Основные проблемы межбюджетных отношений


Совершенствование финансово-бюджетных отношений между федеральным, региональным и местным уровнями власти считается одним из существенных факторов политико-экономического развития страны, а так как межбюджетные отношения являются частью финансово-бюджетных отношений, то, следовательно, концепцию межбюджетных отношений можно признать важной и значимой частью бюджетной политики РФ.

Цель предоставления межбюджетных трансфертов заключается в выравнивании уровня бюджетной обеспеченности территории, в особенности это актуально для России с ее огромной территорией и различиями в условиях и уровне жизни населения, а также финансовом управлении территориальным развитием и снижении рисков недофинансирования бюджетных услуг на каждом уровне бюджетной системы РФ.

Система межбюджетных отношений строится на следующих принципах федерализма:

- равенство всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ

- равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований

- распределение и закрепление расходов бюджетов между федеральным, региональным и местным уровнями власти

- выравнивание бюджетной обеспеченности между уровнями бюджетной системы РФ

В 2000-е годы было проведено реформирование межбюджетных отношений в Российской Федерации, на основе которой был сформирован пакет нормативно-правовых актов. Главными нормативно-правовыми актами стали федеральные законы [9,c.520]:

- № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который был принят в целях защиты прав и свобод граждан РФ на основе разделения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, а также оптимизации деятельности территориальных органов и федеральных органов исполнительной власти с учетом вопросов местного значения, закрепленных Конституцией РФ и федеральными законами.

- № 199-ФЗ от 29.12.2004 г. «О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с расширение полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований», в основе которого предусматривается расширение полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения за счет средств и установление полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, финансирование которых производится за счет субвенций, передаваемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ.

Основной целью данного реформирования было законодательное расширение бюджетной автономии субъектов РФ, где итогом изменений стало выявление и утверждение расходных обязательств и источников доходов каждого уровня бюджетной системы РФ, а также распределение полномочий по регулированию системы межбюджетных отношений, так как выполнение некоторых полномочий более эффективно на региональном или местном уровне, то есть теперь одним из основных принципов стал принцип субсидиарности, который и предполагает децентрализацию полномочий.

Благодаря изменениями, прошедшим в 2000-е годы, было устранено противоречие между законодательно закрепленной трехуровневой бюджетной системой РФ и фактически действующей четырехуровневой бюджетной системой. На данный момент действует четырехуровневая система и по законодательству, и на практике.

основные проблемы межбюджетных отношений - student2.ru

Рисунок 10 - Четырехуровневая бюджетная система РФ

Но с другой стороны, в наши дни можно видеть и негативные тенденции в связях федерального центра с нижестоящими уровнями бюджетной системы РФ. Например, к ним можно отнести рост полномочий на региональном и местом уровнях власти, но недостаточное финансовое обеспечение данных полномочий, отсюда следует и снижение финансово-экономического развития регионов, то есть наблюдается обратная зависимость, когда объем задач ( или полномочий) региональной власти растет при снижении объема финансирования для исполнения данных полномочий.

На основе всего вышесказанного можно подвести итоги существующих в Российской Федерации проблем системы межбюджетных отношений [10, c.116]:

- увеличение объема собственных полномочий регионов, а также тех, что передали с федерального на региональный уровень.

В 2004 году за субъектами РФ было закреплено порядка 40 собственных полномочий по предметам совместного ведения, то в настоящее время, как можно заметить из статьи 26.3 ФЗ № 184-ФЗ (ред. от 30.10.2017) «Об общих принципах организации законодательных (предварительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» уже закреплено 81 полномочие, но данный рост полномочий не обеспечен достаточным увеличением объема финансирования консолидированных бюджетов субъектов РФ.

Это мы рассмотрели ситуацию без учета полномочий, передаваемых с федерального уровня.

- снижение числа межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ.

- высоко централизованные налоговые полномочия из-за определенной очередности установления налоговой базы региона на федеральном уровне, порядка исчисления налогов и установления максимальных налоговых ставок на федеральном уровне для нижестоящих уровней.

- присутствие негласных пропорций зачисления налогов каждого уровня бюджетной системы РФ, так как значительная доля зачисления налогов, которые были собраны со всех регионов России, идет в федеральный бюджет РФ, а доля зачислений в бюджеты других субъектов РФ.

Таким образом, при существующих проблемах система межбюджетных отношений не способна создать стимулов для расширения собственных налоговых источников из-за централизации налоговых полномочий, что в результате ведет к экономической зависимости от федерального уровня власти и безответственности субъектов РФ за развитие своего региона.

На основе таблицы наиболее детально рассмотрим всю ситуацию межбюджетных трансфертов бюджетов субъектов РФ.

Таблица 10- Межбюджетные трансферты из консолидированного бюджета субъектов РФ и территориального государственного внебюджетного фонда

Трансферты межбюджетные
Всего, млрд. руб 2349,01 2540,39 2878,61 3098,62 3103,87
Из них:          
Дотации из бюджета 22,38 23,98 26,91 21,01 21,14
Субсидии из бюджета 24,43 20,38 14,29 12,96 11,54
Субвенции из бюджета 12,19 10,89 10,85 10,86 10,77
Другие межбюджетные трансферты 2,94 3,84 4,29 7,10 7,29

Как можно заметить, с 2012 года по 2016 год количество межбюджетных трансфертов возросло на 32,14 %, но не стоит забывать, что и количество полномочий субъектов РФ также значительно увеличилось. Из таблицы видно, что в динамике за пять лет роль дотаций в общей структуре безвозмездных поступлений стала более значимой, потому что дотации считаются достаточно полезным инструментом в системе трансфертов из-за чего их часто используют для поддержки регионов, но на деле этот инструмент имеет непонятную эффективность, ведь дотации не подкреплены определенными задачами (полномочиями), потому их можно принимать, как некую «государственную благотворительность».

На основе налогового и бюджетного законодательства изымаются огромные объемы ресурсов из регионов, что ведет к тому, что перенаправление средств из регионов-доноров и предоставление безвозмездных поступлений регионам-реципиентам отбивает мотивацию регионов-доноров, ведь эти ресурсы могли пойти на их развитие с намного большей отдачей для экономики самого региона и государства в целом.

Кроме того, на данный момент, главным риском для региональных бюджетов остается рост обязательств и изменение в меньшую сторону финансового обеспечения этих обязательств. Увеличение бюджетных расходов справедливо, ведь регионы вынуждены решать сами большее количество вопросов и задач, но даже при таком раскладе имеющиеся расходы – это не капитальные вложения, а в основном являются текущими расходами. Отсюда следует, что, несмотря на использование региональных бюджетов, в долгосрочной перспективе это не даст должного социально-экономического развития региона.

Следовательно, подведем итоги и выделим черты, наиболее характерные системе межбюджетных отношений в России:

- направление межбюджетных средств для решения текущих трудностей без выстраивания политики и стратегии долгосрочного развития;

- большая доля «дотационных» регионов и регионов, получающих финансовую поддержку других видов поступлений из федерального бюджета;

- огромное количество межбюджетных трансфертов из бюджета страны, поощряющих иждивенческие настроения регионов, как можно заметить из предыдущего пункта;

- малая часть средств бюджета РФ, остающаяся в распоряжении органов власти субъектов РФ для выполнения полномочий субъектов РФ и вопросов местного значения;

- строгая концентрация доходов в бюджете государства на основе бюджетного и налогового законодательства. [9,522]

Наши рекомендации