II. Федеральный государственный финансовый контроль
В этом параграфе исходя из широкого понимания государственного финансового контроля рассматриваются его направления на федеральном уровне, распределенные по соответствующим государственным органам, включая Банк России, который формально (но не функционально) государственным органом не является. В круг нашего внимания попадают: Счетная палата, Федеральное казначейство, Росфиннадзор, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по финансовым рынкам и Банк России. Ведомственный и внутренний государственный финансовый контроль рассматриваться не будут.
Счетная палата осуществляет внешний государственный аудит (контроль), а именно - контроль за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, в связи с чем на нее возлагаются следующие функции:
- экспертиза проектов федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ;
- экспертиза проектов федеральных законов, иных нормативных правовых актов в части расходных обязательств и государственных программ РФ;
- проверка бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов - получателей межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
- контроль состояния государственного внутреннего и внешнего долга РФ, долга иностранных государств/иностранных юридических лиц перед РФ, бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета;
- другие функции.
Федеральное казначейство осуществляет:
- предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
Росфиннадзор осуществляет контроль и надзор за:
- использованием:
а) средств федерального бюджета;
б) средств государственных внебюджетных фондов;
в) материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;
- соблюдением резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций):
а) валютного законодательства РФ;
б) требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля;
- соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;
- соблюдением требований бюджетного законодательства РФ получателями:
а) финансовой помощи из федерального бюджета;
б) гарантий Правительства РФ;
в) бюджетных кредитов;
г) бюджетных ссуд;
д) бюджетных инвестиций;
- исполнением законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами финансового контроля
а) федеральных органов исполнительной власти;
б) органов государственной власти субъектов РФ;
в) органов местного самоуправления.
Федеральная налоговая служба осуществляет контроль и надзор за:
- соблюдением:
а) законодательства о налогах и сборах;
б) нормативных правовых актов, принятых в соответствии с ним;
- правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения:
а) налогов и сборов;
б) иных обязательных платежей (в случаях, предусмотренных законодательством РФ);
- осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами (не кредитными организациями);
- соблюдением:
а) требований к контрольно-кассовой технике;
б) порядком и условиями ее регистрации и применения;
- полнотой учета выручки денежных средств:
а) в организациях;
б) у индивидуальных предпринимателей;
- проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей.
Федеральная служба по финансовым рынкам контролирует:
- исполнение законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма:
а) профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
б) организациями, управляющими инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами;
в) страховыми организациями;
г) кредитными потребительскими кооперативами;
д) микрофинансовыми организациями;
- соблюдение страхового законодательства:
а) субъектами страхового дела;
б) иными физическими и юридическими лицами;
- представление субъектами страхового дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензий, сведений о прекращении их деятельности или ликвидации;
- достоверность отчетности, представляемой субъектами страхового дела;
- выдачу страховщиками банковских гарантий;
- обеспечение страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;
- деятельность кредитных потребительских кооперативов и их саморегулируемых организаций;
- соблюдение законодательства РФ о ценных бумагах/стандартов и требований, утвержденных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг:
а) эмитентами;
б) профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
в) СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- соблюдение микрофинансовыми организациями, привлекающими денежные средства физических и юридических лиц в виде займов, экономических нормативов:
а) достаточности собственных средств;
б) ликвидности;
- деятельность временной администрации финансовой организации;
- исполнение плана восстановления платежеспособности финансовой организации.
Банк России является органом банковского надзора, в связи с чем осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов.