Теория международной торговли Хекшера-Олина.
Теория сравнительных преимуществ объясняет направления международной торговли межстрановыми различиями в относительных издержках, но оставляет в стороне ключевой вопрос: в силу чего возникают эти межстрановые различия?
Стремясь ответить на этот вопрос, в 20-30-е гг. XX в. шведский экономист Эли Хекшер и его ученик Бертиль Олин развили теорию международной торговли. По их мнению, межстрановые различия в относительных издержках объясняются:
1. ______________________________________________________________________
2. ______________________________________________________________________
Согласно теории Хекшера-Олина, ________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Другими словами, реальность явно противоречит тому, что предполагала теория Хекшера-Олина, и потому получил название «парадокс Леонтьева».Последующие исследования подтвердили наличие этого парадокса в послевоенный период не только для США, но и для других стран (Японии, Индии и др.).
Многочисленные попытки объяснить этот парадокс позволили развить и обогатить теорию Хекшера-Олина путем учета дополнительных обстоятельств, влияющих на международную специализацию, среди которых можно отметить следующие:
1. ______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выигрыш от внешней торговли
Теория международной торговли, в частности, теория сравнительных преимуществ, утверждает, ____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Вместе с тем, одним из ключевых является вопрос, как распределяется этот выигрыш. С одной стороны, ___________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
С другой стороны, ______________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Наконец, следует иметь в виду, что в результате специализации ___________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пусть две страны -Аргентина и Бразилия - производят один и тот же продукт - зерно. Предположим, что при отсутствии внешней торговли характеристики спроса и предложения в двух странах таковы, что равновесие на рынке зерна в Аргентине устанавливается при цене 120 долл. за 1 т, а в Бразилии - при цене 200 долл. за 1 т. Цена на зерно в Бразилии выше, чем в Аргентине, поэтому аргентинским производителям _______________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Таким образом, первоначальная разница в ценах создает возможности для экспорта и импорта, но все зависит от того, на каком уровне установится мировая цена. Зная характеристики внутреннего спроса и предложения в обеих странах, мы теперь можем определить размеры предложения зерна на экспорт, спроса на импортное зерно и, следовательно, уровень равновесной мировой цены. Важно подчеркнуть, что в условиях свободной торговли __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Аргентинским производителям (рисунок в) будет выгодно расширять производство зерна и экспортировать его, если мировая цена будет выше первоначальной внутренней цены в Аргентине (Pw > 120). ____________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Таким образом, размеры предложения зерна на мировом рынке (Sx) будут определяться разницей между предложением и спросом на внутреннем рынке Аргентины, возникающей в условиях роста цен на зерно: Sм= SA- DA.
С другой стороны, бразильским потребителям (рис. а) будет выгодно приобретать импортное зерно, если мировая цена на него будет ниже первоначальной внутренней цены в Бразилии (Pw < 200). __________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Таким образом, величина спроса на зерно на мировом рынке (Dм) будет определяться разницей между спросом и предложением на внутреннем рынке Бразилии, возникающей в условиях падения цен на зерно: DM = DB- SB.
На рисунке Б показаны кривые спроса на импорт и экспортного предложения, которые пересекаются в точке, соответствующей цене равновесия на мировом рынке. В нашем примере равновесие на мировом рынке _____________________________________
При такой цене __________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
При более высокой цене предложение зерна на мировом рынке превысит спрос, что будет способствовать снижению цены. При более низкой цене, наоборот, спрос превысит предложение, и мировая цена будет расти, пока не достигнет равновесного значения.
Модель спроса и предложения позволяет показать ____________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Влияние внешней торговли на интересы потребителей.До установления торговых отношений между странами потребители в Бразилии покупали 50 тыс. т зерна по цене 200 долл. за 1 т, а потребители в Аргентине - 60 тыс. т по цене 120 долл. за 1 т. Приобретая зерно по этим ценам, потребители получали _____________________________
___________________________________________________
После установления торговых отношений Бразилия становится импортером зерна и цена на ее внутреннем рынке снижается с 200 до 150 долл. за 1 т. В результате потребители __________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Обратная картина наблюдается в Аргентине как стране-экспортере зерна. Внутренняя цена в Аргентине повышается со 120 до 150 долл. за 1 т, что приводит ______
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Таким образом, в результате развития международной торговли ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Влияние международной торговли на интересы производителей.До установления внешнеторговых отношений производители в обеих странах получали _____
________________________________________________________________________________________________________________________________________
После установления внешнеторговых отношений аргентинские производители зерна становятся _______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что касается бразильских производителей зерна, то ___________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Таким образом, в результате развития международной торговли производители в импортозамещающих отраслях __________________________________________________
_____________________________________________________________________________
С другой стороны, производители в экспортных отраслях выигрывают, __________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________