Лечение синдрома потреблятства

Однако мы далеки от желания повергнуть вас в длительную деп­рессию. Синдром потреблятства поддается лечению, и милли­оны рядовых американцев уже предпринимают шаги в этом на­правлении. Когда в 1996 году мы создали телевизионную версию «Синдрома потреблятства», следивший за тенденциями в этой об­ласти Джеральд Селент поместил «Добровольную умеренность» близко к началу списка движений, в тот момент стремительно завоевывающих новых сторонников. В 1995 году социологичес­кий опрос Ричарда Харвудса показал, что двадцать восемь процен­тов американцев уже приняли решение снизить свои материальные запросы в некоторых аспектах, и восемьдесят шесть процен­тов из них утверждают, что в результате стали счастливее.

лечение синдрома потреблятства - student2.ru

Селент предсказывал, что к 2000 году пятьдесят процентов американцев будут придерживаться добровольной умереннос­ти в ее «сильной» форме. Ему пришлось несколько сдать пози­ции, когда в конце 1990-х годов экономическое процветание по­родило новую волну потребительского неистовства, но он по-прежнему ожидает, что интерес к непритязательной жизни снова окажется на повестке дня, когда лопнет последний эконо­мический пузырь.

Даже сейчас, несмотря на противоположную тенденцию к на­растанию потребительской активности, резко убыстрившийся темп жизни продолжает порождать своих противников. Их дос­таточно, чтобы заставить корпоративных маркетологов кусать локти, теряя миллионы потенциальных новых клиентов. «Хэнс Компаниз» убеждает нас «упростить» нашу жизнь, покупая ее продукцию. А новые издания, такие, как «По-настоящему про­сто», выпущенное издательством «Тайм-Уорнер» (и которому следовало бы называться «По-настоящему цинично», поскольку большая часть его посвящена рекламе дорогих товаров), собирают аудиторию в 400 000 читателей еще до того, как напечатан первый выпуск.

О чем это говорит? О том, что существует много людей, ищу­щих ответы на вопросы, которые ставит синдром потреблятства. Третья часть этой книги предлагает вам те ответы, которые нам удалось найти.

Как и в случае с симптомами, мы начинаем с рассмотрения отдельного человека, переходя затем к социальному и полити­ческому аспектам. При описании способов лечения также ис­пользуются медицинские метафоры. Мы начинаем лечение так же, как это делается при простуде: постельный режим, аспирин и куриный бульон — конкретные рецепты уже распространены движениями «Бережливость по-новому» и «Добровольная уме­ренность».

Мы поддерживаем возрождение интереса к миру живой при­роды, расстилающемуся за нашим порогом, с его целительными силами. Мы полностью согласны с Джеральдом Селентом. «Вот она, несостоятельность всего коммерческого, — говорит он, — мы видим человека средних лет, идущего по лесу, радостно раз­махивающего руками, и вдруг кадр сменяется — этот же чело­век на веранде своего дома (лес — на заднем плане) делает уп­ражнения на тренажере, который, должно быть, стоил ему целого состояния. Но это же бессмыслица. Гораздо лучше было просто идти по лесу, при том, что это совершенно бесплатно».

Мы предлагаем стратегии для восстановления целостности семей и сообществ, а также для возвращения бережного отно­шения к планете и ее биологическим законам. Мы предлагаем наши «политические рецепты», веря, что несколько хорошо про­думанных законов (например, поощрение бережливых и нака­зание тех, кто способствует увеличению количества отходов) поможет создать среду, менее благоприятную для распростра­нения синдрома потреблятства, а также облегчит людям выздо­ровление и поддержание себя в здоровом состоянии.

Кроме того, мы демонстрируем профилактические меры, включая вакцины и витамины, чтобы укрепить наши персональ­ную и социальную иммунные системы. Рекомендуем также еже­годную проверку. Наш вариант такой проверки содержит три этапа:

1. Вы можете проверить, что вы лично делаете для того, что­бы оставаться здоровым.

2. Вы можете помочь окружающим оценить состояние их собственного здоровья, используя индексы устойчивости, разработанные в нескольких американских городах.

3. И, наконец, будучи живыми людьми, мы можем найти по-настоящему достойную замену существующей в настоящее время, но устаревшей мере здоровья нации, валовому внутреннему продукту (ВВП).

Мы рекомендуем пользоваться индексом, который называет­ся — истинный индикатор прогресса (ИИП), в настоящее время он регулируется центром «Переопределение прогресса» (Redefining Progress) в Окленде, шт. Калифорния. Используя разнообразные индексы, чтобы определить положение наших дел, ИИП создает картину, показывающую, насколько наше общество успешно на самом деле. На протяжении всей нашей истории наблюдается постоянный рост ВВП, тогда как ИИП неуклонно падает с 1973 года.

ПРИГЛАШЕНИЕ К ДИАЛОГУ

В этой книге мало по-настоящему новой информации, но в наш «информационный век» задача нового издания — не в том, что­бы снабдить читателя еще большим количеством новых сведе­ний. Задача в том, чтобы извлечь смысл из того, что мы уже знаем. Мы предлагаем способ осознания кажущихся невзаимосвязанны­ми личных, социальных и экологических проблем, которые по­нимаются нами как симптомы опасной эпидемии, угрожающей как нашему будущему, так и будущему грядущих поколений. Мы не ожидаем, что вы будете согласны со всем, что изложено в этих главах, не надеемся сразу убедить вас, что синдром потреблят­ства — это настоящая болезнь. Наше намерение заключается в том, чтобы способствовать началу диалога об американской по­требительской мечте и чтобы при любом отношении к проблеме потребления, вы обладали бы более ясным пониманием его воз­можных последствий.

Цель этой книги — не в том, чтобы люди перестали делать покупки, а в том, чтобы покупки делались сознательно и осто­рожно, со вниманием к истинной стоимости приобретения и пользе от него. Следует всегда помнить, что вещи — это не самая лучшая в жизни вещь.

ЧАСТЬ 1. СИМПТОМЫ

Наши рекомендации