Раздел X. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ОКАЗАНИЮ УСЛУГ

Глава 42. ВОЗМЕЗДНОЕ ОКАЗАНИЕ УСЛУГ

§ 1. Понятие обязательства по возмездному оказанию услуг

Обязательство по возмездному оказанию услуг представляет собой правоотношение, в силу которого исполнитель (услугодатель) обязуется предоставить заказчику (услугопоручителю) определенное невещественное (необъективированное) благо (пользу), а заказчик обязуется оплатить исполнителю его действия или деятельность, содержащие это благо.

По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 ГК).

Из приведенного легального определения можно сделать следующие выводы относительно понятия названного договора.

Во-первых, данный договор является консенсуальным.

Во-вторых, поскольку по договору возмездного оказания услуг как исполнитель (услугодатель), так и заказчик (услугополучатель) приобретают субъективные права и возлагают на себя субъективные обязанности, то данный договор является двусторонне обязывающим (взаимным).

В-третьих, данный договор является линейным, т.е. исполнение обязательства по возмездному оказанию услуг осуществляют стороны лично, если иное не предусмотрено договором (ст. 780 ГК). Но данный договор может быть и конструктивным, т.е. исполнение обязательства может быть возложено на третье лицо или договор может быть заключен в пользу третьего лица (особенно часто это встречается в туристском обслуживании, да и в других обязательствах, где услуга по своей экономической природе может быть оказана только физическим лицам).

В-четвертых, данный договор является возмездным (цена - обычное условие договора), т.е. нормы гл. 39 ГК регламентируют отношения исключительно по возмездному оказанию услуг. Некоторые авторы, признавая наличие безвозмездного договора оказания услуг, делают вывод, что данный договор не порождает обязательства по оказанию услуг <1>.

--------------------------------

<1> См.: Гражданское право: Учебник: В 3 т. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2005. Т. 2. С. 634.

В-пятых, договор возмездного оказания услуг имеет сходство с договором подряда. Основное различие заключается в том, что в подряде результатом является конкретная (штучная) вещь (телесная вещь), а результатом действия услугодателя является полезность (услуга), т.е. этот результат необъективирован и не может существовать отдельно от субъектов обязательства.

Учитывая это, законодатель установил, что общие положения о подряде и положения о бытовом подряде применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит нормам гл. 39 ГК и особенностям предмета договора возмездного оказания услуг (ст. 783 ГК РФ).

В-шестых, данный договор в некоторых случаях может быть публичным и договором присоединения, например бытовое обслуживание, услуги связи, медицинские услуги и др.

§ 2. Условия договора возмездного оказания услуг

1. Предметом договора является услуга - определенные действия, результат которых неотделим от самих действий и не овеществлен.

2. Цена. Договор на оказание услуг всегда возмездный, и по общему правилу цена и порядок расчетов определяются соглашением сторон и указываются в договоре (п. 1 ст. 781 ГК). Однако цена не является существенным условием данного договора и при отсутствии соглашения сторон о цене применяются правила, предусмотренные п. 3 ст. 424 ГК, т.е. цена является обычным условием договора возмездного оказания услуг. В определенных случаях цена оказания услуг некоторыми услугодателями может быть фиксированной (устанавливается тарифами, например медицинские услуги).

3. Срок исполнения договора возмездного оказания услуг определяется сторонами и может исчисляться конкретной датой (числом) или периодом времени (длящиеся отношения, например туристское обслуживание). К длящимся отношениям по оказанию услуг (где речь идет о деятельности, а не о действии) будет правомерно применять правила ст. 708 ГК о сроках выполнения работ по договору подряда, а в случаях просрочки услугодателем исполнения обязательства - правила ст. 405 ГК о просрочке должника. В некоторых договорах по оказанию услуг сроки являются существенным условием (зрелищные, образовательные услуги и др.) и их отсутствие в соглашении должно означать, что данный договор является незаключенным.

4. Место исполнения. Одним из характерных признаков услуги является то, что моменты производства (оказания) услуги и ее принятие (потребление) услугополучателем совпадают по времени, т.е. услугу можно оказать только в месте, где одновременно находятся и исполнитель (услугодатель) или третье лицо, на которое услугодатель возложил обязанность по исполнению договора (ст. 313 ГК), и заказчик (услугополучатель). Таким образом, место исполнения договора по оказанию услуг в определенных случаях является существенным условием названного договора (туристское обслуживание, зрелищные услуги, услуги в спорте и др.)

5. Форма. С учетом того обстоятельства, что в гл. 39 ГК нет специальной нормы, устанавливающей форму договора возмездного оказания услуг, применяются общие правила, установленные для формы сделок (ст. ст. 158 - 161 ГК). В некоторых случаях законом может быть установлена специальная форма названного договора, например договор на туристское обслуживание имеет форму путевки, на предоставление зрелищных услуг - форму билета и др.

§ 3. Исполнение обязательств по возмездному оказанию услуг

Субъектами исполнения обязательства являются стороны договора возмездного оказания услуг - исполнитель (услугодатель) или третье лицо, на которое возложено соглашением сторон исполнение обязательства, и заказчик (услугополучатель).

1. Исполнитель (услугодатель).ГК не содержит специальных требований к данному субъекту, однако для оказания некоторых видов услуг требуется специальное разрешение (лицензия) (например, предоставление медицинских, ветеринарных услуг и др.). В других видах деятельности по оказанию услуг иногда специальными законами устанавливаются определенные требования непосредственно к исполнению (например, наличие квалификационного сертификата аудитора, специального образования), а определенными видами деятельности могут заниматься только юридические лица и индивидуальные предприниматели, внесенные в специальные государственные реестры (реестр аудиторов, единый федеральный реестр туроператоров). Таким образом, государство, устанавливая квалификационные требования к исполнителю, в определенной степени решает вопрос о качестве обслуживания.

Говоря о надлежащем исполнении обязательства по оказанию услуг, нужно иметь в виду, что по общему правилу (ст. 780 ГК) исполнитель обязан оказать услугу лично. Это положение обусловлено существенной заинтересованностью заказчика в отношении личности исполнителя (услугодателя), поскольку качество услуги не может быть гарантировано по самой ее природе и практически целиком зависит от квалификации исполнителя. Поэтому только в случаях, предусмотренных соглашением сторон, услугодатель может возложить исполнение договора на третье лицо, т.е. и в этих случаях заказчик имеет возможность определить профессиональное качество непосредственного исполнителя и повлиять на его выбор. Оценивая качество оказания услуг в соответствии со ст. 783 ГК, можно применять общие положения о подряде (ст. ст. 721 - 723 ГК), а если услугополучателем является гражданин-потребитель, то и Закон о защите прав потребителей (ст. ст. 29, 30).

Специфика некоторых видов деятельности по оказанию услуг послужила основанием принятия специальных законов и иных правовых актов, которые регламентируют исполнение соответствующих обязательств. Например, регулирование отношений по туристскому обслуживанию осуществляется Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", Правилами оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2007 г. N 452, оказание услуг связи регламентируется Федеральными законами от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ"О связи", от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ"О почтовой связи" и др.

Большое значение для надлежащего исполнения обязательства по оказанию услуг имеют место и срок их оказания, особенно когда такая деятельность осуществляется в интересах физических лиц и связана с удовлетворением их социальных потребностей (туризм, медицина, зрелищные услуги и др.). В таких случаях прежде всего нужно учитывать, в какой форме оказываются услуги: если в форме действия (одномоментно), то нарушение срока предоставления услуги можно квалифицировать как неисполнение обязательства с последующим отказом заказчика от его исполнения (абз. 2 п. 2 ст. 310 ГК) и взысканием убытков в полном объеме; если оказание услуг осуществляется в форме деятельности (длящееся обязательство) и нарушение со стороны исполнителя касается срока или места предоставления услуги, то правомерно говорить о ненадлежащем качестве обслуживания в целом с наступлением последствий, предусмотренных ст. 393 ГК (взыскание убытков), либо заказчик имеет право предъявить требования, предусмотренные ст. 29 Закона о защите прав потребителей (ст. 723 ГК РФ) (о безвозмездном устранении недостатков, уменьшении цены и т.д.).

Согласно п. 2 ст. 782 ГК исполнитель вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения обязательства по возмездному оказанию услуг в любое время (по-видимому, и на стадии исполнения), а поскольку данная норма носит императивный характер, то стороны своим соглашением не могут предусмотреть иное. При этом исполнитель должен возместить убытки. Однако, когда договор является публичным, отказ от заключения и исполнения такого договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги не допускается (п. 3 ст. 426 ГК).

2. Основной обязанностью заказчика является оплата оказанной услуги. Производится оплата до или после оказания услуги. Например, в туризме заказчик оплачивает обслуживание до оказания ему услуг, приобретая путевку, которая является, кроме всего, документом, подтверждающим факт оплаты туристского продукта. Порядок и сроки оплаты оказания услуг определяются соглашением сторон (п. 1 ст. 781 ГК).

В некоторых случаях при исполнении обязательства может возникнуть ситуация, при которой исполнитель лишен возможности исполнить обязательство (невозможность исполнения), например нарушен срок со стороны заказчика. В таких случаях заказчик обязан оплатить услуги в полном объеме, но эта обязанность наступает только при наличии вины с его стороны (п. 2 ст. 781 ГК). Таким образом, эта обязанность представляет собой не сам долг, а ответственность за нарушение обязательства.

3. Невозможность исполнения может наступить при отсутствии вины сторон обязательства. В таких случаях отрицательные последствия распределяются между контрагентами, что выражается в наделении исполнителя правом требовать от заказчика возмещения только фактически понесенных им расходов (п. 3 ст. 781 ГК). Стороны своим соглашением могут предусмотреть и иные последствия при невозможности исполнения договора.

Наши рекомендации