Богатый папа, бедный папа для подростков
Роберт Кийосаки
Богатый папа, бедный папа для подростков
Переводс английскоговыполнилаЛ. А. Бабукпо изданию: RICH DAD POOR DAD FOR TEENS (The Secrets About Money – That You Don’t Learn in School) by Robert T. Kiyosaki, 2012.
© 2012 by Robert T. Kiyosaki This edition published by arrangement with Second Russian Edition: August 2013
© Перевод. Издание. Оформление. ООО «Попурри», 2014
* * *
Введение
Твое путешествие к финансовой свободе начинается отсюда
Если ты ответил «да» на два или больше вопросов, тогда эта книга для тебя. Мне самому пришлось через все это пройти в детстве. Я не всегда хорошо учился. Мне чуть не пришлось остаться на второй год в десятом классе. Теперь я живу такой жизнью, о которой всегда мечтал, – с полной финансовой свободой.
Возможно, ты уже пытаешься достичь финансовой свободы и независимости во всех сферах своей жизни. Пусть тебе не приходится оплачивать жилье или заправлять бензином семейный автомобиль, но, возможно, ты уже обдумываешь, как заработать деньги на развлечения и всякие безделушки.
Возможно, ты уже собираешь деньги на что-то значительное, например на компьютер или на машину. В таком случае эта книга поможет тебе быстрее заработать деньги и получить желаемое. Может быть, ты пытаешься выяснить, где взять денег на кино, на компакт-диск или на подарок своему другу или подруге.
Может быть, ты один из тех подростков, кому приходится работать, поскольку родители не могут обеспечить всю семью. Многие взрослые усвоили устаревшие правила обеспечения финансовой безопасности, а потом, когда эти правила изменились, не сумели адекватно среагировать. К сожалению, в результате пострадали и их дети.
В этой книге рассказывается о некоторых действительно важных вещах, о которых я узнал еще в детстве. Мой отец учил меня, что школа дает образование. Отец моего лучшего друга Майка дал мне работу и рассказал о другом образовании, которое я получил в реальном мире.
Я многому научился у обоих отцов. Каждый из них верил в образование, но у них были абсолютно разные взгляды на деньги. Для одного деньги значили очень много (отец Майка), для другого – вообще ничего (мой отец). Один постоянно беспокоился, что денег слишком мало (мой отец). Другой думал о деньгах и о том, как научиться их контролировать (отец Майка).
Мой отец был высокообразованным человеком и, тем не менее, постоянно твердил, что никогда не будет богатым. Он говорил: «Деньги не имеют значения». Отец Майка говорил: «Деньги – это власть». Мой отец всегда пытался свести концы с концами. У отца Майка денег было более чем достаточно. Чтобы стать тем, кем я сегодня являюсь, мне понадобились два отца. Они рассказали мне, что существуют разные виды богатства. Образование – один из них. Финансовое благосостояние – другой.
Богатый папа, бедный папа
За свою карьеру я заработал достаточно денег в своей компании, а также операциями с недвижимостью и ценными бумагами, чтобы рано отойти от дел и иметь возможность в полной мере насладиться всеми земными радостями. Кроме того, я написал несколько книг. В первой из них – «Богатый папа, бедный папа» – я рассказал о своем финансовом образовании. В этой книге я называю своего настоящего отца «бедным папой», а отца Майка – «богатым папой». Я не собирался критиковать кого-то из них. Я просто хотел сильнее подчеркнуть разницу в том, как разные люди смотрят на деньги и какие цели ставят перед собой.
Богатый папа всегда говорил: «Если ты хочешь что-то сделать – и думаешь, что можешь, – скорее всего, ты это сделаешь». Он всегда считал, что может быть богатым – и он стал богатым. Книга «Богатый папа, бедный папа» была написана для того, чтобы помочь людям, которые действительно хотят стать богатыми, достичь своих финансовых целей. Книга понравилась читателям и стала очень популярной. В ней я изложил несколько нетрадиционный взгляд на деньги – отличный от того, к которому привыкли люди, но отражающий реалии сегодняшней меняющейся экономики, – и мои идеи нашли отклик в сердцах и умах людей из разных слоев общества и с разным жизненным опытом.
Сегодня я путешествую и рассказываю о книге «Богатый папа, бедный папа» и о других своих работах. Люди часто спрашивали, как рассказать своим детям о деньгах, поэтому я решил написать книгу «Богатый ребенок, умный ребенок» в помощь родителям. Сейчас я решил написать книгу специально для подростков – и ты держишь ее в руках.
Поздравляю тебя с тем, что ты выбрал эту книгу! «Богатый папа, бедный папа для подростков» расскажет тебе об одном из важнейших предметов, который не преподают в школе, – о финансовой грамотности. Под грамотностью обычно подразумевают умение читать. Но это не единственное значение данного слова. Грамотность означает хорошее знание чего-то. Я бы сказал, это умение говорить на языке, используемом в некой конкретной области знаний. Чтобы говорить о деньгах, нужно выучить новый язык. Эта книга поможет тебе научиться бегло разговаривать на языке денег.
Существует масса способов получить хорошие знания в какой-либо области. Получить знания о деньгах совсем не просто. Для этого необходимо учиться и применять эти знания на практике. Можно изучить курс экономики в школе или даже научиться подсчитывать расходы на уроках математики, но на этом, пожалуй, и заканчивается финансовое образование по школьной программе. Большая часть того, чему учат в школе, имеет чисто теоретический характер и не может использоваться в реальных жизненных ситуациях. Зачастую в школе есть только учеба, а практики никакой.
Эта книга начинается как раз с того, чем заканчивается школьна я программа финансового образования. Благодаря ей ты выучишь язык денег и научишься разбираться в финансовых вопросах; это необходимо тебе для того, чтобы с уверенностью взять в свои руки контроль над собственной финансовой жизнью. Это может означать как умение открыть свое дело, так и способность высказать свою точку зрения в разговоре с человеком, который может стать твоим финансовым наставником – твоим «богатым папой». Пока большинство из твоих друзей будут тратить свободное время на телевизор, ничего не достигая в жизни, ты будешь обновлять свой финансовый отчет, следить в реальном времени за курсом купленных тобой акций или обсуждать деловые идеи с теми друзьями, которые, как и ты, хотят иметь активы, а не пассивы.
Ты согласно киваешь головой? Или бормочешь «что?», не понимая значения только что упомянутых мною терминов? Неважно, сколько ты знаешь в эту минуту. К тому времени, как ты прочтешь эту книгу, ты сможешь бегло разговаривать на языке денег. Ты начнешь понимать, как они работают и как они могут работать на тебя. Твое путешествие к финансовой грамотности начинается прямо здесь и сейчас.
Я начал интересоваться деньгами, когда мне было всего девять лет. Тогда отец Майка – мой богатый папа – стал моим наставником. Сейчас я поделюсь с тобой тем, чему он меня научил.
Как думать цифрами
Существует множество книг, в которых говорится о том, как открыть банковский счет, как подсчитать расходы и как узнать стоимость акций. Но они не учат тебя думать о деньгах. Взрослые часто рассматривают деньги как «необходимое зло» – то, что нужно для оплаты счетов, для того, чтобы считать и пересчитывать, чтобы мучиться и беспокоиться. Создается впечатление, что денег никогда не хватает.
Нравится тебе это или нет, но деньги всегда будут присутствовать в твоей жизни, поэтому нужно научиться относиться к ним спокойно, а не бояться их, как это делает большинство взрослых. Зная, как работают деньги, ты научишься их контролировать и начнешь создавать богатство.
Финансова я грамотность позволяет не бояться денежных вопросов и видеть реальную ценность денег. Настоящее богатство – это гораздо больше, чем наличные деньги. Успех в жизни – это не только финансовый успех. Именно этому я учился, пока рос, и сейчас моя задача – донести эту идею до как можно большего числа молодых людей, чтобы следующие поколения обладали необходимыми знаниями и могли продемонстрировать свою силу и ответственность в денежных вопросах.
Школа – это только начало
Если ты не собираешься стать врачом, юристом или получить диплом другого специалиста, то тебе не нужно будет идти на какие-то курсы после школы или колледжа, чтобы заработать деньги, если только ты постараешься найти работу с хорошими возможностями обучения. На самом деле ты можешь получать деньги за то, что будешь учиться в реальном мире, вместо того чтобы платить огромные суммы за какие-нибудь академические занятия. Ты получишь финансовое образование непосредственно на работе.
Означает ли это, что образование не важно? Вовсе нет. Образование – это основа успеха. Я просто хочу сказать, что школа – это только одно из тех мест, где можно учиться. Мы ходим в школу, чтобы получить академические и профессиональные навыки. А финансовые навыки мы по большей части приобретаем в реальном мире.
Помнишь, как ты учился кататься на велосипеде? Скорее всего, ты начал с трехколесного велосипеда, а потом в какой-то момент пересел на двухколесный. Наверное, кто-то придерживал велосипед, пока ты не научился держать равновесие, а потом отпустил. Возможно, несколько раз тебя водило из стороны в сторону или ты даже у пал пару раз. Но, скорее всего, ты снова садился на велосипед и пытался ехать, пока не научился сохранять равновесие.
Это был путь проб и ошибок, требующий значительных волевых усилий.
Наверное, было бы забавно, если бы родители отправили тебя в специальную школу, где учат кататься на велосипеде. Они просто выбросили бы деньги на ветер. Одни знания и навыки ты приобретаешь в школе, другие – в реальной жизни (например, как ходить, как завязывать шнурки, кататься на велосипеде и большую часть того, что касается денег).
Я говорю о новом типе образования. Самый лучший врач в мире может иметь идеальное медицинское образование, но при этом совершенно не разбираться в финансовых вопросах. Он или она может спасти жизнь на операционном столе, но не способен справиться с управлением фирмой, которая приносит деньги.
Разве не удивительно, что ты, возможно, сейчас получаешь знания, которыми твой доктор или твои родители не обладают? Вот это сила!
Часть I
Язык денег
Глава 1
Ты умница
Для начала уясни для себя одно: ты умница! Хочу удостовериться, что ты будешь знать об этом с самого начала. Мой отец всегда говорил, что все дети рождаются умными, что в каждом ребенке живет своего рода гений. Эта идея мне очень понравилась. Несмотря на то что я не всегда хорошо учился, я знал, что причина этого не во мне. Я не был глуп. Просто я учился по-другому, не так, как хотели учителя в школе.
Отец научил меня положительно относиться к образованию. Он говорил, что я сам должен найти для себя самый лучший способ учиться. Если бы я этого не сделал, то вылетел бы за неуспеваемость из средней школы или колледжа. Скорее всего, я не смог бы подготовиться к своей финансовой жизни. И не смог бы стать тем, кем являюсь сегодня.
Мы все учимся по-разному. Главное – найти способ, который подходит тебе лучше всего. Сделав это, ты откроешь в себе гения.
Гений – это тот, кто достигает выдающихся успехов в какой-либо области. Но это не значит, что ему все удается. На самом деле гений, как правило, обладает особенными способностями в одной области, а в других его уровень довольно средненький.
Каждый рождается гением
Достань блокнот и составь список всех своих знакомых. Постарайся записать не меньше двадцати имен. Включи туда своих одноклассников, родных, даже учителей. Под первым номером напиши свое имя. Рядом с каждым именем напиши, что получается у этого человека очень хорошо (что бы это ни было). Есть ли у тебя друг, который не может сидеть спокойно и всегда отбивает ногой мелодию, которая вертится у него в голове? Запиши это. Может ли твоя сестра разгадать кроссворд за десять минут, ни разу не заглянув в словарь? И это тоже запиши. Ты можешь решить практически любую проблему с компьютером? Отметь это в блокноте. Это упражнение очень поможет тебе. Впервые в своем финансовом путешествии от тебя потребуется увидеть что-то, чего ты раньше не замечал, по-смотреть на это другими глазами. Разглядев чужие таланты, на которые ты раньше даже не обращал внимания, ты сможешь увидеть и свои собственные. Знать свои сильные стороны – это один шаг к успеху. Умение распознавать достоинства других людей – это тоже полезный навык, поскольку очень важно сформировать прочную, надежную команду, если у тебя есть мечта однажды создать свою компанию или стать инвестором.
Известно ли тебе, что Альберт Эйнштейн, автор теории относительности (Е = mc²), никогда не учился хорошо? У него была плохая память, и, тем не менее, он стал одним из величайших математиков всех времен. Его мозг концентрировался на идеях, а не на фактах. Факты, говорил он, можно найти в книге, поэтому нет необходимости держать их в голове. Он хотел, чтобы его разум был чист, чтобы иметь возможность творчески мыслить.
В школе требуют, чтобы мы держали в голове факты, но когда мы ее заканчиваем, все, что нам нужно, – знать, где хранятся эти факты, где посмотреть или кому позвонить, когда они нам понадобятся!
Школьная система оценки успеваемости не отражает в действительности, насколько мы на самом деле умны или какого успеха способны достичь. Школьные оценки лишь показывают, насколько хорошо мы пишем тесты! Они ничего не говорят о том гении, с которым мы рождаемся.
Миф об IQ и интеллекте
Помню, в школе нам время от времени давали разные тесты. Их называли стандартизированными. Меня всегда это удивляло: каждый человек уникален, так почему всех нас оценивали под одну гребенку? Ведь на самом деле двух одинаковых людей не бывает.
Позднее я выяснил, что эти тесты измеряли наш IQ – коэффициент умственного развития. Считается, что цифра IQ обозначает способность человека запоминать факты, развивать навыки и воспринимать идеи. Но на самом деле коэффициент умственного развития показывает отношение «умственного возраста» человека (который измеряется при помощи стандартизированных тестов) к его биологическому (реальному) возрасту. Затем это число умножают на 100 и полу чают в результате свой IQ.
Раньше люди думали, что коэффициент умственного развития остается неизменным всю жизнь. Какая ограниченность! К счастью, сейчас многие начинают думать по-другому.
Я прочел много литературы и провел несколько исследований на тему интеллекта. Особенно меня интересовало, как люди учатся. IQ можно соотносить не только с академическими, но и с другими предметами, например спортом. В детстве у меня был очень высокий IQ в бейсболе. У моего друга Энди был высокий коэффициент умственного развития по академическим предметам. Энди было легче, чем мне, учиться в школе, поскольку он учился, получая новую информацию из книг. Мне было проще усваивать материал, когда я сначала что-то делал, а потом читал об этом. Энди помогала одна формула, мне – другая. Каждый из нас придумал свою формулу успеха.
Каков твой стиль обучения?
Взгляни на этот список. По ходу чтения подумай о том, какие методы лучше всего описывают твой стиль обучения. В каждом учебном стиле выбери ту цифру, которая больше всего соответствует истине: 1 – подходит тебе меньше всего, 5 – подходит больше всего.
Это не тест. Повторяю: это не тест! Здесь нет правильных или неправильных ответов, высоких или низких баллов. Это всего лишь попытка выяснить, как тебе легче всего учиться.
• Вербально-лингвистический интеллект
Если в твоем рюкзаке всегда есть какая-нибудь книжка, выбери 5. Этот тип интеллекта связан с чтением, письмом и языковыми способностями.
• Логико-математический интеллект
Если ты один из тех, кто может в уме решить задачу по математике, выбери 5. Такими способностями обладают люди, быстро запоминающие цифры и даты. Они умеют спокойно и рационально думать.
• Визуально-пространственный интеллект
Если тебе легче воспринимать информацию на слух, когда ты что-то чертишь или рисуешь, или если ты постоянно замечаешь вокруг то, что хотел бы сфотографировать, выбери 5. Обладатели таких способностей обращают внимание на какие-то модели, дизайн и пространство (как правило, это художники, архитекторы и хореографы, которые могут представить предмет или событие в двух или трех измерениях и воплотить это в реальность).
• Музыкально-ритмический интеллект
Ты сейчас отстукиваешь такт карандашом или барабанишь пальцами по столу? Выбери цифру 5. Эти способности связаны со звуками, ритмами и рифмовками.
• Моторно-двигательный (физический) интеллект
Если тебе нравятся уроки физкультуры, а твоя комната похожа на магазин спорттоваров, то у тебя наиболее ярко выражен физический интеллект – ты знаешь, как правильно использовать свое тело. Такими способностями обладает большинство атлетов и танцоров.
• Межличностный интеллект
Ты легко заводишь новых друзей и поддерживаешь отношения с ними (выбери 5) или это доставляет тебе массу сложностей (выбери 1)? Ты всегда знаешь, что думают твои друзья, или нет? А может, ты где-то посерединке? Отметь. Эти способности определяют умение человека общаться с окружающими.
• Внутриличностный интеллект
Если межличностный интеллект помогает общаться с людьми, то внутриличностный – изучать себя. Его еще называют эмоциональным, поскольку он говорит о том, насколько ты умеешь справляться со своими эмоциями, такими как страх или злость. Осмысливаешь ли ты свою реакцию на трудную ситуацию и можешь ли ее контролировать? Думаешь ли ты, прежде чем возразить своему собеседнику? Терпеливо ли ты относишься к собственным недостаткам и стараешься ли сохранять чувство собственного достоинства?
Недавно доктор Гарднер обнаружил восьмой тип интеллекта:
• Натуралистический интеллект
Он связан со способностью человека понимать мир природы. Если тебе нравится каждые выходные проводить за городом, если ты являешься членом школьного или другого сообщества по охране окружающей среды, то выбери 5.
Я много разговаривал с одним психологом (он преподает курс инновационных методов обучения в Аризонском государственном университете) о различных стилях обучения и о том, как они помогают достичь личного и финансового успеха. Выслушав ее, я добавил еще одно качество, которое можно считать отдельным типом интеллекта:
• Дальновидность
Это качество, которое определяет, кто станет лидером, а кто – последователем. Великие лидеры могут предвидеть ситуацию и принять соответствующие меры. Уинстон Черчилль, премьер-министр Англии во время Второй мировой войны, был одним из мировых лидеров, с самого начала выступавших против Гитлера. Он словно предвидел все ужасы, которые могли произойти в том случае, если бы этот диктатор остался у власти. Если ты обладаешь таким магическим хрустальным шаром, то выбери 5.
Посмотри на выбранные цифры. В каком разделе ты поставил себе самый высокий балл?
Если ты выбрал 4 или 5 в разделе о вербально-лингвистическом интеллекте, то ты, скорее всего, лучше усваиваешь материал посредством чтения и письма. Если у тебя наиболее развит физический, музыкальный или натуралистический интеллект, тогда, возможно, ты лучше учишься через деятельность – через обучение непосредственно на работе, на стажировке или посредством активного участия в мероприятиях школьного клуба. Если ты выбрал 4 или 5 в разделе логико-математического или визуально-пространственного интеллекта, тогда тебе будет легче учиться, составляя какие-то таблицы, диаграммы, модели или работая руками. Если 4 или 5 оказались в разделе межличностного, вербально-лингвистического интеллекта или дальновидности, то тебе будет легко усваивать материал через общение с друзьями или взрослыми, через обсуждение их опыта, через дебаты или участие в театральных постановках. Внутриличностный интеллект пригодится в любом учении, поскольку он поможет тебе сохранить терпение и самоуважение в трудные времена.
Возможно, ты поставил себе высокий балл в нескольких разделах. Это означает, что тебе нравится сочетать разные виды деятельности, относящиеся к разным стилям обучения.
Но что, если ты не отметил высокий балл ни в одном разделе? Значит ли это, что ты обречен на неудачу? Вовсе нет. Это упражнение было разработано для того, чтобы дать тебе возможность задуматься о том, как ты думаешь. Люди, думающие о будущем, обладающие даром предвидения, скорее всего, станут прекрасными руководителями в бизнесе. Но это вовсе не означает, что они уже ими стали. Если ты пока не обнаружил у себя дара предвидения, не паникуй. Если ты решительно настроился развивать свой ум, то можно потренироваться в любой области, как учил меня богатый папа, когда я был ребенком.
Если ты чувствуешь себя в какой-то области более сильным, чем во всех остальных, существует много способов уравновесить силы. Вот несколько предложений. А может, тебе в голову придут еще какие-нибудь идеи?
• Говори о деньгах с родителями и друзьями, чтобы развивать свой вербально-лингвистический интеллект и навыки межличностного общения.
• Читай о деньгах! Многие журналы о деньгах и финансах рассказывают о том, как они работают в реальном мире, а не в учебнике или в задаче по математике. Чем больше ты узнаешь о том, как эксперты распоряжаются деньгами, куда вкладывают их, тем больше тебе захочется заняться своими деньгами. (Таким образом можно развивать вербально-лингвистический и логико-математический интеллект.)
• Пиши о деньгах! Воспользуйся своим дневником, чтобы высказать идеи о том, какую роль играют деньги в твоей жизни сегодня и какую роль сыграют в будущем. (Внутриличностный, вербально-лингвистический интеллект и дальновидность.)
• Если тебе дают карманные деньги, относись к ним серьезно. Считай их частью своего дохода. Попроси у родителей дополнительную сумму. Найди способ заработать эти деньги и вложи их во что-нибудь. Управляй своими финансами, вместо того чтобы относиться к карманным деньгам как к подачке. (Логико-математический и межличностный интеллект.)
• Проводи ревизию. Раз в неделю проверяй, куда ушли твои деньги. (Логико-математический интеллект.)
• Возложи на себя ответственность за свое будущее. Научись положительно относиться к деньгам. Мысленно представь свое будущее. (Дальновидность и внутриличностный интеллект.)
Развитие финансового IQ
Теперь ты понял, что все твои страхи или препятствия, мешавшие изучать деньги, связаны с тем, как ты учишься? Если лингвистика не твоя область, тогда ты, как и я, будешь учиться через действие и наблюдение. Чуть позже я подробнее расскажу о том, как учиться через действие, и объясню некоторые понятия с помощью картинок и схем. Эта книга поможет тебе развивать внутриличностный интеллект, поскольку ты будешь изучать свои цели и страхи и при этом повышать самооценку.
Путь к высокому финансовому IQ – совершенствование навыков работы с деньгами при помощи тех типов интеллекта, которые развиты у тебя в наибольшей степени, и развитие всех остальных, чтобы мозг мог работать в полную силу. Попробуй использовать несколько различных стилей обучения. Возможно, тебе удастся подобрать правильную комбинацию лишь со второй или третьей попытки.
Возьми свой дневник и составь список всех видов деятельности, которыми ты занимаешься после школы, а также предметов, которые тебе легко даются. Скорее всего, ты обнаружишь связь между тем, что у тебя получается хорошо, и тем, что тебе нравится делать. Кроме того, может обнаружиться, что твоя деятельность связана с одним или двумя типами интеллекта. Это и есть твои сильные стороны. Следующий шаг – найти способ воспользоваться этими сильными сторонами для достижения финансового успеха, то есть найти финансовые возможности.
Твой вопрос и ответ богатого папы
Какое отношение стиль обучения и формула успеха имеют к богатству?
Готов биться об заклад, что многие из тех, кого в ежегоднике твоей школы назвали «имеющими наибольшие шансы достичь успеха», – это ученики с самыми высокими оценками. Некоторые из них, возможно, добьются успеха, тогда как другие – нет. И скорее всего, это случится потому, что они не развивали свой финансовый интеллект. Многих из них обойдут – в финансовом плане – такие, как ты, кто решительно настроен обрести финансовую свободу. Определив свой стиль обучения и раскрыв свой внутренний гений, ты сделаешь первый шаг к обретению уверенности в себе, которая поможет разглядеть и использовать различные возможности, пойти на риск и добиться успеха.
Поверь
Завтра, когда ты будешь разговаривать с окружающи-ми, прислушайся к себе. Как звучит твой голос? Решительно? Неуверенно? Ты веришь тому, что говоришь, или со стороны можно подумать, что ты не уверен в себе?
Лучший способ добиться желаемого – поверить, что способен это сделать. Мысли обладают огромной силой. Если на что-то серьезно настроиться, то можно претворить это в реальность.
Ты можешь проследить за тем, как растет твоя вера в себя: на листе бумаги или на карточке напиши одно предложение, выражающее твое отношение к деньгам, например: «Я никогда не буду богат». Используй этот лист бумаги или карточку как закладку и отмечай, как будет меняться твое отношение к этому утверждению по ходу чтения книги. К середине книги ты, возможно, напишешь: «Я буду богат». К концу, скорее всего, зачеркнешь два предыдущих утверждения и напишешь: «Я уже богат».
Запусти свой мозг
Скажи: «Я не могу позволить себе то, что хочу». Теперь скажи: «Как я могу позволить себе то, что хочу?» Первое предложение стопорит тебя и не дает думать. Другое приводит твой мозг в движение и заставляет думать. Услышав от тебя первую фразу, я бы подумал, что ты твердо уверен в том, что никогда не получишь желаемое. Но если бы ты спросил: «Как я могу позволить себе то, что хочу?» – я бы по-думал, что ты серьезно настроен на поиск решения. Я бы сделал вывод, что ты сильный и уверенный в себе человек. Будучи моим наставником, богатый папа говорил: «Каждый день мой мозг становится крепче, потому что я им пользуюсь. Чем он крепче, тем больше денег я зарабатываю». Эта книга поможет тебе привести в движение свой мозг.
Допустим, пока ты не можешь быть богатым. Но я просто хочу показать, что если изменить мысль, то можно настроить себя так, что она станет реальностью. Это намерение и финансовое образование, которое даст тебе эта книга, образуют сильную комбинацию.
Часть II
Глава 2
Богатые думают по-другому
Мой отец был министром образования штата Гавайи. Хотя он был глубокоуважаемым человеком, он не зарабатывал много денег – или, по крайней мере, не так много, как отцы других детей, которые владели дорогими машинами и домами на пляже.
Поскольку мы жили в одном районе с богачами, я ходил в ту же школу, что и их дети. Если бы я жил на другом конце улицы, то относился бы к другому школьному округу и ходил бы в школу, где учились дети, больше похожие на меня.
Я видел, что богатые дети по-другому смотрят на деньги. Моему отцу всегда едва удавалось сводить концы с концами, он постоянно беспокоился за наше будущее. Родители моих друзей казались такими уверенными в своем будущем и будущем своих детей. Я понял, что они даже думают о деньгах по-другому.
Я также знал, что богатых детей дома учат тому, чему меня никто не учил. Их учили чувствовать себя уверенно в денежных вопросах. Некоторые из них даже говорили о деньгах за обеденным столом. В нашей семье если и говорили об этом, то только шепотом – это было табу.
Еще в раннем детстве я решил, что хочу быть богатым. Мне хотелось иметь деньги и покупать роскошные вещи. Мне хотелось наслаждаться жизнью, вместо того чтобы все время работать. Мне нравилось, что богатым родителям не нужно, как моему отцу, беспокоиться о том, как оплатить счета или помочь детям.
Волшебная формула богатства
Когда мне было девять лет, я спросил отца, как стать богатым. Он ответил: «Если ты хочешь разбогатеть, то должен научиться делать деньги». Уверен, он даже представить себе не мог, насколько точно я последую его совету. Результат оказался довольно комичным, но он помог мне сделать первое большое открытие, касающееся денег.
Мы с моим лучшим другом Майком проводили вместе много времени в школе и после занятий. Мы во всем были партнерами. В каком-то смысле мы даже делились друг с другом отцами!
Отец Майка работал на сахарной плантации. Образование у него было никудышное (он проучился в школе лет восемь), но он всегда искал какие-то деловые возможности.
Мой отец и отец Майка были совершенно разными людьми. Я бы так резюмировал их различие: мой отец говорил: «Любовь к деньгам – это корень всех зол»; отец Майка утверждал: «Корень всех зол – отсутствие денег».
Денежные махинации
Как и я, Майк хотел сделать немного денег. Итак, мы стали деловыми партнерами. Вот что мы предприняли…
Собрав у всех соседей тюбики из-под зубной пасты, мы их расплавили. В то время их делали из свинца. Затем, очень осторожно, мы вылили расплавленный (и очень горячий!) свинец через маленькое отверстие в картонные пакеты из-под молока, которые взяли в школе. В эти пакеты мы поместили гипсовые формочки.
Что мы делали? Мы изготавливали свинцовые пятицентовые монеты. Мы в буквальном смысле делали деньги! Мы понятия не имели, что все американские деньги выпускает федеральное правительство и что наше занятие незаконно.
В разгар работы мой отец пришел домой со своим другом. Когда я с невинным видом объяснил им, что мы всего лишь делаем деньги, как советовал мой отец, они буквально покатились со смеху. Когда они наконец успокоились (и когда мы узнали, кто такие фальшивомонетчики), отец признался, что он впечатлен. «Вы проявили незаурядные творческие способности и нестандартное мышление, – сказал он. – Продолжайте в том же духе. Я горжусь вами!»
Имущие и неимущие
Иногда люди говорят об «имущих» и «неимущих», а еще о том, что «имущие» – богатые – думают по-другому. Часто они владеют компаниями, в которых работают другие люди. Они владеют акциями компаний, в то время как все остальные получают зарплату. Это значит, что у них другой склад ума.
Если работаешь за фиксированную заработную плату, то, скорее всего, не будешь заглядывать дальше своего чека. Иногда в ресторанах или поездах я вижу людей, которые на салфетках или клочках бумаги производят простые арифметические вычисления. Они умножают энную сумму денег на 52, то есть на количество недель в году.
Эти люди подсчитывают свой годовой доход. Сколько бы раз они ни производили эти вычисления, результат всегда остается неизменным.
Но предположим, что ты думаешь, как богатый человек. Твоя задача – найти способ заработать дополнительные деньги, не работая при этом больше, или придумать, как открыть свое дело. Твоя задача – обнаружить новые возможности. Звучит волнующе, правда?
Из своего первого денежного предприятия я вынес один у рок: можно думать «по-богатому» и сделать выбор – быть «имущим» или «неимущим». Мой отец, казалось, не имел ничего против того, чтобы быть неимущим. Я не хотел быть таким. Я начал понимать, что богатство как-то связано с созданием возможностей, а не только с тем, что кто-то родился на одном конце улицы, а кто-то – на другом.
Я не мог дождаться своего следующего денежного предприятия – или, по крайней мере, первой легальной возможности сделать деньги. И она не заставила себя долго ждать.
Глава 3
Новый вид обучения
Посмотрим правде в глаза: ты, наверное, смотришь на название этой главы и думаешь, что слова «работать» и «учиться» находятся где-то в конце списка твоих любимых занятий. А может быть, ты думаешь: «Я должен работать, чтобы зарабатывать. У моей семьи мало денег». Нужен вашей семье твой заработок или нет, но работа – это не только способ заработать деньги, но также способ учиться и искать возможности для создания своего дела. Как ты уже, наверное, догадался, в этой книге речь идет о другом способе работать и о другом способе учиться.
Моя первая работа
После того как мы с Майком сделали свою первую партию «денег», мой отец сказал нам: «Вы будете бедными, только если сдадитесь. Самое главное – вы попытались что-то сделать. Большинство людей только говорят и мечтают о том, чтобы разбогатеть. А вы что-то сделали. Я очень вами горжусь. Я еще раз повторю: продолжайте в том же духе. Не сдавайтесь».
Мы не оставили своих попыток. Мы поговорили с отцом Майка, как посоветовал нам мой папа. Отец Майка работал на сахарной плантации, а кроме того, владел складами, строительной компанией, сетью небольших супермаркетов и тремя ресторанами. Он предложил нам работу в одном из супермаркетов за десять центов в час.
– Вы будете работать на меня, – сказал он, – а я буду учить вас, но не так, как в школе. Я смогу быстрее вас обучить, если вы будете работать. А если вы хотите просто сидеть и слушать, как в школе, то я не собираюсь тратить на вас свое время. Это мое предложение. Согласиться или отказаться – дело ваше.
Отец Майка говорил о совершенно новом для нас обучении. Мы приняли его предложение. Хотя из-за этого мне пришлось отказаться от любимого бейсбола, я чувствовал (в этом мне помогали внутриличностный интеллект и дальновидность), что сделал правильный выбор.
Так началось мое практическое финансовое обучение. Мы с Майком поступили в распоряжение миссис Мартин, которая управляла одним из магазинов его отца. Она дала нам задание: вытирать пыль и переставлять банки с консервированными продуктами в ее магазине. По правде говоря, это было одно из скучнейших занятий в моей жизни. И это называется работой? Не уверен, что тогда я представлял себе, что значит работа, но уж точно не считал ею то, что делали мы: снимать жестянки, протирать их и ставить назад. Кроме того, в магазине было ужасно жарко. Каждые выходные я со злостью думал: «Чему же мы можем научиться на такой работе? Когда же начнется настоящееобучен