Общенациональная проверка: истинный индикатор прогресса (gpi)

Телевизионные дикторы, брокеры по инвестиционным цен­ным бумагам, кредиторы - вот те, кто полагается на ВВП как на показатель национального процветания. Но действительно ли ВВП сообщает нам о состоянии здоровья нашей экономики? Эко­номисты из организации под названием «Переопределение про­гресса» (RP) так не думают. В своем докладе под названием «По­чему больше — не всегда лучше» они пишут:

— Представьте, что вы получаете письмо от своих далеко живущих друзей с рассказом о том, как они провели год, про­шедший со времени предыдущего письма. Друзья сообщают, что год прошел как нельзя лучше, потому что они потратили больше денег, чем тратили в предыдущие годы. Все началось с сезона дождей, когда у них стала протекать крыша, а двор их дома, рас­положенного на холмах Ист Бэй, начал оползать. Много слоев кровельного материала пришлось снимать с крыши, прежде чем можно было начать ее восстановление, а чтобы двор не смыло окончательно, на помощь пришлось позвать инженеров. Вскоре Джейн попала в аварию и сломала ногу. Лечение в больнице, хи­рургическое вмешательство, курс физиотерапии, замена авто­мобиля, домработница, нанятая для помощи по хозяйству, заста­вили ваших друзей пожертвовать некоторой частью своих сбережений. Потом их обокрали, и пришлось купить новый ком­пьютер, два телевизора, видеомагнитофон и видеокамеру. Кроме того, они установили сигнализацию, чтобы обезопасить свои новые приобретения.

общенациональная проверка: истинный индикатор прогресса (gpi) - student2.ru

Эти люди потратили больше денег, чем когда-либо прежде и отчасти способствовали росту ВВП, но сделались ли они счаст­ливее? Вряд ли в этом ужасном году. А как насчет страны, чей ВВП продолжает расти? Становятся ли ее жители более счаст­ливыми? Ясно, что это зависит от того, как именно тратятся деньги.

Главная цель организации «Переопределение прогресса» — выявление того «плохого», что скрывается за понятием ВВП, слу­жившего в течение последнего полувека мерилом всего для пред­ставителей традиционной экономики. Пока ВВП растет — все прекрасно. Политики указывают на раздувшийся ВВП как на доказательство того, что их политические инициативы приносят плоды, а вкладчики убеждают самих себя, что при росте эконо­мики в целом, цены на акции тоже будут расти. Тем не менее даже главный разработчик ВВП (затем ВНП) Симон Кузнец счи­тал, что «едва ли можно делать выводы о благополучии страны, исходя из таких показателей, как ВНП».

И вот почему: несмотря на то, что общая сумма продолжает расти, значения многих составляющих ее ключевых переменных значительно ухудшились. Как мы уже упоминали, усилилась раз­ница между богатыми и всеми остальными. Кроме того, нация все больше и больше пользуется поставками из других стран, что является показателем наличия малого количества сбережений и большого государственного долга. Вред, наносимый экономике и окружающей среде нашим пристрастием к ископаемому топ­ливу, продолжает расти.

Когда в городе вырубают деревья, чтобы расширить улицы, а владельцы домов встают перед необходимостью покупки конди­ционеров, ВВП растет. Он растет и тогда, года разводятся роди­тели, строятся новые тюрьмы, когда доктора прописывают па­циентам антидепрессанты. Загрязнение окружающей среды тоже способствует росту ВВП, как объясняет Джоан Клейюнас, сотрудница организации «Переопределение прогресса». «ВВП учитывает загрязнение окружающей среды, по меньшей мере, четырежды — когда оно происходит, когда оно устраняется, ког­да оно оказывает вредное влияние на здоровье людей и когда вознаграждаются те, кто внедряет экологически чистые техно­логии (lowsuit)». Тщательный анализ показывает, что в действи­тельности значительная часть экономики, как она отражена в ВВП, основывается на преступлениях, расточительстве и загряз­нении окружающей среды!

В противоположность ВВП — который объединяет все денеж­ные сделки — GIP оценивает общий размер издержек, учитывая в качестве «незаметного» ценного вклада работу по дому, обя­занности родителей и добровольный бесплатный труд. При этом из него вычитаются следующие негативные факторы националь­ной экономики:

ИЗДЕРЖКИ GPI
Цена преступности Цена распада семей Уменьшение количества сво­бодного времени Цена частичной занятости или занятости на должности, не соответствующей ква­лификации работника Цена предметов длительного пользования Цена на пользование сред­ствами связи Цена на снижение загрязне­ния, источником которого являются домашние хозяй­ства Цена на автомобильные ава­рии Цена на загрязнение воды Цена на загрязнение воздуха Цена на шум Уменьшение количества мест, где можно наблюдать жи­вую природу Уменьшение площади сельс­кохозяйственных земель Истощение не возобновляю­щихся ресурсов Цена нанесения долгосрочно­го вреда окружающей сре­де Цена истощения озонового слоя Сокращение площади древ­них лесов


В качестве инструмента для ежегодной проверки состояния страны, как утверждает Клейюнас и растущая армия экономис­тов высокого уровня, показания истинного индикатора прогрес­са должны упоминаться наряду с ежегодными сообщениями о размере ВВП, чтобы продемонстрировать качество нашей эко­номики.

Дополнительные способы измерения должны быть введены, чтобы следить за использованием природных ресурсов, знать соотношение между тем, что мы имеем, и тем, сколько мы ис­пользуем. Такие показатели, как экологический показатель, раз­работанный организацией «Переопределение прогресса», помо­гают нам увидеть, как наш потребительский образ жизни ежегодно уничтожает природные ресурсы в количествах, пре­вышающих те, которые природа способна за это время восста­новить. Подобно расточителю, который отправляется за покуп­ками, сняв все деньги со своего сберегательного счета, мы лишимся процентов, постоянно выплачиваемых нам природой, если и дальше будем продолжать в том же духе.

Матис Вакернагель, экономист из организации «Переопреде­ление прогресса», говорит: «Экологический показатель завоевы­вает все более прочные позиции в области анализа состояния рынка. Некоторые банки уже пригласили наших сотрудников для проверки надежности правительственных долговых обяза­тельств. Они хотят знать, действительно ли в странах наступил дефицит экологических ресурсов, правда ли, природные богат­ства растрачиваются слишком безрассудно?»

Истинный индикатор прогресса и экологический показатель действительно призывают к здравому смыслу, оперируя анали­тическими и прагматическими методами. Жизнеспособность на­шей страны, так же как и отдельного человека или сообщества, не поднимется, если мы будем продолжать чертить графики рос­та и безрассудно предаваться прежним методам ведения дел. Она больше зависит от чего-то настоящего, такого, как здоровье лю­дей, чистота мест, в которых мы живем, богатство природы и благополучие будущих поколений. На всех уровнях нашего об­щества настало время запланировать очередной ежегодный ос­мотр.

Глава 30 ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ

...нам и нашим детям — жить в одном мире: будьте вместе, познавайте природу, ходите налегке.

Гэри Снайдер «Остров черепах»

Каждому знакомо это чувство, когда просы­паешься после долгой болезни и вдруг, чу­десным образом, ощущаешь себя снова пол­ным жизни! В этот момент ощущаешь горячее желание снова погрузиться в дела, которые забросил на время болезни, и по­пробовать что-то новое. Больше ты уже не одинок, не бессилен, не оторван от мира. Вот это и происходит, когда удается побороть синдром потреблятства. Представьте себе циферблат своих наручных часов, на кото­ром только две отметки: одна подписана сло­вом «Жизнь», другая — словом «Смерть». (Разве этим все не упростится?) Когда у вас получится изменить свою систему ценностей и начать преследовать по-настоящему значимые цели, стрелка на вашем циферблате плавно откачнет­ся в сторону Жизни.

В процессе написания этой книги мы разговаривали со мно­гими людьми, чьи идеи влились в течение нашей мысли. Один из первых читателей рукописи книги обнаружил сходство между жертвами синдрома потреблятства и военнопленными. «С по­правкой на то, что мы являемся пленниками экономической си­стемы, которая разрушает окружающую среду, человеческие от­ношения, и отнимает у людей душевное спокойствие, — сказал он. — Представьте себе, что будет, когда война закончится, и мы окажемся на свободе. Или когда синдром потреблятства будет изгнан из нашей жизни. У нас появится чувство свободы, ощу­щение легкости».

Другой рецензент, прочитав о самом низком на протяжении истории уровне сбережений у населения Соединенных Штатов, представил себе ситуацию, когда пятьдесят миллионов людей одновременно решат выйти на пенсию, не имея при этом почти никаких сбережений, и будут вынуждены резко изменить при­вычный образ жизни. «Это было бы похоже на огромную рас­продажу, — сказал он, качая головой. — Я могу представить себе объявления: почти новый Ford Excursion за 300 долларов, теле­визор с экраном большого формата (56 дюймов), бесплатно, ван­на с подогревом, бесплатно», — продолжил он.

Третий читатель заявил, что, видимо, в доме у каждого из нас в гостиной живет слон, которого мы отчаянно пытаемся не заме­чать. «Мы не можем придумать, как выманить его оттуда, поэто­му нам приходится учиться просто жить с ним», — сказал он.

Но, может быть, мы вовсе не обязаны жить со слоном. Ведь можно предпринять тысячу действий, чтобы победить напавший на нас вирус и выгнать ненавистного слона. Хотя это и не нахо­дит широкого отражения в средствах массовой информации, уже делается многое для того, чтобы изменить самые основы нашей жизни. Изменения происходят на рабочих местах, затрагивая многие аспекты жизни: от рабочей одежды до права собствен­ности, которым обладают служащие. Происходит возрождение веры и духовности, растет приверженность к товарам и услугам улучшенного качества. Это и то, что имеет отношение к здраво­охранению, включая высококачественную пищу и услуги нетрадиционной медицины, и предметы личной гигиены, которые ста­ли настолько экологически чистыми, что их можно есть (напри­мер, крем для кожи, изготовленный из овсяной муки, или шам­пунь, сделанный из риса и имбиря). Социологический опрос, проведенный недавно профессиональными строительными фир­мами, показал, что за последний год эффективность использова­ния энергии стала для людей одним из главных критериев при выборе и покупке дома. Осознана связь между тем, что мы по­требляем, и тем, что происходит с окружающей средой. Нет со­мнений: в нашей экономике наступил переходный период.

Мы надеемся, что эта книга вооружит читателей средствами против синдрома потреблятства, которые уже помогли тысячам людей. Общий путь к процессу выздоровления заключается в способности признать, что у нас есть трудности — что одинако­во верно и на уровне отдельных индивидуумов, и на уровне об­щества, и на уровне биорегиона, и на уровне нации.

ВОЗВРАЩЕНИЕ К ЖИЗНИ

Духовный лидер Джоанна Мейси призывает нашу цивилиза­цию сделать глубокий вдох, признать, что у нас есть серьезные проблемы и вместе посмотреть правде в глаза. Она работает над созданием новой мировой этики, основанной на законах жизни природы и человека (образа жизни, опирающегося на действи­тельность — в этом ее идея). «Раньше, — как она пишет в книге "Возвращение к жизни", — мы смотрели на мир как на совокуп­ность отдельных частей и кусков, теперь же мы готовы к велико­му повороту, к тому, чтобы взглянуть на мир по-новому».

Идея жизни, как чего-то независимого, самоорганизующего­ся, всегда присутствовала на духовном уровне, теперь же она за­являет о себе как о такой и на уровне биологических и физичес­ких процессов. «Вера, — говорит Мейси, —становится фактом, когда собранная учеными информация о мире начинает с очевид­ностью показывать, что системы, поддерживающие жизнь на Зем­ле — это не нагромождения отдельных частей, напротив, эти сис­темы организованы в динамике своего развития, сложным образом сбалансированы, независимы в каждом своем движении, каждой функции, каждом акте обмена энергией и информацией».

Мейси обращает наше внимание на то, что природные систе­мы Земли, чтобы сохранить себя, используют обратное питание, так же, как это делает термостат. Но, как она считает, человеку мешает использовать обратное питание экономическая система с ограниченным образом мыслей. «Для человека естественно беспокоиться о состоянии окружающего мира, — говорит она. — Мы являемся неотъемлемыми частями этого мира, подобно клет­кам в составе тела. Если тело получило травму, клетки ощущают это... Однако наша культура вынуждает нас рассматривать боль и переживания как нечто ненормальное. Успешный человек, как можно заключить из рекламы и предвыборных кампаний, так и светится оптимизмом... ''Будьте коммуникабельны", "Улыбай­тесь", "Если вы не можете сказать ничего приятного, лучше со­всем ничего не говорите"».

Но пока мы не признаем, что наша окружающая среда и, во многих аспектах, наша культура поражены болезнью, как мы смо­жем предпринять правильные действия для их лечения? «Про­блема заключается не в нашей боли о состоянии мира, а в том, что мы эту боль подавляем, — заключает она. — Наши попытки спрятаться от нее, не заметить ее мешают проявлению здоровой и действенной реакции». Подобным образом, наше доброволь­ное отстранение от участия в политической и общественной жизни уменьшает нашу общую силу как граждан. Если мы все­гда говорим «я», а не «мы», это значит, что мы в значительной степени отдалились друг от друга и почти побеждены.

Мы проживаем свои жизни под наркозом бредовых убежде­ний, таких, как «Земля принадлежит нам» или «Чем быстрее, тем лучше». (По поводу последнего утверждения Махатма Ганди за­метил: «Скорость не имеет значения, если ты двигаешься в невер­ном направлении».) Старая реклама печенья олицетворяет наше зараженное синдромом потреблятства мировоззрение: «Съешь­те все, что хотите, мы сделаем еще». Но Мейси и многие другие представляют новые способы смотреть на мир, которые укрепля­ют нашу иммунную систему против «конвейерного» образа мыс­лей. Подпышностью и блеском они стремятся разглядеть земную, по-настоящему богатую действительность. Вместо разглядывания витрин и блуждания в Интернете с целью купить жизнь, они убеж­дают нас с большим чувством прожить ее.

НОВАЯ МЕЧТА

Бетси Тэйлор, директор Центра новой американской мечты уверенно оперирует словом «мы». У нее хватает смелости, что­бы видеть тот вред, который исходит от нас, и активно ему проти­водействовать. «Наш дом — в огне, — убежденно говорит она, — и в доме — дети». (Подобно многим своим коллегам, она считает, что запах дыма, предупреждающий о пожаре, начал распростра­няться с началом Промышленной революции.) «В наше время гло­бальное потепление угрожает самой ткани жизни на Земле, — говорит она. — Человек же продолжает все отрицать».

— Люди, действующие в одиночку, не могут решить эту про­блему, — говорит Тэйлор, признавая при этом решающую роль, которую играют действия каждого из нас. Она представляет себе будущее в радостном свете. Она предчувствует рождение новой мечты, которая будет представлять собой комбинацию техноло­гических инноваций, политических реформ и серьезных пере­мен в сознании людей. «Через двадцать пять лет политика прави­тельства изменится, оно будет поощрять экономное использование материалов и электроэнергии, — предсказывает она. — Новые установки по части транспортных перевозок, ути­лизации мусора, переработки этого мусора, а также новая нало­говая политика помогут отдельным людям и организациям по­треблять разумно... Цены на товары будут отражать реальные экологические затраты на использование природных ресурсов и утилизацию мусора. Правительство будет тратить деньги на создание рынков для продажи экологически безопасных продук­тов».

В сущности, Тэйлор полагает с большой вероятностью, что наша культура лунатиков уже на грани пробуждения! «Зайдите i в любой книжный магазин и вы увидите сотни книг об измене­нии системы ценностей, о гармонии, созерцании и простоте. В этом году за ними обратились от восьми до десяти "гармоничной жизни». Глобальные цели Центра заключаются не только в том, чтобы сократить потребление, но и в том, чтобы перенаправить его путем обучения потребителей правильному выбору продук­тов. Другими словами, если мы будем вести себя умно, мы будем стремиться покупать продукты улучшенной разработки и ста­раться получать полную информацию о том, что покупаем. Например, мы будем поддерживать фермерские хозяйства, где кон­тролируемое использование паразитов — являющихся богатым биологическим банком — заменяет использование пестицидов. Или мы будем поддерживать благоустройство наших районов, чтобы можно было проводить свободное время там, а не ехать куда-то, теряя время в пробках.

«Людям кажется, что так называемая гармоничная экономи­ка означает, что необходимо приносить жертвы и отказываться от "хорошей жизни", — говорит Тэйлор. Но подумайте, от чего мы уже отказываемся при нашей текущей жизни: мы теряем культурные традиции, житейскую мудрость, биологические виды, языки, человеческие отношения, доверие, чувство общно­сти и здоровье — все то, что важнее денег». В том, как Тэйлор видит новую мечту, слово «простота» значит гораздо больше, чем сокращение потребления. Она означает еще и избавление от нежелательных мыслей, мусора и стрессов - предпочтение настоящего искусственному и поверхностному. Это не только простота вещей, которыми вы пользуетесь, но также и простота стремлений и ясность мысли. Речь идет здесь о том, как ощутить удовлетворение, а не растерянность и замешательство.

Мечта, которую она описывает, не примитивна и не утопич­на, но определенна, красива и полна достоинств. Когда мы оч­немся от тяжелого сна, в котором пребываем, у нас на глазах уже не будет повязки — мы будем удовлетворять свои нужды пра­вильно, не нагружая себя избыточным и дорогим багажом. У нас по-прежнему сохранится какое-то количество ценностей и соб­ственности, но мы будем более эффективно использовать то, чем владеем. Тэйлор упоминает о новом поколении более чистых с экологической точки зрения и более экономичных автомобилей; о «природной энергии», вырабатываемой в наш космический век при помощи ветротурбин; одежде, изготовленной без использо­вания синтетических материй; экологически чистой пище, вы­ращенной где-то поблизости от вас, и жилищах, от которых мы не болеем (особенно когда заглядываем в коммунальные счета). «Посмотрите, что происходит в жизни корпораций, с тех пор как многие компании стали внедрять экологически чистые методы производства. Например, фирмой Philips разработаны более эффективно работающие компьютерные микросхемы, с появле­нием которых может отпасть надобность в полудюжине огром­ных электростанций. Или взгляните на такие города, как Санта-Моника в Калифорнии, где можно загорать на крышах об­щественных зданий, а в бесплатных школах есть буфеты с сала­тами из свежих овощей».

Многое из того, что продается, имеет отношение не к качеству жизни, а к статусу и имиджу. Это можно изменить путем создания новых образцов. Она вспоминает, как известный баскетболист Ха-ким Оладжувон работал с фирмой «Спеллинг», рекламируя спортивные ботинки за 35 долларов (в то время как цена на спортив­ную обувь часто превышает 100 долларов). «Когда все большее чис­ло людей начнет действовать согласно своим убеждениям, а эти убеждения будут основаны на позитивных ценностях, мы окажем­ся в пространстве новой мечты», — говорит Бетси Тэйлор.

ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ НА КАЧЕСТВО

Люди, у которых мы брали интервью, соглашались, что теку­щий репертуар наших убеждений уже устарел. Один из самых изношенных лозунгов — это клич «шоу должно продолжаться». Те, кто одержал победу в борьбе с синдромом потреблятства спра­шивают: «С какой стати?» «Если покупатель должен постоянно чего-то остерегаться и если наша экономика похожа по схеме своего устройства на пирамиду, где риски отзываются в основ­ном на бедных и на окружающей среде, почему бы не попытать­ся изменить сценарий?» — спрашивают они. Почему бы нам не провозгласить себе новую миссию, гораздо большую, чем путе­шествие на Луну или даже борьба с нацизмом? Почему бы нам не начать (и быстро!) двигаться по направлению к новому Ренес­сансу, где качество, экология, справедливость, разнообразие, гибкость и демократические принципы сольются в одну более совершенную экономическую систему? Ясно, что путем перерас­пределения беспрецедентного богатства, накопленного текущим поколением, мы можем внести в ход истории коррективы, кото­рые улучшат как нашу жизнь, так и жизнь наших внуков и прав­нуков. Зачем соглашаться на отбросы, если мы можем иметь ка­чественную продукцию?

В некотором смысле понятие качества представляет собой для синдрома потреблятства то же, что чеснок — для вампиров. Дол­говечность, подходящие материалы, хороший дизайн устраняют необходимость покупать горы вещей, не снижая при этом их полной стоимости. Это совсем другая математика. Здесь не задается вопрос: «Сколько?», здесь задается вопрос: «Насколько каче­ственно сделано?»

На протяжении всей этой книги мы говорили о скрытой цене, которую все мы платим в условиях экономики, смирив­шейся с загрязнением окружающей среды, уничтожением при­родных ресурсов, губительно влияющей на состояние обще­ства. С другой стороны, в экономике, направленной на гармонию и стабильность, таится много скрытых приобрете­ний. Например, питание экологически чистыми продуктами предотвращает эрозию сельскохозяйственных земель и спаса­ет живущие в воде растения от воздействия химикатов и пита­тельных удобрений. Здоровая пища поступает, как правило, с фермерских хозяйств, пользующихся экологически чистыми методами. Подобным образом, покупая переработанную бума­гу, мы тем самым помогаем создать жизнеспособную индуст­рию вторичной переработки, чьи продукты были бы изготов­лены исключительно из вторсырья. Мы говорим об очень продуктивных, но требующих сравнительно небольших усилий изменениях в нашем образе жизни. Хотя иногда это кажется непосильным — задуматься об изменении чего-то такого зна­чительного, как «мировоззрение», оказывается, что, на самом деле, Великий поворот Мэйси и Новая мечта Тэйлор — это лишь части нашей повседневной жизни, как считает Пол Хокен:

— В комнате находится группа людей — разных полов, воз­растов, принадлежащих к разным расам, имеющих разные про­фессии. Присоединитесь к ним и расспросите их, как они пред­ставляют себе мир, в котором хотели бы жить 50 лет спустя. Хотим ли мы тратить по два часа, чтобы добраться до работы? Нет. Хотим ли мы быть здоровыми? Да. Хотим ли мы чувство­вать себя в безопасности там, где мы живем? Хотим ли мы, что­бы наши дети росли в мире, где им есть на что надеяться ? Хотим ли мы добиться славы, не страшась при этом преследований? Хотим ли мы жить в мире, где природа находится в процессе восстановления, а не упадка? Никто не ответит на эти вопросы отрицательно; здесь взгляды людей совпадают. Что нам нуж­но — так это совместно решить, что необходимо делать, чтобы достичь всего этого.

С новым подходом к проектированию зданий мы можем со­здать архитектуру, чьи постройки будут служить тысячу лет (а не восемь, как многие здания супермаркетов «Уолл-Март»). Как следует осознав то, что нам известно о проблемах экологии, мы можем приблизить процессы утилизации мусора к природным процессам, как в книге Джона Тодда «Живые машины», исполь­зуя новые эффективные биосистемы для эстетичной очистки воды. Мы можем получать энергию из источников, которые по­полняются непосредственным образом (от Солнца), а не пользо­ваться сбережениями (ископаемое топливо). Мы можем способ­ствовать развитию местных банков, которые, в свою очередь, будут давать деньги на городские нужды. Мы можем сменить образ жизни на менее напряженный и проводить больше време­ни с семьей и друзьями в качестве сторонников движения «мед­ленной еды», для которых быстрая еда («фаст-фуд») является синонимом тревоги и беспокойства. Велика вероятность, что мы сможем иметь все, что захотим, если сменим свой старый образ мыслей на новый, при котором наше поведение и принимаемые нами решения в большей степени определялись бы нашими на­деждами, чем страхами. Мы знаем, каким станет будущее при отсутствии должного регулирования — бесконечная цепь дней, наполненных плохими новостями, которые истощают нашу энер­гию и отнимают у нас ощущение уравновешенности. Если мы продолжим движение по прежнему пути, то, в конце концов, наша экономика потерпит крушение, как «Титаник», и мы ока­жемся в ледяной воде.

«Этого не может произойти, — говорим мы друг другу, — наша экономика непотопляема». Но это может произойти и произой­дет, если мы не примемся за дело. Мы должны превратить лич­ные убеждения в общественную политику, а идею о гармонич­ной жизни — в реальность.

ПОСЛЕДНИЙ КАДР

Нам, как отдельным индивидуумам, не нужно быть миллионе­рами, чтобы хорошо есть, крепко спать, или познакомиться со своими соседями. Безо всякого сомнения, нам необходимо по­треблять меньше, потому что у нас иссякают как доступные нам природные ресурсы, так и приемлемые места для хранения и ути­лизации своих отходов. Однако основная мысль этой книги, ми­нуя необходимость меньше потреблять, устремляется к необходимости меньше желать, к сокращению объема собственных нужд. От образа жизни, нацеленного на достижение Богатства и Славы, мы можем сделать шаг к более достойному образу жиз­ни, ведущему нас к Удовлетворению и Здоровью.

Подумайте о тех деньгах, которые мы тратим на борьбу с раз­ными болезнями, многие из которых (например, аллергия, рак, диабет, инсульты) вызваны или усилены жизнью, наполненной излишествами. А теперь вспомните, что синдром потреблят-ства — это такая болезнь, которая лечится сокращением денеж­ных трат, а не увеличением их.

Итог заключается вот в чем: когда ваше время придет, и вся ваша жизнь пронесется у вас в воображении, будет ли она пред­ставлять для вас интерес? Какая часть вашей жизненной исто­рии будет посвящена моментам просветления и милосердия, доброты и заботы? Будет ли главный герой — вы сами — значи­тельным и величественным, как сама жизнь, или маленьким и нелепым, как персонаж мультфильма, неистово мечущийся сре­ди громоздящихся вещей? Это зависит от вас и, без сомнения, от нас всех!

Джон де Грааф, Дэвид Ванн, Томас X. Нэйлор

Потреблятство:

Болезнь, угрожающая миру

Ответственный редактор И. Кормильцев

Корректор М. Суслакова

Компьютерная верстка В. Милич

Художники К. Прокофьев, А. Касьяненко

Подписано в печать 01.11.2005. Формат бОхЭО'Лв.

Бумага писчая. Печать офсетная.

Гарнитура «ВаlticaС». Усл. печ. л. 24,5.

Тираж 2000 экз. Заказ № 925

ООО «Издательство «Ультра.Культура».

620142, Екатеринбург, ул. Большакова, 77, к. 205

Отдел продаж: 8 (343) 251-42-92, 257-85-35

http://www.ultraculture.ru

Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО «ИПП «Уральский рабочий»

620219, Екатеринбург, ул. Тургенева, 13

http://www.uralprint.ru

e-mail: [email protected]

[1] Инфлюэнца – то же, что и ОРЗ (Прим. Ред.)

[2] Яппи — (yuppie, от Young Urban Professional) молодой человек, горожанин, пре­успевающий и амбициозный, принадлежащий к социальной категории профес­сионалов, способных к быстрому продвижению по карьерной лестнице. Харак­теристика также предполагает потребительство, безразличие к интересам других людей. Явление и термин возникли в 1980-х, когда появилось большое число пре­успевающих образованных молодых бизнесменов, следящих за своим здоровь­ем и внешним видом, идеалом которых стал успех любой ценой. (Прим. ред.).

[3] 1 4392 м. 1 фут = 30,48 см. Гора Рейнир — вулкан в штате Вашингтон, самая вы­сокая точка штата, место горнолыжных курортов. (Прим. ред.)

[4] Бэббит — главный герой одноименного романа американского писателя Син­клера Льюиса. Бэббит — торговец недвижимостью, бизнесмен, патриот, опти­мист, семьянин, движимый в своих поступках и решениях лишь деловыми инте­ресами и стремлением к личному благополучию. Имя стало нарицательным — синоним обывателя и ханжи из среднего класса. (Прим. ред.)

[5] Крупный природный парк (79 тыс.га) в Аппалачских горах на севере штата Вирджиния, с богатым животным и растительным миром, основан в 1935 году. По территории парка проходят специальные пешие и автомобильные дороги, пред­лагающие живописные виды долины реки Шенандоа и Голубых гор. (Прим. ред.)

[6] 390193 м2; 72о по Фаренгейту = 22о по Цельсию. (Прим. peд.)

[7] DotComGuy — с появлением и распространением Интернета в английском язы­ке возникло понятие Dot-Corn (букв, «точка-ком»). Стандартный интернет-ад­рес выглядит примерно так: http://www.что-то-там.com Окончание «.com» (т.н. домен первого уровня) произносится в английском языке как «dot com». Соот­ветственно, это выражение — «точка-ком» — стало нарицательным для обозна­чения, компаний, предприятий, идей и т.п. связанных с Интернетом. (Прим. ред.)

[8] Биржевой кризис, случившийся в октябре 1929 года, когда резко упал курс мно­гих акций, крупнейший экономический обвал в истории США, начало Великой Депрессии - кризиса 1929- 1933 гг. (Прим. ред.)

[9] 1 фт2 = 0.09 м2. (Прим. peд.)

[10] 24 марта 1989 г. у берегов Аляски танкер «Эксон Валдез» потерпел аварию. Из цистерн вытекло 41,6 млн.тонн нефти, которая уничтожила всё живое на сотни километров вокруг, создав одну из крупнейших экологических катастроф. Тер­мин «Эксон Валдез» стал синонимом загрязнения окружающей среды в гигант­ских масштабах. (Прим.. peд.)

[11] Армейский автомобиль М998 «Хаммер» был разработан в 1982 году в рамках тактико-технических требований к легкому армейскому автомобилю общего на­значения, выдвинутых командованием сухопутных войск армии США в 1979 году. Отличается великолепной проходимостью, легко преодолевает практичес­ки любую местность и броды глубиной до метра, ему не помеха подъемы до 60% и косогоры в 40%. Масса пустого автомобиля 2855 кг, макс, скорость 112 км/ч., запас хода 520 км. (Прим. peд.)

[12] Самое высокое здание Нью-Йорка. (Прим. peд.)

[13] Сеть международных курортов по системе «всё включено». (Прим. ред.)

[14] Parent-Teacher Association — Ассоциация учителей и родителей, родительс­кий комитет. (Прим. ред.)

[15] В некоторых штатах существует система foster parents — приёмных родите­лей, когда ребенок вместо сиротского приюта живёт в приёмной семье, а госу­дарство выплачивает этим родителям ежемесячное пособие. К сожалению, осо­бенно среди бедняков, такая система становится просто источником еще одного дохода, и, согласно статистике, средний срок проживания в подобной прием­ной семье не превышает полугода (в случае отказа ребенок передается другой семье, порой в другом штате, возжелавшей его усыновить). (Прим. ред.)

[16] Федеральное ведомство, созданное в 1933 г., с целью обучения и предоставле­ния рабочих мест, а также проведения в жизнь национальной природоохран­ной программы. Благодаря этой организации около 3 млн. человек получили ра­боту. Прекратила существование в 1942 г. (Прим.ред.)

[17] Человек разумный потребляющий — лат. (Прим. ред.)

[18] Ивана Трамп — жена миллиардера Дональда Трампа. (Прим. ред.)

[19] «Starbuck» — популярная марка американского кофе. (Прим. ред.)

[20] GPS — система глобального позиционирования, определяющая положение приемника через спутник. (Прим. peд.)

[21] В американской историографии принято название Американская революция, в российской — Война Америки за незавиимость 1775 — 1783 гг. (Прим. ред.)

[22] Джон Адаме — 2-й президент США (1797— 1801). Его жена Абигейл — актив­ный общественный деятель, отстаивавшая права женщин. (Прим. ред.)

[23] Генри Дэвид Торо — философ и писатель, один из основателей американской литературы. Его работы об устройстве американского общества и о гражданс­ком неповиновении впоследствии оказали влияние на общественные движения середины XX века. (Прим. ред.)

[24] Мэдисон-авеню — район Манхэттена, Нью-Йорк, где ранее располагалось мно­жество рекламных агентств. Превратилась в символ рекламы, зачастую вводя­щей потребителя в заблуждение. (Прим. ред.)

[25] Маккарти, Джозеф Реймонд — политический деятель, сенатор. Лидер реакционных сил США начала 50-х гг., инициатор гонений на многих прогрессивных деятелей страны. В 1952 г. возглавил сенатский постоянный подкомитет по расследованиям, развернувший при участии Комитета по антиамериканской деятельности Палаты представителей и ФБР кампанию по обвинению некоторого числа государственных деятелей и государственных служащих в «подрывной коммунистической деятельности». Маккарти и его сторонники, по словам историка У.Манчестера, не хотели иметь ничего общего с «психами, красными, еретиками, богемой, радикалами, идиотами, большевиками, свихнувшимися, розовыми, попутчиками, «яйцеголовыми» профессорами...» В области внешней политики Маккарти выступал за усиление «холодной войны». Его карьера закончилась в 1954 г., когда он попытался обвинить в подрывной деятельности министра обороны и руководство вооруженных сил. {Прим. ред.)

[26] Общество Джона Берча — ультраконсервативная праворадикальная организация. Основана в 1958 г. с целью борьбы с коммунизмом и его влиянием на американцев. Названа по имени сотрудника Управления стратегических служб капитана Джона Берча (1918— 1945), убитого китайскими коммунистами (члены Общества считают его первой жертвой «третьей мировой войны»). С момента основания Общество ставило перед собой задачи выхода США из ООН и НАТО, отмены программ социального обеспечения, роспуска Верховного суда и т.д. В пик популярности (60-е гг.) Общество имело около 800 местных отделений и от 60 до 100 тыс. членов. Руководство осуществляется из центров в г. Белмонте, шт. Массачусетс и г. Эпплтоне, шт. Висконсин. (Прим. ред.)

[27] Солнечный пояс — собирательное название штатов крайнего юга, юго-запада и запада США, с благоприятным климатом. (Прим. ред.)

[28] Тойнби, Арнолд Джозеф (1889- 1975), английский историк и социолог. В 1919- 1924 гг. профессор Лондонского университета, в 1925- 1955 гг. - Лон­донской школы экономических наук. В 1925—1955 гг. один из руководителей Королевского института международных отношений. Известность ему принес­ла работа «Постижение истории» (т. 1 — 12, 1934—1961), в котором он, под влия­нием О. Шпенглера, стремился переосмыслить всё общественно-историческое развитие человечества в духе теории круговорота локальных цивилизаций. По Тойнби, не существует единой истории человечества, а есть лишь история от­дельных своеобразных и замкнутых цивилизаций (в первоначальном варианте он их насчитывал 21, затем сократил до 13, не считая второстепенных и недораз­витых). Каждая цивилизация проходит в своём развитии стадии возникновения, роста, надлома и разложения, после чего гибнет, уступая место другой. Считая социальные процессы, последовательно происходящие в этих цивилизациях, ана­логичными, Тойнби пытался вывести на этом основании некоторые эмпиричес­кие законы общественного развития, позволяющие предвидеть главные собы­тия и в современном мире. Идеи Тойнби оказали большое влияние на социальную философию и общественное сознание Запада. (Прим. ред.)

[29] По-английски звучит как «Just say "know"!» В данном случае обыгрывается популярный лозунг «Just say no!». Know — «знаю» звучит как «по» — нет. (Прим. ред.)

[30] «Уловка —22» — Любая парадоксальная бюрократическая уловка, ставящая человека в безвыходное положение, замыкающая его в порочном кругу. По на­званию романа Дж. Хеллера, в котором герой пытается выдать себя за сумас­шедшего, чтобы не участвовать в войне, однако военно-бюрократическая ма­шина отказывается признать его сумасшедшим, поскольку считает его намерения слишком разумны<

Наши рекомендации