Коммунист говорит: вся эта мысль пойдёт на пользу лишь капиталу, он останется таким же, как и был, у бедного по-прежнему не будет ничего, а богатые останутся «при своих».
Да, мой друг, вообще очень тяжело с тобой спорить, если в душе ты коммунист, то есть действительно хочешь, чтобы «всё принадлежало всем», если ты считаешь возможными к выполнению обозначенные в качестве последних задач Советской республики «всеобщий учёт и контроль всего производства и распределения». Эта задача если и выполнима, то только в самом ужасном государстве принуждения. Будущее решит: или государство принуждения, которое в данном случае может выйти из большевистского хаоса, или государство с экономикой, освобождённой от кабалы процента, на которое я надеюсь. Если же ты на фабричной работе по приказу советского руководства всё-таки думаешь о том, что было бы прекрасно иметь собственный небольшой домик, кусочек собственного сада, если ты только о том и думаешь, как сэкономить с твоей зарплаты и что это сэкономленное принадлежит только тебе, тогда ты уже больше не коммунист, тогда уже в сердце ты не согласен с лозунгом «всё принадлежит всем». Ты – хочешь, чтобы именно то, что ты себе желаешь – жену, ребёнка, двор, сбережения принадлежало одному тебе. И видишь, мой друг, тебе не всё равно, если придет лучший и просто возьмёт у тебя твои сбережения от имени «всех», принесёт тебе другое мясо, а твоё возьмет, потому что всё мясо принадлежит всем, тогда, мой друг, я хотел бы тебя попросить, подумай, не означает ли коммунистический лозунг «всё принадлежит всем» конец любой культуры? Не ставит ли отсутствие какого-либо понятия собственности человека на уровень обезьяны?
Если «всё принадлежит всем», если можно, по мысли Ленина, вынудить в лучшем случае поставить под контроль и учёт всё общественное производство и распределение, тогда в лучшем случае из этого выйдет муравьиное государство. Тогда можно отказаться и от языка, нашей души, наших мыслей, молча и тупо исполнять свою работу. Вот и пришёл конец человека.
...В конце концов больше нельзя уже обещать «всё всем». К тому же это глупость; но любая мысль, любое действие, если оно чрезмерно до невозможности, становится в конце концов глупостью и превращается в свою противоположность. То же самое и с коммунистическими мыслями, что «всё должно принадлежать всем», это заканчивается тем, что у всех нет ничего. Голод, сомнения, нищета, болезни, нужда пришли в Россию, люди потеряли последние остатки жизненного мужества и радости.
Основное заблуждение социалистической мысли в конце концов сводится к неосознанию разницы между промышленным и ссудным капиталом. Стремящийся к проценту ссудный капитал является изгоем человечества. Бесконечный рост крупного ссудного капитала приводит к эксплуатации народов, а вовсе не творческий, производящий товары промышленный капитал.
Если в богатую горную жилу в богатейшей Кобленской шахте положить много денег, шахта не начнёт сама по себе выдавать уголь.
Если люди изобрели деньги, то это имеет смысл и понятно: ведь в любом сложном обществе необходимо признанное средство оплаты за произведённый труд. Но то, что в них живёт какая-то сила, производящая себе подобных – а именно это делают деньги под процентом – это то, чего я внутренне не приемлю, это то, что поднимает деньги над всеми земными явлениями. В этом заключается самый огромный обман человечества! Ничто, никто не делает деньги из себя самого. Стол, стул, платье, дом, инструмент, короче, всё вокруг имеет какую-то стоимость. Старым столом, в конце концов, можно ещё топить печь, но 20-марковой купюрой ничего не сделаешь. Только когда люди сознательно сошлись в том, чтобы использовать деньги для обмена товарами, оплаты за труд, только тогда этот кусочек бумаги получил смысл, и очень понятно, что крестьянин за свою кукурузу от шахты получает не уголь, а деньги, то есть плату за другую работу, например посуду, плуг, вилы. Но на этом власть денег должна заканчиваться.
Итак, не деньги обеспечили успехи человечества, а люди сами их достигли – своим умом, мужеством духа, силой своих рук, совместной, то есть социально-прилежной работой. Так же гордо и ясно должны жить и мы.
Дальнейшая программа
Слом кабалы процента не является конечной целью нового государственного искусства. Конечно, это радикальнейшее дело, единственное, которое сплотит людей в едином союзе народов против обретшего сильнейшее господство маммонизма. Но не последнее. Однако слом господства процента берёт мировое зло за корень, и к тому же за основной корень.
Только когда будет сломана кабала процента, освободится путь к социальному государству. Это должно быть ясно осознанно и сделано несмотря ни на какую силу маммонизма. Социалистическое государство на маммонистической основе – это не более чем попытка укрупнения всех отраслей и создания повсюду огромных концернов, на которые в будущем, несмотря на налоги с капитала, крупный ссудный капитал будет оказывать решающее влияние. Это приведёт к необходимости компромисса между уже сильно зараженной маммонизмом социал-демократией и крупным капиталом...
Для нового государства мы требуем также народного представительства в форме палаты уполномоченных народом, которые выбираются на широчайшей основе, наряду с этим постоянную палату для работы, центральный совет, в котором трудящийся народ будет представлен по профессиональному делению и экономической структуре. В заключение мы требует высшей ответственности для руководителей государства. Этому новому государственному устройству на социалистическо-аристократической основе посвящена новая работа, которая вскоре выйдет в нашем издательстве. Предпосылкой для всего этого строительства остаётся слом кабалы процента.
Моя непоколебимая вера, даже больше – моё знание – даёт мне ясно понять, что слом кабалы процента не только не является насильственным, но будет и должен быть принят везде с энтузиазмом, ибо: вопреки всем остальным мыслям, движениям и устремлениям, нацеленным на улучшение жизни людей, моё предложение не пытается улучшить природу человека, а направлена против яда, явления, которое внутренним чувствам человека навязывают, чтобы сделать человека больным, чтобы человечество увязло в материализме, чтобы взять у него лучшее, что у него есть – душу. Рядом рука об руку идут денежные властители, для которых люди – это рабы процентов и нужны только, чтобы работать на ренту и проценты.
Ужасает правда старых библейских сказаний, в которых еврейский бог Яхве говорит «избранному народу»: «Хочу дать тебе в собственность все сокровища мира, в твоих ногах должны лежать все народы Земли, а ты – править над ними»
Этот мировой вопрос теперь и перед вами. Идея ясна, как день. И дело надо заботливо подготовить. Нам должно быть ясно, что перед нами сильный противник, вокруг которого все денежные короли мира. Вся сила на другой стороне. На нашей стороне лишь право, вечное право творческого труда...