Начальный этап становления банковской системы в Российской империи.
Прообразы банков в России. Принцип свободы торговли, продвигающий ее развитие, в наиболее полной мере реализуется не во внутренней, а во внешней торговле. Поэтому и прообразы частных кредитных организаций появляются вместе с развитием именно международной торговли, вызывавшей потребность в обмене иностранных валют, а не в их перечеканке в местную валюту. Так появились меняльные лавки, производившие учет валют и устанавливавшие их курс. Они были необходимым фоном для концентрации кредитных ресурсов, без чего появление банков просто невозможно.
Вопрос о том, кто и когда в России создал первый банк, является предметом исторической дискуссии. Один из претендентов на лавры первооткрывателя - А. Л. Ордин-Нащокин (1605—1680). Будучи псковским воеводой, он провел прогрессивную реформу, направленную на усиление прав купечества. Создание им купеческих союзов с целью организации кредита при земской избе (городской управе) явилось одним из первых прообразов ссудного банка. В составленном в 1667 г. Новоторговом уставе А. Л. Ордин-Нащокин выдвигал план создания широкой сети кредитных учреждений.
В ряде случаев утверждается, что учрежденная еще при Петре I Мануфактур-коллегия выполняла функции своеобразного промышленного банка, или ссудной кассы, по финансированию промышленности в XVIII в. Она выдавала денежные и натуральные ссуды владельцам мануфактур. Однако выдача ссуд не носила систематического характера и не была целью данного института государственного управления.
Значительную роль в организации государственных финансов до возникновения национальных банков сыграла Контора придворных банкиров (1798—1811), частных лиц, обеспечивавших правящую элиту иностранными кредитами. Фактически их функцию - банка правительства - в современных условиях выполняет центральный банк страны.
В научной литературе отмечается, что банковская система в России начинает создаваться в XVIII в., а первый Казенный банк был образован при Монетной конторе в период короткого правления императора Петра II. Однако вряд ли это учреждение можно назвать банком. Банковское дело - характеристика публичного кредита. И если для раздачи казенных средств среди лиц, приближенных к императору, было образовано какое-либо учреждение, то оно не может считаться в полной мере банком.
Кроме того, до определенного момента времени в России не существовало правовых основ для организации учреждений, выдающих деньги под процент. Эту роль на себя брали частные ростовщики. И они подвергались не только моральному осуждению. Соборное уложение 1649 г. запретило брать проценты по займам. Данная норма формально оставалась в силе до 1754 г. Вместе с тем ряд авторитетных историков полагает, что впервые в качестве банка несколько позже стала выступать Монетная контора в Санкт-Петербурге.
Правовым основанием для этого послужил введенный в действие в 1729 г. (Указом от 15 мая 1729 г. № 5410) Вексельный устав. Именно он положил начало формированию банковской системы Российской империи, поскольку взимание ссудного процента получило правовую основу. Первоначально именно на основании Вексельного устава Монетная контора в Санкт-Петербурге и стала выдавать ссуды, что было впоследствии подтверждено императрицей Анной Иоановной в Указе «О правилах займа денег из Монетной конторы» (1733 г.). В нем, в частности, говорилось, что «многие, имея нужду в деньгах, принуждены занимать у иностранцев и своих с несносными великими процентами и с такими закладами, которые вдвое больше занятых денег, процентов дают по 12,15 и 20, чего во всем свете не водится, и случается, что проценты вычитают из данных денег вперед; есть и такие бессовестные грабители, что, если должник пропустит хотя несколько дней за срок, не отдают заклада, хотя бы и деньги приносил». Императрица указала давать взаймы деньги за 8% в год с закладом в денежных материалах, золоте или серебре, с запретом «алмазных и прочих вещей, также деревень и дворов под заклад и на выкуп не брать».
Высокие процентные ставки по ссудам обусловливались не столько малым числом свободных капиталов, низким уровнем предложения, сколько высокими рисками невозврата кредитов вследствие рутинного судопроизводства и неопределенности с устройством политической системы.
Монетная контора не была своего рода ломбардом. В случае неплатежа из заклада вычиталась только сумма выданного кредита, остальные средства возвращались. Исходя из осуществления Монетной конторой законодательно разрешенных кредитных операций под заклад вещей из денежных материалов (золота и серебра) и делается вывод о том, что она по сути дела стала систематически осуществлять банковские операции.
Однако первые кредитные институты, применительно к которым с полным правом можно было применить понятие «банк», были образованы позднее.
Образование первых ссудных банков. Решительный шаг в области организации банковской деятельности в стране был предпринят только в середине XVIII в. Императрица Елизавета Петровна 7 мая 1753 г. повелела Сенату «для уменьшения во всем государстве процентных денег учредить Государственный банк из казенной суммы для дворянства, приняв все предосторожности, чтоб деньги могли быть надежны к возвращению». Иными словами было указано на необходимость образования учреждения публичного кредита в целях облегчения существования правящего класса, дворянства, для уменьшения процентов по частным ссудам.
Организационные мероприятия (определение источника финансовых ресурсов, создание законодательной базы и др.) заняли почти год.
Проблемы учреждения Дворянского банка по времени совпали с проведением таможенной реформы. Российское государство давно уже было единым и централизованным, однако сохранялись внутренние таможни. Их уничтожение - дело, начатое еще Иваном Калитой, - завершись 1 января 1754 г. В соответствии с Указом от 18 декабря 1753 г. уничтожались внутренние таможенные и все семнадцать мелочных сборов. Одновременно повышались сборы в портовых и пограничных таможнях с 5 до 13 коп, в расчете на 1 руб. ввозимого товара. Итог таможенной реформы был двойственным: с одной стороны, в долговременном плане он был выгоден и полезен купцам, с другой стороны, в государстве возникли временные трудности с уплатой и сбором таможенных пошлин.
23 февраля 1754 г. граф П. И. Шувалов внес в Сенате прошение: «При Петербургском порте ныне курс на российские деньги состоит высокий, и чрезвычайные проценты давать должны для того, что в обращении в Петербурге денег имеется не довольное число и российские купцы наличных денег мало ж имеют, оттого и коммерция может в упадок прийти, и в платеже внутренних пошлин по 13 копеек с рубля будет недостаток; а на монетных дворах капитал состоит в немалой сумме без всякого плода; того ради для одного купечества банк до полмиллиона и на первый случай хотя до 200000 рублев определить и отдавать торгующим в Петербурге купцам из прокатов не менее месяца и не более полугода».
В итоге в 1754 г. Банк для дворянства учреждался при Сенате с капиталом в 750 тыс. руб. из денег, собираемых с вина. Его конторы в Санкт-Петербурге и Москве выдавали ссуды русским дворянам, а иностранным только тем, которые приняли на себя обязательства быть в вечном подданстве России и обладали недвижимым имуществом. Банк для дворянства предоставлял несвязанные кредиты из расчета 8% годовых (3% шли в доход банка) под заклад имущества.
«Банк для поправления при Санкт-Петербургском порте коммерции и купечества» с капиталом в 500 тыс. руб. учреждался из денег, находящихся на монетных дворах, при Коммерц-коллегии, президент которой по сути дела стал его первым руководителем. Банк располагался в Санкт-Петербургском порту, где действовала таможня, через которую шло оформление внешнеторгового оборота, и выдавал ссуды под 6% годовых русским купцам.
Таким образом, первые заемные банки в Российской империи непосредственно образовывались не для укрепления капиталистического уклада, а для обслуживания финансовой сферы феодального государства. Ближайшими целями правительства были борьба с ростовщичеством и временные трудности, мешавшие наполнению государственного бюджета.
Банк для купечества предоставлял связанные целевые кредиты, поэтому с самого начала столкнулся со значительными трудностями, которые грозили пресечь в зародыше его деятельность. Согласно установленным условиям кредитования купцы обязывались предоставить сведения о складе, где находился товарный залог, превышающий требуемую сумму на 25%, с письменным подтверждением от Коммерц-коллегии и поручительством от других купцов. Банк должен был выдавать кредит до полугода и при этом брать вексель с купца (в его отсутствие — с приказчика). Проценты из заемной суммы предполагалось вычитать вперед. До полного возврата кредита залог не мог быть возвращен. К августу 1754 г. на данных условиях никто ссуды не взял. Тогда Сенат разрешил выдавать деньги: а) без товарного залога; б) под надежное поручительство; в) при увеличении срока кредитования до 12 месяцев. На этих условиях до конца года удалось выдать кредитов на сумму 200 тыс. руб.
В учреждении двух банков ярко проявилась суть любых переходных процессов: сосуществование и сочетание двух друг друга взаимно исключающих моментов, в данном случае отживающего феодализма и нарождающегося капитализма. При этом сами рыночные структуры рассматривались в качестве для нерыночных, натуральных по своей сути социальных порядков. Борьба российских правительств с высоким ростовщическим процентом и значительным закладом путем организации банков указывает вместе с тем не столько на рыночную ориентацию этих правительств, сколько на неудовлетворительное состояние в стране правосудия, длительность судопроизводства, волокиту, взяточничество, несоблюдение регламентов.
Важным конкурентным преимуществом первых российских банков являлась форма собственности, которая на них распространялась. Если ростовщический капитал был частным, то первые банки – государственными. Это преимущество давало возможность проявить вторичные преимущества: более крупный размер капитала, которым располагали банки, единая политика в отношении установления процентной ставки, координация денежной и кредитной политики.
Деятельность первых заемных банков была ограничена конкретными историческими задачами. По мере их выполнения происходили реорганизации. В 1770 г. купеческий банк прекратил выдачу ссуд, его капиталы были переданы Дворянскому банку.
Дворянский банк в процессе своей деятельности столкнулся со злоупотреблениями, с которыми не имел средств бороться. Довольно часто закладываемое имение оказывалось либо уже заложенным, либо даже проданным. Систематизированного учета такого рода сделок в стране не велось.
В конце концов Дворянский банк в 1786 г. был ликвидирован, а его капитал передан вновь образованному Государственному заемному банку.
Из других первых банковских учреждений можно отметить следующие. В 1758 г. создаются в Санкт-Петербурге и Москве две самостоятельных Банковских конторы вексельного производства для обращения медных денег (Медный банк). Их цель: улучшение денежного обращения и привлечение в казну серебряной монеты. Они просуществовали недолго и были ликвидированы в 1763 г. Однако именно с них в России получили распространение операции трансферта. В 1760 г. создан Банк артиллерийского и инженерно корпусов. Его капитал составили медные монеты, начеканенные из старых медных пушек. Этот момент в истории банковского дела весьма знаменателен: он показывает, что поиском источников бесплатных кредитных ресурсов банки занимались всегда.
Важно отметить, что создание банков в Российской империи не сопровождалось политическими дебатами, как, например, в Англии. Когда обсуждалось основание Английского банка (учрежден в 1683 г.), тори возражали: «Банки - учреждения республиканские. Процветающие банки существуют в Венеции, Генуе, Амстердаме и Гамбурге. Но кто слышал когда-либо о банке французском или испанском?»
Создание центра эмиссии бумажных денег. Неотъемлемым элементом развитой денежной и банковской системы является общегосударственный центр эмиссии бумажных денег. Его создание обсуждалось еще при Елизавете Петровне. Решение о выпуске бумажных денег принималось при Петре III вследствие огромного бюджетного дефицита в сумме 1 152 023 руб., превышения государственных расходов (16 502 660 рублей) над доходами (15 350 636 рублей 93 ¼ копейки). Поэтому 25 мая 1763 г. в Сенате был объявлен именной Указ, в котором говорилось «о изобретении легчайшего и надежнейшего средства хождение медных денег облегчить». Средство состояло в учреждении «знатного государственного банка», которому повелевалось «наделать как наискорее банковых билетов на пять миллионов рублей». Указом предусматривалось создание двух равных контор в Санкт-Петербурге и Москве. Он был отменен в начале царствования Екатерины II. Однако дефицит государственного бюджета не исчез. Поэтому 29 декабря 1768 г. был издан манифест об учреждении Ассигнационного банка с капиталом в 1 млн руб. золотом и серебром. Обращение ассигнаций объявлялось делом обязательным. При расчетах в 500 руб. необходимо было оплатить ассигнациями минимум 25 руб.
Вместе с тем следует отметить, что достаточно быстро проявились теневые стороны в эмиссии бумажных денег, которые могли нанести непоправимый ущерб деятельности Ассигнационного банка:
1) неконтролируемый рост эмиссии со стороны государства;
2) изготовление фальшивок вследствие низкого качества полиграфического исполнения купюр.
Уже в начале 1774 г. банку был разрешен выпуск ассигнаций на сумму до 20 млн руб. Однако первоначально правительство строго соблюдало принцип полного обеспечения бумажного обращения металлической монетой.
В 1772 г. получило огласку дело по обвинению в фальшивомонетничестве двух братьев Пушкиных, один из которых ездил за границу и пытался оттуда ввезти штемпеля и литеры для изготовления фальшивых ассигнации, но был задержан на границе. Это был не первый тревожный сигнал. Уже в 1771 г. 25-рублевые билеты пытались переделывать в 75-рублевые.
Осуществление эмиссии бумажных денежных знаков специализированным банковским учреждением представляло собой формирование одного и важнейших элементов банковской системы первого уровня. Впоследствии он составляет прерогативу центрального банка. Но, что характерно, формирование эмиссионного центра происходит задолго до переходного к капитализму периода.
Создание банков в регионах Российской империи. Дальнейшее развитие банковской системы в Российской империи происходило в условиях феодального общества не в зависимости от объемов выпуска товарной продукции, чугуна или холста, пушек или зерна, а в зависимости от расширения местного самоуправления, формирования первых ростков гражданского общества. Его начало связано с Указом Екатерины II «О вольности дворянству» (1785 г.) и Грамотой на право и выгоды городам Российской империи (опубликована 21 мая 1785 г.), введением городских выборных должностей. Именно благодаря этим мерам, кроме государственных банков, впоследствии были созданы неправительственные кредитные учреждения, городские общественные банки. Их действие проходило под наблюдением городских Дум (появившихся в конце XVIII в.), которые избирали правление банка.
Городские общественные банки являлись первыми региональными банками Российской империи. Их создание обусловливалось в основном не экономическими, а филантропическими интересами. Не будучи нацелены на получение частной выгоды, они развивались весьма слабо. Это положение подтверждается тем, что из 16 городских банков, существовавших до 1850-х гг., шесть учреждено на пожертвования частных лиц, четыре - из средств благотворительных организаций. На полученные проценты содержались приюты для вдов и сирот, больницы и т. д. В 1857 г. в стране насчитывался только 21 городской общественный банк с капиталом всего в ½ млн руб.
Создание Государственного банка России. В конце 1850-х гг. произошла экономическая и политическая дестабилизация внешнего и внутреннего положения Российской империи. В этой обстановке резко увеличились частные вклады в государственные кредитные учреждения. Однако такие активные операции банков, как учет векселей, подтоварные ссуды, составляли небольшую часть. Значительные финансовые средства оставались в кассе без употребления, и банки несли убытки. В 1857 г. процент по частным вкладам уменьшился с 4 до 3, а по казенным - до 1,5; в 1859 г. произошло новое снижение. Был прекращен размен кредитных билетов на «звонкую монету». То, за что долго боролось правительство, совершилось: ростовщичество в качестве господствующей системы кредитования стало невозможным по экономическим соображениям. Это общая закономерность, характеризующая начальный этап развития банковского дела, предшествующий появлению системы коммерческих банков. Например, до возникновения акционерных банков в Англии ¾ всех вкладов были беспроцентными.
Разразившийся финансовый кризис, вместе с которым встали проблемы определения сфер частного кредитования, изменения организационных форм банковской деятельности, подтолкнул правительство к решительным Реформам. Весной 1859 г. создается специальная комиссия для обсуждения Мер по усовершенствованию банковской и денежной системы в Российской империи. Ее возглавлял Ю.А. Гагемейстер, директор Кредитной канцелярии, а в состав входили известный экономист А.И. Бутовский - директор Департамента мануфактур и внешней торговли Министерства финансов, Н.Х. Бунге - в то время ректор Киевского университета, Е.И. Ламанский, М.Х. Рейтерн — министр финансов и др. В соответствии с подготовленной Запиской «Соображения к лучшему устройству банковой и денежной системы» было принято решение об образовании при Министерстве финансов Государственного банка.
Устав Государственного банка утвержден 31 мая 1860 г. По Уставу Государственный банк создавался «для оживления торговых оборотов» и «упорядочения денежной кредитной системы» и в этих целях наделялся правами на осуществление вкладных операций, денежную эмиссию, учет векселей, получение платежей incasso, покупку и продажу золота и серебра, выдачу ссуд (кроме ипотечных), продажу и покупку государственных процентных бумаг за свой счет и за счет доверителя.
Указ о создании Государственного банка был принят 2 июля 1860 г. Важно отметить, что банк не стал отдельным самостоятельным учреждением, а находился в ведении Министерства финансов, фактически был его вспомогательным подразделением.
В соответствии со ст. 24 Устава Госбанку разрешалось производить:
а) учет векселей и других срочных бумаг;
б) покупку и продажу золота и серебра;
в) получение платежей по векселям и другим срочным документам в счет доверителей;
г) прием вкладов на хранение, на текущий счет и на обращение из процентов;
д) выдачу ссуд;
е) покупку и продажу государственных бумаг в счет доверителей и на свой счет в пределах собственных капиталов.
Таким образом, с учетом целей, функций и места Госбанка в кредитно-финансовой системе нет никаких оснований утверждать, что в 1860 г. одномоментно был создан центральный банк страны.
Ближайшей общегосударственной задачей Госбанка явилось проведение выкупной операции, связанной с отменой крепостного права. В 1898 г. Госбанк превратился в эмиссионный центр, получил право выпуска государственных кредитных билетов. Однако функции кредитора в последней инстанции для коммерческих банков и банка правительства выполняло Министерство финансов.
Появление первых частных банков в России. Первые проекты организации негосударственных банков в качестве инструмента аккумуляции распыленных денежных средств и развития промышленности стали появляться в связи с обсуждением в обществе необходимости проведения реформ еще в начале XIX в. Например, Н. С. Мордвинов, известный государственный и общественный деятель, президент Вольного экономического общества в 1823—1840 гг., разработал в 1801 г. Устав «трудопоощрительного банка», «банка погашения». Как и другие грандиозные планы, создававшиеся при Александре I, проект остался лишь на бумаге. Причиной этого послужили нерешительность, «слабость» и «лукавство» императора. Устав, подписанный им, был послан на рецензию в различные правительственные инстанции, где его не смогли разыскать даже к 1825 г.
Несмотря на то, что первый проект частного коммерческого банка, принадлежавший российскому банкиру Пономареву, был составлен еще в декабре 1802 г., правительство свыше шести десятилетий всеми доступными средствами (запретами, бюрократической волокитой и т. п.) препятствовало его фактическому созданию.
Если до середины XIX в. основной формой частного предпринимательства, дававшего быстрый оборот финансовых средств и приводившего к стремительному росту богатства отдельных лиц, были винные откупы и военные заказы, то в 1860-е гг. начинается бурное промышленное и железнодорожное строительство, порождавшее крупные финансовые состояния. Это качественным образом повлияло на организацию частного банковского капитала. Развитие промышленного капитала, обособление от него ссудного капитала превращает часть прибыли в процент, создает саму категорию процента. Динамика спроса и предложения кредитных ресурсов формирует ставку процента и предопределяет ее конкретную величину.
Реально первое специализированное частное кредитное учреждение в России — Санкт-Петербургское общество взаимного кредита - было образовано только через несколько лет после отмены крепостного права, в марте 1864 г. А 1 ноября того же года организован в виде акционерного общества Первый частный коммерческий банк (начал проводить операции в 1865 г.). Первый акционерный коммерческий банк в Москве — Московский купеческий банк - основан текстильными фабрикантами в 1866г.
Система кредитных организаций в конце XIX — начале XX в. Официальная общегосударственная статистика конца XIX - начала XX в. в кредитной системе Российской империи выделяла:
1) государственный банковский кредит;
2) неправительственный кредит;
3) мелкий кредит;
4) кооперативные сбережения населения.
Уже само перечисление составляющих кредитной системы показывает, что она была разветвленной. На 1 января 1898 г. в стране с населением 144 млн чел. действовало:
- 5 правительственных кредитных учреждений (Государственный банк; два ипотечных банка: Государственный дворянский земельный банк и Крестьянский поземельный банк; две ссудные казны (кассы) — Московская и Петербургская);
- 511 кредитных неправительственных учреждений (39 акционерных коммерческих банков (на 1 января 1899 г. - 41); 10 акционерных земельных банков; 8 сословных банков; 239 городских общественных банков (37 в губернских городах, 202 в уездных городах и посадах); 4 сельских общественных банка; 10 ссудных общественных банков; 99 обществ взаимного кредита; 10 сословных и взаимных земельных обществ; 18 городских кредитных обществ1; 10 акционерных ломбардов; 57 городских ломбардов; 7 городских сберегательных касс);
- 1647 учреждений мелкого кредита (на 1 января 1897 г.: 664 ссудосбере-гательных товарищества (организовывались в виде банкирских и торговых домов, банкирских контор, меняльных лавок; многие из них были семейными предприятиями)1; 408 сельских банков; 575 вспомогательных касс).
Таким образом, в конце XIX в. всего числилось 2615 негосударственных кредитных учреждений (включая филиалы), из них 723 банка. Решающая роль в объемах кредитования принадлежала банкам, государственным и акционерным. Вместе с тем следует отметить, что частные банки не смогли привлечь население - самого массового вкладчика.
В последующие 15 лет страна пережила ряд тяжелейших экономических и политических потрясений. Тем не менее, товарное производство развивалось, шла индустриализация страны, возросла товарность аграрного сектора. Правительство стало реализовывать значительные по масштабам военные программы. Все это требовало мобилизации финансовых средств, инвестиций, нуждалось в коммерческом кредитовании.
Таблица 1.Учреждения коммерческого кредитования в Российской империи
Кредитные учреждения | Год (на 01.01) | Число учреждений | Число филиалов | Суммы балансов (млн. руб.) | Удельный вес, % к итогу |
Государственный банк | 1594,0 | 46,7 | |||
146* | 4624,0 | 37,8 | |||
Акционерные коммерческие банки | 1423,9 | 41,7 | |||
6284,6 | 51,4 | ||||
Общества взаимного кредита | - | 248,2 | 7,3 | ||
- | 1059,7 | 8,7 | |||
Городские общественные банки | - | 145,1 | 4,3 | ||
- | 261,3 | 2,1 | |||
Итого | . 396 | 3411,2 | 100,0 | ||
12229,6 | 100,0 |
К 1914 г. произошло существенное расширение сети всех видов банков и их филиалов, занимавшихся коммерческим кредитованием (табл. 1). Ведущую позицию в данной группе в коммерческом кредитовании играли акционерные банки. Главными центрами коммерческого кредитования к 1914 г. были: С.-Петербург (13 банков), Москва (7 банков), Варшава (5 банков), Рига (3 банка).
Уже накануне Первой мировой войны в деятельности коммерческих банков проявилась негативная тенденция к относительному сокращению масштабов кредитных операций. Если в 1899 г. они предоставили кредитов на сумму 345,5 млн руб. (59,1%), то в 1913 г. - уже на сумму 1615,1 млн руб. (47,3%). Фактически коммерческие банки не работали ни с самым массовым мелким вкладчиком, ни с мелким бизнесом.
Учреждения ипотечного кредитования в 1913 г. (кроме уже упоминавшихся двух государственных банков - Дворянского земельного и Крестьянского поземельного) включали 10 акционерных земельных банков, а также банки и общества, действовавшие на принципе взаимной ответственности заемщиков и на их капиталы. Всего действовало 56 ипотечных банков. Сумма выданных ими кредитов составила 3536,3 млн руб., что заметно превышало масштабы коммерческого кредитования и свидетельствовало о том, что капиталистическая система хозяйства не являлась господствующей в национальной экономике.
Крестьянские сословно-общественные учреждения мелкого кредита, согласно отчетам 4724 заведений за 1913 г., выдали ссуды на сумму 100,5 млн. руб. Средний размер ссуды составлял 41,5 руб.
Непосредственно для работы с финансовыми средствами мелких вкладчиков были предназначены сберегательные кассы, существовавшие в Российской империи с 1842 г. В 1895 г. они были переданы в ведение Государственного банка и переименованы в государственные сберегательные кассы. На 1 января 1913 г. их действовало 8553, было открыто 8,5 млн. счетов при остатке вкладов в 1595 млн руб.
Переходный характер процессов в экономике любой страны, и Российская империя здесь не была исключением, порождает очень существенную проблему: как поддерживать и регенерировать мелкое предпринимательство, как сформировать систему его кредитования. В конце XIX — начале XX в. эту функцию успешно выполняла кредитная кооперация. Однако в целом российская кооперация не пользовалась вниманием властей, она вплоть до 1917 г. не имела единого центра, общего законодательства. Кооперативы в своей деятельности руководствовались уставами, утверждавшимися министерствами. Весьма красноречив тот факт, что потребительские кооперативы находились в ведении Министерства внутренних дел. Вместе с тем кооперативное движение переживало бурный рост. Причем самую значительную роль из всех видов кооперативов играли кредитные. На 1 января 1914 г. их насчитывалось 13 028 (в 1901 г. — 785), или 41,7% от общей численности. Они объединяли 8,27 млн чел. (в 1901 г. — 269,7 тыс. чел.). В результате именно внутренние сбережения способствовали становлению и вовлечению населения в массовое товарное производство.
Приведенные статистические данные по Российской империи не учитывают сведений о банкирских домах, т. е. частных кредитных учреждениях в форме товариществ. Так, к 1913 г. в России действовало около 300 банкирских домов (не считая меняльных лавок).
По масштабам деятельности, по производимым операциям некоторые банкирские дома превосходили коммерческие банки. Например, банкирский дом «Братья Рябушинские» (основан в 1902 г., правление располагалось в Москве на Биржевой площади) с капиталом в 5 млн руб. (что превышало в 100 раз минимальный размер капитала, необходимого для учреждения коммерческого банка) в 1910 г. имел отделения в Санкт-Петербурге, Вышнем Волочке, Ржеве, Ярославле и предоставлял следующие услуги:
1) прием денег на текущие счета;
2) прием вкладов срочных и до востребования;
3) выдача срочных ссуд под векселя, ценные бумаги, товары;
4) ссуды до востребования ("on call") под векселя, ценные бумаги, товары в пути, товары здесь, долговые расписки;
5) учет векселей;
6) оплата срочных купонов, русских и иностранных;
7) покупка и продажа ценных бумаг, русских и иностранных;
8) покупка и продажа чеков, переводов и иностранных векселей;
9) выдача аккредитивов во все страны мира;
10) выдача переводов, простых и телеграфных, на русские и иностранные города;
11) покупка и продажа иностранных банковских билетов и звонкой монеты;
12) покупка золота и серебра в слитках;
13) прием на комиссию для инкассо векселей, русских и иностранных, железнодорожных квитанций и других документов;
14) страхование выигрышных билетов и акций Московско-Киево-Воронежской железной дороги;
15) сдача в аренду «безопасных ящиков» (индивидуальных сейфов) и др. Такому набору услуг могут позавидовать и некоторые современные коммерческие банки.
Банкирские дома имели даже ряд преимуществ перед заведениями, номинированными в качестве коммерческих банков, поскольку могли участвовать в достаточно рискованных операциях типа финансовых пирамид (например, с «выигрышными билетами»). Обороты банкирского дома братьев Рябушинских выросли с 33,6 млн руб. в 1903 г. до 1423 млн руб. в 1911 г. Ив1912г. он был преобразован в Московский банк братьев Рябушинских с основным капиталом в 20 млн руб.
К 1890-м гг. в Российской империи сформировалась целостная система законодательного регламентирования денежного обращения, кредита и банков. Но деятельность частных банкирских домов и контор, меняльных лавок рассматривалась в качестве частного торгового промысла, вследствие чего они не подпадали под действие принятых законов о банках. Частные банкирские дома и конторы, меняльные лавки не были обязаны публиковать отчеты о результатах ведения своих дел, поэтому систематизированные официальные статистические данные о них отсутствуют. Но полнота картины об институтах финансового рынка Российской империи без учета сведений о банкирских домах не может быть достигнута. Масштабы их деятельности были весьма значительны. Основными активными операциями являлись бессрочные онкольные ссуды под залог ценных бумаг и учет векселей.
Таким образом, при более полном учете на 10000 населения страны приходилось около двух учреждений банковского типа. И это не считая банковской системы, существовавшей в Польше и Финляндии. Приведенные расчеты вполне согласуются с достаточно быстрым промышленным развитием Российской империи, осуществлявшей индустриализацию.