Пенсия за выслугу лет военнослужащим и приравненным к ним категориям служащих
Гражданам, проходившим военную службу по контракту, и другим приравненным к ним по пенсионному обеспечению категориям служащих пенсия за выслугу лет назначается в соответствии с Законом от 12 февраля 1993 г. Пенсионное правоотношение у указанных лиц в связи с установлением данного вида пенсии возникает на основании простого либо сложного юридического состава. В первом случае основным юридическим фактом, с которым связано право на пенсию за выслугу лет, является наличие на день увольнения со службы выслуги 20 лет и более. Во втором случае ((пслучае достаточноого состава.сложного фактического состава.аля 1993 г.видуального пенсионного коэффициента осуществляется по при отсутствии выслуги указанной продолжительности) право на пенсию обусловлено совокупностью следующих юридических фактов: 1) причиной увольнения со службы должно стать достижение предельного возраста пребывания на службе либо состояние здоровья, или организационно-штатные мероприятия; 2) достижение на день увольнения возраста 45 лет; 3) наличие общего трудового стажа 25 календарных лет; 4) наличие выслуги не менее 12 лет 6 месяцев.
Для назначения пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом от 12 февраля 1993 г. учитывается выслуга на военной службе, на службе в органах внутренних дел и выслуга на службе в других органах и учреждениях, указанных в названии данного Закона. Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 941 определен порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий лицам, проходившим военную и иную приравненную к ней службу[125].
При определении права на пенсию за выслугу лет лиц, у которых право на пенсию обусловлено совокупностью указанных выше юридических фактов, в общий трудовой стаж включаются: а) трудовой стаж, определяемый в порядке, действовавшем для государственных пенсий до 1 января 2002 г.; б) страховой стаж, определяемый в порядке, установленном для трудовых пенсий до 1 января 2015 г.; в) страховой стаж, определяемый в порядке, действующем для страховых пенсий в соответствии с Законом о страховых пенсиях.
Исчисление выслуги, как и размера пенсии за выслугу лет, достаточно ответственное для правоприменителя юридическое действие. Юридическая точность и безупречность правоприменения гарантируют, с одной стороны, полную реализацию конституционного права конкретного гражданина на социальное обеспечение в виде его пенсионного обеспечения, а с другой стороны - предупреждают ненадлежащее распределение ограниченных государственных средств, охраняя тем самым публичные интересы общества в целом. В этой связи принципиально важное значение имеет постановление Конституционного Суда РФ от 14 января 2016 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 13 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в связи с жалобой гражданина С.В. Иванова».
Суть жалобы С.В. Иванова заключалась в том, что ему в 1996 году была назначена бессрочно пенсия за выслугу лет с учетом выслуги, исчисленной в льготном порядке, которая по расчетам кадрового подразделения по последнему месту его службы составила 20 лет и 7 месяцев, о чем ему было объявлено при оформлении увольнения. В 2012 году в ходе проверки, проведенной пенсионным органом по заявлению С.В. Иванова, полагавшего, что размер выплачиваемой ему пенсии определен неправильно и подлежит увеличению, была выявлена ошибка, допущенная сотрудником кадрового подразделения при составлении расчета выслуги лет для назначения пенсии. В результате ее исправления выслуга на дату увольнения С.В. Иванова со службы составила в льготном исчислении 19 лет и 8 месяцев, в связи с чем с 1 октября 2012 года выплата пенсии за выслугу лет была прекращена. Всеми судебными решениями, состоявшимися по искам С.В. Иванова, в удовлетворении заявленных им требований было отказано.
Конституционный Суд РФ, заслушав сообщение судьи-докладчика и исследовав все представленные документы, иные материалы, констатирует, что «Сам по себе такой способ исправления подобных ошибок, как прекращение выплаты ранее назначенной пенсии, не может рассматриваться как несовместимый с требованиями Конституции РФ, однако в системе действующего правового регулирования он является единственно возможным и применяется независимо от каких бы то ни было обстоятельств, в том числе длительности периода получения пенсии (срока, прошедшего с момента назначения пенсии), отсутствия виновных действий со стороны пенсионера, социальных последствий, наступающих для него в этом случае.
Совершение органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при установлении пенсий тех или иных ошибок, в том числе носящих технический характер, - учитывая необходимость оценки значительного числа обстоятельств, с наличием которых закон связывает возникновение права на пенсию, включая проверку представленных документов и проведение математических подсчетов, - полностью исключить невозможно. Определение правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, - право и обязанность государства.
Предусмотренная законом возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии, в том числе пенсии за выслугу лет, призвана, таким образом, обеспечить соблюдение требований социальной справедливости и формального равенства, способствовать предотвращению необоснованного расходования бюджетных средств и злоупотребления правом как со стороны пенсионных органов, так и со стороны граждан, а потому не может подвергаться сомнению. Вместе с тем соответствующий правовой механизм – исходя из конституционных принципов правового государства и верховенства права, а также принципов справедливости и юридического равенства – должен обеспечивать баланс конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов на основе вытекающих из указанных принципов критериев разумности и соразмерности (пропорциональности), что в свою очередь предполагает наряду с учетом публичных интересов, выражающихся в назначении пенсии исключительно при наличии предусмотренных законом оснований и в целевом расходовании финансовых ресурсов, предназначенных на выплату пенсий, учет интересов пенсионера, которому пенсия по вине уполномоченного государством органа была назначена ошибочно, с тем чтобы пенсионер не подвергался чрезмерному обременению, притом, однако, что с его стороны отсутствуют какие-либо нарушения».
С учетом правовых позиций, сформулированных Конституционным Судом при рассмотрении жалобы С.В. Иванова, и с учетом п. 5 ст. 24 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» Конституционный Суд РФ постановил в пункте 2 резолютивной части Постановления признать часть первую статьи 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. не соответствующей Конституции Российской Федерации, поскольку во взаимосвязи указанные нормы «предполагают безусловное прекращение выплаты гражданину, уволенному со службы в органах внутренних дел, пенсии за выслугу лет, назначенной ему ошибочно в результате неправильного подсчета уполномоченным государством органом необходимого для возникновения права на данную пенсию стажа службы (выслуги лет), притом что сам гражданин при приобретении статуса получателя пенсии за выслугу лет действовал добросовестно, - без учета продолжительности периода, прошедшего с момента ее назначения, продолжительности периода, недостаточного до достижения установленной законом выслуги лет, значимости для этого гражданина пенсии в качестве источника дохода и иных заслуживающих внимания обстоятельств, – и тем самым не обеспечивает при исправлении допущенной ошибки соблюдение конституционных принципов правовой определенности, справедливости и соразмерности (пропорциональности), поддержания доверия граждан к действиям государства, а также баланса конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов».
Пункт 3 Постановления гласит: «Федеральному законодателю надлежит – исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций, выраженных Конституционным Судом в настоящем Постановлении, - внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения.
Впредь до внесения в правовое регулирование изменений, вытекающих из настоящего постановления, суды общей юрисдикции при оценке правомерности прекращения выплаты пенсии за выслугу лет, необоснованной назначенной в результате допущенной органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, на основе объективного и полного исследования представленных доказательств должны учитывать указанное в пункте 2 резолютивной части настоящего Постановления и иные заслуживающие внимания обстоятельства».
Важность принятого решения по жалобе С.В. Иванова в том, что Конституционным Судом обращено внимание органов законодательной и исполнительной властей на необходимость учета как публичных, так и частных интересов при прекращении выплаты пенсии, назначенной незаконно по вине органов назначающих и выплачивающих пенсии. При этом очевидно, что сфера принятия соответствующих решений гораздо шире – это не только пенсионные правоотношения, но и все иные социально-обеспечительные отношения, прекращение которых связано с выявлением ошибок, допущенных правоприменительными органами.
Размер пенсии за выслугу лет при наличии выслуги 20 лет составляет 50% денежного довольствия. За каждый год выслуги свыше 20 лет, он увеличивается на 3%, но не более чем до 85% денежного довольствия. Для лиц, имеющих общий трудовой стаж 25 календарных лет, из которых не менее 12 лет 6 месяцев составляет военная и приравненная к ней служба, пенсия устанавливается в размере 50% денежного довольствия. За каждый год общего трудового стажа свыше 25 лет пенсия увеличивается на 1% денежного довольствия.
Порядок определения сумм денежного довольствия изменен в связи с принятием Закона от 7 ноября 2011 г. «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»[126]. Пенсия за выслугу лет исчисляется из денежного довольствия, в котором учитываются: должностной оклад, оклад по воинскому званию (без учета повышений за особые условия службы) и ежемесячная надбавка за выслугу лет. С 1 января 2012 г. при исчислении пенсии за выслугу лет денежное довольствие учитывается не в полной сумме, а лишь частично – при назначении пенсии в 2012 году в размере 54% от полного его размера с последующим ежегодным увеличением на 2% до достижения этой суммой 100% денежного довольствия. При этом Законом о федеральном бюджете повышение может быть установлено и в большем объеме[127]. Это означает, что размер пенсии за выслугу лет составляет 50% не от полной суммы денежного довольствия, а от его суммы с учетом указанного ограничения.
Тем пенсионерам, размер пенсий которых не был пересмотрен с 1 января 2012 г. в связи с реформированием денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, с 1 октября 2015 г. устанавливается ежемесячная доплата в размере 2500 руб.[128]
Для пенсий за выслугу лет, назначаемых гражданам, проходившим военную службу по контракту, установлен минимальный размер пенсии, который не может быть ниже 100% расчетного размера пенсии, равного социальной пенсии. Гражданам, которые являются инвалидами, пенсия за выслугу лет увеличивается в зависимости от группы и причины инвалидности. Лицам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, пенсия за выслугу лет увеличивается на 300%, 250% или 175% расчетного размера пенсии соответственно для 1, 2 или 3 группы инвалидности. Увеличение пенсий за выслугу лет предусмотрено также для некоторых других категорий граждан.
К пенсии за выслугу лет назначаются надбавки на уход и на нетрудоспособных иждивенцев. Размер надбавки на уход за инвалидом 1 группы или лицом, достигшим возраста 80 лет, составляет 100% расчетного размера пенсии. Неработающим пенсионерам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи (не получающие страховую или социальную пенсию), к пенсии за выслугу лет устанавливается надбавка в размере 32%, 64% или 100% расчетного размера пенсии в зависимости от числа нетрудоспособных иждивенцев (соответственно при наличии одного, двух или трех и более иждивенцев).
Гражданам, имеющим предусмотренные ст. 45 Закона от 12 февраля 1993 г. звания, награды или определенный статус (чаще всего связанный с Великой Отечественной войной), пенсия за выслугу лет повышается. Размер повышения различается в зависимости от категории граждан и может составлять 100% размера пенсии (например, для Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации), 50% размера пенсии (для Героев Социалистического Труда, Героев Труда РФ, чемпионов Олимпийских игр и др.). В ряде случаев размер повышения определяется в процентах к расчетному размеру пенсии.
Военнослужащие, проходившие военную службу по контракту, при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии).