Политика стимулирования экспорта прямых иностранных инвестиций: задачи, структура и институты.
Цели:для стран-доноров инвестиций вывоз капитала в предпринимательской форме дает возможность увеличить объем доходов компаний, имеющих филиалы на мировом рынке. При благоприятном инвестиционном климате в принимающих капитал странах такие компании имеют больше возможностей для развития и модернизации производства, чем на родине. Поэтому инвестирование за рубежом для многих компаний является элементом стратегии развития и укрепления конкурентоспособности. Страны-доноры, стимулируя вывоз прямых инвестиций, добиваются следующих положительных последствий для национальной экономики:1) рост конкуренции между предприятиями;2) увеличение национального продукта за счет доступа к зарубежным рынкам и ресурсам;3) новые возможности для роста экспорта товаров;4) обеспечение дохода в форме технологий и прибыли.
Направления: 1) либерализация вывоза прямых инвестиций, или ослабление и даже полная ликвидация ограничений на экспорт капитала. 2) содействие зарубежным прямым инвестициям посредством интенсификации процесса заключения двусторонних и региональных интеграционных инвестиционных соглашений и двусторонних договоров об избежании двойного налогообложения 3) проведение целенаправленных мероприятий и программ по продвижению и поощрению зарубежных инвестиций: а) информационная и техническая помощь, б) финансовая поддержка и налоговые льготы, в) страхование инвестиций и обеспечение гарантий 4) создание соответствующих институтов (государственные институты, департаменты и министерства, торговые палаты и ассоциации, международные организации, агентства содействия зарубежным инвестициям, финансовые институты развития, консалтинговые фирмы, банки, страховые компании и др.)
Механизм:
1. Объекты:Агентства и институты, которые осуществляют программы содействия и продвижения инвестиций заграницу (гос институты, департаменты и министерства, частные и получастные организации (торговые палаты или др торговые ассоциации), международные организации, частные консалтинговых фирмы, страховые компании, коммерческие банки.
Группы:
1) Агентства содействия зарубежным инвестициям (АСЗИ) – главная задача: помогать нац предприятия развивать деловые связи за рубежом. Их методы при реализации функций - конференции и миссии по вопросам экспорта инвестиций, основные цели к-рых следующие: 1) обеспечение потенциальных инвесторов информацией о полит и эк условиях в др гос-вах; 2) разъяснение по особенностям зак-ва и политики, влияющей на инвестиции в странах-реципиентах; 3)сбор данных об инвест воз-тях за рубежом;4) предоставление инф-ции потенциальным инв-рам на зарубежных рынках об имеющихся воз-тях фин-ния. Многие агентства организовывают спец программы,ориентированные на рынке тех разв-ся стран и стран с переходной эк-кой, к-рые явл-ся потенциальными реципиентами ПИ. Пр. Кипрское агентство развития инвестиций (Cyprus Investment Promotion Agency - CIPA) было организовано в 2008 году для продвижения Кипра как привлекательного центра международных инвестиций. Агентство является членом Всемирной ассоциации инвестиционных агентств (WAIPA), Средиземноморской инвестиционной ассоциации (ANIMA). В 2012 г. Всемирный банк отдал CIPA 5-е место среди 189 агентств по всему миру, предлагающих услуги высшего качества перспективным инвесторам.
2) Финансовые институты развития (ФИР)– национальные, региональные и м/н учреждения, к-рые выполняют двойственную функцию как инвет банков, так и учреждений по развитию страны или региона.
Цель – мобилизация к-ла для инвестирования в разв-ся странах и странах с переходной эк-кой.
При этом ФИР используют различные инструменты фин-ния: кредиты, участие в акционерном капитале, гранты под проекты. Причем фин-ние может обеспечиваться ими полностью или вместе с др инвестором. Чаще всего используется такой инструмент, как кредит при фин-нии коммерч проектов, к-рые имеют важное значение для развития эк-ки и одобрены правительством принимающего гос-ва. ФИР не просто инвестируют в проект, но и привлекают спонсоров для участия в проекте. Пр. Корпорация частных зарубежных инвестиций (англ. Overseas Private Investment Corporation, OPIC) — агентство при Правительстве США, цель которого — содействовать американскому бизнесу в осуществлении вложений в новые и развивающиеся рынки путём предоставления кредитов и гарантий. Основана в 1971 году. На 2014 г. – поддержал более 200 млрд $ инвестиций в 4000 проектов при помощи займов, гарантий, страхования полит рисков и фин-ния создания инвест фондов (50 в 2014 г.). Однако корпорация не покрывает риски при орг-ции трудоёмких пр-в за рубежом, не поддерживает проекты по пр-ву текстиля, одежды, с/х. 3) Другие институты (частные консалтинговые фирмы , частные банки и страховые компании) Частные консалт фирмы - предоставляют широкий набор услуг, если работают в соответствующем регионе - потенциальном реципиенте. Они обеспечивают инф-цией всех заинтересованных об инвест воз-тях и рисках на рынке страны, принимающей к-л; проводят маркетинг и разработку проекта, консультируют по зак-ву, фин-нию и менеджменту в интересующей инвестора стране.Частные банки и страховые к-нии - предлагают инвесторам различные пакеты услуг по заимствованию и страхованию инвестиций на зарубежных рынках.
Роль двустороннего регулирования международной инвестиционной деятельности. Межгосударственные договоры об избежание двойного налогообложения. Двусторонние соглашения о взаимном поощрении и защите инвестиций.
Базовые условия(Двусторонние соглашения о взаимном поощрении и защите инвестиций.): 1) условия режима иностранных инвестиций (справедливый и равноправный режим, национальный режим); 2) условия защиты иностранных инвесторов от экспроприации, национализации или проведения иных мер, лишающих инвесторов их собственности;3) условия перевода (как правило, беспрепятственного) прибыли и доходов за рубеж;4) условия, определяющие порядок разрешения споров.
Основные разделы:
1) предмет соглашения и срок его действии;
2) условия допуска инвестиций в принимающую страну;
3) условия режима в отношении инвесторов;
4) порядок перевода прибылей и капитала за рубеж;
5) условия экспроприации и компенсации;
6) порядок разрешения споров между сторонами контракта;
7) порядок разрешения споров инвестора и страны-реципиента.
Содержание двусторонних соглашений между отдельными группами стран имеет свою специфику:
1. между промышленно развитыми странами с рыночной экономикой и странами остального мира акцент делается на решении проблемы взаимосвязи инвестиционных вложений с экономическим развитием принимающего государства;
2. между промышленно развитыми странами с рыночной экономикой в основу положены задачи регулирования принципов и норм конкуренции, расширения обмена информацией, расширения прозрачности национального законодательства договаривающихся сторон.
Преимущества двустороннего уровня регулирования международных инвестиций объясняются:
- реализацией принципа избирательности прав и обязанностей непосредственно между двумя странами;
- возможностью прямого воздействия на рост объема взаимных инвестиций для экономического развития договаривающихся стран;
- признанием правомочности национального законодательства принимающего государства в отношении порядка допуска и функционирования иностранных инвестиций;
- предоставлением сторонам возможности менять положения соглашения в одностороннем порядке при наступлении чрезвычайных обстоятельств.
Межгосударственные договоры об избежании двойного налогообложения.Исходя из налогового суверенитета каждое государство имеет право взимать налоги с доходов, полученных от зарубежной деятельности. В результате возникает ситуация, когда одна и та же сумма прибыли подлежит двойному налогообложению — сначала в стране — источнике получения, а затем в стране — резиденции материнской компании.
Это связано с действием двух принципов. Принцип территориальности (или взимания налога у источника) требует взимания налогов с доходов или с экономической деятельности юр и физ лиц, полученных в конкретной стране (т.е. государство имеет право на обложение налогами доходов, которые были получены на его территории). Напротив, принцип резиденции (или принцип обложения мировых прибылей) действует в отношении налогообложения глобальных доходов, полученных компанией в разных странах. В последнем случае страна резиденции (т.е. место, где зарегистрирована данная компания) реализует право налогового суверенитета облагать налогами доходы «своих» компаний. Поэтому договоры об избежании.
Базовые условия:
· правила распределения доходов, подлежащих полному и огранич налогообложению в стране-доноре;
· принципы ведения коммерческих операций между независимыми друг от друга участниками и в рамках внутрифирменных отношений ТНК;
· правила, освобождающие от налогообложения, или правила предоставления налогового кредита на зарубежные доходы в стране резиденции, если доходы подлежат налогообложению в стране-доноре;
· правила недискриминации, взаимной помощи и обмена инф-цией между налоговыми властями стран;
· процедуры разрешения споров по двойному налогообложению;
· условия оказания помощи в сборе налогов.
Способы избегания двойного налогообложения:
освобождение от налогообложения:страна резиденции освобождает от налогов активные зарубежные доходы (прибыль и др.), или это делает страна – источник. Пассивные доходы (проценты, роялти, дивиденды и др.) облагаются налогом по сниженным ставкам;
налоговый кредит:страна резиденции разрешает уплату налогов с доходов от зарубежной деятельности в стране-источнике их получения, зарубежные доходы вычитаются из суммы налогооблагаемой прибыли материнской компании.