Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда РФ.
Граждане подают письменное заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства. Граждане, получающие пенсию в территориальном органе ПФР, подают соответствующее заявление в территориальный орган ПФР, по месту нахождения выплатного дела.
Обращаться за ежемесячной денежной выплатой можно в любое время после возникновения права на нее путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Перечень документов, рассматриваемых территориальным органом Пенсионного фонда РФ при обращении граждан за ежемесячной денежной выплатой, предусмотрен Приложением № 3 к Порядку осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в РФ.
Ежемесячная денежная выплата начисляется с учетом волеизъявления гражданина об отказе от получения социальных услуг (социальной услуги), предусмотренных Законом «О государственной социальной помощи».
Приостановление, продление и возобновление ежемесячной денежной выплаты производятся в порядке, определенном для трудовой пенсии в соответствии с Законом о трудовых пенсиях и с учетом Правил выплаты пенсии, утвержденных постановлением Правления Пенсионного фонда РФ и Минздравсоцразвития РФ от 16 февраля 2004 г. № 15п/1.
Сегодня, спустя девять лет после принятия Федерального закона № 122, оценивая практику его применения можно утверждать, что с монетизацией льгот справились относительно успешно лишь регионы - «доноры», благополучные в экономическом плане. В связи с неравенством экономических возможностей субъектов РФ различие между общим уровнем социального обеспечения населения в отдельных регионах России стало достигать огромных величин. Это дает основания для вывода о том, что регионализация социального обеспечения, начало которой было положено именно законом о монетизации льгот, коренным образом подорвала конституционные основы, как в целом системы социального обеспечения, так и такого ее элемента как системы социального обслуживания населения, поскольку теперь объем прав граждан в данной сфере зависит только от того, на территории какого субъекта РФ он проживает.
Более того, нерациональна и сама идея монетизации льгот при сохранении крайне низких размеров пенсий (средняя пенсия незначительно превышает прожиточный минимум пенсионера). В условиях низкого уровня жизни пенсионеров (ветеранов, инвалидов, семей с детьми и т.д.) замена части «натурального» обеспечения денежной выплатой провоцирует их использовать ее не на строго адресные социальные цели, а на обычные бытовые нужды. Это привело к тому, что более половины федеральных «льготников» предпочли заменить натуральную услугу денежной выплатой, рассматривая ее как некий дополнительный источник средств существования, необходимый для выживания и удовлетворения жизненно важных для человека потребностей – в пище, одежде, жилище, в услугах, сохраняющих его здоровье.
При этом, согласно преамбуле Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты РФ и муниципальные образования должны:
- при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств;
- реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования;
- предоставлять гражданам возможность в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым в законодательство изменениям, в частности, посредством установления временного регулирования общественных отношений;
- не допускать при осуществлении гражданами социальных прав и свобод нарушения прав и свобод других лиц.
Однако положения преамбулы не могли быть объективно выполнены целым рядом регионов, особенно на начальном этапе монетизации льгот в 2005 году в связи с отсутствием у них достаточных средств для реализации данного Закона.
Это и многое другое стало поводом для обоснованных массовых протестов граждан и их обращений в судебные органы и в Конституционный Суд РФ.
Федеральный закон от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, вводя ЕДВ, внес соответствующие изменения и дополнения практически во все социальное законодательство страны, которые существенно понизили уровень государственных гарантий конституционного права граждан на социальное обеспечение, в связи с чем с полным основанием можно констатировать что общество сделало шаг назад от продекларированного в Конституции социального государства.
Законодатель, столкнувшись с резким неприятием обществом идеи о замене «натуральных льгот» денежной компенсацией, не соответствующей адекватной стоимости отменяемых льгот, был вынужден искать компромиссное решение данной проблемы: в проект закона была внесена норма, закрепляющая право граждан на выбор одного из двух вариантов государственной социальной помощи в связи с монетизацией льгот.
Первый вариант – это согласие на получение государственной социальной помощи в форме ежемесячной денежной выплаты в указанных выше размерах, а второй – сочетание частичной выплаты ЕДВ с «натуральным» набором социальных услуг, на стоимость которых установленный размер ЕДВ уменьшается. При этом стоимость набора социальных услуг «федеральных» льготников финансируется за счет средств федерального бюджета, а «региональных» - за счет бюджетов субъектов РФ.
Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг за счет федерального бюджета имеют следующие категории граждан:
1) инвалиды войны;
2) участники Великой Отечественной войны;
3) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах";
4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
5) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
8) инвалиды;
9) дети-инвалиды.
В набор социальных услуг включаются следующие:
1) обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов[202];
2) предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний;
3) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
При предоставлении социальных услуг граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица[203].
Сведения о гражданах,имеющих право на получение государственной социальной помощи, заносятся в федеральный регистр.По состоянию на 2013 год численность граждан, вошедших в данный регистр, составила почти 16,7 млн. человек.
Более 15,2 млн. человек, были включены в региональные регистры лиц, имеющих право на меры социальной поддержки за счет средств бюджетов субъектов РФ.
Органом, осуществляющим ведение федерального регистра, является Пенсионный фонд РФ. Сведения о лицах, содержащиеся в Федеральном регистре, предоставляются органам исполнительной власти субъектов РФ безвозмездно.
Право на пользование набором социальных услуг возникает только после включения конкретного льготника в федеральный регистр. В связи с этим, возникает серьезная проблема у инвалидов с правом пользования набором социальных услуг, особенно по лекарственному обеспечению и бесплатному проезду пригородным железнодорожным транспортом. В силу определенных обстоятельств (очередность, болезнь инвалида и т.п.) в период их переосвидетельствования в бюро МСЭ перерыв между истечением срока установленной ранее группы инвалидности и очередным ее установлением может составлять от одного до нескольких месяцев. На этот период инвалид исключается из федерального регистра и, следовательно, не может пользоваться набором социальных услуг, который предоставляется на календарный год. В случае, если право на предоставление набора социальных услуг возникло у гражданина в течение календарного года, периодом предоставления социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на их получение до 31 декабря текущего года.
Гражданин, имеющий право на получение социальных услуг, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда РФ, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату.
Закон «О государственной социальной помощи» допускает: полный отказ от получения набора социальных услуг; отказ от получения одной (из трех) социальной услуги; отказ от двух (из трех) социальных услуг, предусмотренных Законом (ст.6.2).
Заявление об отказе от получения социальных услуг (социальной услуги) подается гражданином в территориальный орган Пенсионного фонда РФ ежегодно в срок до 1 октября текущего года лично или иным способом.
В том случае, если гражданин до 1 октября соответствующего года не подал заявление об отказе от получения в следующем году социальных услуг (социальной услуги), то в следующем году они продолжают ему предоставляться в установленном порядке и сумма ЕДВ выплачивается за вычетом стоимости полного набора социальных услуг (одной или двух социальных услуг из данного набора).
В случае отказа гражданина от предоставления набора социальных услуг полностьюили частично: 1) из назначенного размера ЕДВ сумма стоимости всего набора или его части не вычитается; 2) в течение всего года приостанавливается право на получение государственной социальной помощи в виде полного набора или его части.
При отказе от транспортной части набора социальных услуг остается право на бесплатное получение лекарственных средств и путевки на санаторно-курортное лечение, но стоимость проезда к месту лечения и обратно гражданин оплачивает самостоятельно.
Гражданин, подавший заявление об отказе от набора социальных услуг или его части, предупреждается о его личной ответственности за возможные социальные последствия.
Право на получение набора социальных услуг восстанавливается на следующий год по истечении года, на который гражданин отказался от его получения.
На оплату предоставления гражданам набора социальных услуг направляется 881,63 руб. в месяц(по состоянию на 1 апреля 2014 г., в дальнейшем эта сумма индексируется), в том числе на оплату:
- обеспечения в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов – 679,05 руб.[204];
- предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, – 105,05 копеек;
- бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно – 97,53 рублей.
Сумма средств, направляемая на оплату предоставления набора социальных услуг (либо одной/двух социальных услуг в случае, если гражданин воспользовался своим правом на отказ от предоставления одной/двух социальных услуг),удерживается из начисленной гражданину ежемесячной денежной выплаты.
Выше уже говорилось о том, что в набор социальных услуг включены три услуги. Первой такой услугой является предоставление гражданам бесплатного обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. Помимо Закона «О государственной социальной помощи» предоставление данной услуги регулируется также рядом подзаконных нормативных правовых актов.
Дополнительное лекарственное обеспечение осуществляется по рецептам врача (фельдшера) при амбулаторном лечении без ограничения стоимости лекарственных средств согласно Перечню лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи[205].
За предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, за предоставлением специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов – в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие медико-генетическую помощь.
При обращении в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение гражданин предъявляет документ, удостоверяющий личность; документ, подтверждающий право на получение набора социальных услуг; справку, выданную Пенсионным фондом Российской Федерации. В Медицинской карте амбулаторного больного или Истории развития ребенка отмечается срок, в течение которого гражданин имеет право на предоставление государственной социальной помощи. Граждане представляют также страховой полис обязательного медицинского страхования.
При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии: с перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения; перечнем изделий медицинского назначения и перечнем специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов. Указанные перечни утверждаются в установленном порядке Минздравом России.
В случае временного отсутствия лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичноголекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, по вновь выписанному рецепту.
Второй вид в наборе социальных услуг – это дополнительная бесплатная медицинская помощь при наличии медицинских показаний в виде санаторно-курортного лечения. Перечень санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки, а также Порядок медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение утверждены Минздравсоцразвития РФ[206].
В соответствии с Законом «О государственной социальной помощи» длительность санаторно-курортного лечения в рамках предоставляемого гражданам набора социальных услуг в санаторно-курортном учреждении составляет 18 дней, для детей-инвалидов - 21 день, а для инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - от 24 до 42 дней (ст.6.2)
Обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории РФ и включенные в соответствующий Перечень (далее - санаторно-курортные учреждения).
Санаторно-курортное лечение может предоставляться также и в виде амбулаторно-курортного лечения (без питания и проживания) на основании заявления гражданина.
Наличие медицинских показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения подтверждается справкой по установленной форме, выдаваемой лечебно-профилактическим учреждением по месту жительства гражданина[207].
Заявление о предоставлении санаторно-курортной путевки с приложением указанной справки подается в территориальный орган Фонда социального страхования РФ или орган социальной защиты населения по месту жительства, с которым территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, до 1 декабря текущего года
Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками заблаговременно, но не позднее, чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение.
Санаторно-курортная путевка выдается в заполненном виде с печатью территориального органа Фонда или уполномоченного органа с отметкой "Оплачена за счет средств федерального бюджета и продаже не подлежит".
После получения санаторно-курортной путевки, но не ранее чем за 2 месяца до начала срока ее действия, граждане обязаны получить санаторно-курортную карту в лечебно-профилактическом учреждении, выдавшем справку для получения путевки.
В случае отказа от санаторно-курортной путевки она должна быть возвращена в исполнительный орган Фонда или орган социальной защиты населения по месту жительства, выдавший санаторно-курортную путевку, не позднее 7 дней до начала срока ее действия.
Гарантированность права на такую социальную услугу как санаторно-курортное лечение подтверждается судебной практикой. Так, согласно Определению Верховного Суда РФ от 29 марта 2013 г. N 8-КГ13-2, гражданин Советов С.В., являясь инвалидом 2 группы, 30 ноября 2010 года обратился в Государственное учреждение - Ярославское региональное отделение ФСС РФ с заявлением о выделении путевки на санаторно-курортное лечение. К заявлению он приложил медицинскую справку о нуждаемости в таком лечении, подтверждающую наличие медицинских показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения. Однако санаторно-курортное лечение ему в 2011 году предоставлено не было из-за значительного числа граждан, имеющих право на данный вид льгот, и недостаточности финансовых средств на эти цели.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции исходили из того, что у ответчика не имелось достаточно средств, выделенных из федерального бюджета, для предоставления всем гражданам, обратившимся за данной социальной услугой, путевок на санаторно-курортное лечение.
Судебная коллегия нашла приведенные выводы судебных инстанций ошибочными, основанными на неправильном применении положений действующего законодательства по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, Советов С.В. своевременно обратился к ответчику с соответствующим заявлением, представив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении.
Следовательно, ему не могло быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета в Фонд социального страхования Российской Федерации, поскольку, установив федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязательства по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета. Неисполнение государством своих обязательств не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.
Третьей услугой в наборе социальных услуг являетсябесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте и бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения обратно.
Проезд на железнодорожном транспорте пригородного сообщения по территории РФ без оплаты стоимости проезда осуществляется гражданами, имеющими право на получение набора социальных услуг, круглогодично, без ограничения числа поездок и маршрутов следования. Бесплатный проезд осуществляется на основании проездных документов (билетов), оформленных в установленном порядке.
Выдаваемые гражданам проездные документы (билеты) для бесплатного проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения не подлежат передаче другим лицам и не обмениваются.
Указанные билеты недействительны без документов, удостоверяющих право на бесплатный проезд (удостоверения участника Великой Отечественной войны, справки, подтверждающей факт установления инвалидности и т.д.), а также решения о назначении ежемесячной денежной выплаты, выданного Пенсионным фондом РФ[208].
Бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно включает организацию перевозки граждан к месту лечения и обратно железнодорожным транспортом пригородного сообщения, а также междугородным железнодорожным, авиационным, водным (речным) и автомобильным транспортом. Данная услуга предоставляется в соответствии с Законом «О государственной социальной помощи» и Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан[209].
Для следования к месту лечения и обратно граждане вправе воспользоваться:
- железнодорожным транспортом (поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности);
- авиационным транспортом (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения, либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом на условиях, установленных выше, либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга;
- водным транспортом (третьей категории);
- автомобильным транспортом (общего пользования).
Одновременно с получением в территориальных органах Фонда, органах социальной защиты населения или уполномоченном органе санаторно-курортной путевки гражданин обеспечивается специальными талонами на право бесплатного получения проездных документов в поезде дальнего следования или направлениями на приобретение проездных документов на авиационном, автомобильном и водном транспорте. При следовании к месту лечения и обратно двумя и более видами транспорта специальные талоны или именные направления на право бесплатного получения проездных документов выдаются на каждый вид транспорта.
Социальная доплата к пенсии
С 2010 года государственная социальная помощь пополнилась еще одним ее видом – социальной доплатой к пенсии. В Закон «О государственной социальной помощи» внесена норма об оказании указанной помощи малоимущим гражданам из числа пенсионеров.
Социальная доплата к пенсии – это предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме в соответствии с названным выше Законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Социальная доплата устанавливается в сумме, повышающей источник средств существования пенсионера, с учетом предоставляемых ему различных мер социальной поддержки, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Доплата к пенсии состоит из федеральной или региональной социальной доплаты к пенсии.
Закон «О государственной социальной помощи» предусматривает, что общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию, пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера (ст.12.1).
Общая численность неработающих пенсионеров, которым была установлена социальная доплата к пенсии в 2012 году, составила 5 233 517 человек.
При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации:
1) пенсий;
2) дополнительного материального (социального) обеспечения;
3) ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг);
4) иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).
При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера не учитываются меры социальной поддержки, предоставляемые ему в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в натуральной форме, за исключением денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), а также денежных компенсаций расходов по оплате указанных услуг.
Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами ПФР в случае, если общая сумма его материального обеспечения, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигала величину прожиточного минимума пенсионера, установленную в субъекте Российской Федерации.
Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации.
Социальная доплата к пенсии детям-инвалидам и детям, не достигшим возраста 18 лет, которым установлена трудовая пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" или пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", устанавливается в беззаявительном порядке со дня, с которого назначена соответствующая пенсия, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату.
Федеральная социальная доплата к пенсии не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"[210].
В случае, если субъект Российской Федерации осуществляет финансовое обеспечение региональной социальной доплаты исключительно за счет собственных средств (за исключением межбюджетных трансфертов), он вправе определять условия ее установления и выплаты. Кроме того, в указанном случае субъект РФ самостоятельно устанавливает, какие меры социальной поддержки учитываются при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера, а также размер этой доплаты и правила обращения за ней в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами этого субъекта Российской Федерации.
Контрольные вопросы
1. В каких формах может быть предоставлена государственная социальная помощь?
2. Какова роль региональных нормативных актов в регулировании государственной социальной помощи?
3. Как определяется доход малоимущих граждан для целей предоставления государственной социальной помощи?
4. Что такое социальный контракт?
5. Перечислите категории лиц, имеющих право на государственную социальную помощь в связи с монетизацией льгот
6. Какова структура набора социальных услуг?
7. Раскройте процедуру предоставления государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг
8. Кто имеет право на ежемесячные денежные выплаты в связи с «монетизацией» льгот?
9. Каков размер ежемесячных денежных выплат?
10. Раскройте порядок предоставления социальной услуги по предоставлению бесплатной лекарственной помощи.
11. Какова процедура получения социальной услуги по предоставлению дополнительной медицинской помощи в виде санаторно-курортного лечения?
12. Рассмотрите механизм реализации права граждан на такую социальную услугу как бесплатное пользование транспортом.
Глава 23. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПО СТРАХОВАНИЮ ПОСТРАДАВШИХ ОТ НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И В СВЯЗИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ЗАБОЛЕВАНИЕМ
§ 1. Общая характеристика обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Основные понятия
§ 2. Круг лиц, имеющих право на страховое обеспечение
§ 3. Виды страхового обеспечения, их размеры, корректировка и индексация
§ 4. Назначение и выплата страхового обеспечения
Общая характеристика обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Основные понятия
Обязательного социального страхования работников, пострадавших на производстве, и их семей, как самостоятельного вида страхования, в советский период практически не существовало. Для них предусматривался лишь максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и несколько более высокий размер пенсий.
Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденные Верховным Советом СССР 8 декабря 1961 г., устанавливали следующее: если работнику в связи с исполнением им трудовых (служебных) обязанностей причинено увечье или иное повреждение здоровья по вине организации или гражданина, обязанных уплачивать за него взносы по государственному социальному страхованию, эта организация или гражданин должны возместить потерпевшему вред в части, превышающей сумму полученного им пособия или назначенной ему после повреждения здоровья и фактически получаемой им пенсии. В случае смерти потерпевшего право на возмещение вреда имели лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти.
Такие же нормы содержались в ГК союзных республик (в ст. 468 ГК РСФСР).
В СССР по данному вопросу были приняты различные нормативные правовые акты. Однако возмещение вреда пострадавшим на производстве в прошлом всегда регулировалось на основе гражданского законодательства, хотя по процедурным вопросам действовали особые правила. Так, например, Правила возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, были утверждены Верховным Советом РФ 24 декабря 1992 г.[211] Они с некоторыми дополнениями и изменениями действовали вплоть до 2000 г. и основывались на гражданском законодательстве. «Отношения по возмещению вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящими Правилами», - так указывалось в ст. 1 названных Правил.
Надо иметь в виду, что в отдельных странах до сих пор сохраняется хорошо отлаженная гражданско-правовая ответственность работодателей. Россия до 2000 г. была в числе таких стран, но регламентация гражданско-правовой ответственности у нас страдала рядом серьезных недостатков.
Что же побудило Россию перейти от гражданско-правовой ответственности к обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний? Причин много, и проблема введения данного вида социального страхования зрела достаточно долго. Особенно она резко обострилась в период перехода к рыночным отношениям, следствием которого стал катастрофический спад производства, ликвидация и реорганизация многих предприятий, смена их собственников, тяжелое финансовое положение большинства предприятий, задержка выполнения ими долговых обязательств, в том числе перед пострадавшими на производстве и их семьями. Практически в стране сложилась ситуация, близкая к той, которая обусловила введение этого вида страхования в других странах Европы десятки лет назад, когда недостаточно упорядоченная гражданско-правовая ответственность отдельных работодателей перед наемными работниками не могла гарантировать стабильность обеспечения и эффективное предотвращение несчастных случаев на производстве.
Объективная необходимость принятия соответствующего закона стала очевидной. Такой закон был принят 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании <