III. Региональный государственный финансовый контроль
В этом параграфе, как и в предыдущем, рассматриваются направления только внешнего финансового контроля, распределенные по соответствующим государственным органам субъекта федерации. В круг нашего внимания попадают: контрольно-счетный орган субъекта РФ и финансовый исполнительный орган государственной власти субъекта РФ.
Контрольно-счетный орган субъекта РФ:
проводит:
- экспертизу проектов законов: а) о бюджете субъекта РФ, б) о бюджете территориального государственного внебюджетного фонда;
- финансово-экономическую экспертизу проектов: а) законов субъекта РФ, б) нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ (в части расходных обязательств субъекта РФ), в) государственных программ субъекта РФ;
контролирует:
- исполнение бюджета: а) субъекта РФ, б) территориального государственного внебюджетного фонда;
- использование межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета субъекта РФ бюджетам муниципальных образований;
анализирует:
- бюджетный процесс в субъекте РФ и готовит предложения о его совершенствовании;
проверяет:
- годовые отчеты об исполнении бюджетов: а) субъекта РФ, б) территориального государственного внебюджетного фонда;
оценивает:
- эффективность предоставления за счет средств бюджета субъекта РФ: а) налоговых, б) иных льгот и преимуществ, в) бюджетных кредитов;
- законность предоставления за счет средств бюджета и собственности субъекта РФ: а) гарантий, б) поручительств, в) других способов обеспечения исполнения по сделкам юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
Выполняет иные функции.
Особенность правового статуса контрольно-счетного органа субъекта РФ заключается в том, что он не входит в систему государственных органов исполнительной власти региона, а образуется законодательным (представительным) органом субъекта федерации и подотчетен ему.
Финансовый исполнительный орган государственной власти субъекта РФ (на примере Министерства финансов Астраханской области):
контролирует:
- ведение бюджетного учета по администрированию доходов, исполнению расходов бюджета области и источников финансирования дефицита бюджета;
- использование средств бюджета области, а также материальных ценностей, находящихся в государственной собственности области;
- соблюдение требований действующего бюджетного законодательства получателями финансовой помощи и бюджетных инвестиций из бюджета области;
- законность и своевременность движения средств бюджета области, передаваемых муниципальным образованиям в рамках межбюджетных отношений;
- операции с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета;
- соблюдение получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и гарантий области условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств;
осуществляет:
- последующий контроль за исполнением бюджета области путем проведения ревизий и проверок;
- текущий контроль за реализацией целевых программ области;
проводит:
- ревизии (проверки) местных бюджетов - получателей межбюджетных трансфертов из бюджета области.
IV. Муниципальный финансовый контроль
Контрольно-счетный орган муниципального образования:
проводит:
- экспертизу проектов местного бюджета;
- финансово-экономическую экспертизу проектов: а) муниципальных правовых актов в части расходных обязательств муниципального образования, б) муниципальных программ;
контролирует:
- исполнение местного бюджета;
- использование средств местного бюджета и средств, получаемых местным бюджетом из иных источников;
анализирует: бюджетный процесс в муниципальном образовании и готовит предложения о его совершенствовании;
проверяет: годовой отчет об исполнении местного бюджета;
оценивает:
- эффективность предоставления за счет средств местного бюджета: а) налоговых, б) иных льгот и преимуществ, в) бюджетных кредитов;
- законность предоставления за счет средств местного бюджета и муниципальной собственности: а) гарантий, б) поручительств, в) других способов обеспечения исполнения по сделкам юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
Выполняет иные функции.
Особенность правового статуса контрольно-счетного органа муниципального образования заключается в том, что он является органом местного самоуправления, но не относится к исполнительным органам, так как образуется представительным органом муниципального образования и подотчетен ему.
Финансовое управление (отдел) при администрации муниципального образования осуществляет финансовый контроль за:
операциями:
- с бюджетными средствами получателей средств местного бюджета;
- средствами администраторов источников финансирования дефицита местного бюджета;
соблюдением условий:
- выделения;
- получения;
- целевого использования бюджетных средств получателями бюджетных инвестиций и муниципальных гарантий.