Организация работы коммерческих банков и подразделений Центрального банка Российской Федерации по составлению прогноза кассовых оборотов
В разработке прогноза кассовых оборотов принимают участие все структурные подразделения Центрального банка Российской Федерации ¾ территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры (РКЦ). Кроме того, немаловажную роль играют коммерческие банки и организации. Именно с последних начинается работа по составлению прогнозов.
Организации за 65 дней до планируемого квартала представляют в обслуживающие их кредитные организации кассовые заявки. В них отражаются суммы поступлений наличных денег в кассы, например в виде торговой выручки либо выручки транспорта, зрелищных организаций за предшествующий период, и дается прогноз на новый квартал. В этом расчете не учитываются суммы, получаемые в банке. Помимо этого в заявке содержится информация о предстоящих расходах наличности на заработную плату, премии, командировочные и т. д.
На основе данных кассовых заявок составляется прогноз кассовых оборотов и определяется потребность в наличных деньгах клиентов конкретной кредитной организации.
Далее расчеты коммерческих банков направляются ими в РКЦ по месту открытых корреспондентских счетов. Это делается за 14 дней до начала планируемого квартала.
Обобщая информацию коммерческих банков, РКЦ разрабатывают прогнозы кассовых оборотов по всем обслуживаемым кредитным организациям. Цель состоит в определении потребности в централизованных денежных подкреплениях для бесперебойного обслуживания клиентов. После этого РКЦ представляют свои расчеты в территориальные учреждения Центрального банка Российской Федерации за семь дней до начала планируемого квартала. Последние разрабатывают прогнозы кассовых оборотов, определяют эмиссионные результаты по конкретному региону (области, краю) для выявления потребности территории в денежной наличности, что необходимо для составления планов завоза наличности в резервные фонды РКЦ.
Наконец, прогнозные расчеты территориальных учреждений доводятся до Департамента регулирования налично-денежного обращения Центрального банка Российской Федерации за три дня до начала квартала. Центральный банк в Москве разрабатывает сводный прогноз по Российской Федерации в целом.
Таким образом, при составлении прогнозов в территориальном разрезе в качестве источников информации выступают данные коммерческих банков и РКЦ.
Кроме того, используются сведения других организаций:
¨ прогнозные расчеты розничного товарооборота, составляемые территориальными органами регулирования торговли;
¨ фактические сведения территориальных органов статистики о розничном товарообороте и расходовании торговыми предприятиями и организациями общественного питания наличных денег из выручки;
¨ фактические сведения государственных налоговых инспекций о налоге на доходы с физических лиц;
¨ сведения государственных страховых компаний и других страховых организаций о фактических выплатах по страхованию граждан;
¨ отчетные данные предприятий связи о поступлениях наличными деньгами подписной платы за периодические издания;
¨ фактические сведения региональных отделений Пенсионного фонда Российской Федерации о трудовых пенсиях и другие источники.
Рассмотрим порядок определения отдельных статей прогноза кассовых оборотов территориальными учреждениями Центрального банка Российской Федерации с учетом названных источников информации.
Итак, главным каналом поступления наличных денег в кассы банков является выручка торговых предприятий и организаций общественного питания. Размеры торговой выручки в кассовых прогнозах исчисляются на основе отчетных данных территориальных статистических органов о фактическом товарообороте магазинов, ресторанов, кафе, рынков.
Фактические данные о товарообороте за соответствующий квартал корректируются на предполагаемые темпы роста в прогнозируемом периоде.
Торговая выручка поступает в кассы банков не в полном размере, ее часть расходуется на месте, в связи с чем при прогнозировании данной статьи учитывается только инкассируемая, т. е. реально поступившая, выручка. Для этого из общей суммы розничного товарооборота исключаются выручка, используемая торговыми предприятиями и организациями общественного питания на месте для выдачи заработной платы, закупок сельскохозяйственной продукции у индивидуальных товаропроизводителей, покупки фирменной одежды, а также суммы продажи товаров в безналичном порядке мелким оптом. Все данные элементы составляют не инкассируемую часть.
Аналогично определяются другие статьи приходной части прогноза, в которых отражается выручка предприятий связи, а также организаций, реализующих услуги населению.
Рассмотрим особенности планирования некоторых статей расходной части прогноза кассовых оборотов.
При определении размера выдачи на заработную плату из общей суммы фонда оплаты труда вычитаются безналичные перечисления и удержания. К последним относят:
¨ налог на доходы физических лиц;
¨ удержания из заработной платы квартирной платы, платежей за коммунальные услуги и по добровольным видам страхования;
¨ перечисления на счета по вкладам физических лиц и др.
Кроме того, вычитаются суммы заработной платы работников торговли и общественного питания, предприятий связи, так как эти средства не сдаются в банк вместе с выручкой.
При прогнозировании такой статьи, как «Выдачи на выплату пенсий, стипендий, пособий, страховых возмещений», используются плановые и отчетные данные региональных отделений Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, других государственных внебюджетных фондов, о чем говорилось выше. В данном случае учитываются:
¨ пособия по временной нетрудоспособности, беременности, родам;
¨ трудовые пенсии;
¨ страховые выплаты.
Из полученной суммы названных элементов исключаются взимаемые налоги.
Для определения статей «Приход» и «Расход», отражающих поступления или выдачи наличных денег Сбербанком России, используются данные кассового плана этого банка. В документе учитываются:
¨ привлечение средств во вклады граждан;
¨ поступления от продажи облигаций государственных займов, размещения лотерейных билетов, реализации недвижимости;
¨ суммы в погашение потребительских кредитов.
В расходной части кассового плана Сбербанка России отражаются:
¨ выплаты по погашаемым облигациям и вкладам населения;
¨ выдачи ссуд индивидуальным заемщикам.
С учетом этой информации определяются такие статьи прогноза кассовых оборотов, как «Поступления от Сберегательного банка Российской Федерации» и «Выдачи подкреплений отделениям Сберегательного банка Российской Федерации».
2.3. Роль территориальных учреждений Центрального банка Российской Федерации в регулировании и осуществлении анализа налично-денежного обращения
В процессе регулирования налично-денежного обращения территориальные учреждения Центрального банка Российской Федерации разрабатывают прогнозы кассовых оборотов по конкретному региону, рассчитывают эмиссионный результат, составляют отчеты о кассовых оборотах, изучают причины эмиссии или изъятия наличных денег из обращения. Они выполняют и другие важные функции:
¨ определяют величину денежной массы по агрегатам М0и М2по методике Центрального банка Российской Федерации;
¨ устанавливают лимиты оборотной кассы для РКЦ;
¨ осуществляют анализ состояния налично-денежного обращения по конкретной территории.
Остановимся на данных функциях подробнее.
При определении денежной массы по агрегату М0учитываются суммы наличных денег в обращении (в кассах финансового и нефинансового секторов). Как показывает практика, большая часть территориальных учреждений Центрального банка Российской Федерации не отражает в объеме наличных денег суммы так называемых миграционных потоков, т. е. средств, ввозимых и вывозимых за пределы данного региона.
Специалисты некоторых учреждений Центрального банка Российской Федерации разрабатывают свои методики определения агрегата М0с использованием коэффициента миграции. По их мнению, общий подход Центрального банка Российской Федерации для расчета наличных денег в обращении применим только для страны в целом. Особенно ярко это проявляется в регионах, изымающих наличные деньги из обращения, где значительные поступления наличности в торговую сеть и кассы банков представлены миграцией с других территорий.
Агрегат М2в настоящее время выступает в качестве базового, основополагающего при разработке и проведении Центральным банком Российской Федерации денежно-кредитной политики. Именно по этому агрегату устанавливаются целевые ориентиры изменения денежной массы с учетом важнейших макроэкономических показателей. Помимо суммы наличных денег в обращении он включает безналичный компонент. К последнему относят остатки средств физических и юридических лиц во вкладах до востребования и срочных вкладах на счетах банковской системы. В регионах, регулярно изымающих наличные деньги из обращения, территориальные учреждения Центрального банка Российской Федерации рассчитывают денежную массу только по безналичному компоненту.
Другой функцией территориальных учреждений Банка России в процессе регулирования налично-денежного обращения является лимитирование остатков оборотных касс РКЦ.
С целью рационального использования денежной наличности, обеспечения своевременной выдачи средств коммерческим банкам Департамент эмиссионно-кассовых операций Банка России устанавливает лимиты оборотных касс для своих региональных подразделений. Руководители последних в свою очередь определяют лимиты оборотных касс для каждого РКЦ. Этот показатель устанавливается наконец рабочего дня и не должен превышаться.
При разработке лимитов территориальные учреждения учитывают такие факторы, как обеспечение своевременного удовлетворения потребностей клиентов в наличных деньгах для расчетов по заработной плате, пенсиям, стипендиям и т. д., а также объем налично-денежного оборота в конкретном РКЦ.
При необходимости руководители территориальных учреждений Банка России могут в пределах общего лимита перераспределять лимиты оборотных касс между подведомственными РКЦ.
Анализ состояния налично-денежного обращения на конкретной территории Банк России осуществляет ежеквартально по таким направлениям:
¨ изучение структуры источников поступления наличных денег в кассы банков и направлений их выдачи, причин эмиссии или изъятия денег из обращения за конкретный квартал;
¨ расчет показателей, характеризующих скорость возврата наличных денег в кассы банков и уровня инкассации торговой выручки.
Для расчета используется формула
,
где СВ ¾ скорость возврата наличных денег в кассы банков, дн.;
М0на 01.01; М0на 01.02; М0на 01.03; М0на 01.04 ¾ остатки наличных денег на начало каждого месяца конкретного квартала (в данном случае I квартала);
делением на 4 в числителе определяется среднее арифметическое значение наличных денег, находящихся в обращении за квартал;
П ¾ сумма прихода денежной наличности в кассы банков за рассматриваемый период.
С учетом количества дней в квартале рассчитывается средний однодневный приход денежных средств:
,
где ПИн ¾ процент инкассации торговой выручки и выручки системы общественного питания;
ИнВ ¾ общий объем инкассируемой выручки за конкретный квартал;
ТО ¾ фактический размер товарооборота за анализируемый период.
В условиях экономической нестабильности, роста инфляции, кризиса банковской системы данные показатели, как правило, имеют тенденцию ухудшения. Наблюдается несвоевременная, неполная сдача наличной выручки торговыми предприятиями, замедление скорости возврата денежных средств в кредитные организации.
Таким образом, представленные показатели отражают не только состояние денежного обращения, банковского сектора, но и экономики в целом.
В процессе проведения анализа состояния налично-денежного обращения территориальные учреждения Банка России используют следующие источники информации:
¨ отчет о кассовых оборотах Банка России и коммерческих банков;
¨ отчетные данные территориальных органов Федеральной службы государственной статистики о социально-экономическом положении региона;
¨ баланс денежных доходов и расходов населения, разрабатываемый органами статистики;
¨ данные о проведенных коммерческими банками проверках соблюдения порядка работы организаций с денежной наличностью.
Результаты анализа используются территориальными учреждениями Банка России при разработке прогнозов кассовых оборотов на предстоящий период, а также для определения мер по улучшению состояния денежного обращения, сокращению эмиссии в регионах, увеличению доли безналичного компонента в денежной массе. Последнее реализуется, в частности, в процессе развития рынка банковских пластиковых карт.