Основная аксиома № 8. О религии и оккультизме.
Маловероятно, что в планы Бога по обустройству вселенной входит сделать вас богатым.
Когда я был еще мальчишкой, в наш дом время от времени приходил протестантский священник. Они с Фрэнком Генри знали друг друга с детства, когда оба жили в небольшом городке Веденсвилл на южном берегу Цюрихского озера. Этот священник эмигрировал в Америку, будучи молодым человеком, и теперь служил пастором при небольшой церкви где-то в Нью-Джерси.
Однажды вечером он появился у нас дома, весь пышущий энтузиазмом «Бог послал нашей церкви отличную возможность», — сообщил он. Оказалось, что один из членов его общины, пожилой человек, собрался переехать в район с более теплым климатом. По тем или иным причинам этот переезд должен был состояться очень быстро, и этот человек не хотел оставлять ничего, что связывало бы его с прежним местом жительства. В список распродаваемой им собственности входила примерно дюжина акров целинной земли на окраине города. Он купил этот участок много лет назад в виде инвестиции, но с тех пор ничего с ним не делал. В качестве своего прощального подарка он предлагал купить этот участок местной церковной общине за точно такую же сумму, которую он заплатил за него много лет назад.
Священник был чрезвычайно взволнован по этому поводу. Его община никогда не имела много денег. Это был шанс враз изменить финансовую ситуацию! Стоимость недвижимости по всему городу за прошедшее время сильно поднялась, и тот район, где находился названный участок, считался особенно подходящим для будущей застройки. Церковь могла бы или перепродать эту землю, получив мгновенную прибыль, или немного подождать, когда в этом районе будет проложена парочка дорог, и тогда заработать на продаже земли целый капитал. «Наконец-то, — ликовал священник, — община получит достаточно денег на благие дела!»
Фрэнк Генри сказал, что счастлив слышать столь хорошие новости. При этом он добавил: данное предложение звучит слишком хорошо; его личный опыт подсказывает, что возможности сиюминутного обогащения и гарантии получения прибыли на деле обычно оказывались западнями, в которые часто попадались спекулянты-любители, оставаясь в результате без гроша в кармане.
Священник возразил, что в данном случае дар ниспослан Всевышним. Иногда Бог наказывает нас, а иногда вознаграждает. Мы не вправе судить о Его поступках. Мы можем лишь смиренно принимать то, что нам дается. Иными словами, слова Фрэнка Генри не возымели на священника должного действия.
* * *
Прошло довольно много времени, когда, наконец, мы с отцом услышали окончание этой истории. Вняв убеждениям священника, община проголосовала за покупку собственности покидающего их члена и поручила комитету решить, каким образом следует распорядиться этим приобретением. Комитет пришел к выводу, что наиболее правильным будет разделить землю на более мелкие участки и продать их по отдельности. Председатель комитета и священник пошли в ратушу, чтобы получить необходимые документы, и встретили там местного инспектора по строительству, который поведал им плохие новости.
Оказалось, что участок земли, о котором шла речь, имел некоторые неприятные особенности. Он выглядел достаточно сухим на поверхности, но всего в нескольких футах под ней располагалось настоящее болото. Осушить его не было никакой возможности. Уже не один бывший владелец пытался начать на этой земле строительство, но городские власти всегда отказывались выдавать на это свое разрешение, если владелец не планировал установить там умопомрачительно дорогую систему дренажа. Именно поэтому участок оставался незастроенным.
Церковная община «оказалась в пролете».
Мораль истории состоит в том, что вы не можете, по выражению Фрэнка Генри, вымолить себе богатство. Действительно, если во время молитвы вы будете думать о деньгах, то более вероятно, что результатом станет ваша бедность. Если вы зависите от Бога или любой другой сверхъестественной силы, которая, как вы ожидаете, должна сделать вас богатым, вы тем самым ослабляете свою собственную защиту и неминуемо пропускаете удар судьбы.
Если Бог и существует (а по этому вопросу аксиомы трейдинга не предлагают какого-либо собственного суждения), то нет никаких свидетельств, что Он переживает по поводу того, умрете вы богатым или бедным. Библия содержит несколько фраз, смысл которых состоит в том, что с точки зрения душевного здоровья более обеспеченными являются как раз люди бедные. Многие восточные религии разделяют это мнение. (Авраам Линкольн заметил однажды, что Бог, должно быть, питает особую любовь к бедным, раз Он породил их в таком огромном количестве.) Для аксиом трейдинга безразлично, истинно ли вы верующий, атеист или находитесь где-то между этими категориями. Каковы бы ни были ваши религиозные убеждения, мысль о Боге или другой сверхъестественной помощи не должна оказывать никакого влияния на ваше поведение на рынке.
Склонность полагаться на помощь свыше приводит к тому же результату, что и склонность верить в прогнозы или в существование волшебной формулы, описывающей все ценовые движения. Это убаюкивает вас до опасно спокойного состояния. Священники почти любой конфессии убеждают прихожан в том, что те в своих молитвах не должны упоминать о деньгах, но многие это делают. Если они и не обращаются к Всевышнему с прямой мольбой о получении определенного финансового результата, то многие набожные люди все равно имеют блаженное представление о том, что являются обладателями некого небесного страхового полиса: «Бог защитит меня».
Не рассчитывайте на это. Бог может сделать для вас многое, но Он явно не заинтересован опекать ваш банковский счет. Это ваша, и только ваша, проблема.
* * *
Джесси Ливермор, с которым мы уже встречались во время изучения другой аксиомы, рассчитывал не на Божью помощь, но на содействие иной сверхъестественной силы. Возможно, это внесло свой вклад в то, что этот неординарный человек закончил жизнь так трагически. Его история достойна рассказа.
Родившись в бедной фермерской семье в штате Массачусетс, Ливермор очень рано определился со своей жизненной целью — он хотел стать богатым. В 1893 г. он приехал в Бостон и нанялся на работу в брокерскую контору. Электронных мониторов в то время еще не было, поэтому котировки акций рисовались мелом на огромных досках. Это делали проворные молодые клерки, носящиеся вверх и вниз по лестницам. Это и было первой работой Ливермора. Набравшись опыта в этом деле, он, по свидетельствам друзей, развил в себе странную способностью предугадывать, в каком направлении будут меняться рыночные цены.
Эта способность, несомненно, представляла собой комбинацию хорошей интуиции и удачи, хотя некоторые намекали на дар ясновидения и другие тайные знания. Ливермор никогда не подтверждал, но и не опровергал мистических объяснений своего спекулятивного успеха. Всю свою жизнь он сам пытался найти ответ на этот вопрос. Фрэнк Генри, со своей стороны, полагал, что Ливермор добился бы гораздо большего финансового успеха, если бы не поддавался этим мистическим размышлениям.
Проработав клерком нескольких месяцев, Ливермор начал вкладывать деньги в свои рыночные предсказания. Он делал это в одной из многочисленных в то время полуподпольных контор, специализирующихся на заключении своеобразных пари на будущие биржевые цены акций.
Такие конторы были причудливым и гротескным суррогатом фондовой биржи. Здесь вы не покупали акции непосредственно. Вместо этого вы могли делать различные виды ставок на ценовые движения. Это скорее походило на букмекерство. При этом игра была организована таким образом, что контора имела больше шансов на выигрыш. Чтобы победить, спекулянт нуждался не только в удаче и хороших догадках, но и в целом наборе других навыков, которые мы с вами уже изучили: умение отсекать потери, определять цели и т. д.
Джесси Ливермор обнаружил, что владеет этими навыками в совершенстве. Он был прирожденным спекулянтом. Начав с самых мелких ставок — из отложенных с мизерной зарплаты пяти-и десятицентовиков, — он весьма быстро накопил около $2500, что в те дни было значительной суммой для человека его лет. Он отточил свои навыки до такой степени, что «черные» брокерские конторы одна за другой перестали пускать его в свои торговые залы, предложив ему зарабатывать в каком-нибудь другом месте.
Тогда он отправился на Уолл-стрит. Там он быстро приобрел славу одного из самых умных спекулянтов, которые когда-либо здесь появлялись. Он стал знаменит еще до того, как ему исполнилось 30 лет.
Блондин с ледяными синими глазами, Ливермор привлекал внимание женщин и газетных репортеров везде, где бы ни появлялся. Он был трижды женат и содержал любовниц по всей Америке и Европе. Он путешествовал в сопровождении толпы лакеев и подхалимов. Он не мог и шагу ступить по улицам Нью-Йорка, чтобы к нему тут же ни привязался очередной желающий получить инвестиционный совет. Он был фотогеничен и остроумен, производил впечатление человека непоколебимой веры. Но внутри он постоянно терзался тем самым вопросом о своем даре ясновидения.
Он не знал, был ли ясновидцем. Многие газеты и журналы наперебой утверждали, что это именно так, им вторил хор подпевал. Иногда Ливермору казалось, что, возможно, они правы. В другой раз он приходил к выводу, что все эти разговоры о ясновидении — полная чушь.
Несколько раз ему действительно удалось совершить настолько удачные сделки, что объяснить такое везение можно было разве что умением видеть будущее. Однажды он сказал своему брокеру, что хотел бы продать «в шорт» акции компании Union Pacific. Брокер был озадачен. Продавать Union Pacific в тот момент было явным безрассудством. Рынок стремительно рос, и акции Union Pacific были одним из локомотивов этого роста. О продаже этих бумаг никто и не помышлял, напротив, спекулянты активно брали деньги в кредит, чтобы купить эти акции.
Но Ливермор настаивал на открытии «короткой» позиции. Единственное объяснение, которое он когда-либо давал своим тогдашним действиям, состояло в том, что у него имелась догадка, согласно которой цена этих акций была задрана слишком высоко, поэтому ее ожидала коррекция. На следующий день он вновь обратился к своему брокеру и «зашортил» еще один крупный пакет — на этот раз акций железной дороги.
На следующий день, 18 апреля 1906 г., Сан-Франциско был опустошен землетрясением. Принадлежащее Union Pacific имущество стоимостью в миллионы долларов (плюс не поддающиеся учету миллионы потенциальной прибыли) оказалось погребено под завалами. Вслед за этим рухнул и курс акций компании. Джесси Ливермор заработал на этом примерно $300 тыс.
По-видимому, сверхъестественные события, подобные этому, случаются с каждым, кто достаточно долго занимается анализом ситуации. Каждый рискующий своими деньгами может рассказать похожую историю. Почти наверняка они случались или случатся и с вами. Но они не доказывают ничего, за исключением того, что случайные события имеют место быть, разоряя одних, обогащая других, причем делая это безо всякого разбору. Джесси Ливермор, несомненно, не был единственным спекулянтом, кто продал акции Union Pacific незадолго до землетрясения в Сан-Франциско и кто, так или иначе, извлек прибыль из этой чудовищной катастрофы. И наверняка далеко не все эти люди решили, что обладают мистической способностью видеть будущее. Они, должно быть, поняли, что им просто повезло. Точно так же, как и Ливермору. Но именно к нему после всей этой истории с Union Pacific и так уже имевшийся ярлык «ясновидящего» был приклеен намертво.
В его жизни были периоды, когда он искренне пытался от него избавиться. Обычно это случалось, когда удача, или «ясновидение», его оставляли. Тогда он, казалось, понимал, насколько серьезно зависим от своей воображаемой способности видеть будущее, и старался убедить себя и других в том, что на самом деле он опирается на более серьезное основание, нежели «дар провидца».
В последний раз это случилось в 1940 г. Ливермор был разорен в 1934 г., после чего сделал себе новое состояние, но теперь опять стоял на грани потери капитала. В очевидной попытке продемонстрировать, что его торговля опирается на рациональную систему, а не на волшебство, он написал небольшую книгу, которая была издана в 1940 г. и называлась «Как торговать акциями: формула Ливермора для комбинирования таких элементов, как цена и время».
Эта книга, несомненно, понравилась бы профессору Ирвингу Фишеру, который, как было сказано ранее, оказался несостоятелен в 1929 г., когда его теория существования закономерностей на фондовом рынке с треском развалилась. Книга Ливермора была гимном закономерным моделям — паттернам. Она содержала диаграммы и инструкции по применению «основных точек», «вторичных реакций» и тому подобных вещей.
Это была прекрасная ерунда. Любой, кто пытался обыграть рынок, следуя этим инструкциям, терпел неудачу, если, конечно, на его долю не выпадала элементарная удача. Книга не доказала ничто, кроме наличия у Ливермора в данный период его жизни интенсивного желания дистанцироваться от темы ясновидения как можно дальше.
Возможно, он пытался изобрести торговую систему, которая сочетала бы в себе элементы технического анализа и ясновидения. Возможно также, что такая система работала бы еще хуже, чем тогда, когда он применял эти составляющие по отдельности.
Так или иначе, однажды днем в декабре 1940 г. Джесси Ливермор поднялся в номер нью-йоркского отеля Sherry-Netherlands выпил два стакана виски, а затем зашел в уборную и застрелился.
* * *
Конечно, никогда нельзя сказать точно, почему человек решил покончить с жизнью. Даже когда он оставляет предсмертную записку, чего Ливермор не сделал, нас все равно не покидает вопрос: действительно ли человек указал истинные причины своего поступка — или же предпочел обойтись напрашивающимися объяснениями? Джесси Лауристон Ливермор был неординарным человеком со сложной судьбой, и, надо полагать, его самоубийство вызвано проблемами, о которых мы ничего не знаем. «Ливермор существовал в двадцати различных ипостасях, — печально сказал Фрэнк Генри после смерти этого человека. — Я был знаком лишь с одной из них».
Однако кажется вполне вероятным, что биржевые проблемы были, по крайней мере, одной из составляющих неприятностей, сломивших Ливермора. Спекуляции были навязчивой идеей всей его жизни. В то время, когда он пил свои последние два стакана виски в номере отеля, его финансовые дела уже в четвертый раз за биржевую карьеру пребывали в полном беспорядке. В четвертый раз он оказался лицом к лицу с болезненной правдой: его стратегия торговли давала катастрофические сбои. Его «видение» не было даже наполовину таким «ясным», как он, возможно, надеялся. Если он рассчитывал на свой воображаемый дар пророчества, то эти надежды не оправдались.
Ничто из сказанного выше не подразумевает, что вы рискуете закончить свою жизнь столь же трагически, как Джесси Ливермор. История его жизни — всего лишь причудливая иллюстрация того, каким образом оккультные верования могут вмешиваться в мыслительную деятельность трейдера Склонность к таким верованиям, возможно, не опасна для вашего здоровья, но она вполне способна нанести ощутимый вред вашим деньгам.