Переход к умеренности - как революция

За время, прошедшее с 1992 года, Сесиль Эндрюс помогла организовать сотни кружков, практикующих добровольную уме­ренность. Семена простоты, государственная организация, од­ним из директоров которой она является, создала гораздо боль­шее их число. Разъяснения, данные ею в книге «В кругу простоты» («Circle of Simplicity»), позволяют организовать такой кружок каждому. «Самое важное, — говорит Эндрюс, — заклю­чается в том, чтобы участники кружков не рассматривали доб­ровольную умеренность как жертву».

«Один мой знакомый называет то, что мы делаем, движением по самоистязанию, но это не так, — возражает она. Способ изба­виться от ощущения пустоты заключается не в том, чтобы отка­заться от чего-то. Он заключается в том, чтобы поместить позитив­ное на место негативного, чтобы понять, в чем мы по-настоящему нуждаемся, а нуждаемся мы в чувстве общности, творчестве, сильных чувствах, общении с природой. Люди помогают друг другу понять это. Они учатся удовлетворять свои настоящие по­требности, вместо того, чтобы удовлетворять ложные, навязан­ные рекламодателями. Они учатся вести жизнь, которая прино­сит большое удовлетворение и при этом не наносит вреда природе».

Эндрюс видит себя ниспровергателем устоев в хорошем смыс­ле этого слова. «Вероятно, дело в том, что следование доброволь­ной умеренности выглядит как нечто простое, — предполагает она. — Что-то типа: "разве не здорово — они пытаются ограни­чивать себя, вести более простую жизнь". То есть, люди не пони­мают, насколько радикальна эта перемена в жизни. Это — тро­янский конь в сфере общественных перемен. Следование добровольной умеренности действительно заставляет людей жить по-другому».

ДОБРОВОЛЬНАЯ УМЕРЕННОСТЬ В ЦЕРКВЯХ

Группы последователей добровольной умеренности, первые из которых организовала Сесиль Эндрюс, теперь можно в раз­ных видах обнаружить на всей территории Соединенных Шта­тов. Одно из мест, где их можно встретить с наибольшей вероят­ностью — церкви. Дело в том, что многие духовные лица признают: если мы действительно хотим заботиться о ближних, то, будучи американцами, мы должны «жить просто, чтобы дру­гие люди имели возможность просто жить».

Объединенная методистская церковь выпустила видеофильм из шести частей под названием «Лечение синдрома потреблят-ства», где снялся прогрессивный протестантский теолог Тони Кэмполо, который был духовником президента Клинтона (воз­можно, результаты его деятельности на этом поприще оставля­ют желать лучшего, но это уже другой вопрос). Церкви исполь­зуют видеоматериал, чтобы постоянно продолжать обсуждение вопросов потребления.

Хорошо известны также группы, берущие начало от книги «Жить проще, жить с состраданием», сборника великолепных эссе, составленного Майклом Шатом и вышедшего под его ре­дакцией. Майкл Шат работает в организации «Министерство Земли» в Сиэтле. Церкви используют эту книгу для проведения курсов по добровольной умеренности, которые длятся двенад­цать недель. Каждую неделю обсуждается отдельная тема, напри­мер: «Время как нечто священное», «Деньги или жизнь», Что оз­начает "достаточно"?», «Повседневное меню», «Политика умеренности», «Теология», «История» и «Расширение сооб­ществ».

КОРОЛИ УМЕРЕННОСТИ

Церкви представляются естественной ареной для развенчи­вания идеологий, основанных на жадности. А вот группы, орга­низованные супругами Диком и Джинни Рой, ведут борьбу с син­дромом потреблятства в самых неожиданных местах. До того, как ему исполнилось пятьдесят три года, Дик Рой был лидером в са­мом традиционном понимании. Старостой курса в Орегонском университете; офицером морского флота и, наконец, высокооп­лачиваемым сотрудником одной из самых престижных юриди­ческих фирм в Америке, занимающим офис на 32-м этаже с ви­дом на весь Портленд. Но, кроме всего прочего, он был женат на Джинни, активной защитнице окружающей среды, которая твер­до верила в благотворность бережливости.

Итак, несмотря на шестизначное число, которым обозначал­ся их доход, супруги Рой жили просто и нередко выслушивали от друзей насмешки по поводу своей старой одежды и подержан­ных велосипедов. Отпуска они проводили в походах с рюкзака­ми за спиной. Однажды они повезли своих детей в Диснейленд на автобусе и прошли с рюкзаками по улицам города Анахейма, шт. Калифорния, от автобусной станции до своего мотеля.

Особенно много способов сократить объем потребления изоб­рела Джинни: она сушила белье на веревке, а не в автоматичес­кой сушке; она отсылала рекламную почту обратно до тех пор, пока та не перестала приходить; она не выбрасывала бумагу; она покупала продукты на вес, пользуясь своей собственной упаков­кой. В конце концов, к удивлению всех своих соседей, она сократи­ла количество семейного мусора, предназначенного для вывоза на свалку, до всего лишь одного мусорного контейнера стандарт­ной величины в год! Она говорит, что ей не пришлось приносить никаких жертв. «Если вы спросите людей, какие занятия достав­ляют им удовольствие, это, скорее всего, окажется общение с природой и людьми, творчество, а то, что мы делаем, чтобы жить просто, приносит нам все эти виды удовольствий».

В итоге Джинни стала руководить программой утилизации мусора в Портленде, проводя занятия на дому у людей и уча их, как беречь электричество и воду, а также использовать все эти ресурсы максимально эффективно.

Тем временем Дик вызвал удивление нескольких своих кол­лег, поскольку стал проводить на работе меньше времени, чем любой другой из работников фирмы, чтобы иметь возможность больше бывать со своей семьей. Ведя себя так, он рисковал про­слыть еретиком среди профессионалов в области права, но Дик был опытным, хорошим юристом, у него были прекрасные отно­шения с коллегами, так что его поведение не повлекло за собой никаких неприятностей. В конце концов, он устал от работы в области корпоративного права. Его дети уже выросли, и ему хо­телось заняться чем-то, более полно выражающим его систему ценностей, особенно его беспокойство о состоянии окружающей среды. В 1993 году Дик Рой оставил свою работу, чтобы жить на сбережения и посвятить свое время сохранению нашей плане­ты.

Наши рекомендации