Глава 43. перевозка. транспортная экспедиция

§ 1. Общая характеристика, значение и виды

договоров перевозки

1. Транспорт в любой стране - одна из важнейших отраслей экономики, которая обеспечивает эффективность ее развития не только в целом, но и отдельных ее регионов. С помощью транспорта осуществляются перевозки грузов, пассажиров, багажа. Транспортная деятельность является видом предпринимательской деятельности.

2. Не существует единого транспортного договора как отдельного вида гражданско-правового обязательства <1>. В литературе высказаны различные мнения по вопросу существования системы "транспортные договоры", "транспортные обязательства"<2>. Некоторые выделяют в системе гражданско-правовых договорных обязательств самостоятельную группу транспортных договоров. При этом авторы используют различные критерии градации: субъектный состав - участие в договоре транспортной организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющего транспортную деятельность; вид оказываемых услуг (перемещение с помощью транспортных средств груза, почты, пассажира, багажа); "направленность транспортных договорных обязательств"<3>. Другие авторы отрицают введение категории "транспортные договоры", мотивируя свою позицию тем, что "в сфере транспортной деятельности используются самые разные договоры и типы и виды гражданско-правовых обязательств"<4>.

--------------------------------

<1> См., например: Залесский В.В. Глава X: Транспортные договоры // Гражданское право: Учебник / Под ред. В.В. Залесского. М., 1998. Ч. 2: Обязательственное право. С. 309.

<2> Транспортными называются обязательства по перевозке грузов, пассажиров и багажа, а также иные обязательства по оказанию транспортных услуг, связанных с перевозкой, либо направленные на перемещение грузов иным способом (см.: Валеев Д.Х. Глава 41: Перевозка и иные транспортные обязательства // Гражданское право: Учебник: В 3 т. / Под ред. А.П. Сергеева. М., 2010. Т. 2. С. 511).

<3> См.: Морозов С.Ю. Транспортное право: Учебник. М., 2005. С. 11.

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник"Российское гражданское право: В 2 т. Обязательственное право" (том 2) (отв. ред. Е.А. Суханов) включен в информационный банк согласно публикации - Статут, 2011 (2-е издание, стереотипное).

<4> См.: Витрянский В.В. Глава 43: Транспортные и экспедиционные обязательства // Российское гражданское право: Учебник: В 2 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. М., 2010. Т. II: Обязательственное право. С. 675.

3. Транспортные договоры - это соглашения, заключаемые в целях организации, обеспечения и осуществления перевозок грузов, почты, пассажиров и багажа <1>. Понятие "транспортные договоры" шире понятия "договоры перевозки". В системе договорных гражданско-правовых обязательств по возмездному оказанию услуг как самостоятельный вид выделяются обязательства из договоров перевозки (гл. 40 ГК).

--------------------------------

<1> См. также определения и классификации транспортных договоров: Гречуха В.Н. Транспортное право России: Учебник для магистров. М., 2013. С. 98 - 102; Морозов С.Ю. Транспортное право: Учебник. С. 13; Рузакова О.А. Гражданское право: Курс лекций. М., 2005. С. 428 - 429; и др.

Договоры перевозки как обобщающее понятие могут быть определены как система соглашений о перевозке за плату различными видами транспорта общего пользования грузов, почты, пассажиров, багажа и грузобагажа.

Следует учитывать то обстоятельство, что законодательное регулирование отношений по оказанию услуг перевозки, отношений по обеспечению заключения и исполнения договоров перевозки происходит только в том случае, если перевозка как услуга осуществляется транспортом общего пользования (п. 1 ст. 789 ГК) за плату. Соответственно, исключаются из рассматриваемой сферы отношения, возникающие в связи с перевозками различными видами транспорта для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя.

4. Порядок заключения договора перевозки и законодательного регулирования возникающих отношений зависит от вида перевозки. Называя гл. 40 ГК "Перевозка", законодатель не формулирует легальное определение данного понятия. В транспортных уставах и кодексах определяются только виды и разновидности перевозок (ст. 2 УЖТ, ст. 101 Воздушного кодекса, ст. ст. 67, 68, 95, 160 КВВТ, ст. ст. 2, 4, п. 1 ст. 115 КТМ, ст. 1 УАТ).

5. Перевозка - вид предпринимательской деятельности <1>, в ходе которой перевозчик за плату осуществляет перемещение груза, почты, пассажира, багажа из пункта отправления в пункт назначения с использованием транспортного средства. В российском законодательстве содержится формальный подход: транспортом, используемым в связи с перевозкой, признаются только те перевозочные средства, которые указываются в специальном транспортном законодательстве <2> (п. 2 ст. 784 ГК) и имеют правовой режим транспорта общего пользования (ст. 789 ГК). Договор перевозки порождает обязательство по возмездному оказанию услуг, поскольку результат деятельности перевозчика не имеет материального выражения, реализуется и потребляется в процессе осуществления этой деятельности.

--------------------------------

<1>Перевозочная деятельность - деятельность, связанная с выполнением организационных и технологических операций по безопасному перемещению грузов, пассажиров и багажа автомобильным, железнодорожным, воздушным, водным и другими видами транспорта, осуществляемая на основе договора или других законных основаниях и с соблюдением норм и правил законодательства о транспортной деятельности (см. ст. 3 Модельного закона о транспортной деятельности. Принят в г. Санкт-Петербурге Постановлением от 31 октября 2007 г. N 29-8 на 29-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ).

<2> См.: Мурзин Д.В. Глава 56: Транспортные договоры. Общие положения // Гражданское право: Учебник: В 3 т. / Под общ. ред. С.А. Степанова. М. - Екатеринбург, 2011. Т. 2. С. 361.

6. Важнейшую особенность отношений по перевозкам грузов, пассажиров и багажа составляет то обстоятельство, что они оформляются не одним договором, а системой договорных обязательств <1>. При этом наряду с обязательством по перевозке возникают договорные обязательства иных видов. Такие обязательства возникают из договоров, обеспечивающих заключение и исполнение договора перевозки (транспортные организационные договоры, договоры между перевозчиком и владельцем транспортных инфраструктур по оказанию услуг по использованию инфраструктуры для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа (см. ст. 2 УЖТ), договоры по возмездному оказанию в процессе перевозки различного вида иных услуг, в том числе договоры транспортной экспедиции (ст. 801 ГК), договоры буксировки (ст. 88 КВВТ, ст. 225 КТМ) и др.

--------------------------------

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник"Российское гражданское право: В 2 т. Обязательственное право" (том 2) (отв. ред. Е.А. Суханов) включен в информационный банк согласно публикации - Статут, 2011 (2-е издание, стереотипное).

<1> См.: Витрянский В.В. Указ. соч. С. 674.

Договор перевозки может включать условия, содержащие элементы других договоров (подряда, хранения и др.), например предусматривать обязанность перевозчика выполнить погрузочно-разгрузочные работы (ст. 9 УЖТ).

Глава 40 ГК предусматривает возможность заключения в сфере перевозочной деятельности следующих групп договоров.

Во-первых, договоры перевозки (договор перевозки груза, договор перевозки пассажиров и багажа) (п. 1 ст. 784, ст. ст. 785, 786 ГК) <1>. В целях транспортировки грузов, пассажиров, багажа может заключаться договор фрахтования (чартер) (ст. 787 ГК), который содержит в себе элементы договора аренды <2>.

--------------------------------

<1> В гл. 40 ГК отдельно не выделяется договор перевозки почтовых отправлений. В качестве самостоятельного вида договора перевозки предусмотрена перевозка почтовых отправлений в транспортных уставах и кодексах (см., например, ст. 3 УЖТ, ст. 103 КВВТ).

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник"Российское гражданское право: В 2 т. Обязательственное право" (том 2) (отв. ред. Е.А. Суханов) включен в информационный банк согласно публикации - Статут, 2011 (2-е издание, стереотипное).

<2> В настоящей главе не рассматривается договор фрахтования, поскольку он имеет свою специфику, обусловленную элементами договора аренды (см. также: Витрянский В.В. Указ. соч. С. 675; Майфат А.В. Глава 58: Транспортные договоры. Договор перевозки груза // Гражданское право: Учебник: В 3 т. / Под общ. ред. С.А. Степанова. Т. 2. С. 377).

Во-вторых, организационные договоры (договор об организации перевозок, договор об организации работы по обеспечению перевозок, договор о прямом смешанном сообщении) (ст. ст. 798, 799, 788 ГК). Могут заключаться и иные, не поименованные в ГК организационные договоры, например договор о подаче транспортных средств под погрузку и предъявлении груза к перевозке <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Морозов С.Ю. Система транспортных организационных договоров. М., 2011.

Специальное транспортное законодательство построено таким образом, что оно регулирует отношения по перевозкам различными видами транспорта. Данное обстоятельство позволяет выделять договоры перевозки, осуществляемые транспортом: наземным (железнодорожным, автомобильным, городским наземным электрическим), воздушным, водным (морским, внутренним водным транспортом Российской Федерации) (ст. 1 УЖТ, ст. 1 УАТ, ст. 32 Воздушного кодекса, ст. 2 КТМ, ст. 3 КВВТ).

В системе российского транспортного законодательства, которое будет рассмотрено ниже, нет действующих нормативных актов, регулирующих отношения по перевозкам пассажиров и их ручной клади внеуличными видами транспорта<1>. К ним относят метрополитен, монорельсовый транспорт, подвесную канатную дорогу транспортную (канатная дорога), фуникулер транспортный (наземная канатная дорога транспортная). Приняты только различные подзаконные акты, акты субъектов Федерации, утверждающие правила перевозки пассажиров различными видами внеуличного транспорта <2>. Перевозка на данных внеуличных видах транспорта предполагает заключение договора перевозки пассажира и его ручной клади конкретным видом внеуличного транспорта.

--------------------------------

<1> Планируется принятие специального закона. Минтрансом России подготовлен проект Федерального закона "О метрополитенах и других видах внеуличного транспорта и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по состоянию на 13 июля 2015 г.).

<2> См., например: Приказ Комитета по транспорту Администрации Санкт-Петербурга от 29 июня 1998 г. N 233 "Об утверждении Правил пользования Петербургским метрополитеном" (ред. от 3 июня 2015 г.).

В зависимости от осуществления перевозки в пределах Российской Федерации либо за ее пределами различаются перевозки внутригосударственные и международные<1>.

--------------------------------

<1>Перевозки в международном сообщении - перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа между Российской Федерацией и иностранными государствами, в том числе транзит по территории Российской Федерации, в результате которых пассажиры, грузы, багаж, грузобагаж пересекают Государственную границу Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации (см., например, ст. 2 УЖТ).

В зависимости от количества перевозчиков, участвующих в перевозке по единому транспортному документу, разграничиваются перевозки местного сообщения, прямого сообщения и прямого смешанного (комбинированного) сообщения.

Перевозки местного сообщения - перевозки в пределах территориальных границ деятельности одной транспортной организации, осуществляемые по единому транспортному документу. Перевозки прямого сообщения - перевозки, осуществляемые несколькими транспортными организациями одного вида транспорта по единому транспортному документу <1>. Перевозки прямого смешанного (комбинированного) сообщения - перевозки, осуществляемые несколькими транспортными организациями различных видов транспорта, но по единому транспортному документу, оформленному на весь маршрут следования (ст. 788 ГК). В сфере железнодорожного транспорта выделяются перевозки в непрямом смешанном сообщении - перевозки, осуществляемые в пределах территории Российской Федерации несколькими видами транспорта по отдельным перевозочным документам на транспорте каждого вида (ст. 2 УЖТ).

--------------------------------

<1> Например, перевозки в прямом железнодорожном сообщении - перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, порожних грузовых вагонов между железнодорожными станциями в Российской Федерации с участием одной и более инфраструктур по единому перевозочному документу, оформленному на весь маршрут следования (ст. 2 УЖТ).

§ 2. Источники правового регулирования

отношений по перевозке

Гражданский кодекс включает в себя гл. 40"Перевозка", которая содержит базовые нормы, регулирующие отношения по возмездному оказанию услуг по перевозке груза, пассажиров и багажа, а также отношения по организации и обеспечению перевозок. В силу прямого указания закона общие нормы гл. 39 ГК, регулирующие отношения по возмездному оказанию услуг, не применяются к регулированию отношений по перевозке (п. 2 ст. 779 ГК).

Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (п. 2 ст. 784 ГК). Транспортные уставы и кодексы имеют статус федеральных законов и должны учитывать требование п. 2 ст. 3 ГК, согласно которому нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК. Отношения по перевозке также регулируются нормами международного права (ст. 7 ГК), иными федеральными законами и правовыми актами, содержащими нормы гражданского права (ст. 3 ГК), обычаями, сложившимися в сфере предпринимательской деятельности по перевозке грузов, пассажиров и багажа (ст. 5 ГК).

При регулировании отношений перевозки условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон (п. 2 ст. 784 ГК). Нормами ГК, транспортных уставов и кодексов, иных законов и издаваемыми в соответствии с ними правилами может быть установлено иное (п. 2 ст. 784 ГК).

Федеральными законами были приняты следующие транспортные уставы и кодексы:

- Воздушный кодекс Российской Федерации;

- Кодекс торгового мореплавания;

- Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации;

- Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации;

- Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.

Деятельность транспорта общего пользования и общие условия перевозки грузов, почты, пассажиров, багажа и грузобагажа определяются специальными федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними правилами, а также обычаями, сложившимися в сфере осуществления предпринимательской транспортной деятельности, о чем будет сказано при рассмотрении отдельных видов договоров перевозки.

§ 3. Договор перевозки груза

1. Договор перевозки груза - это соглашение, в силу которого перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК). Приведенное определение договора будет распространяться также и на соглашения по перевозке железнодорожным транспортом порожних грузовых вагонов.

Груз - это в том числе изделия, предметы, полезные ископаемые, материалы, сырье, отходы производства и потребления, принятые в установленном порядке для перевозки в грузовых вагонах, контейнерах (ст. 2 УЖТ, см. также п. 3 ст. 2 УАТ).

Помимо норм транспортных уставов и кодексов, в рассматриваемой сфере действуют Федеральные законы "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон о железнодорожном транспорте), "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о морских портах) и др. Отношения по перевозкам транспортом общего пользования грузов, порожних грузовых вагонов (при перевозке железнодорожным транспортом) также регулируются иными правовыми актами, обычаями, сложившимися в сфере осуществления предпринимательской транспортной деятельности.

2. Договор перевозки груза в большинстве случаев имеет конструкцию реального договора. Для его заключения необходимо, чтобы грузоотправитель передал груз перевозчику. Может заключаться как реальный, так и консенсуальный договор морской перевозки груза (торговое мореплавание) <1>, а также договор перевозки груза автомобильным транспортом <2>. При конструкции консенсуального договора перевозки передача груза для заключения договора не требуется. Достаточно, чтобы перевозчик и отправитель (грузоотправитель) достигли соглашения по всем существенным условиям договора.

--------------------------------

<1> По договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (далее - получатель), отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт) (п. 1 ст. 115 КТМ).

<2> Договор перевозки груза может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозок грузов - заявки грузоотправителя (п. 5 ст. 8 УАТ).

Договор перевозки груза является возмездным. Провозная плата вносится грузоотправителем до приема груза к перевозке. По соглашению сторон (перевозчика и отправителя) груз может быть принят к перевозке до внесения провозной платы в установленный срок.

Договор перевозки груза определяется как взаимный. У каждой из сторон договора перевозки есть права и корреспондирующие с ними обязанности другой стороны.

Договор перевозки груза транспортом общего пользования будет иметь публичный характер, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов по обращению любого гражданина или юридического лица (ст. 789 ГК).

3. Сторонами договора перевозки груза в ГК названы перевозчик и отправитель (ст. 785 ГК) (грузоотправитель). В перевозочных отношениях также участвует получатель (грузополучатель) - лицо, управомоченное на получение груза. Грузополучатель не участвует в заключении договора перевозки груза. Исключением может служить случай, когда грузоотправитель и грузополучатель совпадают в одном лице. Например, если отправитель направляет груз в адрес своего филиала. При несовпадении отправителя и получателя в одном лице последний наделяется правовым статусом третьего лица. Данный договор перевозки груза относится к числу договоров в пользу третьего лица (ст. 430 ГК). Правовыми предпосылками такого договора следует признать наличие между грузоотправителем и грузополучателем другого гражданско-правового договора (купли-продажи, поставки и др.) <1>. Следует отметить, что грузоотправитель и грузополучатель взаимными правами и обязанностями в рамках договора перевозки груза не обладают. Каждый из них обладает правами и обязанностями по отношению к перевозчику. Правовая связь между грузоотправителем и перевозчиком возникает из договора перевозки груза, а между грузоотправителем и грузополучателем - из иного договора (купли-продажи, мены, аренды и др.), на основании которого грузополучатель наделяется правом требовать исполнения обязанности перевозчиком как третьим лицом (ст. 313 ГК). По общему правилу грузополучатель, как управомоченное лицо, являясь третьим лицом по отношению к сторонам договора перевозки, наделяется правом требовать от перевозчика выдачи груза, отгруженного в его адрес отправителем. Грузополучатель, не являясь стороной договора перевозки, обладает и некоторыми обязанностями по отношению к перевозчику. По договору перевозки груза грузополучатель получает не только права, но и обязанности, закрепленные в транспортных уставах и кодексах <2>, например получить груз, прибывший в его адрес.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Шешенин Е.Д. Глава 37: Перевозка // Советское гражданское право: Учебник: В 2 т. / Под ред. О.А. Красавчикова. 3-е изд., испр. и доп. М., 1985. Т. 2. С. 234.

<2> Там же.

По своему правовому статусу стороны договора перевозки груза - субъекты предпринимательской деятельности, что не исключает участия в таких договорах некоммерческих организаций (п. 4 ст. 50 ГК) <1>. По общему правилу перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки определенным видом транспорта общего пользования обязанность доставить вверенный им отправителем груз из пункта отправления в пункт назначения и выдать его получателю. Грузоотправитель - физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза и указано в перевозочном документе.

--------------------------------

<1> См., например: ст. 2 УЖД, ст. 100 Воздушного кодекса, ст. 2 УАТ, ст. 3 КВВТ, п. 3 ст. 115 КТМ.

Специфика правового статуса перевозчиков, осуществляющих перевозку различными видами транспорта, конкретизируется транспортными уставами и кодексами, федеральными законами. Например, особый правовой статус имеют перевозчики по договору перевозки груза железнодорожным транспортом, автомобильным транспортом общего пользования.

В случаях, предусмотренных Законом о лицензировании отдельных видов деятельности (ст. 12), для осуществления перевозки груза требуется наличие у перевозчика лицензии.

При перевозках в прямом или в прямом смешанном сообщении возникает обязательство с множественностью лиц на стороне перевозчика.

4. Порядок заключения договора перевозки груза и особенности законодательного регулирования возникающих при этом отношений зависят от вида перевозки и юридической конструкции соответствующего договора.

Договору перевозки грузов всегда предшествуют организационные предпосылки - подача перевозчиком транспортных средств под погрузку (п. 1 ст. 791 ГК). Такие действия обязан совершить перевозчик во исполнение обязательств, возникающих из принятой им от отправителя заявки (заказа), договора перевозки груза или договора об организации перевозок грузов (п. 1 ст. 791 ГК).

Договор перевозки груза, имеющий конструкцию реального, считается заключенным с момента вручения отправителем груза перевозчику. При перевозке груза морским, автомобильным, внутренним водным транспортом момент заключения договора зависит от его юридической конструкции. Если такой договор перевозки груза конструируется как консенсуальный, он считаются заключенным между отправителем и перевозчиком с момента достижения между ними соглашения по всем существенным условиям договора. В этом случае перевозчик обязуется доставить груз, который ему передаст отправитель в будущем <1>. При реальной конструкции заключенного договора он считается заключенным с момента вручения отправителем груза перевозчику.

--------------------------------

<1> Например, по договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (далее - получатель), отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт) (п. 1 ст. 115 КТМ).

Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом) (п. 2 ст. 785 ГК, ст. 25 УЖТ, ст. 105 Воздушного кодекса, ст. 67 КВВТ, ст. ст. 117, 143 КТМ, ст. 8 УАТ). В подтверждение заключения договора перевозки груза отправителю выдается копия транспортной накладной, при перевозке железнодорожным транспортом - квитанция о приеме груза (ст. 25 УЖТ). Договор перевозки груза морским транспортом должен быть заключен в письменной форме (п. 1 ст. 117 КТМ). Наличие и содержание договора морской перевозки груза могут подтверждаться чартером, коносаментом или другими письменными доказательствами (ст. 117 КТМ).

Требования к оформлению и содержанию транспортных документов устанавливаются в транспортных уставах и кодексах, а также в соответствующих правилах перевозок грузов различными видами транспорта общего пользования.

5. Существенное условие договора перевозки груза - условие о предмете договора, это транспортные услуги перевозчика по доставке определенным видом транспорта вверенного отправителем груза в пункт назначения, с последующей его выдачей управомоченному на получение груза лицу (получателю) (п. 1 ст. 785 ГК). Характер оказываемых транспортных услуг и их объем зависят от вида договора перевозки груза. Услуги по перевозке груза в своем комплексе могут включать погрузочно-разгрузочные работы, пломбирование транспортных средств, контейнеров, услуги по хранению груза и иные виды услуг, обеспечивающих исполнение договора перевозки груза (ст. 9 УЖТ, ст. ст. 11 - 13 УАТ, ст. ст. 69, 72 КВВТ, ст. 150 КТМ).

Условие договора о цене услуг по перевозке груза: за перевозку грузов взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами (п. 1 ст. 790 ГК). Плата за перевозку грузов транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами (п. 2 ст. 790 ГК). Договор перевозки груза может содержать условие о цене работ и иных услуг, которые обеспечивают его исполнение.

Как и в любом возмездном договоре, стороны предусматривают условие о порядке, форме и сроках расчетов за оказанные услуги по перевозке груза.

В консенсуальных договорах перевозки груза стороны согласуют условие о сроках и порядке предоставления транспортных средств, контейнеров под погрузку для последующей перевозки грузов (п. 1 ст. 791 ГК, п. 1 ст. 9 УАТ, ст. 73 КВВТ, ст. ст. 126, 129 КТМ), а также условие о порядке и сроках предъявления грузов к перевозке. При заключении реальных договоров перевозки грузов такие условия предусматриваются в разовой заявке на принятие груза к перевозке, направляемой отправителем перевозчику и впоследствии принятой им к исполнению, либо в заявке, которую предварительно должен представить отправитель перевозчику в соответствии с условиями долгосрочного договора об организации перевозок (п. 1 ст. 791 ГК).

В договоре перевозки груза стороны могут согласовать условие о порядке и о сроках его погрузки (выгрузки), с соблюдением положений, предусмотренных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (ст. 791 ГК).

По договору перевозки условия о сроках доставки груза получателю определяются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами (ст. 33 УЖТ, ст. 14 УАТ, ст. 109 Воздушного кодекса, ст. 76 КВВТ, ст. 152 КТМ), а при отсутствии таких сроков доставка осуществляется в разумный срок (ст. 792 ГК).

6. Объем прав и обязанностей перевозчика и отправителя по договору перевозки груза зависит от особенностей юридической конструкции заключаемого договора.

По реальному договору основная обязанность перевозчика - доставка вверенного ему отправителем груза в пункт назначения и выдача его управомоченному на получение груза лицу (получателю) (п. 1 ст. 785 ГК). По консенсуальному договору, в частности при морской перевозке груза, перевозчик обязан доставить груз, который ему передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю) (п. 1 ст. 115 КТМ).

В зависимости от вида транспорта, на котором будет осуществлена перевозка груза, обязанности по погрузке, размещению, креплению груза и последующей его выгрузке распределяются между отправителем и перевозчиком в соответствии с нормами, установленными транспортными уставами, кодексами и соответствующими правилами перевозок, в частности с соблюдением технических норм (см., например, ст. 23 УЖТ). В зависимости от технических возможностей грузоотправителя и грузоперевозчика такие обязанности могут устанавливаться на основании соглашения сторон договора перевозки груза.

Перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами (ст. 33 УЖТ, ст. 14 УАТ, ст. 109 Воздушного кодекса, ст. 76 КВВТ, ст. 152 КТМ), а при отсутствии таких сроков в разумный срок (ст. 792 ГК).

Перевозчик обязан обеспечить сохранность груза во время перевозки (ст. 25 УЖТ, ст. 103 Воздушного кодекса, ст. 67 КВВТ, ст. 150 КТМ).

При консенсуальной конструкции договора грузоотправитель обязан своевременно предъявить груз к перевозке. Во всех остальных случаях права и обязанности грузоотправителя не зависят от конструкции договора. Грузоотправитель обязан поместить груз в требуемую тару, осуществить его маркировку, указать в отгрузочных документах необходимые сведения о грузе, в том числе объявить о его цене. Грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату и иные необходимые платежи, как правило, до момента отправления груза, если иное не установлено транспортными уставами или кодексами, правилами перевозки или договором с перевозчиком. На отправителя груза может быть возложена обязанность по его погрузке.

В зависимости от вида подвижного состава и перевозимого в нем груза стороны договора перевозки могут иметь и иные права и обязанности, которые предусмотрены транспортными уставами и кодексами, правилами перевозки грузов.

7. Ответственность сторон по договору перевозки груза (регламентируется ст. ст. 794, 796 ГК, ст. ст. 95 - 106 УЖТ, ст. ст. 34 - 36 УАТ, ст. ст. 116, 118 - 121 Воздушного кодекса, ст. ст. 66 - 120 КВВТ, ст. ст. 166, 169, 170 КТМ).

8. В ст. 797 ГК содержатся правила предъявления претензий и исков по перевозкам грузов. Установлен претензионный порядок урегулирования споров, возникающих из перевозки грузов. До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом (п. 1 ст. 797 ГК, ст. ст. 120, 122 УЖТ, ст. 39 УАТ, ст. 124 Воздушного кодекса, ст. 162 КВВТ, ст. ст. 403, 405 КТМ).

Следует иметь в виду, что сроки предъявления претензий, указанные в транспортных уставах и кодексах, не действуют, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 797 ГК к ведению транспортных уставов и кодексов отнесено регулирование только порядка предъявления претензий из перевозок грузов. Гражданский кодекс не установил сроков на предъявление претензий и не предоставил такую возможность транспортным уставам и кодексам. По действующему законодательству достаточно, чтобы претензия была предъявлена перевозчику в порядке, предусмотренном транспортным уставом и кодексом и в пределах установленного срока исковой давности. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами. Следовательно, такой срок исковой давности исчисляется по правилам, установленным транспортными уставами и кодексами для соответствующего вида перевозки груза. Поэтому иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в 30-дневный срок, но в пределах действия срока исковой давности - один год.

§ 4. Транспортные организационные договоры,

обеспечивающие заключение и исполнение

договоров перевозки груза <1>

--------------------------------

<1> В научной литературе предложено различать транспортные договоры, направленные на организацию разовых перевозок, рамочные организационные договоры между грузоотправителями (грузовладельцами) и перевозчиками, рамочные организационные договоры между транспортными организациями (см.: Морозов С.Ю. Система транспортных организационных договоров. С. 171 - 347).

1. Транспортные организационные договоры можно разделить на две группы.

Во-первых, договоры, обеспечивающие заключение договоров перевозки груза. К таким договорам могут быть отнесены договоры о подаче транспортных средств под погрузку и предъявлении груза к перевозке (п. 1 ст. 791 ГК), долгосрочные договоры об организации перевозок грузов (ст. 798 ГК).

Во-вторых, договоры, обеспечивающие исполнение договоров перевозки груза. Таковыми могут считаться договоры между различными транспортными организациями об организации работы по обеспечению перевозок грузов (соглашения о прямом сообщении, о прямом смешанном сообщении, узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и др.) (ст. ст. 788, 799 ГК). Могут заключаться и иные, не поименованные в ГК организационные договоры <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Морозов С.Ю. Система транспортных организационных договоров. М., 2011.

2. Договоры, обеспечивающие заключение договоров перевозки груза: порядок и сроки предъявления грузов и необходимых для их перевозки транспортных средств должны быть заранее определены и согласованы участниками будущего договора перевозки груза. Договору перевозки грузов, имеющему конструкцию реального договора, всегда предшествуют действия организационного характера: подача перевозчиком транспортных средств под погрузку (п. 1 ст. 791 ГК) <1>. Такие действия обязан совершить перевозчик во исполнение обязательств, возникающих из принятой им от отправителя заявки (заказа), договора перевозки груза или договора об организации перевозок грузов (п. 1 ст. 791 ГК).

--------------------------------

<1> В консенсуальном договоре перевозки грузов стороны согласуют условия об объемах, о сроках и порядке предоставления транспортных средств (их видов), контейнеров под погрузку для последующей перевозки грузов (п. 1 ст. 791 ГК, п. 1 ст. 9 УАТ, ст. 73 КВВТ, ст. ст. 126, 129 КТМ), а также условие о порядке и сроках предъявления грузов к перевозке.

3. Договор о подаче транспортных средств под погрузку и предъявлении груза к перевозке - соглашение, в силу которого перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), исправные транспортные средства (указанные в заявке) в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза (п. 1 ст. 791 ГК).

Договор о подаче транспортных средств под погрузку и предъявлении груза к перевозке является организационным, его специфика проявляется в следующем. Подача грузоотправителем заявки<1> на перевозку груза выполняет функцию оферты, поскольку содержит условия о сроках и порядке предоставления транспортных ср<

Наши рекомендации