Случайные», 2) «подручные» и 3) «герои».
Наиболее распространенным типом наставников явля-
ются случайные наставники. Если вы открыты к учебе, каж-
дый встречный может «случайно» подсказать что-то полезное для
вас. Поскольку «случайностей нет», вам нужно практиковать такой
подход: любая встреча, какой бы тривиальной она ни казалась, по-
тенциально может нести в себе важнейший урок.
Старайтесь, чтобы урок был взаимным. Вы ведь тоже можете
быть случайным наставником для другого человека, — донося
до него важное сообщение, выводящее собеседника на новый
уровень понимания. Разговаривая с человеком, спрашивайте себя:
«Кто здесь учитель?»
Случайным наставником может быть и не человек вовсе. Это
может быть буквально что угодно, если оно побуждает вас изме-
нить течение вашей жизни, например...
Опасная болезнь
Потеря работы
Прочитанная книга
Встреча с иной формой жизни
Величайший художник-маринист Вайленд как-то сказал: «Если
тебе случилось увидеть живого кита, твоя жизнь уже никогда не
будет прежней».
Каждый день замечайте наставников, «случайно»
появляющихся в вашей жизни. Помните, что ваши проблемы —
благое дело. Это замаскированные благоприятные возможности.
Чему они пытаются научить вас?
ПОДРУЧНЫЙ НАСТАВНИК
Если бы люди знали, как много я трудился,
чтобы овладеть своим мастерством,
мои произведения перестали бы им казаться чудом.
Микеланджело
Наставник второго типа — наставник «подручный,
Повседневный».
Прокрутите мысленно свою жизнь назад, и вы наверняка вспом-
ните многочисленные случаи «подручного» наставничества, повсед-
невной учебы один на один — идет ли речь о спортивном
тренере, любимой тетушке или близком друге. Роберт Аллен
насчитал 42 наставников, у которых ему довелось чему-либо
научиться. Отношения с некоторыми из них длились годами, с
другими несколько минут... но каждый из таких наставников
появлялся в один из «поворотных» моментов его жизни. Одни из
них появлялись «сами», других он искал, нуждаясь в совете и
помощи.
На пути к будущим миллионам в вашей жизни будут десятки
моментов, когда у вас возникнет нужда в наставлениях. Вам будет
недоставать твердости характера, знаний, навыков, полезных при-
вычек, стратегии. И зачастую это требует повседневной кропотли-
вой учебы «по мелочам», «на месте событий».
Если такого рода «повседневный» наставник не «появляется»
сам, вам нужно его найти. Как это сделать?
1. Составьте список недостающих ресурсов. Напишите,
чего вам не хватает для достижения поставленной цели.
2. Ищите среди своих знакомых. Вы наверняка знаете кого-
то или кто-то знает вас, кто мог бы ответить на ваши вопросы.
Позвоните им и спросите: «У вас есть ответ или решение? Или,
может быть, вы знаете кого-то, кто мог бы знать ответ?»
Составьте список и звоните. Ссылайтесь на того, кто
посоветовал обратиться. Повторяйте предыдущие вопросы.
3. Расширяйте круг поисков. Разобравшись с тем, чего вам
не хватает, вы можете найти потенциальных наставников на «жел-
тых страницах» или в Интернете — за деньги.
Помните: вы ищете не просто ответы; вам нужны отношения
наставничества — человек, который мог бы наставить на путь
успеха. Такие отношения недешевы, но они обходятся куда дешевле,
чем школа ударов судьбы.
Помните также, что наставники обычно сами очень заняты
достижением собственных целей. Ваша просьба о наставлениях
попадает в самый конец их списка приоритетов. Единственная воз-
можность для вас подняться в этом списке повыше, — выяснить
их интересы, привязать себя к их главным заботам и помочь им
достичь их целей. Когда вы поступаете таким образом, наставник
признает вашу ценность для себя и по закону взаимности (вы поче-
шете спину мне, а я вам) сам захочет помочь вам добиться ваших
целей.
Иными словами, сначала отдайте, а потом получите.
КТО ВАШ НАСТАВНИК-ГЕРОЙ?
Если вы скажете, кто ваши герои,
я скажу, что с вами будет в жизни.
Уоррен Баффет
Третий тип наставника — наставник-герой. Это герои и
героини, которые «больше, чем жизнь», — ваши чемпионы,
ролевые модели, вдохновение.
В корпоративном мире это лидеры вроде Ли Яккоки из
Chrysler, Джека Уэлша из General Electric или Катарины Грэм из
«Washington Post». В мире инвестиций это Уоррен Баффет и
Питер Линч.
В духовном мире такими наставниками могут быть Иисус,
Моисей, Будда, Конфуций, Мухаммед, Мэри Бейкер Эдди и Джо-
зеф Смит. В каждой сфере деятельности есть свои иконы, живые
или уже умершие:
Дональд Трамп
Джулия Роберте
Раш Лимбо
Клеопатра
Бакминстер Фуллер
Маргарет Тэтчер
Уинстон Черчилль
Дайан Сойер
Джон Кеннеди
Принцесса Диана
Авраам Линкольн
Обычно эти лидеры недоступны «простым смертным». Только
в редких случаях вы можете пробиться в их «близкий круг».
Но это не значит, что вы не можете позаимствовать их смелость, муд-
рость и знания. Мы настойчиво рекомендуем вам стать учеником
и последователем этих успешных людей, изучать их жизнь и
мысли.
1. Читайте биографии и автобиографии людей, вызывающих в
вас восхищение.
2. Смотрите телепрограммы, рассказывающие о жизни
великих и знаменитых людей. Вы узнаете, что их жизнь была
полна испытаний и неудач, которые они смогли преодолеть,
проявляя твердость, настойчивость, преданность делу.
3. Читайте журнальные и газетные публикации, содержащие
информацию о замечательных людях, и интервью с ними.
4. Изучайте книги, слушайте аудиокассеты, смотрите
видеокассеты, составленные ими или про них.
5. По возможности посещайте места, где эти люди родились
или где они прославились.
6. По возможности сфотографируйтесь с ними и развесьте сним-
ки на стенах.
И, наконец, мы рекомендуем вам собрать Команду Мечты из
ваших любимых героев из настоящего или прошлого. Сформируй-
те из самых избранных воображаемый Совет Света. Представ-
ляйте, как вы советуетесь с ними словно лицом к лицу. Воображай-
те, что они могли бы сказать вам. Какой особенно ценный совет
они могли бы дать вам? В ходе каждодневных медитаций черпай-
те вдохновение и мудрость у членов вашего личного Совета Све-
та.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
УРОКИ СКАЛЫ
В канадских Скалистых горах есть скала, к которой ведет кру-
тая горная тропа. На плоскогорье за этой скалой разместились три
горных озера, в которых водится огромная голодная форель. К со-
жалению, пробраться к этим озерам можно, лишь пройдя по опас-
ному и узкому карнизу скалы.
Вы решаетесь на этот шаг.
Ваш проводник ведет вас по скале (в одиночку даже не пытай-
тесь делать это!). Ваши пальцы хватаются за каждый выступ над
100-метровым обрывом. Сердце бешено колотится, вы заставляете
те себя не смотреть вниз. Вы подходите к узкому ущелью и караб-
каетесь вверх, цепляясь за деревца и выступающие из земли кор-
ни.
Когда вы забираетесь на самый верх, вашим глазам открыва-
ются потрясающей голубизны озера, окаймленные величественны-
ми соснами. Рыбы здесь видимо-невидимо. Вы не успеваете заб-
расывать спиннинг, — рыбы дюжинами бросаются на вашу
наживку, и когда вы подсекаете, их серебристая чешуя ослепительно
сверкает на солнце.
Когда день кончается, вы умоляете своего проводника вызвать
вертолет — все что угодно, лишь бы не этот страшный путь по
скале! «Невозможно», — отвечает проводник. Вы кое-как
возвращаетесь прежним путем, навсегда сохранив воспоминания
об этом захватывающем приключении. А потом вы размышляете
об уроках скалы.
• Урок первый: лучшая рыбалка там, куда доходят только
самые смелые. В озере, до которого добраться легко, запасы
рыбы быстро истощаются. Весь берег заставлен удочками. Рыба
мелкая, и поймать ее трудно. Зато в озерах труднодоступных
рыбы полно — и очень крупной. Но чтобы добраться до такого
озера, вы должны осмелиться преодолеть скалу. Риск может быть
велик, но награда еще больше. Если вы хотите преуспеть, ищите
такие скалы.
•Урок второй: всегда берите проводника. Для вас, новичка, ска-
ла — это что-то пугающее. Для проводника же это рутинная
работа. Что бы ни было «скалой» в вашей жизни —
предстоящее публичное выступление, переговоры с важным
клиентом, открытие нового бизнеса, — найдите наставника,
который уже преодолевал эту скалу до вас, и попросите его
провести вас.
•Урок третий: бросайте вызов своим страхам. Как во всех сказ-
ках, если вы хотите жениться на принцессе, вы должны убить дра-
кона. Самым опасным драконом, с которым вам приходится столк-
нуться, является ваш собственный страх. Если вы преодолеете свои
страхи — мир ваш. Бросьте им вызов сегодня же.
ПРИГЛАСИТЕ МИЛЛИОНЕРА
ПООБЕДАТЬ
Самый короткий путь к богатству -
объяснить людям, что в их интересах помочь
вам сделать состояние,
Жан де Лабрюйер
Каждый месяц отыскивайте нового миллионера и просите у него
аудиенции — лично, по телефону или по электронной почте.
Проникайте в его мысли. Ниже предлагается список вопросов.
Когда вы зададите эти вопросы, обязательно случится нечто
необычное. Запишите ответы миллионера.
1. Как вы заработали свой первый миллион?
2. Сколько времени это у вас заняло?
3. Сколько это занимает у вас сегодня?
4. Какую систему вы используете?
5. Можно ли перенять эту систему?
6. Сколько времени у вас заняло бы научить другого чело
века достичь такого же уровня успеха?
7. Что бы вы порекомендовали мне, чтобы я мог стать
миллионером?
8. Какой самый важный урок вы выучили в жизни?
9. Каковы ваши духовные ценности?
10. Какое наследие вы хотите оставить после себя?
11. Какова ваша самая главная привычка?
12. Какие возможности вы видите перед собой, но не
имеете времени развить их?
После интервью успокойтесь и поразмыслите над проис-
шедшим. Задайте себе следующие вопросы:
1. Что меня более всего поразило в этой встрече?
2. Какие важные идеи я узнал?
3. Какие конкретные действия я намерен предпринять после
этого интервью?
4. Какое качество этого человека я мог бы перенять?
ТРАНСФОРМАЦИОННАЯ УЧЕБА
Тянитесь к каждому. Учите каждого.
Пока не научите всех.
Марк Виктор Хансен
Эксперт по переменам Дон Вольф учит, что существуют два
типа учебы: информационная и трансформационная — или,
иначе говоря, учеба головой и учеба сердцем.
Информационная учеба превалирует в нашей системе образо-
вания. Учителя говорят, ученики слушают, записывают,
выполняет тесты, получают оценки и т.д. Все это сводится к
запоминанию и пережевыванию.
Трансформационная учеба побуждает учащихся самостоятель-
но искать ответы. Это более медленный процесс, но куда более
глубокий. Потому он и называется трансформационным.