Спонтанность и закономерность

По сравнению с застывшим прошлым и полным прогнозов будущим, Настоящее куда более спонтанно. Но в каждой спонтанности есть свои закономерности. И в каждом из нас, я полагаю, есть интуитивное, архетипическое понимание того, какой набор качеств и поступков свойствен образу жизни просветлённого существа, а какой нет. Если же вы всё-таки сомневаетесь в правильности своего интуитивного знания, тогда, пожалуйста, ответьте:

· Как предпочтительно поступит просветлённый человек: деструктивно или конструктивно?

· Станет говорить торопливо и неразборчиво или не спеша и ясно?

· Видит себя судьёй над всеми или сопереживает происходящему?

· Напряжён или расслаблен?

· Дышит медленно и глубоко или быстро и отрывисто?

· Улыбчив или сумрачен и хмур?

· Всегда серьёзен или обладает отменным чувством юмора?

· Склонен к самоотрицанию, потаканию себе или гармонично уравновешен?

· Ведёт себя свысока, с чувством превосходства или обращается с каждым как с равным?

Будь в этом списки и полсотни вопросов – вы без труда ответили бы на все. Ибо некая часть вас – та, что пробуждена , – знает ответы.

И всё-таки повседневность неизменно чревата обстоятельствами, в которых образ действий просветлённого существа вовсе не столь очевиден. В таких случаях я советую положиться на такие четыре модели поведения:

· Поступайте так, будто в совершенстве овладели уроками Двенадцати врат. То есть: осознали собственную ценность, имеете достаточную силу воли, запас телесной энергии, материальный достаток, ясность ума, проникновенность интуиции, отважное сердце и устремлённость к служению миру, и при этом ваше внимание высвобождено, а сознание – расширено.

· Задайте себе вопрос: «Как бы сейчас поступило Высшее «Я», то есть та часть меня, которая отважна, жертвенна и мудра?» А затем поступите именно так.

· Если у вас сильно выраженная ориентация на некую личность, ваш идеал божественности и мудрости – Иисус. Например, или Будда, – то спросите себя: «Как бы сейчас поступил этот человек?»

· Или можно (как это часто делаю я сам) просто произнести: «Боже, да будет воля Твоя!» – а затем довериться и действовать.

На съёмочной площадке

Вероятно, вы никогда ранее не моделировали намеренно просветлённого поведения. Может, просто потому, что перед вами не ставили такой задачи. До тех пор, пока вы не открыли эту книгу. Давайте попробуем?

Представьте себе, что вы утверждены-таки на роль просветлённого в фильме, ну, скажем, режиссёра Ридли Скотта. И сейчас вам вот-вот предстоит выйти под свет юпитеров и объективы кинокамер. Снимаемая сцена такова: вы входите в комнату, идёте мимо группки второстепенных персонажей и, приблизившись к главному герою, который донельзя расстроен и потому к вам агрессивен, должны мягко и спокойно с ним заговорить.

Проблема лишь в том, что вы сами – не по роли, а в жизни – чувствуете себя совершенно расстроенным. В последние дни у вас были серьёзные конфликты с супругом (или супругой, партнёром, подругой, близким приятелем – нужное подчеркнуть), у которого появилась досадная привычка допоздна задерживаться на работе, мило болтая с чересчур, на ваш взгляд, дружелюбной секретаршей. Всего полчаса назад вы крупно повздорили по телефону, и вам в категоричной форме было сообщено, что «всё, ничего больше не хочу слышать, отношениям конец!». И короткие гудки в телефонной трубке.

Загорается сет, камеры направляют свои объективы, вот-вот начнётся съёмка. Сказанные в трубку сгоряча слова всё ещё звучат у вас в ушах: «Отношениям конец!» В вас растёт обида и боль. Но, как пел незабвенный Фред Меркури, show must go on – шоу должно продолжаться.

Звучит в мегафон властный глас режиссёра: «Внимание! Мотор! Начали!», и вы – глубокий вдох, расслабленное тело, артистическая грация и ясное внимание – вступаете под свет юпитеров.

Лёгкий, учтивый кивок статистам, и неспешное приближение к главному герою, который смотрит на вас как на смертельного врага. Он обрушивает на вас поток страстных обвинений, а вы слушаете. А потом отвечаете – открыв сердце и призвав внутреннюю мудрость. Вы – здесь и сейчас. Без остатка отданы ситуации, говорите и действуете, словно Будда, только что вышедший из-под сени дерева Бодхи.

И это невзирая на то, что в душе вы по-прежнему расстроены. Вопреки реальным треволнениям, роль сыграна блестяще.

Слышны восхищённые перешёптывания съёмочной группы, режиссёр довольно потирает руки.

Прекрасно. Но вот интересный вопрос – а что, если никто так и не крикнет: «Стоп! Снято»? Не произнесёт в померкнувшем отблеске юпитеров: «Всем спасибо, все свободны»? Что, если продолжить безукоризненно играть, покинув киностудию, сев в машину, вырулив на запруженное в час пик шоссе? А также приехав домой, где ваш партнёр в обиде упаковывает чемоданы? И что, если отныне исполнять роль просветлённого везде и всюду?

Конечно, куда как труднее играть не в сценарных, а реальных – сложных и непредсказуемых – обстоятельствах. Многие «сцены» вы провалите, не единожды отступите от роли, стократ забудете текст. Но если идти здесь до конца, то в итоге обретаешь награду неизмеримо выше каннских премий и «Оскаров» – удивительную, полную творчества жизнь.

Начни сейчас

Практика Просветления – самая обыденная, земная и самая трансцендентная из всех, которыми я могу поделиться с вами. Это вечный вызов: узреть чудесное в обычном, а в сверхъестественном – норму, типичный порядок вещей. Эта практика многолика и разнообразно, так что вам никогда не придётся скучать и в любой момент будет чем заняться.

Вы убедитесь: просветлённые поступки начнут исцелять ум, сферу чувств и даже тело. Окажется, что жизнь не такая уж серьёзная штука, как мы привыкли думать: вы – не человек, упорно вкалывающий в своих исканиях Просветления, но чистое, никогда не затемнённое Сознание, играющее удовольствия ради роль человека, усердно ищущего Просветления.

Вещам, которым надо бы учиться, чтобы их делать, – лучше учиться, делая их.

- Аристотель

Эта книга – также и о храбрости, необходимой для того, дабы избегая маловажных и второстепенных, исполнять главную, звёздную роль своей жизни.

Делайте это сейчас, пока у вас есть время, тело и жизнь. Дорога открыта, путь чист, суть практики понятна. Дело лишь за тем, чтобы её воплотить.

Спросите своё сердце. Услышьте голос Высшего «Я». И шагните в Настоящее.

Итог

Музыканты практикуют музыку, поэты – поэтику, каждый из спортсменов – свой вид спорта. Просветление же подразумевает практику всего: ходьбы, речи, дыхания, мышления, сна, занятий любовью, мытья посуды… Всего!

Вот те слова, что отражают моё понимание – итог многолетнего опыта ученичества и обучения других.

Практика Просветления, в отличие от жизни «на автопилоте», требует внимания и, я бы сказал, тонкого изящества. Она не для того дана, рутины и неких «трансцендентных» обязанностей. Наоборот, она пробуждает (у многих, кстати, угасший ещё с детства) интерес к качеству, к совершенству ваших поступков и слов, являя собой настоящее искусство Жизни.

Вы превращаетесь в ежесекундно упражняющегося атлета, с тем лишь отличием, что вместо спорта здесь озарённая новым смыслом повседневность, а наградой служит тотальное переживание каждого мига своего бытия.

Со временем игра и практика становятся единым целым. И вы играете с искренней отдачей малого ребёнка, для которого мир – место, полное чудес.

С юных лет занимаясь спортивной гимнастикой, я не помню случая, чтобы это воспринималось мной как некое серьёзное дело. Я лишь играл в гимнастику. Играл, играл и… выиграл – чемпионат мира!

А игра в Просветление, уверяю вас, во сто крат увлекательнее!

Добросердечие

Если эта практика пока вас не заинтересовала – займитесь тем, что вас действительно интересует.

Главное: не превратить рекомендации сей книги в мазохистский одержимый перфекционизмом, саморазрушительный рефрен: «О нет! Опять я вышел из себя! Махатма Ганди никогда бы так не поступил! Вновь я облажался!»

Будьте проще. Жизнь дана, чтобы наслаждаться ею. Просветлённость означает ещё и прощение «затемнённости» – своей и чужой. Главное – должные действия не прекращать совершать.

Будем помнить о том, что просветлённость не относится ни к высоким достижениям, ни к требованию совершенства. Она – о Жизни в её мудрой, от мига к мигу, простоте, и о полном, с верой и доверием, её приятии. Так получайте удовольствие от процесса! Практикуйте Просветление так же, как вы бы учились делать новое танцевальное па или сальто: разбег, прыжок, падение; разбег, прыжок, падение. И вновь: разбег, прыжок – опля! – удалось, вы приземлились на ноги.

Теперь, когда явственно виден мост между Небом и Землёй, канал, связующий плоть с духом, – каждый день, каждый час, каждый миг превратится в священную практику.

Она есть верный катализатор трансформации. А игра – это праздник нашей человечности. Обетование благих перемен и верная судьба. Добро пожаловать в Реальность!

Сознание нового тысячелетия

Время – бурная река, несущая всем перемены. Цивилизации приходят и уходят, меняя лик планеты.

Человечество шествует вперёд, ускоряет темп развития, эволюционирует. Но не к большему размеру голов и изощрённости ума, а к высшему сознанию и открытости сердец.

Эта книга – о вас, о вашей индивидуальности, личной эволюции, судьбе. Но мы ведь не обитатели малообжитых островов, никто не заперт в изоляции. Мы все влияем друг на друга. И пробуждаясь, становимся искрой, воспламеняющей сердца других.

Индивидуальные изменения предшествуют глобальным переменам. Каждый из нас – бесценен, каждый – незаменимый кусочек смальты в красивейшей мозаике целого. Улыбнуться незнакомцу, сказать доброе слово огорчённому ближнему – уже означает запустить благую цепь событий по совершенствованию мира.

По мере того как человечество будет осваивать уроки Двенадцати врат, произойдёт сдвиг в осознании, который преобразит политику, дипломатию, СМИ, медицину, военную сферу и деловые отношения.

Из эксплуататоров и разорителей мы разовьёмся в заботливых защитников своей планеты. Проявления деспотизма, расизма, шовинизма, нетерпимости и бессердечия, приемлемые и по сей день в глазах отдельных безумцев, вскоре прочно займут своё место в медицинских перечнях психических заболеваний. Мы неуклонно покидаем период детства человечества. И соревнуемся с неумолимым временем, ища возможности исправить свои ошибки, пока не стало слишком поздно.

Просветлённые цивилизации возникают лишь тогда, когда собралось вместе достаточно людей, чьи действия просветлены. Я знаю: нас ожидает рассвет предназначения.

Хочу сказать своим согражданам: народ американских индейцев рассеян враждебными силами, великая культура хозяев прерий исчезла с лица земли. Но Маниту, Великий Дух, жив – внутри каждого из нас. И сила его растёт во всём мире.

Наша раса, создавшая ток-шоу, свободные СМИ и водородные бомбы, претерпевает метаморфозу не меньшую, чем куколка личинки, которая рождает бабочку. Народ, в чьей силе уничтожить жизнь на всей планете, разовьёт в себе мудрость и волю, дабы заботиться об общем доме человечества.

Конец – это только начало

Много лет прошло со времени моего озарения в той мокрой от дождя роще, когда я впервые ощутил миг благодати и поразительной свободы. Кажется, то было в другой жизни.

Просветлённость для меня – уже не горний, не от мира сего опыт. Она стала практикой, которой пытаешься следовать в каждый момент своего бытия. И когда я забываю об этом, когда Свет меркнет и кажется, будто сбился с пути, мне очень помогает такой образ:

Я – в тёмном, мрачном подвале. Бреду на ощупь, спотыкаясь и раня о незримые преграды своё тело. И вдруг где-то сверху, под потолком открывается дверь, и взгляд на мгновение выхватывает из тьмы лестницу в двенадцать ступеней. Она совещена лишь на долю секунды, и дверь тут же снова захлопывается. Но этого достаточно. Момент понимания настал.

Вновь темно – но сейчас я знаю: выход есть, лестница существует, и я успел запомнить, в каком направлении её искать. Конечно, впотьмах я набью себе ещё не один синяк, но прежнего неведения и слепоты уже нет. Всё изменилось, появилась надежда, знание и воспоминание о Свете, сверкнувшем там , за двенадцатой ступенью.

Наш с вами путь по строкам этой книги почти завершён. Но конец – это только начало.

Прохождение Двенадцати врат – это практика самой Жизни, с её бесконечной спиралью восхождения; вечно чарующий, не ведающий конца и начала, цикл, подобный смене времён года.

Вы прошли им один раз – но это лишь начало. Практика со временем превратится в чудесную игру, та станет жизнью, а жизнь станет просветлённой.

Ничто не остановит нас в пути, ибо нет ничего сильнее, чем Дух, связующий всё человечество в одну огромную семью.

Мы – семя грядущего, ростки, тянущиеся к Свету…

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru

Оставить отзыв о книге

Все книги автора

[1][1] «Just do it» – рекламный слоган фирмы «Найк». – Прим. перев.

[2][2] Морита Масатаке (Шома) (1874-1938) – японский психиатр, разработавшая собственную, ставшую широко известной и на Западе, систему психотерапий, основанную на дзэн-буддистском видении мира. – Прим. ред.

[3][3] Ролфинг – метод работы с телесной структурой, разработанный в 30-е годы американкой Идой Рольф (1896-1979) и получивший известность по всему миру. Её последователь Джозеф Хеллер (р1940) создал в 70-х годах собственную, также ставшую широко известной, технику гармонизации тела. – Прим. ред.

[4][4] Техника австралийца Фредерика Александера, разработанная им в 1890-х годах, особое внимание уделяет осанке и её воздействию на здоровье. Израильский физик Мойше Фельденкрайз (1904-1984), творчески развив эту технику и объединив данные неврологии, анатомии и психологии со своим опытом боевых искусств, создал в итоге собственную систему работы с телом. Джудит Астон, первоначально ученица Иды Рольф, разработала в конце 70=х годов метод, в основу которого легло понимание уникальности каждого тела. Остаётся добавить, что эти три замечательные личности объединяет один и тот же биографический факт – телесные травмы: актёр Александер потерял голос, у мастера спорта по дзюдо Фельденкрайза обнаружились серьёзные проблемы с коленными суставами, а танцовщица Астон попала в автокатастрофу. Стремясь избежать хирургического вмешательства, они вплотную занялись исследованием своего психофизического потенциала, в итоге полностью себя исцелив и принеся за счёт обретённого опыта, неоценимую пользу многим другим. – Прим. ред.

[5][5] Есть такие истории и о наших, постсоветских реалиях. Правда, в виде анекдота: Встречаются два бывших одноклассника. Один почти бомж, другой – с золотой цепью и на шестисотом «Мерседесе». Первый спрашивает: «Как же так, ведь ты всегда был двоечником, а у меня – медаль золотая, и диплом с отличием?» «А что тут сложного, – отвечает второй, – здесь я покупаю партию товара по два рубля за штуку, в другом месте за четыре рубля распродаю. Так на 2 % и живу». – Прим. ред.

[6][6] Речь, конечно, не идёт об образе жизни самого Ганди, действительно крайне аскетическом. Но о средствах, пущенных на реализацию его совершенно нерентабельных проектов, в которых простые крестьянские занятия (ткачество, земледелие, молочное животноводство) мыслились как основа экономики страны. – Прим. ред.

[7][7] Хотя, возможно (человек – существо упрямое), они ответили бы утвердительно на вопрос: «А осчастливит ли тот энный миллион, которого у вас ещё нет?» – Прим. ред.

[8][8] В русском переводе: Ричард Н. Боллс. «Какого цвета ваш парашют?». Издательство «Олимп-Бизнес», 2004. – Прим. ред.

[9][9] Данное сравнение автора не голословно: Дэн Миллмэн – чемпион мира по прыжкам на батуте. – Прим. ред.

[10][10] Особенно же, как показал нехитрый эксперимент, отличны будут описания взрослых и детей. Попробуйте – и убедитесь сами! – Прим. ред.

[11][11] Интересно, а если бы на коне было седло, достало бы мальчику «объективности» ответите: «И на нём полседла, папа»? – Прим. ред.

[12][12] Таков взгляд Запада. Восточное же видение наиболее лаконично и полно, на наш взгляд, выразил дзэн-буддист XVI века Дзёсю: «Ум – это рай и ад». – Прим. ред.

[13][13] «Insight medutatuon» – в англо-американской литературе таким термином обычно называют буддийскую медитацию випассана. – Прим. ред.

[14][14] Или как иными словами определил суть медитации уже упоминавшийся Дзёсю в совете своему ученику: "Дай уму побыть наедине с собой». – Прим. ред.

[15][15] К сожалению, всего одна из многих замечательных книг этого человека переведена на русский язык: Берни Сигл. Здоровье духа – здоровье тела. Изд-во «Попурри», 1998. – Прим. ред.

[16][16] В русском переводе она вышла в издательстве «Прогресс», 1994 г. Об этом удивительном человеке должна скоро выйти книга Кевина Тодеши «12 уроков личной духовности, составленных учениками Эдгара Кейси». София, 2005. – Прим. ред.

[17][17] Dan Millman, "The Life You Were Born to Live". – Kramer Book, 1993. На русский язык пока не переведена . – Прим . ред .

[18][18] Книга Карла Юнга «Воспоминания, сновидения, размышления» остаётся одним из лучших произведений на эту тему. Другая книга, многое мне давшая: «Прозрачные сны» профессора Стивена Лабержа (она напрямую посвящена так называемой «йоге сновидений».) – Прим. авт. У последнего автора на русский язык переведены две книги: «Осознанные сновидения». София, 1996; и (в соавторстве с Х. Рейнголдом) «Исследования мира осознанных сновидений». Изд-во Трансперсонального Института, 1995. – Прим. ред.

[19][19] «Утро вечера мудренее» – так в трёх словах выразил народ своё понимание важности подсознания в разрешении житейских коллизий. Как мы все с детства помним, именно с таким напутствием мудрый советчик предлагает герою сказки лечь спать перед суровым завтрашним испытанием. – Прим. ред.

[20][20] «H to/two O»: английский предлог to (русское «к» или «до») звучит точно так же, как и числительное two («два»). – Прим. перев.

[21][21] Меня давно не покидает подозрение: не это ли та самая истина, что дарует Просветление? – Прим. авт.

[22][22] Русским дореволюционным словом «филёр» называли законспирированных агентов охранного отделения, ведших тайное наблюдение за подпольщиками. Это слово (через французское fileur) происходит от английского feeler («агент, разведчик»), действительно имеющего своим корнем слово feel, «ощущение, чувство». Смысловая связь, как видим, очевидна и объяснений не требует. – Прим. ред.

[23][23] Не очень похоже, конечно, на человеческие взаимоотношения – ну да ведь мы здесь не с себе подобными имеем дело, а с собственным страхом. – Прим. авт.

[24][24] Такое понимание автора очень близко сказочным сюжетам встречи героя с волшебными существами, а также шаманским мотивам сражения с враждебными духами и так называемым "двойником». – Прим. ред.

[25][25] Друг автора книги Дар Робинсон был действительно выдающимся каскадёром современности. Его прыжок с 334-метровой башни CN в Торонто – мировой рекорд свободного падения с наибольшей высоты. В 39 лет Дар Робинсон погиб в автомобильной катастрофе. Последние три фильма с его участием (среди них и «Смертельное оружие», где он дублировал Мела Гибсона) посвящены его памяти. – Прим. ред.

[26][26] Это точно так же парадигма поведения, которую мы разбирали в седьмой главе: избегание эмоциональной конфронтации вместо того, чтобы, оставшись в Настоящем, решить её. – Прим. авт.

[27][27] В современной афористике есть удивительно точное высказывание именно по этому поводу: «Летать на самолётах было бы абсолютно безопасно – кабы не было б Земли». – Прим. ред.

[28][28] Очень похожую, но противоположную по смыслу историю проводит Джек Корнфилд в своей книге «Путь с сердцем» (София, 1997). Один его знакомый коммивояжёр беспрерывно попадает в авиакатастрофы, причём без малейших, в итоге, травм и повреждений. Во время очередной аварийной посадки у самолёта просто отваливается нос, по линии, проходящей точно перед креслом коммивояжёра – и того, по инерции, вышвыривает вон, на землю (представьте себе высоту современного лайнера!). Опять же, без какого-либо в результате физического ущерба. И тогда этот человек делает вывод, на который способен далеко не каждый из нас: «Летать на самолётах для меня – абсолютно безопасно». – Прим. ред.

[29][29] Так как более определённого описания автор не даёт, рискнём предположить, что имеются в виду булавки с пластмассовым шариком на тупом конце. – Прим. ред.

[30][30] Иногда, как, должно быть, уже заметил читатель, мы приводим высказывание на языке оригинала – если его трудно переводимый лаконизм близок лучшим образцам классической афористики (например, на латыни или санскрите). – Прим. ред.

[31][31] Заметим, что кроме банального смысла «нет психики, пусть даже и целостной, без несовершенств», здесь есть и более глубокий: сама эта целостность недостижима в условиях полнейшего, без изъянов, совершенства. – Прим. ред.

[32][32] Из русскоязычной литературы более всего к данной теме имеет отношение замечательная пьеса Евгения Шварца, которая так и называется – «Тень». – Прим. ред.

[33][33] Интересно в связи с этим вспомнить об одном из имён Будды: Татхагата, что означает «таким, какой есть, пришедший». – Прим. ред.

[34][34] Не о том ли евангельский завет: «Познайте истину – и она сделает вас свободными»? – Прим. ред.

[35][35] Или, как в формуле, более подобающей критичности момента, выразился Бенджамин Франклин, подписывая Декларацию Независимости: "Нам лучше держаться всем вместе – или нас перевешают поодиночке». – Прим авт.

[36][36] Или, употребив удивительно точное, но, увы, не литературное слово: отпускает. – Прим. ред.

[37][37] Как остроумно заметил киноактёр Джек Бенни на церемонии вручения награды: «Я её, конечно, не заслуживая. Но свой артрит я ведь не заслуживаю тоже!» – Прим. авт.

[38][38] Здесь обыграно устойчивое словосочетание «to make love». За общепринятым его смыслом – «ухаживание; занятие сексом» – автор предлагает увидеть буквальный: созидание любви. – Прим. ред.

[39][39] Единственное, что нам удалось уточнить по этому вопросу, – Джоселин Элдерс, отвечавшая за систему здравоохранения при президенте Клинтоне, произнесла перед аудиторией Генеральной Ассамблеи ООН пылкую речь о пользе мастурбации, предложив её ввести отдельным предметом в школьную программу. Хотя пресса писала, что уважаемая публика слушала её очень внимательно и местами даже аплодировала, даром ей это в родной стране, очевидно, не прошло. – Прим. ред.

[40][40] Особенно наглядно это было видно на примере советского человека – убеждённого атеиста – чьё отношение к рассматриваемой теме было в четырёх словах выражено, если кто помнит, на заре перестройки некой горкомовской дамой на одном из телемостов с Америкой. «У нас секса нет!» – от имени всего народа заявила она. Ярким же проявлением того, что он всё-таки был (правда, в грубой, искажённой таким отношением форме), служили другие слова, которыми обильно пестрели все заборы и стенки подворотен. – Прим ред.

[41][41] Можно со всей уверенностью утверждать, что автор упомянутой книги – не кто иной, как известный английский этнограф Бронислав Малиновский, впервые познакомивший Запад с удивительными обычаями данного племени. Труды этого учёного появились недавно и в русском переводе: Бронислав Малиновский. Избранное, в 2 т.-РОССПЭН, 2004 (о нашей теме: том второй, раздел «Сексуальная жизнь дикарей Северно-Западной Меланезии»). – Прим. ред.

[42][42] К сожалению (уж если упомянуты стереотипы), до сих пор привычно высмеиваются те, чьё поведение позаимствовано у противоположного пола. Это, я считаю, свидетельство упрямого страха и диффамации общества по отношению к гомосексуальности. – Прим. авт.

[43][43] Правда, чтобы понять это, тоже требуется толика воображения, которого не у всех хватает. – Прим. авт.

[44][44] Потому что им удаётся так изогнуться – а человеку, увы, нет. – Прим. авт.

[45][45] Именно эта причина, а не некая изначальная аморальность, если уж говорить о религиях, лежит в основе данного запрета в иудаизме и христианстве. Так, по крайней мере, свидетельствует Библия (кн. Бытия, гл 38): «Онан… когда входил к жене [умершего] брата своего [для продолжения всего их рода], изливал на землю, чтобы не дать семени… Зло было пред очами Господа то, что он делал; и Он умертвил… его». – Прим. ред.

[46][46] Такой, несколько нескладный, получился у нас перевод фразы, звучащей в оригинале множеством трудно передаваемых смысловых оттенков: Consiousness of self blocked by self - consciousness . – Прим. ред.

[47][47] В оригинале эта фраза звучит так: We don’t fall, we rise in love. То есть обыгрывается английская идиома «to fall in love», чьё значение – «влюбиться», а дословный перевод – «упасть в любовь». – Прим. ред.

[48][48] Билл Мойерс – известнейший американский тележурналист, баптист по вероисповеданию, создатель нашумевшего публицистического сериала о Библии. – При. ред.

[49][49] «Помни о любви». Это латинское выражение поразительно созвучно (и не только фонетически) с другим, не менее известным – memento mori , «помни о смерти». – Прим. ред.

[50][50] Хотя данная фраза никак в тексте выделена не была, она показалась нам столь ярко-афористичной, что мы взяли на себя смелость выделить её наряду с другими сентенциями, приведёнными Дэном Миллмэном в этой книге. – Прим. ред.

[51][51] Кахуны – жрецы древней гавайской религии Хуна (ка – «мастер», хуна з «сокровенное знание»). Об удивительном контакте автора с кахуна Мама Чиа читайте в его книге Sacred journey of the peaceful warrior, «Мистическое путешествие мирного воина». София, 1998. – Прим. ред.

[52][52] Во всех последующих письмах имена их авторов я буду приводить, для краткости, в самом конце. – Прим. авт.

[53][53] Евангелие от Матфея 6:21. – Прим. ред.

[54][54] Очевидно при такой арифметике автор подразумевает исключительно американский и западноевропейский жизненный стандарт. Ибо, если говорить, например, о нищей Африке, то лучшим наверняка оказался бы самый первый вариант: раздать миллиону голодающих по доллару. – Прим. ред.

[55][55] Да ещё, судя по имени, и с предками-индейцами в роду. – Прим. ред.

[56][56] Английское enlightenment , «просветление», происходит от глагола to lighten , «светить, осветлять», второе значение которого – «облегчать» (бремя, например, или ношу). Старик, сбросив с плеч свой груз, буквально и без единого слова разъяснений демонстрирует суть Просветления. Интересно заметить при этом, что такая игра смыслов стала возможной лишь при переводе этой, изначально чань-буддийской, притчи на английский язык. На санскритское «бодхи», ни китайское «у», ни японское «сатори» – означающие «просветление» – не имеют значения «облегчать». – Прим. ред.

[57][57] Интересен комментарий к этой притче известного мастера XVII в. Есимицу (из сборника дзэнских историй «Симатта Синдзимаэ»): «Этот старик столь просветлён, что уже перестал понимать смысл слова «просветление». Он кладёт к ногам свою ношу, чтобы не стоять зря с грузом на плечах, и улыбается своему непониманию вопроса. Не найдя, что ответить юноше с его туманными исканиями, он опять взгромождает на спину мешок и идёт дальше по своим делам. Есть ли иное Просветление, кроме как такая безыскусная естественность?» – Прим. ред.

Наши рекомендации