Глава 53. договор простого товарищества
1. Договор простого товарищества (договор о совместной деятельности) представляет собой соглашение двух или нескольких лиц (товарищей), обязующихся соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели (п. 1 ст. 1041 ГК).
Договор простого товарищества не зря "замыкает" ряд гражданско-правовых договоров в ГК. В отличие от всех остальных это договор организационного характера, и по своей правовой природе он больше похож на учредительный договор хозяйственного товарищества. Кроме того, названия и содержание статей ГК, посвященных простому товариществу, показывают, что здесь законодатель в большей степени определил правовой статус объединения лиц - участников товарищества, нежели правовой режим гражданско-правового договора (такое объединение характерно для многих современных и ранее существовавших правопорядков) <1>.
--------------------------------
<1> См.: Данилова Е.Н. Простое товарищество // Советское хозяйственное право. М.; Л., 1926. С. 78.
Это договор консенсуальный, по общему правилу срочный.
Данный договор в отличие от имущественных договоров не порождает гражданско-правового обязательства в классическом его понимании. Объединение товарищей в этом случае не влечет появления у них по отношению друг к другу взаимных прав и обязанностей обязательственного характера. Участники же договора простого товарищества преследуют единую общую цель, как правило - получение прибыли. Кроме того, предполагается, что срок, на который создается простое товарищество, - более длительный, чем сроки действия имущественных договоров.
2. Участники договора имеют следующие права:
- на участие в управлении и ведении общих дел товарищества (корпоративный характер);
- на информацию по ведению дел (неимущественный характер);
- долевой собственности на общее имущество (вещный характер);
- на получение прибыли (обязательственный характер).
3. Участники договора несут следующие обязанности:
- вносить вклады в общее дело;
- участвовать в ведении предусмотренной договором деятельности.
4. При заключении договора товарищи обязательно должны достичь согласия о цели их совместной деятельности, определить размер и форму вкладов в общее дело, конкретный порядок совместной деятельности. В связи с этим существенными условиями договора простого товарищества являются:
- предмет (совместное ведение конкретной деятельности);
- цель ведения совместной деятельности (достижение конкретных результатов);
- размер и форма вкладов в общее дело.
5. Форма договора простого товарищества законом не установлена. Следовательно, действуют общие правила о форме сделок (ст. ст. 158 - 163 ГК).
6. Поскольку простое товарищество, не являясь юридическим лицом, не обладает самостоятельной правосубъектностью, общее имущество товарищей, в отличие от уставного капитала хозяйственных обществ, складочного капитала хозяйственных товариществ и имущества производственного кооператива, не выполняет обеспечительной функции, так как кредиторы могут быть у каждого из товарищей, но их нет у самого простого товарищества. В то же время по общему правилу общее имущество товарищей, состоящее из их вкладов в общее дело, а также произведенная в результате совместной деятельности продукция и полученные от такой деятельности доходы признаются их общей долевой собственностью (п. 1 ст. 1043 ГК).
7. В п. 1 ст. 1044 ГК определена презумпция дозволительности ведения общих дел товарищества каждым из товарищей от имени всех остальных. Данная презумпция может быть опровергнута соглашением товарищей о возложении таких полномочий на конкретных товарищей либо о необходимости совместного ведения дел всеми участниками товарищества. Естественным образом отпадает вопрос о необходимости создания органа для такого объединения ввиду отсутствия у него организационного единства (один из признаков юридического лица) и правосубъектности. В случае совместного ведения дел совершение любой сделки требует согласия всех товарищей.
Несмотря на то что простое товарищество не является юридическим лицом, данное объединение так или иначе взаимодействует с третьими лицами (участвует в гражданском обороте). Правда, происходит это не напрямую, а опосредованно - через его участников. Причем если в полном товариществе участники совершают сделки от имени товарищества, то в простом товариществе все действия юридического характера совершаются от имени товарищей.
8. Отсутствие правосубъектности у простого товарищества (и, как следствие, деликтоспособности) влечет необходимость возложения ответственности по общим обязательствам на самих товарищей. В любом случае каждый из товарищей несет ответственность всем своим имуществом.
В то же время в соответствии со ст. 1047 ГК порядок возложения ответственности на товарищей зависит от ответа на следующие вопросы: носила деятельность, которую вели товарищи, предпринимательский характер или нет; имели общие обязательства товарищей договорный или внедоговорный характер.
Поскольку предпринимательская деятельность имеет рисковый характер (п. 2 ст. 2 ГК), вне зависимости от характера общих обязательств товарищей они обязаны нести солидарную ответственность по таким обязательствам. Также солидарная ответственность товарищей возникает, если их общие обязательства возникли не из договора, независимо от того, осуществлялась предпринимательская деятельность или нет. В то же время может возникать долевая ответственность каждого из товарищей. Если договор простого товарищества не связан с осуществлением его участниками предпринимательской деятельности, каждый товарищ отвечает по общим договорным обязательствам всем своим имуществом пропорционально стоимости его вклада в общее дело (абз. 1 п. 1 ст. 1047 ГК).
9. Поскольку договор простого товарищества заключается его участниками в том числе с целью извлечения прибыли, ст. 1048 ГК предусмотрен порядок ее распределения. Представляется, что данный порядок обусловлен положениями ст. 248 ГК (о плодах, продукции и доходах от использования имущества, находящегося в долевой собственности), где сказано, что по общему правилу доходы участников долевой собственности распределяются соразмерно их долям. Имущество товарищей, вложенное ими в общее дело, принадлежит им на праве общей долевой собственности, соответственно, и прибыль, полученная товарищами в результате их совместной деятельности, распределяется пропорционально стоимости их вкладов в общее дело. Иной порядок распределения прибыли может быть предусмотрен самим договором простого товарищества или иным соглашением.
Другой порядок предусмотрен для покрытия общих расходов и убытков товарищей (ст. 1046 ГК). Здесь на первое место ставится соглашение товарищей, и только в случае отсутствия такового действует правило о пропорциональном (соответственно стоимости вклада в общее дело) распределении общих расходов и убытков.
10. В связи с тем что конструкция договора простого товарищества кардинально отличается от традиционной конструкции имущественных договоров, общие правила о прекращении (расторжении) имущественных договоров к договору простого товарищества применимы только отчасти. Естественно, что истечение определенного товарищами срока договора или достижение поставленной ими цели прекращает договор простого товарищества. В то же время данный договор формирует партнерские отношения, основанные на взаимном доверии и сотрудничестве товарищей (это фидуциарная сделка), в связи с чем выбытие хотя бы одного товарища из состава участников (из общего дела) обычно влечет прекращение договора. Причем такое выбытие может произойти как по воле товарища, так и независимо от его воли.
Группу оснований прекращения договора, связанных с волей товарищей, составляют:
- отказ одного из товарищей от дальнейшего участия в бессрочном договоре простого товарищества;
- расторжение срочного договора простого товарищества по требованию одного из товарищей в отношениях между ним и остальными товарищами.
Более многочисленную группу оснований прекращения договора составляют случаи, когда договор простого товарищества прекращается независимо от воли его участников, это:
- объявление одного из товарищей недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим;
- объявление кого-либо из товарищей несостоятельным (банкротом);
- смерть товарища, ликвидация либо реорганизация участвующего в договоре простого товарищества юридического лица, если только самим договором простого товарищества или последующим соглашением не предусмотрено замещение выбывшего товарища его правопреемниками;
- выдел доли товарища по требованию его кредитора;
- истечение срока договора простого товарищества.
Во всех перечисленных в данной группе случаях (за исключением последнего) законодатель делает оговорку, что презумпция прекращения договора простого товарищества по указанным основаниям может быть опровергнута соглашением участников о сохранении договора в отношениях между остальными товарищами.
Последствия прекращения договора простого товарищества для его участников предусмотрены в п. 2 ст. 1050 ГК. В зависимости от правового режима имущества, находящегося в обладании участников товарищества, закон по-разному определяет правовую судьбу такого имущества.
На время действия договора простого товарищества его участники передают в общее дело принадлежащее им имущество, становящееся общей собственностью товарищей. В то же время определенные вещи, принадлежащие товарищам, могут передаваться в их общее владение и пользование. Кроме того, за время существования товарищества у товарищей могут возникнуть общие права требования, равно как и общие обязательства в отношении третьих лиц.
Прекращение договора простого товарищества влечет раздел имущества, находившегося в общей собственности товарищей, по правилам, предусмотренным ст. 252 ГК. Предпочтительным является соглашение товарищей по поводу способа и условий такого раздела либо порядка выдела доли конкретного участника. Недостижение согласия по этому вопросу дает возможность каждому из товарищей требовать выдела своей доли из общего имущества в судебном порядке.
Индивидуально-определенные вещи, переданные товарищами во временное владение и пользование товарищей на время действия договора, подлежат возврату предоставившим их товарищам. Предполагается, что за время действия договора данные вещи принесли общий доход участникам договора (в том числе и собственникам этих вещей), поэтому вознаграждение при возврате этих вещей товарищам не выплачивается.
11. Возможна ситуация, когда участники товарищества не желают, чтобы третьи лица знали о существовании подобного объединения. В связи с этим они договариваются о неразглашении какой-либо информации, связанной с деятельностью товарищей, создают негласное товарищество. Оно может быть создано как для занятия предпринимательской деятельностью товарищей, так и для деятельности, не связанной с извлечением прибыли.
Каждый из участников такого товарищества вправе заключать сделки с третьими лицами от своего имени, но в общих интересах товарищей. При этом он отвечает по таким сделкам исключительно своим имуществом.
Совместная деятельность товарищей порождает для них общие обязательства, причем как договорного характера, так и внедоговорного. Однако в силу негласного характера такого объединения для кредитора по указанным обязательствам должниками являются не все товарищи, а конкретный участник (участники). Удовлетворив требования кредитора по возникшему обязательству, такой участник получает право регрессного требования к остальным товарищам.