Глава 48. финансирование под уступку
ДЕНЕЖНОГО ТРЕБОВАНИЯ (ФАКТОРИНГ)
§ 1. Экономическое значение и правовая природа факторинга
1. Существо отношений по финансированию под уступку денежного требования, называемых в зарубежном законодательстве и международной коммерческой практике факторингом <1>, состоит в получении денежных средств взамен передаваемых требований к третьим лицам (должникам или, иначе, дебиторам).
--------------------------------
<1> Хотя, строго говоря, факторинг является разновидностью отношений по финансированию под уступку денежного требования, включающих также форфейтинг, проектное финансирование, секьюритизацию активов; далее понятия "финансирование под уступку денежного требования" и "факторинг" рассматриваются как тождественные.
Несмотря на более высокую по сравнению с кредитованием стоимость средств и достаточно строгие требования, предъявляемые к качеству уступаемой задолженности, факторинг является привлекательным способом получения финансирования, поскольку позволяет предпринимателям, осуществляющим деятельность на условиях отсрочки или рассрочки платежа, направить в бизнес средства от реализации товаров, не дожидаясь расчетов с покупателями, тем самым увеличивая оборачиваемость капитала.
Клиентами факторинговых компаний зачастую являются предприятия малого и среднего бизнеса, которые не могут привлечь средства по договорам кредита в связи с недостаточно устойчивым финансовым состоянием и отсутствием ценного ликвидного имущества, которое могло бы быть передано в залог. Однако конструкция факторинга позволяет им получить финансирование, поскольку их должниками обычно выступают крупные компании (например, розничные сети), а для финансового агента важна платежеспособность не клиента, а его должника.
Интерес финансового агента в дисконте - разнице между предоставленным финансированием и суммой уступленных требований, которая может быть реально взыскана с должника клиента.
Помимо финансирования финансовый агент предоставляет клиенту комплекс финансовых услуг: по ведению бухгалтерского и налогового учета, сопровождению задолженности клиента (контроль за предоставленным клиентом коммерческим кредитом), выставлению счетов должникам, программному обеспечению, оценке и страхованию рисков неплатежей и пр., что принципиально отличает факторинг от общегражданской цессии, обычной покупки долгов.
Клиент в данном случае сокращает свои издержки на непрофильную деятельность (что особенно актуально для небольших предприятий, а также при внешнеторговых сделках). Финансовый агент не только получает за данные услуги отдельное вознаграждение, но и обеспечивает корректное оформление документации и учет задолженности, что облегчает ему процедуру ее взыскания.
2. Исторически факторинг выделился из договора комиссии: торговые агенты, помимо продажи произведенных клиентом товаров, стали осуществлять его финансирование, выплачивая денежные средства до фактической реализации товара, т.е. принимать на себя риски неплатежа со стороны покупателей. Со временем отношения, возникшие как торговое посредничество, трансформировались в финансовую операцию и стали составной частью банковской деятельности.
В современном праве, учитывая схожесть правового регулирования, финансирование под уступку денежного требования зачастую рассматривается как вид договора цессии. Вместе с тем, в отличие от цессии, основным предоставлением по договору факторинга является не передача прав, а именно финансирование, предоставление денежных средств, поэтому экономически факторинг правильнее рассматривать как одну из форм кредита<1>, а договор факторинга следует отнести к договорам, направленным на оказание финансовых услуг.
--------------------------------
<1> При этом договор факторинга является самостоятельной договорной конструкцией, к которой не применяются, даже субсидиарно, правила ГК о кредите и займе.
3. Отношения, связанные с финансированием под уступку денежного требования, регулируются положениями гл. 43 ГК.
При этом правила гл. 43, регламентирующие передачу прав как исполнение по сделке, не исключают возможности субсидиарного применения правил об общегражданской цессии, закрепленных в гл. 24 ГК.
Важнейшим международно-правовым актом в области факторинга является Конвенция УНИДРУА по международным факторинговым операциям, заключенная в Оттаве 28 мая 1988 г. Российская Федерация присоединилась к Конвенции только в 2015 г. <1>, однако именно Конвенция послужила основой для разработки положений о договоре финансирования под уступку денежного требования, включенных в ГК.
--------------------------------
<1> См.: Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 86-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА по международным факторинговым операциям" // СЗ РФ. 2014. N 19. Ст. 2291.
§ 2. Общая характеристика договора финансирования
под уступку денежного требования
1. Договор финансирования под уступку денежного требования (факторинг) - это соглашение, в силу которого одна сторона (финансовый агент, фактор) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это требование (1) в качестве встречного исполнения по договору либо (2) в качестве обеспечения исполнения обязательства по возврату полученных денежных средств (ст. 824 ГК). Кроме того, обязанность фактора может состоять также в ведении для клиента бухгалтерского учета и предоставлении ему других финансовых услуг, связанных с денежными требованиями, являющимися предметом уступки.
2. Договор факторинга является:
- реальным либо консенсуальным;
- односторонне обязывающим либо двусторонне обязывающим;
- возмездным.
Положения п. 1 ст. 824 ГК, предусматривающие для признания договора заключенным как передачу/уступку, так и обязанность передачи/уступки денежных средств / денежных требований, допускают, таким образом, возможность конструирования договора факторинга по модели как реального, так и консенсуального договора. Более того, возможна ситуация, при которой заключение договора факторинга будет совпадать с его исполнением (фактор передает денежные средства, а клиент уступает права).
Реальный договор факторинга может быть односторонне обязывающим (если момент заключения договора сопряжен с исполнением одной из сторон всех ее обязанностей по договору) либо двусторонне обязывающим, консенсуальный договор - всегда двусторонне обязывающим.
Договор финансирования под уступку денежных требований является возмездным. Размер вознаграждения фактора может быть выражен в твердой сумме, в виде процента от стоимости уступленных требований и т.п. За предоставление клиенту финансовых услуг фактор также получает отдельное комиссионное вознаграждение.
3. По критерию принятия финансовым агентом риска неплатежа выделяют регрессный<1> (при котором финансовый агент имеет право требовать возмещения от клиента в случае неисполнения обязательства должником) факторинг и факторинг без права регресса (безоборотный), при котором риск неисполнения обязательства должником полностью переходит к финансовому агенту. В соответствии с действующим законодательством (п. 3 ст. 827 ГК) по общему правилу факторинг является безоборотным, однако большая часть факторинговых операций на российском рынке - факторинг с правом регресса.
--------------------------------
<1> Право финансового агента требовать от клиента исполнения денежного обязательства, не исполненного должником, в терминологии, применяемой в российском законодательстве, не является регрессным (обратным) требованием, однако данный термин широко используется в экономической и юридической литературе.
В зависимости от осведомленности должника об уступке права требования выделяется открытый, т.е. предусматривающий уведомление должника клиента о состоявшейся уступке требований, и закрытый (конфиденциальный) факторинг, при котором должник уведомляется о заключении договора только в случае просрочки. При иных обстоятельствах исполнение производится им непосредственно клиенту, который затем перечисляет полученные средства финансовому агенту. Действующее российское законодательство формулирует правила о финансировании под уступку денежного требования по модели открытого факторинга.
По местонахождению сторон сделки факторинг делится на внутренний (при котором участники факторинговых отношений, включая должника, осуществляют свою деятельность на территории одного государства) и внешний (международный).
В зависимости от того, по какой модели предоставляется финансирование, выделяют покупной (при котором финансовый агент приобретает требования у клиента) и обеспечительный (при котором требования передаются в обеспечение обязательства по возврату финансирования) факторинг.
Кроме того, финансирование может предоставляться с оказанием сопутствующих финансовых услуг в отношении задолженности и без их предоставления. В отличие от "классического" факторинга по действующему российскому законодательству предоставление финансовых услуг не является обязательным признаком финансирования под уступку денежного требования (п. 2 ст. 824 ГК).
4. Стороны договора финансирования под уступку денежного требования:
- финансовый агент (фактор);
- клиент.
На стороне финансового агента может выступать любая коммерческая организация. Крупнейшими факторинговыми компаниями в России являются банки или их дочерние организации.
Закон не устанавливает особых требований к клиенту по договору финансирования под уступку денежного требования. Вместе с тем особые основания уступаемых прав (они должны вытекать из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг), а также оказание клиенту финансовых услуг, в том числе по ведению бухгалтерского учета, предполагают, что клиент является лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность.
Третье лицо (должник) не является субъектом договора факторинга, вместе с тем он участвует в отношениях, связанных с уступкой прав.
5. Законодательством не установлено специальных требований к форме договора факторинга. Поскольку, как указывалось ранее, финансовым агентом может быть только коммерческая организация (юридическое лицо), договор в силу подп. 1 п. 1 ст. 161 ГК заключается в письменной форме. При этом, учитывая, что исполнение по договору факторинга состоит в том числе в передаче прав, должны быть выполнены условия о форме уступки требования, установленные ст. 389 ГК.
На практике зачастую между финансовым агентом и клиентом заключается генеральное (рамочное) соглашение об уступке/обслуживании всей дебиторской задолженности клиента (предварительный договор факторинга), в рамках которого по разовым договорам осуществляется финансирование и передаются права из конкретных договоров поставки, подряда и пр.
Передача требований во исполнение договора факторинга может быть произведена отдельным актом, составленным как одновременно с текстом основного договора, так и после его заключения.
§ 3. Содержание и динамика финансирования
под уступку денежного требования
1. Основной обязанностью финансового агента является предоставление в качестве финансирования клиенту денежных средств. Финансирование может быть осуществлено единовременно либо выплачиваться по частям; выражаться в российской или иностранной валюте (при международном факторинге). В соответствии с условиями договора (обычно если отношения между фактором и клиентом носят длительный характер) в обязанность финансового агента также входит оказание клиенту комплекса финансовых услуг.
2. Встречным предоставлением по договору факторинга является уступка денежного требования. Уступка неденежных требований данной договорной конструкцией не охватывается. При этом п. 1 ст. 824 ГК предусматривает, что передаваемые требования должны вытекать из предоставления клиентом товаров, выполнения работ или оказания услуг. Доктрина и судебная практика толкуют данное положение закона чрезвычайно узко.
Во-первых, имеет значение основание уступаемых прав. Не могут быть переданы права из договоров, не указанных в п. 1 ст. 824 ГК: аренды, страхования, займа и пр. Не подлежат уступке по договору факторинга требования из договоров, заключаемых между физическими лицами - непредпринимателями.
Во-вторых, поставить товары, выполнить работы или оказать услуги должен сам клиент. Передача по факторинговой сделке прав, полученных на основании уступки, не допускается.
Уступаемые денежные требования должны быть надлежащим образом индивидуализированы: указан их размер (сумма, валюта), основания возникновения (реквизиты, предмет и стороны договора).
Аналогично правилам об общегражданской цессии (ст. 388.1 ГК) по договору факторинга могут быть переданы не только существующие, но и "будущие" денежные требования, по которым еще не наступил срок исполнения, в том числе и по договорам, которые на момент уступки еще не заключены. Будущие требования должны быть определены в договоре способом, позволяющим его идентифицировать не позднее чем в момент возникновения. Будущие права считаются перешедшими к финансовому агенту в момент их возникновения или по наступлении иного предусмотренного договором события. При этом дополнительного оформления уступки в этих случаях не требуется (ст. 826 ГК).
На практике распространены случаи заключения договоров факторинга, по которым права передаются финансовому агенту по группе однородных требований (по должнику, виду торговой операции, периоду и пр.), "оптом". В данном случае требования к индивидуализации существенно снижены, однако при любых обстоятельствах уступаемые права должны быть определены способом, позволяющим достоверно установить связь той или иной сделки факторинга с конкретной дебиторской задолженностью.
Уступаемое требование должно быть действительным. Кроме того, клиенту не должны быть известны обстоятельства, вследствие которых должник вправе его не исполнять, например о нарушении условий о количестве и качестве поставленного товара (ст. 827 ГК).
Клиент обязан предоставить фактору доказательства того, что он произвел поставку товаров, например счета-фактуры, содержащие указание на совершение платежа финансовому агенту.
В случае оказания фактором клиенту финансовых услуг последний также обязан уплатить вознаграждение за их предоставление.
Обязанность клиента может состоять не в уступке прав в пользу финансового агента, а в возврате полученных денежных средств (абз. 2 п. 1 ст. 824, п. 2 ст. 831 ГК). В данном случае уступка прав будет нести обеспечительную функцию, являться гарантией возврата полученного клиентом финансирования (так называемая обеспечительная уступка денежного требования).
В указанном случае при исполнении клиентом обязанности по возврату полученных средств переданные финансовому агенту права подлежат переводу обратно на клиента.
Возможен и иной вариант моделирования обеспечительной уступки, когда права считаются перешедшими к финансовому агенту только при просрочке клиента по возврату суммы финансирования.
3. Должник клиента должен быть уведомлен о состоявшейся уступке. Уведомление может быть осуществлено как клиентом, так и финансовым агентом. На практике уведомление должника клиентом обычно происходит указанием финансового агента в первичной документации (товарные накладные, счета-фактуры) в качестве получателя средств по оплате.
Обязанность по уведомлению должника о состоявшейся уступке может быть возложена и на финансового агента. В таком случае, учитывая повышенные риски должника по исполнению обязательства ненадлежащему лицу, финансовый агент по просьбе должника обязан предоставить доказательства того, что уступка действительно имела место (предоставить оригинал договора, акта передачи прав, письмо клиента и т.п.). При непредоставлении таких доказательств должник имеет право исполнить обязательство первоначальному кредитору (клиенту).
При покупном факторинге финансовый агент имеет право на получение от должника всех сумм по уступленному денежному требованию, в том числе превышающих размер финансирования. Однако при передаче требований в обеспечение обязательства по возврату финансирования финансовый агент обязан перечислить клиенту полученные от должника средства, превышающие размер основного (обеспечиваемого) обязательства. И напротив, при платеже в меньшем размере клиент продолжает отвечать перед фактором за остаток долга (ст. 831 ГК).
Генеральное правило цессии о том, что положение должника не может ухудшаться при передаче права, в связи с чем он сохраняет все имевшиеся возражения (ст. 386 ГК), в полной мере действует и в отношениях финансирования под уступку денежного требования. Так, должник имеет право предъявить к зачету требования, основанные на договоре с клиентом, имевшиеся к моменту получения уведомления об уступке прав в пользу финансового агента (ст. 832 ГК).
Однако содержащийся в договоре, из которого передаются права, запрет уступки, как и по общему правилу, установленному п. 3 ст. 388 ГК, не является препятствием для заключения договора факторинга, уступка будет действительной (п. 1 ст. 828 ГК). Вместе с тем клиент в данном случае будет нести ответственность перед своим должником за причиненные тому убытки (например, связанные с дополнительными расходами по исполнению обязательства). При этом последующая уступка денежного требования не допускается, если иное не предусмотрено договором (ст. 829 ГК).
4. Клиент отвечает перед фактором за действительность (наличность) уступаемых прав, но по общему правилу не несет ответственности за исполнение переданных требований третьим лицом (п. 1 ст. 827 ГК).
При этом стороны могут предусмотреть в договоре установление ответственности за исполнимость требований.