Москва, Лубянка. Здание КГБ СССР, 29 мая 1964 года, пятница, вечер

— Товарищ полковник! Я снова к вам. Разрешите доложить. Есть новые сведения по странному человеку, который лихо расплатился 100-долларовой банкнотой в гостинице «Националь» на днях и ушел от наших сотрудников, — лихо отрапортовал уже знакомый нам подтянутый молодой человек, как только вошел в кабинет уже знакомого нам немолодого полковника КГБ СССР.

Москва, Лубянка. Здание КГБ СССР, 29 мая 1964 года, пятница, вечер - student2.ru

Начальник молча предложил молодому сотруднику сесть, указав ему рукой на стул напротив.

— Сегодня в аэропорту Шереметьево наш сотрудник, предположительно, заметил объект, проходящий у нас под кличкой «Англичанин», и вошел с ним в контакт. Объект очень подходит под словесный портрет, составленный по описанию сотрудников гостиницы «Националь» по росту, лицу и деталям одежды.

На днях ранее, как помните, мы его упустили из виду. В последующие двое суток объект не был замечен ни в одной гостинице Москвы, Подмосковья и Ленинграда. Наш сотрудник в аэропорту Шереметьево заметил, вероятнее всего, именно Англичанина, когда тот покупал билет на самолет на Симферополь, в зале аэропорта. Он успел его сфотографировать, после чего с ним вошел в короткий контакт и полетел с ним в Симферополь. По прилете в аэропорт Симферополя наш сотрудник продолжил контакт и успел взять у объекта отпечатки пальцев, принеся ему на подносе стакан с чаем. Угостил…

Зайдя к руководству аэропорта в Симферополе, наш сотрудник успел оперативно связаться с нами и даже выкупил весьма необычную куртку Англичанина. Куртку сейчас изучают наши эксперты. Она очень непростая.

Данные по отпечаткам пальцев пока ничего не принесли. Англичанина нет ни в нашей базе, ни в милицейской базе. Его отпечатки мы также отправим в спецслужбы дружественных стран, но ответ будет только завтра, вероятнее всего.

Фото объекта, сделанные нашим сотрудником в Шереметьево, сейчас проявляются и будут показаны в ближайший день сотрудникам гостиницы «Националь», видевшим Англичанина несколько дней назад. Тогда мы будем знать точно, совпадение это или нет. Дополнительные сведения от экспертов мы ждем завтра.

— Ваш сотрудник почему не продолжил работу с объектом? — нахмурившись, спросил седой полковник.

— Товарищ полковник. Вероятнее всего, Англичанин, если это, конечно, точно он, что-то заподозрил и не захотел пока продолжать контакт. В частности, он прилетел на море дикарем, но не захотел воспользоваться помощью в подборе жилья ни в домах отдыха, ни в частном секторе.

Поэтому наш сотрудник решил его оставить, чтобы не спугнуть. Наблюдение за Англичанином продолжается. На стоянке такси он сел в автомобиль «Победа» ГАЗ-М20, номерной знак… Завтра утром или сегодня вечером водитель такси будет допрошен…

Сохраняется еще много вопросов. В частности, зачем Англичанин продал редкую куртку? Кроме того, состав материалов импортной куртки, по предварительной информации экспертов, неизвестен сегодня советским специалистам. Завтра экспертиза куртки будет продолжена…

Также наш сотрудник уверяет, что Англичанин говорит без акцента, на чистом русском языке. Напомню, что в гостинице «Националь» несколько дней назад он говорил с хорошим акцентом. Кроме того, объект неплохо знает советское оружие, которое в настоящее время не распространено на вооружении в Советской армии и милиции, но иногда используется спецслужбами. Так, он отреагировал на псевдоним нашего сотрудника, назвавшегося ему Стечкиным…

— Можно было арестовать Англичанина и допросить, но… — молодой сотрудник КГБ запнулся и вопросительно посмотрел на полковника.

— Не нужно. Нужно понаблюдать за ним. Мы не знаем о нем почти ничего, кроме того, что у него есть валюта и необычная куртка. Если он действительно гражданин Великобритании, США или любой другой страны, может случиться международный скандал. Вы говорили, что у вас нет информации, как он пересек границу СССР? — спросил полковник.

— Совершенно верно. Мы пока не выяснили… Мы не знаем, как он попал на территорию СССР. Мы даже не знаем, гражданин какой он страны. У него отличный русский, но он иногда имитирует акцент. Возможно, он шпион или диверсант, хотя совершенно не ясно, почему он скрывается, — продолжал молодой офицер КГБ.

— С чего вы думаете, что он диверсант?

— Англичанин не разместился, в частности, ни в одной приличной гостинице системы «Интурист» для зарубежных гостей. Официальное туристическое прикрытие было бы для шпиона удобнее. Но он почему-то решил не снимать номер. Есть предположение, что он вообще пересек границу СССР нелегально, так как у нас нет данных о прилете похожего человека в СССР в последние дни, — продолжал молодой офицер.

— Или он вообще не пересекал границу, а находится тут давно? — задумчиво произнес полковник. — А может быть, мы имеем дело с очередным воротилой валютного рынка, прикидывающимся иностранцем? Ведь в шпионаже он пока не замечен? «Связных» вы его или подельников не знаете? Или же это действительно самый обычный турист, заброшенный сюда ранее? Возможно западный журналист с русскими корнями, который путешествует по России «инкогнито, дикарем». Хочет узнать, так сказать, как живут в СССР на самом деле. Нароет грязи о Советском Союзе, прикидываясь русским, а потом вернется к себе на Запад и обольет грязью советский образ жизни в западной прессе.

Москва, Лубянка. Здание КГБ СССР, 29 мая 1964 года, пятница, вечер - student2.ru

— Я не подумал об этом, товарищ полковник…

— А ты подумай! На то ты в КГБ и пришел работать, чтобы думать, а не рубить с плеча. За Англичанином продолжайте наблюдать! Выясните, гражданином какой страны он является. И приведите в порядок, если нужно, поселок, пляж и соседние заведения общественного питания. Порядок вообще неплохо по всей стране навести, но не везде у нас пока иностранцы инкогнито останавливаются.

— А если Англичанин окажется «нашим»? Советским гражданином, валютчиком или воротилой теневого рынка? — поинтересовался молодой кагэбэшник.

— Тогда все намного проще. Арестуем и посадим за валютные операции. Валюты у него, видимо, много, если он сдачу со 100-долларовой банкноты не берет. А если партия (руководство страны) прикажет — так и расстреляем, как Яна Рокотова с подельниками три года назад, в 1961-м. Только вот у простого валютчика откуда, по твоему мнению, куртка из материалов, химический состав которых не известен пока ни нам, ни нашим коллегам за рубежом? И зачем он ее вообще продал? Неужели так деньги нужны? Наблюдайте и изучайте Англичанина! А посадить или расстрелять мы всегда всех успеем, — довольно ухмыльнулся седой полковник.

44. А Я ПОДЪЕЗЖАЛ НА ТАКСИ К АЛУШТЕ…

Я с интересом смотрел в окно. По дороге мы болтали о предстоящем отдыхе с водителем такси и с моей случайной знакомой Натальей.

Москва, Лубянка. Здание КГБ СССР, 29 мая 1964 года, пятница, вечер - student2.ru

Автомобиль Победа ГАЗ-М20

— Надолго к нам на отдых? — поинтересовался таксист.

— Да на недельку примерно.

— В пансионате или в гостинице остановиться хотите с женой?

— Это не жена, а попутчица. Вообще, в частном секторе хотели остановиться. Может, что-то посоветуете?

— Есть у меня одна тетка знакомая в Алуште. Могу к ней пристроить, недорого.

— А есть что-то приличное, но дорого? — с юмором спросил я.

— Есть, конечно, но это будет уже около одного рубля и дороже за сутки. Вы готовы платить такие деньги?

— Конечно. Все же почти год на отпуск копил, — сказал я с улыбкой, видя некоторое удивление водителя такси. — А я привык хорошо отдыхать… Ну, раз в году хотя бы. А в остальное время экономлю каждую копейку, — сказал я, чтобы не удивлять ни таксиста, ни попутчицу Наталью.

— А где работаете, если не секрет? — спросил водитель.

Я так увлекся беседой, что уже было забылся и хотел сказать, что работаю блогером-журналистом, продаю рекламу в соцсетях и даже на нефтяных котировках научился тут недавно зарабатывать, используя биржевой тотализатор, но вспомнил, что я попал на 50 с лишним лет назад по коридорам времени…

— Секрет. Не люблю на отдыхе говорить о работе. Это заставляет вспоминать работу, а соответственно, мешает отдыху, — сказал я коротко. — Верно, Наталья? А вы кем работаете? Или тоже секрет? И почему поехали в отпуск в конце мая? Сезон-то только начинается. Море холодное, наверное…

— А я секретов из своей работы не делаю, и вспоминать о ней не мешает моему отдыху никак, — сказала Наталья. — Я простая учительница. В начальных классах. В школе был сегодня последний день перед летними каникулами, и я решила сразу после работы уехать из душного города. Вообще, я так рано не езжу в отпуск, но меня коллектив отпустил. Я недавно рассталась с женихом. Очень переживала, и мне очень нужна была смена обстановки. Жаждала поскорее вырваться к морю. С путевками в санатории и дома отдыха сейчас сложно. Их раскупают у нас еще зимой, и на всех их не хватает. Поэтому, как и вы, я путешествую сама по себе. Как вы говорите, «дикарем». Одна, потому что все подруги в отпуск пойдут позже, а мне отдых нужен сейчас…

— Учить детей — это хорошо. Дети — наше будущее… Вот, обратите внимание, мы переезжаем Ангарский перевал, — сказал таксист. — Уже больше половины пути проехали и скоро будем на месте.

Наша справка об Ангарском перевале в Крыму

Москва, Лубянка. Здание КГБ СССР, 29 мая 1964 года, пятница, вечер - student2.ru Табличка на Ангарском перевале в Крыму

Ангарский перевал — самая высокая точка трассы Симферополь — Алушта (752 метра над уровнем моря). Свое название перевал получил от названия реки Ангары, правого притока реки Салгир.

Москва, Лубянка. Здание КГБ СССР, 29 мая 1964 года, пятница, вечер - student2.ru

Место популярно среди туристов. На склоне Чатыр-Дага проложены в наше время горнолыжные трассы, которые действуют в зимнее время. Недалеко от Ангарского перевала на Чатыр-Даге находится Буковая поляна — популярное туристическое место. Рядом с перевалом находится одноименная турбаза. Здесь расположен пост ГАИ (в наше время ГИБДД) и остановка междугородних троллейбусов №51, 54 (Симферополь — Алушта) и №52, 55 (Симферополь — Ялта). В наше время, 22 октября 2012 года, на перевале был торжественно открыт первый памятник троллейбусу. На постамент был установлен троллейбус Škoda 9Tr 1982 года выпуска.

Мы с попутчицей стали смотреть по сторонам. Дорога была относительно длинной. Пейзажи открывались удивительные. Вокруг горы, лес. Я всматривался вдаль в надежде поскорее увидеть долгожданное море. И тут… Сами понимаете… В общем, я культурно и тихо попросил водителя притормозить у ближайшего небольшого поворота трассы, у лесного массива, неловко извинившись перед попутчицей. Водитель притормозил и остановился. Я вышел и прошел назад, за машину, всматриваясь в дорогу. Я хотел, по понятной причине, пропустить идущие за нами машины, которых, к счастью, почти не было. К нам приближалась медленно белая «Волга» ГАЗ-21. Водитель, как мне показалось, сильно сбавил скорость.

Москва, Лубянка. Здание КГБ СССР, 29 мая 1964 года, пятница, вечер - student2.ru

ГАЗ-21. Фото Гарри Ларина

«Ну, проезжай скорее, чтоб тебя… Не смущай», — подумал я в тот момент, с явным неудовольствием посмотрев на водителя «Волги», который как нарочно сбавил скорость. «Волга» поравнялась с нами. Я недовольно посмотрел на водителя 21-й «Волги», а он мельком взглянул на меня.

Москва, Лубянка. Здание КГБ СССР, 29 мая 1964 года, пятница, вечер - student2.ru

«О! Похож на одного моего одноклассника, Колю Хомерики, бородатого режиссера теперь. Ну вылитый он. Есть же похожие люди…»

Водитель белой «Волги», увидев мой пристальный взгляд, видимо, резко вдавил газ, и его 21-я «Волга» резко дернулась, ускорилась и пронеслась мимо. Я отошел с дороги, чуть зайдя в лес. «Сосчитал звезды» (справил малую нужду) и вернулся в салон «Победы».

— Можно ехать, — довольным тоном сказал я водителю такси. Мы продолжили путь. Минут через 10 я увидел, что белая новенькая «Волга» ГАЗ-21, проехавшая мимо нас минут 10 назад, уже стояла на обочине. Водитель, так похожий на моего одноклассника, отрыл капот и копался в моторе. Я проводил его внимательным взглядом, и мы поехали дальше. Машина выглядит как новая, а уже мотор барахлит…

— На юге такие дороги, — как будто угадал мои мысли водитель такси. — Чуть переборщишь с нагрузкой в жару — мотор кипит… А вообще, погода жаркая сейчас. Вам повезет с погодой. Жару, как в середине лета, обещают на днях…

— А у вас «Победа» какого года выпуска? — поинтересовался я у водителя такси.

— Да самого последнего года выпуска, 1958-го. «Победы» как раз в 1958 году перестали выпускать. А «Волги» 21-е выпускать начали еще при «Победе», с 1957 года.

— А сколько максимально может выжать ваша «Победа»?

— Максимальная скорость «Победы» (ГАЗ-М20) — 105 км/ч, до сотни (100 км/ч) разгоняется за 46 секунд. С 21-й «Волгой» тягаться нам сложно. Она до 120 км/ч разгоняется на трассе, а до 100 км/ч всего за 34 секунды. Так что «Волгу» нам не догнать и не перегнать…

— Вы хорошо разбираетесь в машинах, — заметил я.

Минут через 10 я снова увидел эту белую «Волгу» за нами. Она следовала за нами на почтительном расстоянии, но мне показалось, что это была именно эта машина.

— Не отстает от нас, — сказал я водителю такси и показал идущую за нами «Волгу».

— Ну, тут все дороги идут к морю. Вот все и едут друг за дружкой. То обгонят, то отстанут…

ПРИЕХАЛИ В АЛУШТУ

За разговорами мы постепенно подъехали к Алуште и уже въехали в город. Мимо стали мелькать небольшие домики и постройки. Все чаще попадались кафе и столовые, бочки с квасом, пивом и разливным вином. Народ по городу ходил медленно, не спеша. Водитель такси довольно быстро подвез нас к небольшому, но добротному домику. Мы остановились, и он пригласил нас выйти посмотреть дом.

— Кузьминична! Выходи. Сезон открывай. Первых постояльцев к тебе привез. Или уже заселила кого? — прокричал громко водитель «Победы». Мы недолго постояли у калитки, осматриваясь вокруг.

— Иду, иду, дорогие гости! — послышался приближающийся голос хозяйки спустя всего полминуты.

К нам не спеша вышла женщина средних лет, накинув на плечи светлый, из тонкой шерсти платок цвета топленого молока. Она была в длинной светло-серой юбке и резиновых калошах с зауженным мыском. Она пригласила нас всех, показала дом и небольшой участок, на котором почти не было грядок, но были цветы.

Дом был почти весь каменный или кирпичный, обмазанный наполовину белой побелкой, с четырьмя одинаковыми окнами по длине стены. Стены были не очень ровные, но дом выглядел вполне прилично. Второй этаж, он же, видимо, получердак, был сделан из дерева. К нему шла накладная лестница. Доски чердака были покрашены в относительно свежую, но уже начинавшую выцветать неброскую синюю краску. Во дворе был колодец, несколько деревянных столиков с лавками, также покрашенных в неброский синий цвет, пара самодельных деревянных душевых кабин, поверху которых располагались бочки с водой. В такой же неброский синий цвет была покрашена и внешняя обналичка оконных рам, которая была выполнена мастером резьбы по дереву. К дому была приделана пристройка с летней верандой, с дополнительным, отдельным входом. Во дворе было несколько яблонь и еще каких-то растений, характерных только для южного побережья Крыма. По краю участка кустарник у достаточно аккуратного деревянного забора. В общем, настоящая частная гостиница времен СССР. По меркам 60-х годов XX века все было очень даже неплохо.

— Вам подешевле или посолиднее? — спросила хозяйка. — Подешевле могу предложить на чердаке. Подороже — в небольшой комнатке в доме. Посолиднее на веранде или в любой комнате в доме.

Мы прошли и внимательно посмотрели дом внутри. Хозяйка показала все комнаты и убранство дома, показала простую, но чистую кухню с чугунным умывальником и навесным металлическим небольшим баком с водой, из которого торчал клапан, при нажатии на который можно помыть руки. Два похожих умывальника были на участке. У каждого умывальника было белое вафельное полотенце, висевшее на гвоздике деревянной стойки.

Я прошел посмотреть веранду. Там стоял приличный деревянный стол с парой стульев. Большие окна заливали веранду светом, который немного ослабляла редкая тень ближайших деревьев. Также там был просторный диван, простой деревянный стеллаж, на котором было несколько тарелок, книг и чего-то еще.

— Наталья, вам здесь нравится? — спросил я.

— Вполне. Пожалуй, я соглашусь быть вашей соседкой, Гаррик. Чердак мне, наверное, не подойдет. Я возьму маленькую комнатку в доме, а вы выбирайте себе то, что вам больше по душе.

— А я возьму веранду, если можно, — сказал я хозяйке.

— Берите, гости дорогие. Располагайтесь! С приездом вас…

Я поблагодарил водителя и расплатился с ним. По счетчику насчитало что-то около пяти рублей с копейками. Я дал водителю 10 рублей. Он был очень доволен и поблагодарил меня. С хозяйкой мы тоже решили вопрос с оплатой. Я заплатил ей за пару суток вперед, по одному рублю за каждый день проживания. Наталье ее комната обошлась копеек в 70 за сутки примерно. Они с хозяйкой сами решали этот вопрос. Попутчицу я даже не подумал поселить у себя, хотя она была очень симпатичной и все больше мне нравилась. Вернее, конечно, подумал об этом… Но решил, что слишком рано. Тем более советские девушки были вообще немного скромнее, чем в наши дни.

Я бросил вещи (свернутый пустой рюкзак) в свою комнату и, выйдя во двор, сел на лавочку за столиком. Надо было решать что-то с программой отдыха и посмотреть город. Зайти в магазин и купить полезную в хозяйстве мелочь, присмотреть пляжную одежду и просто поужинать, наконец.

Через некоторое время вышла Наталья с хозяйкой.

— Шли бы город посмотреть, — сказала нам обоим хозяйка. — Проводите девушку, покажите ей город.

— Наталья, вы не против?

— Если пригласите, то, пожалуй, не против. Но лучше завтра или позже, к вечеру. Я очень устала с дороги и чуть-чуть хочу отдохнуть. Может, книгу почитаю.

— Хорошо. Ловлю вас на слове. А я пойду пройдусь по городу сейчас.

Я вышел из калитки дома и через несколько минут уже подходил к оживленной улице с магазинами в непосредственной близости у моря. Увидев небольшую столовую, но не увидев кафе или ресторана, я решил зайти и устроить себе легкий ужин в честь приезда. Столовая меня не сильно впечатлила, но голод победил. Я решил скромно поужинать сразу, а потом искать рестораны и кафе на перспективу.

Потом я прошелся по городу. Зашел на рынок. Он уже закрывался, но я успел купить несколько пляжных мелочей, ванные принадлежности и кое-что из сменной одежды. Потом я прошелся по набережной, посмотрел море. Зашел в ближайший дом отдыха, узнал пару мест, где проходят танцы по вечерам. Вечер прошел совсем незаметно, и я, уставший, пошел в свой номер. День был тяжелый. А точнее, последние дни. Отдых лучше начать с хорошего сна. Я вернулся в дом Кузьминичны уже к ночи. Зашел к себе «в номер», на веранду, лег и быстро уснул.

Москва, Лубянка. Здание КГБ СССР, 29 мая 1964 года, пятница, вечер - student2.ru

Наши рекомендации