Пособие на ребенка до достижения им 16 (учащимся – 18) лет.
В России единственным пособием, предоставляемым семьям в течение социального риска, именуемого детством, является пособие на ребенка. В международном праве его аналогом выступают семейные пособия, которые призваны оказать помощь родителям в содержании несовершеннолетних детей. Согласно Конвенции МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» семейные пособия предоставляются в течение всей продолжительности охватываемого случая, то есть пока ребенок не достигнет совершеннолетия. Необходимо отметить, что международные правовые нормы в определении категории «ребенок» не согласованы. Так, по Конвенции МОТ № 102 термин «ребенок» означает лицо, не достигшее возраста окончания обязательного школьного образования, либо не достигшее возраста 15 лет. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.) определяет, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия раньше.
Российское законодательство по этому вопросу тоже противоречиво. Социально-обеспечительное законодательство применительно к пособиям на ребенка, как правило, ограничивает возраст ребенка, на которого назначается пособие, 16 годами, а в отношении обучающихся продляет срок до окончания обучения, но не более чем до достижении им 18 лет. Правовое регулирование пособия на ребенка изначально осуществлялось на основании Федерального закона от 19 мая 1995 года «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». В соответствии с этим законом пособие выплачивалось ежемесячно на каждого ребенка до достижения им возраста 16 лет, а учащегося - 18 лет, независимо от материального положения семьи. В 1998 году в Закон были внесены изменения: ежемесячное пособие стало назначаться по принципу адресной социальной помощи в зависимости от среднедушевого дохода семьи. Право на пособие приобрели лишь семьи со среднедушевым доходом, не превышающим величины прожиточного минимума, установленного субъектом РФ. В 2004 году Федеральным Законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ к компетенции субъектов РФ были отнесены вопросы правовой регламентации оснований назначения данного пособия, его размера, а также порядка выплаты, при этом гарантировался ежемесячный характер данного пособия. Финансирование выплаты указанного пособия возлагалось на бюджет субъекта РФ.
Региональные системы «детских пособий», сложившиеся более, чем за десятилетний период, учитывают демографическую ситуацию в регионе, уровень жизни населения, национальные особенности, финансовые возможности региона, но не гарантируют единого социального стандарта, поскольку на федеральном уровне он не установлен.
В 2016 году в 69 регионах предоставляется ежемесячная выплата на третьего ребенка и последующих детей до достижения ими возраста трех лет. Из них 53 региона получают софинансирование из федерального бюджета. Размер выплаты установлен на уровне регионального прожиточного минимума ребенка и и в среднем по стране составляет около 9 тыс. руб.[189]
В большинстве субъектов РФ типичным получателем ежемесячного пособия на ребенка в возрасте до 16 лет (учащегося до 18 лет) является семья со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации. В то же время в Рекомендации МОТ № 67 «Об обеспечении дохода» отмечено, что «такие пособия должны выплачиваться, независимо от дохода родителей и представлять собой значительный вклад в сумму расходов по содержанию ребенка, должны позволять делать большие расходы на содержание детей более старшего возраста и должны, как минимум, предоставляться всем детям, в отношении которых не предусмотрена помощь по системе социального страхования». Законодательство зарубежных государств позволяет сделать вывод о том, что далеко не все страны выплачивают детские пособия, руководствуясь принципом адресности. Из 18 стран, входящих в Европейскую зону, дифференциация размера пособия по уходу за ребенком в зависимости от дохода семьи и учет максимального порогового значения доходов применяются только в Дании, Испании и Португалии. Остальные страны предоставляют помощь без учета доходов.[190]
Большинство субъектов Российской Федерации законодательно закрепили прежде существовавшую в федеральном законодательстве дифференциацию размеров пособий – базовый размер и повышенный размер (на детей одиноких матерей, на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, на детей военнослужащих по призыву).
В некоторых регионах размер пособия дифференцирован в зависимости от количества детей в семье (Республика Чувашия, Рязанская и Ярославская области) или от возраста детей (Ленинградская, Магаданская области, г. Санкт-Петербург, г. Москва).
Очередное изменение Закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» вновь существенно понижает уровень ранее установленных гарантий, поскольку с 1 января 2016 г. ежемесячный характер «детского пособия» для субъектов РФ становится не обязательным. Новая редакция статьи 16 данного Закона устанавливает, что размер, порядок назначения, индексации и выплаты пособия на ребенка, включая условие и периодичность его выплаты (не реже одного раза в квартал), в том числе с применением критериев нуждаемости, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Особым основанием для установления пособия на ребенка является прохождение его отцом военной службы по призыву. Данное пособие выплачивается независимо от наличия права на иные виды пособий, установленные Законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и законами субъектов РФ. Данное ежемесячное пособие назначается матери ребенка, а при ее отсутствии либо невозможности осуществлять уход за ребенком по обстоятельствам, указанным в Законе, опекуну либо другому родственнику ребенка, фактически осуществляющему такой уход. Размер пособия установлен в твердой фиксированной сумме, которая периодически, как и иные социальные выплаты, индексируется. В момент введения указанного пособия его размер составлял 6000 рублей в месяц, в 2015 году - 9 839 руб., в 2016 г. – 10528 руб.
Материнский капитал
Помимо социальных выплат, установленных действующим законодательством в связи с материнством, отцовством и детством, рассмотренных выше, предусмотрены также дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей. Их основная цель – обеспечить возможность улучшения жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей – инвалидов, а также повышения уровня пенсионного обеспечения. Указанные меры введены Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 256 – ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Реализация дополнительных мер государственной поддержки осуществляется путем предоставления государственного сертификата на материнский (семейный капитал).
Материнский семейный капитал – это средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных названным выше Законом.
Право на получение материнского капитала возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у граждан РФ независимо от места их жительства:
1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 г.;
2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 г., если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;
3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении, вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 г.
При определении права названных выше лиц на получение государственного сертификата на материнский капитал не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись их пасынками или падчерицами.
Право женщин, из числа указанных выше, на материнский капитал прекращается в случаях: их смерти, объявления умершими, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на материнский капитал, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на материнский капитал. В Законе названы случаи, когда у женщин, о которых идет речь, право на материнский капитал возникнуть не может (см. п. 3 ст. 3, Закона). При прекращении права женщин на материнский капитал в перечисленных выше случаях оно возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства РФ или статуса лица без гражданства. Если отец (усыновитель) ребенка, у которого возникло право на материнский капитал, или мужчина, являющийся единственным усыновителем ребенка, умер, объявлен умершим, лишен родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло данное право, либо совершил в отношении своего ребенка (детей) умышленное преступление, относящееся к преступлениям против личности, либо в отношении указанных лиц отменено усыновление ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на материнский капитал, данное право прекращается и возникает у ребенка (детей в равных долях), не достигшего совершеннолетия, и (или) у совершеннолетнего ребенка (детей в равных долях), обучающегося по очной форме обучения в образовательной организации (за исключением организации дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет.
Право на материнский капитал возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случаев использования средств (части средств) материнского капитала: на уплату первоначального взноса и (или) погашения основного долга и уплату процентов по кредитам и займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору, заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией, а также на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов.
Решение о выдаче либо отказе в выдаче сертификата выносится территориальным органом ПФР в месячный срок с даты приема заявления о его выдаче. Территориальный орган ПФР не позднее чем через пять дней с даты вынесения соответствующего решения направляет лицу, подавшему заявление о выдаче сертификата, уведомление об удовлетворении либо отказе в удовлетворении его заявления. Основания для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата перечислены в ст. 5 Закона. По достижении ребенком совершеннолетия либо по приобретении им дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия законные представители обязаны передать сертификат ребенку.
Размер материнского (семейного) капитала. Первоначально размер материнского капитала был установлен в сумме 250 000 руб. В результате его ежегодного пересмотра с учетом темпов роста инфляции в 2015 г. сумма материнского капитала составила 453 000 руб. Она сохранена и на 2016 год в связи с тем, что индексация многих социальных выплат была приостановлена до 1 января 2017 г. Размер материнского капитала уменьшается на сумму средств, использованных в результате распоряжения этим капиталом в порядке, установленном Федеральным Законом от 29 декабря 2006 г. № 256 – ФЗ. Ежегодно, не позднее 1 сентября текущего года ПФР информирует лиц, получивших сертификат, о размере материнского семейного капитала либо его оставшейся части.
Направления использования средств материнского капитала в полном объеме либо по частям.Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского капитала в полном объеме либо по частям только по направлениям, прямо указанным в Законе. К числу таких направлений относятся:
1) улучшение жилищных условий;
2) получение образования ребенком (детьми);
3) Формирование накопительной пенсии для женщин, имеющих право на материнский капитал[191];
4) приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов[192].
Распоряжение средствами материнского капитала может осуществляться лицами, получившими сертификат, одновременно по нескольким направлениям, указанным выше. Заявление о распоряжении может быть подано в любое время по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением тех же случаев, о которых уже говорилось выше. Решение об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении может быть обжаловано в вышестоящий орган ПФР или в установленном порядке в суд. В случае удовлетворения заявления о распоряжении территориальный орган ПФР обеспечивает перевод средств материнского капитала в соответствии с заявлением о распоряжении в порядке и сроки, установленные Правительством РФ.
Кроме того, Федеральным законом от 20.04.2015 № 88 – ФЗ предусмотрена также единовременная выплата за счет средств материнского капитала, размер которой до 2016 г. составлял 20 000 руб., а с 2016 год был повышен до 25 000 руб.
Срок действия Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», установленный до 31 декабря 2016 г., в настоящее время продлен еще на два года – до 31 декабря 2018 г.[193]
Рассмотрев основные виды социальных выплат, предназначенных для граждан имеющих детей, можно сделать вывод о том, что несмотря на их многообразие, уровень материальной поддержки семей с детьми остается недостаточным для создания реальных условий, гарантирующих достойное проживание и воспитания и достойного проживания семей с детьми.
Контрольные вопросы
1. Раскройте виды пособий в связи с материнством, отцовством и детством. Укажите критерии их классификации.
2. Назовите период выплаты пособия по беременности и родам.
3. Укажите круг получателей пособия по беременности и родам.
4. Каков порядок определения размера пособия по беременности и родам?
5. Срок выплаты пособия по временной нетрудоспособности в связи с уходом за больным ребенком или иным членом семьи.
6. Размер единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности.
7. Назовите круг лиц, обеспечиваемых ежемесячным пособием по уходу за ребенком.
8. Как определяется размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком?
9. Каковы размеры данного пособия?
10. Кто имеет право на материнский капитал, каков его размер и основные направления использования?
Глава 20. ИНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСОБИЯ
§ 1. Единовременное пособие гражданам при возникновении поствакцинального осложнения
§ 2. Единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом
§ 3. Социальное пособие на погребение