твердости / мягкости согласного при произношении (следует произносить к[р’е]м , а не к[рэ]м). Ответы на эти вопросы дают Орфоэпические словари, частично эти сведения представлены и в Толковых словарях (для справок надо использовать словари последних лет!).

В ЕГЭ есть задания, связанные с проверкой постановки ударения и правильного произношения слов. Представленные далее материалы (словарик и упражнения) направлены на формирование и закрепление орфоэпических норм.

Орфоэпический словарик*

(произношение, ударение, некоторые грамматические формы)

Гласные, на которые падает ударение, выделены особым шрифтом; в ряде случаев отмечены равноправные в современном литературном языке нормы, а также допускаемые (обычно в разговорной речи) и устаревающие или устаревшие нормы произношения и ударения.

*Как пользоваться словариком. Данный список слов составлен на основе практических наблюдений преподавателей русского языка. Каждому учащемуся необходимо найти те слова из списка, произношение которых ему неизвестно или вызывает сомнения. (Возможно, этот вид работы потребует помощи другого лица). Затем предстоит выучить именно эти слова. Нет необходимости выучивать весь список слов, подобно тому, как учат наизусть текст.

Августовский (ср.: август)

алкогОль

алфавИт

анАлог

аналОгия

антитЕза [тэ]

апострОф

арбУз - род.п. арбУза, мн.ч. арбУзы

аргумЕнт

аристокрАтия

асимметрИя (ср.: асимметрИчный)

Атлас (собрание карт)

атлАс (ткань)

аэропОрт – в аэропОрте и в аэропортУ, аэропОрты (не реком. аэропортЫ)

афЕра (не афёра)

баллотИровать (-ся)

балОванный (избалОванный)

баловАть (избаловАть), балУю, балУет, балОванный

баловАться, балУюсь, балУется, баловАлся.

бАловень

баловнИк

бАнт - род.п. бАнта, мн.ч. бАнты (! неправ. мн.ч. бантЫ)

бАрмен

безУдержный

берЁста и берестА

блАговест

благоволИть, благоволИт

бредОвый

брать – брал, бралА, брАло, брАли

брОня (закрепление чего-нибудь за кем-нибудь)

бронЯ(защитная обшивка)

бУлочная [чн], доп. устаревающее [шн]

буржуазИя

бутербрОд [тэ]

валовОй

взбешЁнный

вклЕить

водопровОд

водоочистнОй

волк – вОлка, мн.ч. вОлки, волкОв

вор - род.п. вОра, мн.ч. вОры, ворОВ, ворАм

вопринЯть – воспрИнял, воспринялА, воспрИняли

газопровОд

гастронОмия

гражданИн, грАждане, грАждан

граждАнский

граждАнство (!неправ. грАжданство)

грУшевый

дЕвичий (устар. девИчий)

демокрАтия

дефИс

диалОг

диспансЕр [cэ] (! неправ. диспАнсер)

добЫча

дОгмат (ср.: дОгма)

договОр – договОры, договОров

договорЁнность

дозвонИться – дозвонИшься, дозвонИтся

докумЕнт

дОлжность, но должностЕй

досУг

дочернА

драматургИя

дремОта

духовнИк

жалюзИ

жЁлоб

жЁлчь и жЕлчь

житиЕ

забронИровать (закрепить за кем-нибудь)

забронировАть (покрыть бронёй)

завИдно (ср.: завИдный)

заворожЁнный

зАговор (тайное соглашение)

заговОр (заклинание)

задОлго (ср.: дОлгий)

заЁм (займа, займы)

заиндевЕть (покрыться инеем)

закУпорить, закУпорка

занятОй (человек)

зАнятый (кем-нибудь, чем-нибудь, в чём-нибудь)

заперЕть (на ключ) – зАпер, заперлА, зАперло, зАперли; зАпертый,

зАперт, зАперто, запертА (!неправ. зАперта), зАперты,

заперЕв и доп. форма зАперши

заперЕться – заперсЯ (доп. зАперся), заперлАсь, заперлИсь,

зАпершийся, запершИсь (не реком. зАпершись)

заржавЕть и заржАветь

звонИть - звонИшь, звонИт, звонЯт

злОба

знАмение (! неправ. знамЕние)

знАхарство, знАхарь

зубчАтый (не реком. зУбчатый)

Издавна

издАст – издАл, издалА

изобретЕние

изогнУть – изогнУл, изогнУла, изОгнутый

иконопИсец

Иконопись (хотя икОна, иконопИсный)

индустрИя

инсУльт

инструмЕнт

исчЕрпать, ср. чЕрпать (не реком. исчерпАть)

каталОг (! неправ. катАлог)

кАтарсис

каучУк (не реком. кАучук)

кАшлять, кАшлянуть (ср. кАшель)

квартАл

кедрОвый

киломЕтр

кинематогрАфия

кОлледж

колОсс

комбАйнер

кОмпас

компьЮтер [тэ]

крапИва

красИвее (от красИвый)

крем [р’е]

кремЕнь

кровоточИт, кровоточАщий

кУхонный (ср. кУхня)

ломОть и доп. разг. лОмоть

лососЁвый

мастерскИи мАстерски

мастерствО

медикамЕнты

мЕльком и доп. мелькОм

мЕстность – мЕстностей (! неправ. местностЕй)

мещАнский

мещанИн

мИзер, мИзерный и доп. мизЕрный

молОчник [чн] и [шн]

монолОг

нАбело и доп. устар. набелО

нАголо и наголО

нагнУть, но нАгнутый (не реком. нагнУтый)

надОлго (ср. дОлго, дОлгий)

нанЯть – нАнял, нанялА, нАняли; нанЯвший, нАнятый, нАнят, нанятА

начАть – нАчал, началА, нАчало, нАчали, начАвший, нАчатый, нАчат,

начатА, нАчато, нАчаты

намЕрение

непрАвый – непрАв, неправА, непрАвы (не реком. неправЫ)

непревзойдЁнный

нефтепровОд

нЕчто [чт], но: нЕ во что [шт]

никчЁмный

ничтО [шт], ни во чтО [шт]

новорождЁнный

нУжный – нУжен, нужнА, нУжно, нужнЫ (доп. уст. нУжны)

обеспЕчение (ср.: обеспЕчить)

облегчИть, облегчЁнный, облегченА (неправ. облЕгчить, облЕгченный)

одЕсский [д’е]

одноврЕменный и одновремЕнный

одноимЁнный

оперИться

Оптом (нареч., ср.: опт)

оптОвый

откУпорить

отогнАть – отогнАл, отогналА, отгнАли

оценИть – оценЮ, оцЕнишь, оцЕнят; оценИл, оценИла;

оценЁнный, оценЁн, оцененА(!неправ. оцЕненный, оцЕнена)

очечник [шн]

партЕр [тэ]

патриархИя (и доп. только в светской речи патриАрхия)

паштЕт [те] (! неправ. [тэ])

перезвонИть – перезвонИшь, перезвонИт, перезвонИл, перезвонИла

переклЕить – перклЕю, переклЕил, переклЕила

переключИть – переключУ, переключИшь, переключИт, переключИл,

переключИла, переключЁнный, преключЁн, переключенА /- Ы

пЕрчить и перчИть

петлЯи пЕтля

плЕсневеть (ср.плЕсень)

повторИть – повторИшь, повторИт, повторИл, повторИла,

повторЁнный, повторЁн, повтренА (не реком. повтОренный)

подсвечник [шн]

понЯть – пОнял, понялА, пОняло, пОняли, понЯвший, пОнятый,

пОнят, понятА, пОняты; понЯв (не реком, пОнята)

порт – в портУ, о пОрте, пОрты и портЫ, род. только портОв

портфЕль

пОхороны - похорОн, на похоронАх

потому что [шт]

прАвый – прав, правА, прАво, прАвы

премировАть

приговОр

придАное (невесты)

призЫв

призывнОй (пункт)

призЫвный (клич)

принЯть – примУ, прИмет, прИнял, принялА, прИняло, прИняли,

принЯвший, прИнятый, прИнят, принятА, прИнято, прИняты,

принЯв (не реком. прИнята, неправ. принЯл, прИняла

приободрИть (-ся) – приободрИшь, приободрИл, приободрЁнный

(не реком. приобОдрить и приобОдренный)

принУдить (принуждАть) – принУдит, принуждЁнный, принужденА.

приобрестИ – приобрЁл, приобрелА, приобретЁнный

приобретЕние

приручЁнный

пролИть – пролИл, пролилА, прОлили и доп. пролИли, пролИвший,

прОлитый и доп. пролИтый, прОлит и доп. пролИт, пролИв

просверлИть – прсверлЮ, просверлИт, прорсверлЁнный, просверлЁн,

просверленА (не реком. просвЕрленный)

просветИть (о свете) – просвечУ, просвЕтит, просвЕченный,

просветИв

просветИть (о знаниях) – просвещУ, просветИт, просвещЁнный

простолюдИн

простынЯ(но множ. белые прОстыни)

процЕнт

псевдонИм

пулОвер

рАкурс

ракУшка и доп. рАкушка

ревЕнь

ржАветь и ржавЕть

рОвный, рОвен (но: не ровЁн час)

санитарИя

сантимЕтр

свЁкла

свИтер [тэ]

симмЕтрия и симметрИя

сиротА (мн.ч. сирОты)

скАнер [нэ]

скворЕчник [шн]

слИвовый

слУчай

соболЕзнование

собрАть – собрАл, собралА, собрАли, сОбранный, сОбран, сОбрана/-ы

созвонИться – созвонИмся, созвонИлись

создАть – создАст, создадИм, сОздал и доп. создАл, создалА, сОздали

и доп. создАли, создАвши й, сОзданный, сОздан, созданАи

доп. сОздана, сОздано, сОзданы; создАв

созЫв

срЕдство, мн.ч. срЕдства

стАтус

стАтуя

столЯр

стрЕсс

танцОвщица

тембр [тэ]

темп [тэ]

тендЕнция [тэ] [дэ]

торт – тОрты, на тОрте, тОртов (не реком. тортЫ, тортОв,

неправ. тортА и тортЫ)

тУфля, тУфли, тУфель (! Неправ. туфлЕй)

углубИть, углублЁнный

Угольный(от уголь)

угОльный(от угол)

украИнский

фенОмен (как научный термин)и доп. феномЕн (о редком

явлении, человеке)

флюорогрАфия

хАос (в древнегреч. мифологии)

хАос и доп. хаОс (беспорядок)

характЕрный (типичный)

харАктерный (актёр, роль)

ходАтайствовать

хозЯин, мн.ч. хозЯева

хОлодность

христианИн (хотя христиАне)

цепОчка

чЕрпать – чЕрпаю, чЕрпал, чЕрпала, чЕрпали

чИстильщик

шассИ

шинЕль [не]

шофЁр

шприц - шпрИцы

щавЕль

щЕбень

щегольскОй

Экскурс

экскУрсия

экспЕрт, экспЕртный

Экспорт

эпилОг

языковОй (о словесном выражении, средстве общения)

языкОвый (относящийся к полости рта или приготовленный из языка)

яИчница [шн]

Слова с произношением [О] – [Э]

Только [О]произносится в словах:осётр, платёж, раскалённый, щёлка, жёрдочка, бесшёрстный, новорождённый

Только [Э] произносится в словах: афера, гренадер, опека, отцветший, ярем.

Вариативное произношение: местоименный/местоимённый, пресек/пресёк, желчь/жёлчь, желчный/жёлчный

Упражнение 1. В каком слове ударение падает

А. на третий слог?

1. а) подобрала б) обеспечение в) красивее г) безудержный

2.а) откупорить б) христианин в) начала (учиться) г) зимовщик

Б. на второй слог?

1. а) повторим б) созвонимся в) принудить г) пролила

2. а) приняты б) алфавит в) квартал г) деспот

В.на первый слог?

1. а) баловать б) звонишь в) понявший г) (на) похороны

2. а) созыв б) квартальный в) судно г) цепочка

3. а) (зал для) курящих б) кладбищенский в) кухонный г) приданое

Упражнение 2. В каком из слов выделенная буква обозначает:

1. твёрдый согласный? а) акаДемия б) пашТет в) Тембр г) муЗей

2. мягкий согласный? а) сТенд б) Дека в) Девиз г) Дешифровка

Упражнение 3. В какой строчке во всех словах ударение поставлено правильно?

А.1) агЕнт, алфавИт, апострОф, досУг

2) избАлован, дОговор, докумЕнт, звОнит

3) прИговор, квАртал, килОметр, бАнты

4) прИбыть, красивЕе, кремЕнь, кулинАрный

Б. 1) началИсь, цемЕнт, Августовский, Эксперт

2) перезвонИм, избАлован, приободрИть, простолюдИн

3) христианИн, языкОвые (о полости рта), красИвейший

4) собрАла, исчЕрпать, крестьЯнин, красИвее

Упражнение 4. В какой строчке во всех словах ударение поставлено неправильно?

1) прИговор, тортЫ, шарфЫ, осУжденный

2) плАнер, портфЕль, бутИки, свЁкла

3) срЕдства, стАтуя, столЯр, тамОжня

4) цемЕнт, цыгАн, экспЕрт, паралИч

Упражнение 5. В какой строчке произносится И?

1) под ивой 2) с игрой 3) об Игоре 4) много ила

*Вы сможете проверить правильность выполнения этих заданий по ключам, которые будут размещены в материалах следующего занятия.

II. ОРФОГРАФИЯ

Методический комментарий

III. СИНТАКСИС

Методический комментарий

ПОНЯТИЕ О ПРЕДЛОЖЕНИИ

Предложение – наименьшая целостная единица речи, грамматически и интонационно оформленная и выражающая сообщение, вопрос или побуждение.

Предложение является единицей общения (коммуникации), единицей формирования и выражения мыслей.

По цели высказывания предложения делятся на повествовательные (Вы можете взять эту книгу в библиотеке.), побудительные (Пожалуйста, возьмите эту книгу в библиотеке. Перестаньте кричать!) и вопросительные (А в нашей библиотеке есть эта книга?). Среди вопросительных по форме предложений особую группу составляют конструкции, содержащие так называемые риторические вопросы: Разве порядочные люди так поступают? (по смыслу соответствует предложению Порядочные люди так не поступают.); И что же в этом хорошего?(= Ничего хорошего в этом нет).

По эмоциональной окраске предложения (любого типа) могут быть восклицательными и невосклицательными.

ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Члены предложения – слова и словосочетания, выступающие в предложении в определенной синтаксической роли.

Выделяют главные члены предложения: подлежащее и сказуемое,этограмматическая основа предложения;и второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство.

Простые предложения делятся нанераспространённые,которые состоят только из грамматической основы (Поезд ушёл. Погода великолепная! Светает. Он гений!) и распространённые, которые содержат второстепенные члены (Поезд ушёл час назад. Погода сегодня в городе великолепная! За окном уже светает. Он гений и для современников, и для потомков!)

Типы и формы главных членов

Подлежащее

Подлежащее– главный член предложения, который отвечает на вопрос Кто? Что? и, если оно выражено именем, имеет форму именительного падежа. Наш поезд опаздывает. Эта работа важна для меня. Он прекрасен.

Подлежащее может быть выражено:

— существительным (Мальчик рисует.);

— местоимением (Он рисует; Каждый может ошибиться; Кто пришел?; Что упало, то пропало; Вот человек, который поможет);

– числительным (Семеро одного не ждут; Два – чётное число);

— словосочетанием (Две птицы улетели; Несколько птиц улетело; Пачка книг рассыпалась; Каждый из нас может это сделать; Край неба уже заалел; Что-то недоброе было в его взоре; Море огней сияло и переливалось внизу.);

— неопределенной формой глагола(Учиться было интересно.);

— любой частью речи, используемой в роли существительного («И» – сочинительный союз; Вот и настало это страшное завтра; Раздалось испуганное «Ах!»;

— полным прилагательным или причастием, хотя и весьма редко; в том числе перешедшим в существительное, то есть прилагательным или причастием в роли существительного, субстантивированным словом (Синий – вот его любимый цвет; Вчерашнее не выходило у него из головы; Рассказанное вами заинтересовало меня; Виновные были наказаны.

Внимание! Подлежащее имеет форму именительного падежа. В односоставных предложениях типа Мне скучно; Ему хочется в отпуск подлежащего нет,а слова мне и ему являются дополнением (в форме дат. падежа).

Особую трудность для учащихся представляют конструкции, которые содержат существительное-дополнение в винительном падеже без предлога, когда у слова совпадают формы именительного и винительного падежа, например:

Бланк надо заполнять печатными буквами; Класс убирают ежедневно и др.

Это односоставные предложения, где словоформы бланк и класс являются прямыми дополнениями в винит. падеже. Если подобные конструкции вызывают у вас затруднение, поставьте на место существительного такое слово, у которого формы именительного и винительного падежа не совпадают, и вы убедитесь, что данное слово – дополнение, а не подлежащее:

Открытку / бланк надо заполнять…; Комнату / класс убирают…

В двусоставных предложениях, даже при инверсионном построении фразы, обычно понятно, какое слово является подлежащим:

Это должен знать каждый; Солнце закрыло облако.

Обратите внимание! (Синтаксические нормы) Прямое дополнение, совпадающее по форме с подлежащим, рекомендуется ставить после сказуемого, то есть использовать прямой, а не инверсионный порядок слов, начиная предложение с подлежащего:

Мать любит дочь; Суды защищают законы; Лень порождает беспечность.

При перестановке изменится смысл или же возникнет какая-то двусмысленность; восприятие таких предложений при инверсии затруднительно, и потому вместо конструкций типа Солнце закрыло облако рекомендуется либо сохранение прямого порядка слов, либо использование страдательного причастия: Облако закрыло солнце; Солнце было закрыто облаком.

Сказуемое

Сказуемое – главный член предложения, называющий действие, состояние или признак (которое/-ый приписывается подлежащему) и грамматически связанный с подлежащим.

Таким образом, сказуемое имеет грамматическое значение (наклонения, времени и др.) и лексическое значение (обозначает определенное действие, состояние, признак, приписываемый подлежащему): Он работал. Он болеет /болен.

В школьной грамматике выделяется три типа сказуемых:

простое глагольное сказуемое;

составное глагольное сказуемое;

Закончить – заканчивать

перестать – переставатьи др.,

а также с глаголами

Стать, бросить – бросать,

броситься – бросаться+ инфинитив

в фазисном значении.

Он начал рассказывать свою историю, а мы сталиего слушать.

Мы перестали встречаться не по моей вине.

Он бросал курить уже несколько раз.

Юноша бросился помогать пожилой женщине с тяжелой сумкой.

Ты и дальше будешь продолжать дурака валять?

Он начал делать доклад только после того, как в зале прекратили разговаривать.

2) составное глагольное сказуемое с модальными словами, то есть со словами и сочетаниями со значением

возможности/невозможности: могу, сумею, имею возможность, можно, нельзя, невозможно, способен / не способен и др.

+ инфинитив:

Я могу / имею возможность / сумею это сделать.

Ему можно / невозможно / нельзя верить после этого случая.

Он способен / не способен исправить всё самостоятельно.

Малыш больше не в силах идти.

Пока я не могу дать ответ на этот вопрос.

волеизъявления, желания:хочу, хочется, желаю, намереваюсь, имею намерение, задался целью, горю желанием, не прочь, готов, лень, неохота и др.

+ инфинитив:

Он давно уже намеревается / имеет намерение навестить вас.

Ему не хочется / лень туда ехать.

Он готов тренироваться с утра до ночи.

Они горят желанием вам помочь.

Ей надоело учиться и в то же время лень работать.

долженствования, необходимости: должен, обязан, вынужден, намерен, необходимо, надо, не стоит, нужно и др.

+ инфинитив:

Ты ни в коем случае не должен оправдываться.

Она вынуждена работать в нескольких местах.

Вам необходимо / надо пересмотреть свое отношение к работе.

3) в роли вспомогательного компонента может выступать краткое прилагательное рад с оценочным значением + инфинитив:

Он всегда будет рад видеть вас в нашем доме.

Я рад вам помочь.

Таким образом, вспомогательные единицы с модальным значением – это слова разных частей речи, а не только глаголы.(Это важно учитывать при выполнении заданий по данной теме.)

Обратите внимание! Инфинитив может не только входить в составное глагольное сказуемое, но и быть любым членом предложения, например:

Он просил (кого?) меня (о чём?) никому об этом не рассказывать. = действие подлежащего он только просил, а не рассказывать будет другое лицо, то есть инфинитив здесь – это дополнение.

Аналогично: Он научит (кого?) тебя (чему?) пользоватьсясправочной литературой. Сказуемое в этом предложении научит, а инфинитив пользоваться – это дополнение.

(Подробнее о синтаксической роли инфинитива будет сказано далее).

Составное именное сказуемое

всегда содержит две части:

связочная часть (глагол-связка) именная часть
может быть выраженной словом и нулевой может быть выражена как именами, так и, вопреки названию, другими частями речи.

Например: Она стала студенткой; Он будет экономистом;

Мой ответ – четыре; Здесь всегда многолюдно; Дом уже построен.

Охарактеризуем подробнее именную часть и типы связок.

Именная часть может быть выражена:

1) именем существительным (чаще всего в Им. или в Тв. п.):

«Война и мир» – этоизвестный романЛ.Н.Толстого.

Он стала переводчиком.

2)именем прилагательным в полной и краткой форме, в форме простой или составной сравнительной и превосходной степени:

Эта станция метро моя любимая.

Она не кажется мне больной.

После этой истории он стал внимательней / более внимательным.

Как же она была в молодости красива!

Сегодня он оказался сильнейшим.

3) Причастием в полной или краткой форме:

Документы будут оформлены вовремя.

Ребята показалисьмне повзрослевшими после этого похода.

4) местоимением:

Эта книга моя / раньше была моей.

Ты стал другим.

5) числительным:

Высший балл за эту работу – десять.

Он будет первым на этих соревнованиях.

6) наречием и словом категории состояния (в школьном курсе этот разряд слов включается в категорию наречий):

Они будут рядом.

Здесь прохладно.

Мне стало стыдно.

7) предложно-падежным оборотом:

У него вся одежда в грязи.

Квартира у нас с балконом.

8) Словосочетанием и фразеологизмом, синонимичным имени:

По-моему, он опытный человек,хотя исебе на уме.

Ваш компаньон, так сказать, стреляный воробей, но и я тёртый калач.

Типы связок:

1)глагол-связка быть (в настоящем времени имеет нулевую форму):

Она больна / была больна.

Работа сделана своевременно (ср.: была / будет сделана).

Связки есть и суть (3 лицо наст. вр. глагола быть, устаревшая форма) в современном русском языке употребляются преимущественно в научном стиле, а также в некоторых разговорных оборотах:

Мать есть мать. Да кто ты есть такой, чтобы меня учить?

Движение есть форма существования материи. Что есть истина?

Теория и практика суть альфа и омега познания.

Нулевая связкауказывает на грамматическое значение настоящего времени в изъявительном наклонении:

Она студентка (ср.: была студенткой / будет студенткой в прош. и буд. времени).

2) полузнаменательные (неполнозначные) глаголы и сочетания:

стать,становиться, являться, представлять собой, казаться, представляться, считаться, слыть, приниматься, оказаться, делаться, называться и некоторые другие в любой грамматической форме:

Небо потихоньку становилось ясным.

А он стал бы неплохим мастером!

Спектакль представляет собой необычный диалог.

Он казалсямне вполне надёжным человеком.

Это не представляется / не кажется мне важным.

Он давно уже является её верным другом.

В такую пору вокруг делается светлее и радостнее.

Он слывёт болтуном.

Перевод оказался на редкость удачным.

3) Более редко в роли вспомогательных выступают глаголы со значением движения и положения в пространстве прийти, лежать, наступить, стоять и др., когда они синонимичны связке быть:

Осень пришла / стояла(была)дождливая.

Письмо лежало(было)распечатанным.

Обратите внимание на то, что между частями сказуемого, состоящего из нескольких слов, могут быть какие-то другие члены предложения:

Он не будет этого делать.

Мы хотим сегодня вечером пойтив кафе.

Надо правильно определять тип сказуемых, имеющих некоторое сходство. Сравните, например, такие предложения: Мы будем у вас около восьми. – Мы будем учиться в первую смену. – Мы будем студентами этого вуза.

Я рада / буду рада вашему приходу. – Я рада видеть вас.

Наконец-то на небе показалось солнышко. – Задание показалось мне трудным.

В заключение отметим ещё раз, что если простое глагольное сказуемое чаще всего выражено одним глагольным словом (спрягаемой формой глагола: Она преподает /преподавала / будет преподавать в вузе), то составные сказуемые всегда состоят из двух частей, хотя в составном именном сказуемом вспомогательная часть может быть нулевой связкой. Изобразим составные сказуемые так:

вспомог. часть: инфинитив:

составное хочу, хочется подумать, спать,

глагольное = могу, нужно + работать, учиться

сказуемоене надо, не стоит унывать, бояться

начал, перестал заниматься, болеть

связка: именная часть:

был, станет студентом, другим,

составноеказался умным, спящим

именное =представлялось +иным, чудом

сказуемоеделается старше, умней

пришла=была усталая

Упражнение 2.

Какие слова являются грамматической основой в следующих предложениях?

а) Каждый из сотрудников при такой организации деятельности является универсалом.

1) каждый является универсалом;

2) каждый из сотрудников является;

3) каждый является;

4) каждый из сотрудников является универсалом

б) У нас заместитель директора - в прошлом, между прочим, кассир - должен, видя очередь в торговом зале, сам начать обслуживать покупателей.

1) заместитель директора - кассир;

2) кассир должен;

3) заместитель директора должен начать;

4) заместитель директора должен начать обслуживать.

Упражнение 3. Отметьте номер предложения с указанным типом сказуемого:

а) с простым глагольным:

1) Комната ещё не убрана.

2) Ваше завтра будет другим.

3) Он будет учиться в вашей школе.

4) Вам надо будет сегодня сфотографироваться.

б) с составным глагольным:

1) По-моему, он и вовсе не виноват.

2) Наконец-то все вещи упакованы!

3) Такие доклады и сообщения помогут вам лучше понимать события

сегодняшней жизни страны.

4) Я не могу завтра пойти с тобой в кино.

в) с составным именным:

1) Ты должна ему позвонить после семи.

2) За решение провести субботник проголосовало большинство.

3) На уроках он стал намного внимательней.

4) Они рады встретиться с вами снова.

Упражнение 4. В каком случае правильно указана грамматическая основа одного из следующих предложений?

а) А. Она сидела у окна, отвернувшись, и казалась бледной.

Б. В результате бездеятельности руководства фирмы финансовая

ситуация стала ухудшаться.

В. Под окнами школы росли три молодые берёзки.

Г. Студенты, которые сидели наверху, не слышали этого.

1) она сидела и казалась (А);

2) ситуация стала (Б);

3) три берёзки росли (В);

4) студенты сидели, не слышали (Г).

б) А. При проведении изложения текст вам прочитают три раза.

Б. Опоздавшие на урок стояли у дверей.

В. Они должны были через лес проехать к мельнице.

Г. Площадь посреди города была большая и очень пыльная.

1) текст прочитают (А);

2) опоздавшие стояли (Б);

3) они должны были (В);

4) площадь была большая (Г).

Упражнение 5. Укажите в каждом предложении грамматическую основу; определите типы сказуемых и синтаксические функции инфинитива (каким членом предложения является инфинитив):

1. Если вы будете чаще делать что-то приятное окружающим вас людям, они станут добрее и лучше.

2. Стройка уже близится к концу, так что пора подумать об озеленении этого микрорайона.

3. Один из способов жить более экологично – поменьше использовать на дачных участках вредные химические вещества.

4. Любовь Слиска сказала: «Давайте перестанем мешать себе любить нашу страну».

5. Гениальность видна сразу, талант надо разглядеть (Дж. Фланнер).

6. Отец завещал нам учиться и стать людьми образованными.

7. Они уже поехали на вокзал встречать вас.

8. Брат бросился догонять моего обидчика, но тот уже успел скрыться.

9. А кто же велит тебе бездельничать? Ты разве не сам себе хозяин?

10. Постепенно им стало овладевать какое-то безразличие, желание всё бросить и уехать куда-нибудь в глухомань.

11. Он советовал нам быть осмотрительнее и не торопиться с выводами.

12. Жизнь должна быть немного сумасшедшей, иначе это просто череда четвергов, нанизанных друг на друга (К. Костнер).

13. Он поехал погостить у родителей и будет в городе через два дня.

14. Мы хотели в тот же вечер отправиться дальше, но хозяева уговорили нас остаться ночевать.

15. Не стоит так расстраиваться из-за тройки, лучше давай на этой неделе побольше заниматься, и тогда ты сможешь исправить оценку.

16. Сейчас для тебя главное – продумать план действий.

17. Проект программы был опубликован заранее, и желающ

Наши рекомендации