Понятие, предмет, метод корпоративного права.
Понятие, предмет и метод корпоративного права
Корпоративное право – подотрасль гражданского права, нормы которой направлены на урегулирование общественных отношений по организации и деятельности предприятий и организаций, выступающих субъектами гражданского права. По сложившейся традиции статус лиц, участвующих в гражданских правоотношениях, определяется гражданским законодательством.
Для корпоративного права наиболее важными являются такие понятия, как лица, организации, предприятия, коммерческие организации и т. д.
Предмет отрасли права – это общественные отношения, на которые направлено правовое регулирование данной отрасли. Вопрос о предмете отрасли – главный вопрос, на который необходимо найти ответ в результате ее изучения. Сложность определения предмета корпоративного права заключается в том, что оно является не отраслью, а подотраслью права, т. е. выступает как бы составной частью гражданского права. Таким образом, корпоративное право призвано регулировать не все общественные отношения, относящиеся к гражданскому праву, а только часть гражданско-правовых отношений. В данном случае подотрасль является сферой достаточно узкой специализации. Поэтому юристы-специалисты в области корпоративного права главным образом специализируются на делах корпоративных. Как правило, юристы, работающие в области корпоративного права – это высококвалифицированные специалисты в области гражданского права, адвокаты и юрисконсульты крупных предприятий.
Для того чтобы понять назначение и предмет регулирования корпоративного права, необходимо разобрать предмет регулирования гражданского права, поскольку объекты исследования в данном случае у гражданского и корпоративного права будут совпадать. Такой анализ способен наглядно продемонстрировать соотношение норм корпоративного права и прочих норм гражданского права, а также уяснить место корпоративного права в системе гражданского права.
Гражданское право РФ имеет собственный предмет правового регулирования – имущественные отношения, прочие отношения, возникающие между субъектами гражданского права по поводу имущественных правоотношений, и личные имущественные правоотношения. Кроме того, гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.
Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Равенство участников гражданских правоотношений не означает их равноправия, поскольку объем их прав и обязанностей различен и зависит от статуса субъектов, установленных гражданским законодательством.
Для корпоративного права РФ особое значение имеет правовое регулирование субъектного состава гражданских правоотношений.
В гражданских правоотношениях участвуют самые разнообразные субъекты. В наиболее общем виде эти субъекты именуются «лица». Главной особенностью субъектов гражданского права РФ является то, что все эти субъекты реализуют частную правосубъектность. Наиболее характерной особенностью субъектов, реализующих такуюправосубъектность в частных правоотношениях, является их равенство перед законом, судом и в отношениях друг с другом и другими субъектами.
Итак, в числе субъектов гражданского права различают физических и юридических лиц (организации), а в числе последних выделяют коммерческие и некоммерческие организации. Деление субъектов по этому основанию для корпоративного права имеет принципиальное значение, хотя классификацию субъектов гражданского права можно производить по различным основаниям.
Слово «корпоративное» происходит от латинского корня, означающего объединение, корпорацию, общество, союз, приложение совместных усилий, наличие общего.
Термин «корпоративное право» понимают двояко – в широком и узком смысле. В широком смысле корпоративное право – это совокупность юридических норм, регулирующих правовой статус, порядок деятельности и создания хозяйственных обществ и товариществ.
В узком смысле корпоративное право – это система правил, установленных собственником или администрацией коммерческой организации и регулирующих правоотношения внутри данной организации. В плане настоящего исследования наибольший интерес представляет корпоративное право именно в широком смысле.
Кроме того, выделяют несколько смежных отраслей права и понятий, например коммерческое право, акционерное право, кооперативное право, хозяйственное право. Для правильного понимания характера правоотношений, регулируемых этими отраслями, необходимо их разграничить. У всех этих отраслей имеются общие черты, но имеются и определенные различия.
Как уже было отмечено, нормы корпоративного права направлены на регулирование правового статуса, порядок создания и деятельности хозяйственных субъектов и обществ. Предмет корпоративного права шире, чем предмет регулирования акционерного права, поскольку в предмет регулирования корпоративного права входит регулирование и иных хозяйственных организаций, а не только акционерных обществ.
Хозяйственное право – это подотрасль гражданского права, регулирующая отношения, возникающие в процессе осуществления хозяйственной деятельности и управления ею. Хозяйственное право очень близко к понятию корпоративного права, поскольку также призвано регулировать сходные и по многим параметрам совпадающие правоотношения. Однако хозяйственное право в широком смысле подразумевает правовое регулирование всех хозяйственных субъектов, в т. ч. предпринимателей без образования юридического лица, тогда как корпоративное право подразумевает только коллективных субъектов. Что касается коммерческого права, то это синоним хозяйственного права, но более современный.
Предмет корпоративного права значительно шире по объему, чем, например, предмет регулирования кооперативного права, поскольку к предмету регулирования кооперативного права относятся исключительно вопросы создания, деятельности и правового положения кооперативов, а корпоративное право регулирует деятельность гораздо большего числа других участников гражданских правоотношений. Предметы регулирования двух этих отраслей сходны, но не тождественны, поскольку объекты правового регулирования этих подотраслей также весьма сходны, но отнюдь не равнозначны.
Итак, предметом корпоративного права является совокупность правоотношений по поводу создания, деятельности и правового положения хозяйственных субъектов.
Перечень хозяйственных субъектов устанавливается ГК РФ. К хозяйствующим субъектам в корпоративно-правовом смысле относятся коллективные субъекты (организации), занимающиеся коммерческой деятельностью. Особое значение при отнесении к предмету правового регулирования корпоративного права имеет правильное соотнесение организации с такими понятиями, как предпринимательская деятельность, хозяйственная деятельность, получение прибыли, форма собственности организации и т. д. В ряде случаев от ответов на вопросы о форме собственности организации, характере деятельности, осуществляемой организацией, и т. п. зависит ответ на вопрос о том, относится ли правовое регулирование общественных отношений в рамках данной организации к предмету правового регулирования корпоративного права РФ или нет.
Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также РФ, субъекты РФ и муниципальные образования.
Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Именно такая деятельность является признаком коллективного субъекта, определяющим его отношение к предмету регулирования корпоративного права.
Метод правового регулирования – это средство и способ воздействия на группу общественных отношений. Метод правового регулирования – это то, каким образом воздействие на общественные отношения наиболее эффективно. Методология отрасли – это совокупность средств и способов правового регулирования определенных общественных правоотношений. Поскольку корпоративное право является частью гражданского права, на него всецело распространяются методы гражданского права.
Основополагающим методом правового регулирования гражданского, а значит, и корпоративного права является диспозитивный метод правового регулирования.
Сущность диспозитивного метода состоит в том, что законодатель использует по отношению к субъектам права дозволение, как правило, предусматривает несколько вариантов поведения для субъектов, выбор возможного поведения. Диспозитивный метод выражается, в частности, в том, что субъекты имеют право выбрать форму деятельности из числа предусмотренных гражданским законодательством.
Однако при осуществлении правового регулирования корпоративных отношений использование только диспозитивного метода невозможно, поэтому применяется также императивный метод правового регулирования.
Императивный метод предполагает обязывание субъекта поступить каким-либо определенным в законе образом или запрет совершать определенные действия. Применительно к корпоративному праву необходимо отметить, что императивный метод при регулировании правоотношений, касающихся деятельности, создания и правового положения хозяйственных организаций, имеет большее значение, чем при правовом регулировании общегражданских правоотношений.
Корпоративное право обладает следующими признаками:
1) является подотраслью российского гражданского права, т. е. обладает по отношению к гражданскому праву РФ значительной степенью автономности;
2) регулирует общественные отношения, касающиеся создания, деятельности и правового статуса хозяйственных субъектов в РФ, т. е. корпоративные отношения;
3) состоит из корпоративных норм, объединенных в институты. В плане корпоративного права существует еще одна проблема – проблема признания корпоративного права в качестве самостоятельной отрасли. Некоторые ученые полагают, что назрела необходимость выделить корпоративное право в самостоятельную отрасль и исключить нормы о хозяйственных организациях из ГК РФ, осуществлять их правовое регулирование в рамках специального законодательства. Как было показано выше, корпоративное право не имеет ни самостоятельного предмета регулирования, ни специальных методов правового регулирования, отличных от методов регулирования гражданского права. Более того, корпоративное право регулирует вопросы, относящиеся к категории субъектного состава гражданского права, поэтому корпоративное право не может быть признано самостоятельной отраслью права, что ни в коем случае не умаляет его значения.
На сегодняшний день корпоративное право – одна из наиболее актуальных сфер деятельности правовых служб. Новая веха развития корпоративного права началась с принятия нового Гражданского кодекса РФ.
Другим вопросом, спорным с точки зрения правового регулирования, относящимся к корпоративному праву, является вопрос о том, относятся ли правоотношения, касающиеся иностранных организаций, к предмету правового регулирования корпоративного права РФ. Гражданское законодательство указывает, что правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено ФЗ. В данном случае следует иметь в виду, что вопросы образования иностранных организаций на территории иностранных государств регулируются законодательством соответствующего иностранного государства. Если деятельность иностранной организации осуществляется в РФ, то ее статус в качестве организации признается в РФ или определяется международным договором РФ. В данном случае иностранная организация должна сообразовывать свою деятельность с российским законодательством. При этом деятельность иностранных организаций основывается на российском законодательстве и потому относится к предмету правового регулирования корпоративного права. Гражданское законодательство РФ содержит специальные правила относительно иностранных организаций, в т. ч. правила о подлежащих применению нормах, личном законе иностранного юридического лица и т. д.
Право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо гражданско-правовым отношениям, осложненным иным иностранным элементом, в т. ч. в случаях, когда объект гражданских прав находится за границей, определяется на основании международных договоров РФ, ГК РФ, других законов и обычаев, признаваемых в РФ.
По общему правилу особенности определения права, подлежащего применению международным коммерческим арбитражем, устанавливаются законом о международном коммерческом арбитраже. В случае, если невозможно определить право, подлежащее применению, применяется право страны, с которой гражданско-правовое отношение, осложненное иностранным элементом, наиболее тесно связано. Если международный договор РФ содержит материально-правовые нормы, подлежащие применению к соответствующему отношению, определение на основе коллизионных норм права, применимого к вопросам, полностью урегулированным такими материально-правовыми нормами, исключается.
Прямое отношение к порядку регулирования имеет установление государством правил о личном законе юридического лица, ограничивающем сферу правоприменения российского корпоративного права в отношении иностранных юридических лиц. При установлении личного закона юридического лица сфера применения российского корпоративного права ограничивается настолько, насколько указанные правоотношения регулирует личный закон иностранного юридического лица. Личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо.
На основе личного закона юридического лица определяются, в частности:
1) статус организации в качестве юридического лица;
2) организационно-правовая форма юридического лица;
3) требования к наименованию юридического лица;
4) вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, в т. ч. вопросы правопреемства;
5) содержание правоспособности юридического лица;
6) порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;
7) внутренние отношения, в т. ч. отношения юридического лица с его участниками;
8) способность юридического лица отвечать по своим обязательствам.
Юридическое лицо не может ссылаться на ограничение полномочий его органа или представителя на совершение сделки, неизвестное праву страны, в которой орган или представитель юридического лица совершили сделку, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об указанном ограничении.
Личным законом иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву, считается право страны, где эта организация учреждена.
К деятельности такой организации, если применимым является российское право, соответственно, применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа отношения. Все остальные вопросы разрешаются российским правом.
2. Общая характеристика источников корпоративного права России.
Корпоративное право, являясь неотъемлемой частью общей системы российского права, находит выражение в источниках права, являющихся традиционными для всех отраслей. К числу таких источников относятся:
- общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, ст. 7 ГК РФ);
- Конституция РФ и федеральные конституционные законы (ч. 2 ст. 4, ст. 15 Конституции РФ);
- законодательство в узком смысле этого слова как совокупность федеральных законов - кодифицированных и некодифицированных (п. 2 ст. 3 ГК РФ);
- иные нормативно-правовые акты, содержащие нормы корпоративного права: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти (п. п. 3, 4, 7 ст. 3 ГК РФ);
- акты органов власти и управления субъектов РФ и органов местного самоуправления в пределах предоставленной им компетенции (пп. 2 п. 1 ст. 8 ГК РФ);
- локальные нормативные акты (внутренние документы) корпораций;
- договоры (пп. 1 п. 1 ст. 8 ГК РФ);
- обычаи делового оборота (ст. 5 ГК РФ);
- судебная практика (пп. 3 п. 1 ст. 8 ГК РФ).
Важным представляется рассмотреть именно специфику источников корпоративного права, отличающую их от источников других институтов и отраслей права. К числу ярко выраженных особенностей системы источников корпоративного права следует отнести наличие в ней локальных нормативных актов, принимаемых компетентными органами управления самой корпорации.
Отличительной чертой системы источников корпоративного права также является соединение в них наряду с отраслевым законодательством большого массива комплексных актов, содержащих нормы различных отраслей права, регулирующих разнообразные сферы деятельности корпораций.
Если рассматривать корпоративное законодательство в исторической ретроспективе, то можно заметить еще одну особенность современного корпоративного законодательства - при зарождении оно было более диспозитивно по сравнению с сегодняшним днем. Так, в царской России наивысшую силу, иногда даже в противоречие с действующими нормативными предписаниями, имели уставы компаний, утверждаемые Правительственным Сенатом. Истории акционерных махинаций, мошенничества при привлечении капиталов, сопровождаемые ущемлением прав миноритариев и кредиторов компаний, способствовали усилению тенденций прямого императивного законодательного регулирования. Эта тенденция не умаляет значения локального нормотворчества, предмет которого также расширился, но характеризует направление развития корпоративного законодательства. Так, в Закон об АО 1995 г. были внесены системные поправки Законом от 7 августа 2001 г. N 120-ФЗ, исключившие из многих его статей положение «если иное не предусмотрено уставом», что сократило возможность собственного нормотворчества общества по соответствующим вопросам. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 155-ФЗ, также внесший существенные изменения в Закон об АО, еще более детально прописал многие корпоративные процедуры (реорганизация, выкуп акций, оценка имущества и пр.), не оставив корпорациям свободы для собственного усмотрения.
Современному российскому законодательству в сфере предпринимательства, в том числе осуществляемого в корпоративных формах, чуть более полутора десятка лет. Оно находится в стадии динамичного развития, совершенствования и, конечно, несвободно от объективных противоречий складывающихся экономических отношений или субъективных юридико-технических погрешностей. Однако в целом можно сказать, что в настоящий момент в России сложилась определенная подсистема, или самостоятельный институт законодательства, который именуют корпоративным.
Особенностью системы источников корпоративного права является включение в нее локальных нормативных актов или внутренних документов, принимаемых компетентными органами управления самих корпораций в соответствии с диспозитивными нормами законодательства, с учетом собственного понимания путей и способов достижения легитимных целей своей деятельности. Законодательство (в широком смысле слова - как совокупность не только федеральных законов, но и всех правовых актов различных отраслей) в условиях рыночной экономики не способно обеспечить достаточную полноту правового регулирования организации и деятельности корпораций. Многоаспектность этой деятельности влечет за собой необходимость индивидуализации в рамках законодательного дозволения правового регулирования деятельности корпораций.
Необходимость принятия отдельных внутренних документов хозяйственных обществ напрямую установлена федеральными законами. Так, обязательными к принятию являются положения, регулирующие порядок образования и организацию деятельности органов управления и контроля хозяйственных обществ. Другая часть внутренних документов создается по собственному усмотрению корпораций, в зависимости от сферы и масштаба деятельности, состава участников, особенностей производственно-хозяйственной структуры организации, территориального расположения ее структурных подразделений, обычаев делового оборота, традиций взаимоотношений участников и менеджеров, коллектива и руководства.
Внутренние документы, или локальные нормативные акты, в корпоративной сфере - это нормативные акты, принимаемые субъектами частного права и обязательные для всех участников (акционеров), членов органов корпорации не в силу публичного принуждения, а исходя из самой сущности корпоративной формы организации предпринимательской деятельности, заключающейся в том, что участники корпорации при вступлении в нее добровольно приняли на себя бремя подчинения воли большинства, которая, в частности, выражается в принятии внутренних документов.
Принимаемые корпорациями не противоречащие законодательству внутренние документы имеют обязательную силу для всех субъектов: органов управления и контроля, участников, структурных подразделений, работодателей, работников. Локальные нормативные акты, принятые в соответствии с законодательством, должны иметь обязательную силу и для арбитражных судов, в частности, при рассмотрении любых споров, вытекающих из внутренней деятельности общества, например из взаимоотношений хозяйственного общества и акционеров (участников).
Отдельно следует рассмотреть правовую природу устава корпорации, являющегося ее учредительным документом. Представляется, что устав непосредственно не принадлежит к числу внутренних документов организации в их специальном (узком) понимании, хотя многие ученые и специалисты не делают на этом акцента.
Статус устава - особый. Это учредительный документ организации, и хотя он регулирует его «внутреннюю жизнь», но в иерархии корпоративных актов стоит выше других документов. Внутренние документы не могут противоречить уставу, и в случае наличия таких коллизий применяются нормы устава. Устав корпорации имеет особый порядок утверждения и легитимации. Во-первых, законодательство предусматривает определенный правовой режим принятия устава и внесения в него изменений. Так, для большинства корпораций в законодательстве предусмотрен порядок единогласного решения учредителей по вопросу утверждения устава (см., напр., п. 1 ст. 11 Закона об ООО, п. 3 ст. 9 Закона об АО). Необходимость внесения изменений в устав требует, как правило, созыва общего собрания, которое должно принять соответствующее решение квалифицированным большинством голосов. При этом у акционера появляется право требовать выкупа акций, если он голосовал против этого решения или не принимал участия в голосовании (ст. 75 Закона об АО). Такой процедуры принятия и правовых последствий не предусмотрено при утверждении общим собранием внутренних документов хозяйственного общества. Во-вторых, внесение изменений в учредительные документы, в отличие от внутренних документов, требует государственной регистрации таких изменений или уведомления о них регистрирующих органов. В-третьих, в тексте, например, федеральных законов о хозяйственных обществах делается содержательное различие между уставом и внутренними документами. Так, компетенция совета директоров относительно предусмотренной в Законе может быть расширена только уставом общества (пп. 18 п. 1 ст. 65 Закона об АО), а порядок созыва и проведения заседаний совета директоров определяется уставом или внутренним документом общества (п. 1 ст. 68 Закона об АО). Таким образом, следует внимательно относиться к законодательным положениям о способе выражения свободы усмотрения корпорации: если в законодательстве содержится право организации урегулировать какой-либо вопрос только в уставе общества, то этот вопрос должен быть регламентирован именно в уставе, а не во внутренних документах.
3. Современные тенденции развития корпоративного законодательства в России.
В одних государствах преобладает корпоративное саморегулирование деятельности организаций-корпораций, в других - государственное. Как правило, в первом случае не существует кодифицированного корпоративного законодательства, государственное регулирование носит фрагментарный характер. В других государствах корпоративное саморегулирование дополняет законодательство, но не является основным источником корпоративного права.
В Российской Федерации сложившееся соотношение государственного и корпоративного правового регулирования можно охарактеризовать как соотношение основного и вспомогательного регуляторов.
Во многом объем государственного вмешательства в сферу деятельности корпораций определяется стремлением обеспечить публичные интересы (экология, ограничение монополизма, развитие конкуренции и т.п.), что обусловливает и методы регулирования экономических отношений. Достижение экономического результата как универсальная цель деятельности любой корпорации не может быть противопоставлено общественным интересам. В России, наряду с увеличением частноправового массива, наметилась тенденция к повышению роли корпоративного (локального) регулирования.
Современная фаза реформ и тенденции развития корпоративного законодательства переживают период необходимости преобразований. Стало очевидно, что заложенная в ГК РФ система корпоративного законодательства несовершенна: между ГК РФ и специальными законами, а также между самими специальными законами существует множество противоречий, дублирующих положений, пробелов. Наличие отдельных законов позволяло и позволяет создавать совершенно новые организационно-правовые формы в интересах узких групп лиц (например, некоммерческое партнерство и др.), что привело к нарушению имущественных прав участников как коммерческих, так и некоммерческих организаций.
Произошло осознание того, что корпоративное законодательство надо совершенствовать. К числу соответствующих мер отнесена разработанная Министерством экономического развития и торговли РФ Концепция развития корпоративного законодательства на период до 2008 г. (с учетом вносившихся в нее изменений одобрена Правительством РФ - раздел II Протокола от 18 мая 2006 г. N 16).
Современное стремление законодателя приблизить режим деятельности отдельных организаций к нормативной базе юридических лиц, признаваемых корпорациями, отражает государственную политику в корпоративном секторе.
Правовое регулирование организации и деятельности корпораций, и прежде всего корпораций с участием государственного капитала, наряду с законодательными актами, осуществляется также указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.
Нельзя оставлять без внимания тот факт, что регулирование гражданско-правовой сферой многих публичных институтов получает в настоящее время вектор децентрализации социальных отраслей управления.
Например, государство утрачивает публичный интерес в бюджетной сфере, что означает также и смену инструментов ее правового регулирования. Объясняет этот процесс то, что стимулирование эффективности экономики напрямую зависит от хозяйственной активности участников рыночных отношений, которая в полной мере может быть основана на частной инициативе и частно-публичной основе. В полной мере это относится к процессу приватизации государственных (муниципальных) предприятий. В свою очередь акционирование предприятий, основанных на публичной форме собственности, ведет к расширению корпоративного сектора, усилению роли частного элемента в экономике.
Интересно в этом смысле провести параллель с корпоратизацией в форме акционирования. Участие государства как собственника активно проявляется в компаниях акционерного типа, в уставном капитале которых, наряду с частными имущественными вкладами, заметное, а иногда и преобладающее влияние имеет доля публичного имущества. В результате такого участия в деятельности юридических лиц, имеющих вполне конкретные цели, государство выступает не только регулятором экономических процессов, но и активным их участником.
Примером в этой ситуации может служить период приватизации государственного имущества, когда акционирование государственных предприятий проходило с участием представителей публичного собственника, что обеспечивалось на начальном этапе специальным правом Российской Федерации (имеется в виду "золотая акция"), а сейчас наличием контрольного пакета акций крупнейших компаний в руках государства.
Несмотря на то что государство в таких случаях выступает на равных с иными субъектами права, корпоративный смысл подобных образований от этого не утрачивается.
В свою очередь новые подходы в организации государственных учреждений с успехом перенимают опыт регламентации юридических лиц, конституция которых, например автономного учреждения, в большей степени ориентирована на корпоративное образование.
В аспекте развития новых форм корпоративных образований автономное учреждение являет собой синтез целевой направленности с элементами баланса интересов.
Представляющее тип государственного (муниципального) учреждения автономное учреждение во многом восприняло черты организаций корпоративного типа. В основе деятельности учреждений лежит отсутствие имущественного компонента. Использование имущества допускается лишь с согласия учредителя и лишь только для достижения целей учреждения.
Имущественная автономия предполагает обособление и наличие собственного имущества учреждения при сохранении имущественной базы, переданной публичным собственником. Такой двойной режим имущественной сферы автономного учреждения определяет принципы структурной организации корпоративной направленности.
Исходя из современных представлений о корпоратизации, вряд ли можно подвергнуть сомнению корпоративный "дух" акционерных обществ, юридическая конструкция которых в полной мере отвечает признакам корпорации.
По типу акционерных компаний, в которых государство выступает их собственником в части принадлежащих им на праве собственности ценных бумаг (акций), в автономных учреждениях также формируется корпоративный элемент имущественного участия в их деятельности. Модель имущественных отношений собственника и учреждения приближает режим оперативного управления к праву собственности автономного учреждения на приобретаемое им имущество.
Во многом наличие собственной имущественной базы автономного учреждения определяет и новое построение принципов имущественной ответственности, при которой главный признак имущественных отношений учреждений - субсидиарная ответственность собственника (учредителя) утрачивается, что еще раз подтверждает корпоративный подход в решении вопроса о принципах построения ответственности при участии автономного учреждения в гражданском обороте.
Отдельной особенностью является представление организационного единства автономного учреждения в форме контрольного органа управления - наблюдательного совета, созданного по типу корпоративной организационной структуры акционерного общества.
Несмотря на представление корпоративных образований как субъектов, лишенных публичного начала, в части акционерных обществ, основанных в том числе и на государственной (публичной) собственности, и автономных учреждений следует признать их корпоративную сущность. Таким образом, развитие корпоративной формы связывается в первую очередь не с необходимостью расширить количество организационно-правовых форм юридических лиц, а с совершенствованием содержания деятельности уже существующих, где отдельные черты "корпоративной организации" уже имеют определенные сочетания в практике построения новых видов организационных и общественных отношений.
Становление и расширение юридических лиц во всех сферах экономической жизни являет собой изменение соотношения частного и публичного интереса в области регулирования деятельности организаций. Постепенное увеличение частноправового массива приведет к необходимости по-иному взглянуть на сферу нормативного регулирования юридических форм бизнеса. В настоящее время, на фоне процессов глобализации и концентрации капиталов отдельных кампаний, приходится вести речь о корпоратизации юридических лиц как неизбежном и очевидном правовом и экономическом явлении.