Акты социального партнерства. Локальные акты

Наряду с нормативными правовыми актами законодательной, исполни тельной властей, органов местного самоуправления в системе источников права социального обеспечения широкое распространение получило социально-партнерское регулирование дополнительных мер социальной защиты работников и членов их семей.

Система социального партнерства располагает возможностями создания многоуровневой защиты человека от социальных рисков. В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.

Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014-2016 годы как правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений, предусматривает в числе приоритетных целей повышение качества жизни работников и их семей, стороны принимают на себя обязательство содействовать законодательному оформлению минимальных государственных социальных стандартов. В нем нашли отражение крайне актуальные проблемы права социального обеспечения по всем видам социального обеспечения, ориентиры совершенствования правового регулирования в данной сфере определены верно. Что настораживает в соглашении – декларативность отдельных положений, только частичное выполнение предыдущих обязательств, воспроизведение их из года в год в новых соглашениях. Это свидетельствует о том, что эффективность механизма реализации социального партнерства, ответственность сторон недостаточна, требуется конкретизация.

Анализ иных видов соглашений показывает, что в отличие от Генерального (программного) они содержат более конкретные социальные обязательства. Изучение актов социального партнерства позволяет сделать определенные выводы: данные источники права социального обеспечения дополняют федеральное (централизованное) и региональное регулирование.

Локальные актыкак источники права социального обеспечения приобретают важное значение на современном этапе формирования рыночной экономики. Они существенно повышают общий уровень социальной защиты граждан, поскольку предусматривают дополнительные меры социальной поддержки работающих граждан, членов их семей, а также уже бывших работников, о чем свидетельствует содержание коллективно-договорных соглашений, заключаемых в ряде организаций, число которых неуклонно увеличивается.

Основным локальным актом является коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

В качестве примера можно привести Коллективный договор общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» на 2013-2015 годы,принятый конференцией трудового коллектива ООО «Газпром трансгаз Югорск» 13 декабря 2012 года.

В соответствии с коллективным договором для обеспечения социальной защищенности работников и членов их семей работодатель обязуется:

Выплачивать работникам компенсацию стоимости приобретенных санаторно-курортных, туристических и других путевок, в том числе на членов их семьи.

Производить работникам доплату сверх размера пособия по временной нетрудоспособности, исчисленного в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», до размера 85 процентов среднего заработка.

Производить выплату единовременного пособия работникам, увольняющимся из ООО «Газпром трансгаз Югорск» по достижении возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе и при ее досрочном назначении, а также при назначении трудовой пенсии по инвалидности, исходя из среднего заработка в зависимости от стажа работы в организациях системы ОАО «Газпром» в следующих размерах:

Стаж работы Размер пособия работникам, которым установлена повременно-премиальная система оплаты труда (количество средних заработков) Размер пособия работникам, которым установлена повременно-индивидуальная система оплаты труда (количество средних заработков)
от 5 до 10 лет (включительно)
свыше 10 до 15 лет (включительно)
свыше 15 до 20 лет (включительно)
свыше 20 лет


Работникам, имеющим стаж работы в организациях системы ОАО «Газпром» до пяти лет, при увольнении в связи с назначением трудовой пенсии по инвалидности единовременное пособие выплачивается в размере одного среднего заработка.

В целях возмещения вреда работникам, получившим профессиональное заболевание или пострадавшим в результате несчастного случая на производстве, выплачивать единовременную компенсационнуювыплату в следующих размерах:

– при установлении инвалидности:

I группы – 10 годовых заработков;

II группы – 5 годовых заработков;

III группы – 1 годовой заработок;

– при смертельном исходе – 10 годовых заработков лицам, являющимся наследниками по завещанию и (или) по закону;

– при установлении инвалидности без ограничения способности к трудовой деятельности – 1 годовой заработок;

– при временной утрате трудоспособности более четырех месяцев подряд – 0,5 годового заработка.

Право на получение единовременной компенсационной выплаты сохраняется в течение года со дня наступления профессионального заболевания или несчастного случая на производстве. Единовременная компенсационная выплата выплачивается работодателем в денежной форме не позднее двух месяцев со дня обращения пострадавшего от несчастного случая. В случае смерти работника единовременная компенсационная выплата выплачивается лицам, являющимся наследниками по завещанию и (или) по закону, на основании их письменных заявлений.

Осуществлять оплату лечения заболеваний, протезирования и других видов медицинской и социальной помощи работникам, пострадавшим в результате несчастных случаев на производстве, по заключению органов здравоохранения, в случае, если работники не застрахованы работодателем по договорам добровольного медицинского страхования.

Направлять на лечение согласно медицинским показаниям работающих инвалидов, получивших трудовое увечье во время работы в ООО «Газпром трансгаз Югорск». В случае невозможности направления на лечение выплачивать один раз в год материальную помощь в размере 5тарифных ставок.

Сохранять членам семьи работников, погибших в результате несчастных случаев на производстве, право на участие в корпоративной программе жилищного обеспечения, а также возможность получать медицинское обеспечение, в порядке установленном локальными нормативными актами, а их детям пользоваться дошкольными и школьными образовательными учреждениями и организациями отдыха детей и их оздоровления на равных условиях с работниками.

Оказывать материальную помощь работникам в случае смерти супруга (супруги), детей и родителей работника в размере 4 тарифных ставок.

В случае если в Обществе работают несколько членов семьи, имеющих право на материальную помощь в связи со смертью члена семьи, то указанная льгота предоставляется одному из них.

В случае смерти работников одному из членов семьи умершего работника:

- оказывать материальную помощь в размере 10 тарифных ставок;

- компенсировать расходы на услуги по погребениюумершего работника в размерах, не превышающих 10 тарифных ставок;

- возмещать расходы на перевозку умершего работника к месту захоронения, расположенному в другой местности в пределах Российской Федерации.

Предоставлять работникам дополнительный отпуск с сохранением среднего заработка в случае смерти членов семьи работника (супруга (супруги), детей и родителей работника) – до 3 календарных дней, а в случае, если работник выезжает к месту захоронения на дальние расстояния – до 9 календарных дней.

Отпуск предоставляется в календарных днях, не подлежит замене денежной компенсацией и разделению на части.

Льготу предоставлять не позднее 3-х дней со дня смерти.

Обеспечивать работников комплексом медицинских мероприятий, направленных на оздоровление, профилактику заболеваемости, охрану и восстановление здоровья работников, продление их профессионального долголетия, в том числе по договорам добровольного медицинского страхования, заключаемым работодателем со страховыми компаниями.

Направление работников в установленном порядке на санаторно-курортное и реабилитационно-восстановительное лечение проводится при наличии медицинских показаний и медицинского заключения.

Осуществлять медицинское обеспечение, санаторно-курортное и восстановительное лечение членов семей работников и членов семей профсоюзных работников.

Осуществлять негосударственное пенсионное обеспечение работников через Негосударственный пенсионный фонд «ГАЗФОНД».

Однако следует признать, что в большинстве организаций, не относящимся к сырьевым, энергетическим и транспортным компаниям, в коллективных договорах не содержится значимых социальных обязательств, что объясняется главным образом отсутствием соответствующих экономических возможностей.

Изучение актов социального партнерства позволяет сделать определенные выводы: данные источники права социального обеспечения дополняют централизованное, региональное и муниципальное регулирование социально-обеспечительных отношений, что создает дополнительные возможности для защиты человека, находящегося в трудной жизненной ситуации, позволяет расширять перечень социальных выплат и услуг. При этом их размеры, условия предоставления разнятся в зависимости от отраслевой принадлежности, чем успешнее развивается отрасль, тем выше материальная помощь[72].

В целом соглашения, коллективные договоры, по сути, выявляют самые узкие места в социальной поддержке работника и членов его семьи. Там, где государство не справляется с созданием условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, особенно остро возникает потребность в развитии социально-партнерских отношений. При этом уровень дополнительной корпоративной социальной защиты зависит от финансово-экономической ситуации в организации, отрасли, регионе. Во многих соглашениях и коллективных договорах закрепляется, что льготы и гарантии предоставляются только при наличии финансовых ресурсов. Практика показывает, особенно в кризисных ситуациях, что степень гарантированности реализации принятых социальных обязательств по соглашениям, коллективным договорам недостаточна, поскольку отсутствуют стабильные источники их финансирования и персональная ответственность исполнителей.

Контрольные вопросы

1. Дайте понятие источников права социального обеспечения.

2. По каким основаниям можно классифицировать источники права социального обеспечения?

3. В каких международных актах содержатся нормы о социальном обеспечении? Входят ли международные акты в правовую систему России?

4. В каких статьях Конституции РФ закреплен правовой статус граждан в сфере социального обеспечения?

5. Назовите виды источников права социального обеспечения. В чем проявляется единство и дифференциация источников права социального обеспечения?

6. Какими актами регулируется пенсионное обеспечение в РФ? Каковы их принципиальные положения?

7. Какие акты регулируют обеспечение граждан пособиями и компенсационными выплатами?

8. Какое значение имеет региональное законодательство в области социального обеспечения?

9. Объясните, как соотносятся между собой правовые нормативные акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации?

10. Назовите правовые нормативные акты, которыми определены полномочия органов законодательной власти субъектов РФ в сфере социального обеспечения.

11. Приведите примеры различных видов правовых нормативных актов субъектов РФ в области социального обеспечения.

12. Дайте оценку процессу децентрализации правового регулирования отношений по социальному обеспечению.

13. В чем специфика муниципальных актов?

14. Покажите значение социально-партнерских соглашений как источников права социального обеспечения

15. Какова роль локальных актов?

Глава 5. ПРАВООТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

§ 1.Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению

§ 2.Субъекты, объекты и содержание правоотношений

§ 3.Пенсионные правоотношения

§ 4.Правоотношения по поводу пособий, компенсаций, субсидий, государственной социальной помощи

§ 5.Правоотношения по обеспечению пострадавших на производстве и их семей

§ 6.Правоотношения по поводу медицинской, лекарственной помощи, социальных услуг и льгот по системе социального обеспечения

§ 7.Процедурные и процессуальные правоотношения

Наши рекомендации