Тема 4. Экономические модели
Таргетирования
Инфляция, ее сущность, виды и влияние
На денежный оборот
Инфляция представляет собой обесценение денег, которое выражается в росте цен. В качестве важнейших причин и факторов инфляции выступают:
- нарушение макроэкономического равновесия и превышение совокупного спроса над предложением из-за экспансионистской монетарной и фискальной политики;
- рост издержек производства, в том числе и по причине удорожания импортной составляющей из-за увеличения мировых цен или девальвации обменного курса;
- высокий уровень монополизации экономики;
- нарушение соотношения между ростом производительности труда и заработной платой;
- высокие девальвационные и инфляционные ожидания.
В соответствии с количественной теорией инфляционные процессы увязываются с нарушениями денежного обращения вследствие чрезмерной денежной эмиссии, сокращения товарной массы, увеличения скорости обращения денежной массы. В качестве основных факторов инфляции в кейнсианской теории отмечаются экспансионистская бюджетная и денежно-кредитная политика, увеличение издержек производства, монополистическое ценообразование. Монетаристы к основной причине инфляции относят избыточный рост денежной массы.
Что касается стран с переходной экономикой, то дополнительными источниками являются накопленный инфляционный потенциал к моменту либерализации цен, монополизм производителей, неразвитость рыночных институтов и конкурентной среды, необходимость выравнивания цен на энергоносители и другие факторы производства.
Различают следующие основные виды проявления инфляции: открытая и скрытая; ползучая или умеренная, галопирующая и гиперинфляция; инфляция со стороны спроса и инфляция со стороны предложения. При этом одни и те же факторы могут оказывать разное влияние на инфляцию со стороны спроса и издержек. Так, увеличение процентных ставок связывает избыточную денежную массу и, таким образом, способствует сокращению инфляции со стороны спроса, но одновременно ведет к удорожанию кредитных ресурсов и инфляции со стороны издержек производства. В свою очередь, повышение налогов увеличивает доходы бюджета и его сбалансированность, но в то же время более высокие налоги включаются в издержки и цены на продукцию. Что касается форсированного роста заработной платы, то это приводит к инфляции, как со стороны спроса, так и со стороны издержек производства.
Инфляция оказывает различное влияние на отдельные экономические составляющие: потоки и запасы, доходы и расходы отдельных категорий населения и секторов экономики, банковские вклады и кредиты и т.д.
Инфляция способствует ускорению денежного оборота и, таким образом, попытки оживить экономику посредством денежной эмиссии оборачиваются сокращением уровня монетизации экономики, усилением давления на валютный курс. В качестве основных направлений антиинфляционной политики следует отметить меры по ограничению монетарных факторов инфляции, сокращению издержек и ресурсосбережению, по структурному регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования.
Сущность таргетирования и основные режимы
Монетарной политики
В настоящее время в теории и на практике выделяют несколько основных режимов монетарной политики: таргетирование обменного курса, таргетирование денежных агрегатов, инфляционное таргетирование и проведение денежно-кредитной политики без явного номинального якоря. При этом режим денежно-кредитной политики определяется как организационно-управленческий способ достижения центральным банком страны монетарных целей, используя различные каналы трансмиссионного механизма или определенным образом структурированный механизм разработки и реализации монетарной политики. Термин «таргетирование», используемый в названиях трех режимов, означает применение инструментов экономической политики для достижения определенных количественных целевых показателей.
Все режимы монетарной политики направлены на достижение стабильности цен, но отличаются средствами достижения данной цели. Общей чертой всех монетарных режимов является наличие макроэкономической переменной или номинального якоря, к которому привязаны инфляционные процессы. Различие между указанными режимами состоит в направлении монетарной политики на конечную цель как в случае инфляционного таргетирования или промежуточные цели, например, обменный курс или предложение денег. При использовании промежуточных целей связи между промежуточной и конечной целью относительно стабильны или достаточно надежно предсказуемы.
Для монетарных режимов характерны две тенденции. Первая – стремление к установке явных целей монетарной политики (инфляции, денежной массы, обменного курса или их комбинации). Вторая тенденция – быстрый рост числа стран, в которых монетарная политика основана на инфляционном таргетировании, или где оно, по крайней мере, декларируется вместе с другими целями монетарной политики. Эти тенденции наблюдаются как в развитых странах, так и в странах с формирующимися рынками.