При движении зимой по водным акваториям внутренних водоёмов
МКК ФСТ-ОТМ отмечает, что в Правила проведения туристских маршрутов отсутствуют указания, регламентирующие выпуск групп на маршруты, включающие движение зимой по водным акваториям внутренних водоёмов. Необходим максимальный сбор информации о времени становления, характере и местных особенностях ледяного покрова на водоёмах через Интернет, МЧС и при встречах с местными жителями. Выбор безопасных обходных путей по берегу. Обязательное наличие в группе верёвки диаметром 8-10мм и длиной не менее 40м, а также грудной беседки и не менее 2 карабинов, желательно наличие 3-4 ледобуров. Движение проводить в основном по следам автомашин, мотонарт или достаточно свежим (чётко просматриваемым) лыжням. Каждый вечер руководитель обязан информировать всех участников о препятствия следующего дня, их потенциальной опасности, предполагаемой тактике и технике прохождения. Не стесняться уходить на запасной вариант маршрута при возникновении сомнений в безопасности прохождения очередного препятствия.
При необходимости "свободного" (не по следам мотонарт или лыжням) движения по льду соблюдать следующие условия:
1.перед началом движения руководитель указывает расположение при движении участников (первый - наиболее опытный и осторожный), интервале между участниками (не менее 15-20м), даёт указание идущему вторым подготовить верёвку (легкая и быстрая доступность), инструктирует всех участников о том, что и как делать на опасном участке и при попадании участника в воду;
2. движение допускается только при видимости не менее 800-1000м и отсутствии сильного ветра;
3. подозрительные участки (потрескивание льда, трещины, сырые участки поверх льда, тёмные пятна на снегу) однозначно обходятся;
4. при необходимости и отсутствии обходных путей, чёткой уверенности, что дальше ледовая обстановка будет лучше, подозрительные участки проходятся следующим образом:
а) проводится предварительная разведка - опытный участник без рюкзака со страховкой верёвкой на грудную обвязку. Страховку через карабины, поясницу или "станцию" на ледобурах осуществляют 2-3 наиболее сильных участника, на расстоянии не менее 10м от начала подозрительного участка!). Протяжённость подозрительного участка не должна превышать 25-30м, для возможности организации последующей страховки с обеих сторон участка;
б) при выборе места перехода через подозрительный участок организуется перильная страховка с обеих сторон; двигаться необходимо быстрым и плавным скольжением, без переступания лыжами и сильных ударов палками о лёд;
в) при попадании в воду участник вытаскивается страхующими (запрещается приближаться к полынье от места надёжной страховки) со стороны начала движения, его переодевают и стараются быстрее выйти на берег, где можно развести костёр или хотя бы поставить палатку.
Выпускающие МКК должны проверить знание руководителем тактико-технических действий при движении по покрытой льдом поверхности внутренних водоёмов. Рекомендуется ТССР включить в Правила проведения туристских маршрутов пункт, разрешающий МКК не выпускать мало схоженные группы на маршрут 1-2 к.с., с участками движения по покрытой льдом поверхности внутренних водоёмов, основной костяк участников в которых не имеет опыта лыжных 3 к.с., и не знаком со спецификой тактико-технических действий при прохождению таких участков (см. данные выше рекомендации).
Рабочая группа рекомендует ТССР включить в Правила проведения туристских маршрутов указания, регламентирующие выпуск групп на маршруты, включающие движение зимой по водным акваториям внутренних водоёмов. Считать движение по таким участкам элементом маршрутов 3 категории сложности. Не разрешать группам минимум до середины февраля "свободного" движения по покрытой льдом поверхности внутренних водоёмов, особенно при отсутствии длительных морозов.
Рекомендовать комиссии по подготовке кадров ТССР усилить в программах подготовки туристов лыжников теоретические и практические вопросы по тактико-техническим действиям при движении по покрытой льдом поверхности внутренних водоёмов.
Ловушка таежной реки
Самое тяжелое в лыжном походе по Хамар-Дабану – это тропежка. Особенно после того, как выпал свежий снег. Особенно, если в группе всего 2-3 человека, и меняться впереди идущему приходится через 5-10 минут.
Один знакомый турист-лыжник из Москвы спрашивал меня: «Ну и зачем тогда нужен тебе этот «Кошмар»-Дабан? На маршруте надо получать впечатления, а не мучаться!» Ну что ответить? Я и не знаю. Может, он и прав. А мы с Иваном, моим ежегодным попутчиком, ходим сюда много лет. И каждый год после очередного приключения в «Кошмар»-Дабанах говорим друг другу: «Ну, все, хватит! Больше мы сюда ни ногой!» А проходит год и мы опять в Слюдянке: «Может, по Байкалу теперь?» Ну, нет! Только на Хамар-Дабан!
А ты, Михаил Юрьевич, был на Хамар-Дабане? Сходи, и он тебя не отпустит! Изумрудная зелень кедров, ультрамариновое небо, солнце как на черноморском побережье, и горы, горы сверкающих снегов!!! А еще просто замечательные встречи с такими людьми, какие живут на ГМС.
На Утулике в начале марта мы с Иваном попали в очередной снегопад. Снег выпал ночью, пока мы спали в Березовом зимовье. Вышли утром: вот, незадача! Назад, что ли идти? Да ладно, поплетемся потихоньку, может, кто пошустрее догонит: вон, сколько их вчера на ГМС ночевало, любителей Кошмар-Дабана.
Вдвоем тропить невесело. Тем более что сзади целая демонстрация лыжников, но они прикатят сюда через полдня. Вздохнули и потопали. Через час нас догнал еще один попутчик, ночевавший, видимо, в зимовье Кентавры, и мы с радостью уступили ему дорогу. Мужики, Иван и Валера, по-джентельменски решили тропить сами и не пускали меня вперед, я шла сзади и любовалась на их мучения. Но женщина – существо вредное: если ее заставлять что-то делать – она воспротивится, а если пожалеешь ее и не дашь тяжелой работы, она сама за нее ухватится. Вот и я, в конце концов, заныла, что я сильная, что могу тропить, а они, если так будут выматываться вдвоем, то просто не дойдут. После чего они, как мне показалось, с облегчением пропустили меня первой. Дело пошло быстрее, ведь теперь нас трое, а значит и отдыхает после тропежки каждый из нас дольше. Так мы дошли часа через три к водопаду – левому притоку Утулика за тринадцатым (!) поворотом реки от Березового.
Иду, троплю. Участок что-то попался уж больно заснеженный. Ладно бы по колено, так ведь почти по пояс. Чтобы поставить лыжу на снег, ее сначала надо вытянуть из сугроба, сделав «ласточку», потом поставить вертикально впереди себя, надавить, и то же самое проделать другой ногой. Балет, ëлы-палы, с рюкзаком! А можно, если снег не спрессован, не видя собственных лыж, волочить ноги под снегом, раздвигая грудью сугробы. Вот таким способом я и приволочилась к месту своего второго рождения.
Когда на Хамар-Дабане идет обильный снегопад, то случается, что снег ложится прямо на открытую воду реки, и река не успевает уносить его. Такие ловушки таежных рек опасны: кажется, идешь по снегу, а на самом деле – по воде. Особенно часто случается это на крутых изгибах, на глубоких и быстрых участках рек.
Я почувствовала, что снег становится ненормально глубоким. Обойти эти сугробы невозможно, потому что слева – наледи от водопада, а справа – скала. Сил уже не было, подошла очередь меняться впереди идущему, но как-то неудобно уступать дорогу в самом сложном месте тропления. Выберусь, думаю, из этого сугроба и тогда отдохну. Но вот уже снег по грудь! И я чувствую, как в мои ноги стремительно просачивается вода.
Стоп! Главное – не дергаться! Надо попробовать медленно сдать назад. Мужики ничего не подозревают и еще торопят: «Правильно, правильно идешь, куда попятилась?» Нет! Не получилось. Чувствую, как стремительный поток понес мои ноги по течению. Мне бы заорать сразу, чтобы мои попутчики начали меня вытаскивать, а я словно онемела. Почему-то казалось, что они и так все видят и должны вот-вот помочь. Но они увидели всю эту кошмарную ситуацию, только когда мое тело медленно развернуло и уронило в коктейль бурлящей черной воды вперемешку с глыбами снега. О, ужас! Мои попутчики вместо того, чтобы мне помочь, отскакивают к берегу! Я вижу их обескураженные лица в тот момент, когда мой рюкзак уже затянуло под лед, а ноги в лыжах безрезультатно шарят в потоке в поисках дна. Почему они стоят и смотрят?! Боже! Они не могут подойти – снег рушится!
Остались только руки и голова. Палки – не отпускаю, словно чувствую, что они – мое спасение. Хватаю руками края промоины, но снег обрушивается и засыпает меня с головой. Ну, все! Я уже подо льдом, наверху – только мокрое от снега лицо. Вытягиваю в последний момент палки вверх и ору: «Да помогите же, вы-ы-ы!» Я уже не вижу того, что мои спасители бросили рюкзаки и ползут мне навстречу. Хватают за кольца палок. Уже находясь подо льдом, чувствую, что какая-то сила держит лыжные палки и помогает мне сопротивляться потоку. Медленно вытягивают сантиметров на тридцать. Ну вот, хоть солнце увижу в последний раз. Глоток воздуха. Даже весело как-то стало! А вот и их глаза. Лица напряжены. Не могут вытащить. Конечно, я такая лошадь: 170см, 70кг + рюкзак + лыжи + течение... Да еще и рюкзак зацепился подо льдиной. «Снимай рюкзак!», - кричат. Да вы что, ребята, как же я палки-то отпущу? Сколько раз говорила своим детям, чтоб расстегивали ремни рюкзака на опасных участках, а сама…. Да кто же знал, что здесь опасно? Каждый год ходим – всегда тут крепкий лед.
Кажется, мужики теряют силы. Кряхтят, но все без толку. В их глазах я читаю последнее «прости». Ну, нет, я еще поборюсь! Не знаю, какой голос мне подсказал, но я вопреки просьбам мужиков не шевелиться, начала яростно биться в воде, как в предсмертной агонии, собрав последние силы. И, о чудо! Рюкзак отцепился! Ну, давайте же, мужики, последний рывок! Хоп! Вытянули! Осталось только ноги с лыжами из-подо льда выкрутить, но это уже мелочь.
Ой, как хорошо-то жить на этом свете! Солнышко греет! Э, мужики, вы что это? С ума посходили, что ли, на радостях? Не смейте меня раздевать! Спасли, так все можно, что ли? Да живая я, живая! Да не замерзла! Да нет у меня никаких судорог! Сама переоденусь, а вы – пошли, пошли все вон, вон за тот камень! Лучше костерок организуйте-ка!
Скоро был костерок…
Рекомендации Владимира Чукова и Юрия Подрядчикова при движении по льдам Северного Ледовитого океана
Владимир Чуков
Взаимодействие во время движения и при преодолении сложных участков может быть организовано следующим образом:
- Обычный исходный порядок - колонна с интервалами между участниками 5-20 м. Замыкают колонну, как правило, врач, ремонтник или один из наиболее сильных и опытных участников. Общее правило – продолжать движение вперед можно лишь в том случае, когда видишь идущего за собой. В этом случае каждый участник имеет возможность оказать помощь впереди идущему, поддержать санки при преодолении гряд торосов, следить за движением запасной лыжи, санок, одометра и т.д.
При соблюдении этого правила исключается вероятность разрыва группы, что особенно опасно в условиях плохой видимости, внутри группы действует постоянный взаимоконтроль.
- При движении по участкам торошения интервалы между идущими сокращаются, поскольку здесь чаще может потребоваться помощь товарища.
- При преодолении трещин, узких участков тонкого льда, движение осуществляется по одному, причем, в случае необходимости, вначале на исходном "берегу", а затем и на противоположном, организуется страховка: участники со снятыми рюкзаками следят за движением группы и при первой необходимости приходят на помощь;
- При движении по тонкому льду интервалы увеличиваются до 20-25 м. На тонком льду необходим особый контроль за впередиидущими, четкое выполнение команд ведущего, которые должны передаваться по цепочке. В случае проваливания в воду помощь пострадавшему оказывают товарищи, находящиеся к нему ближе всех. Для этого в первую очередь необходимо освободиться от рюкзака и санок, но оставаться на лыжах.
- При преодолении водных пространств с использованием лодки также важно строго распределить обязанности по выполнению подготовительных работ. Подготовку к переправе целесообразно организовать следующим образом:
- трое участников, один из которых транспортирует лодку, начинают ее накачивать, проверяют обвязку, готовят весла или пару лыж для гребли;
- два человека выбирают наиболее удобное и безопасное место на исходном берегу для организации переправы и в случае необходимости проводят его предварительную подготовку - освобождают от молодого льда, намечают путь предстоящего движения;
- двое проверяют готовность капроновой веревки (две бухты по 200-250 м), с помощью которой будет осуществляться паромная переправа;
- остальные проверяют готовность к транспортировке рюкзаков, санок, лыж, сосредотачивают их в исходном месте.
В ряде случаев (при проведении разведок, организации переправ, движении в сложных условиях видимости и т.п.) целесообразно применять УКВ радиостанции для координации действий группы.