Международные инвестиции и международная инвестиционная деятельность в условиях глобализации.
Региональные фин. организации
Континентальные фин. организации - МФО, созд. для развития нац. эк. стран региона путем предоставления фин. ресурсов, техн. помощи. Конт. МФО представлены банками развития: Африк. банком развития, Азиатским, Межамерик., Исл. банками развития и ЕБРР.
Банковская международная инвестиционная деятельность.
1) Коммерч. Банки (КБ) могут использовать межд. инвест. стратегии след. осн. меха-низмов прямого финансирования и инвестиционного посред-ничества:1) участие в гос. инвест. програм-мах; 2) долгоср. кредитование закупок оборудования и других капиталовложений предпр.; 3) финанс-е лизинговых операций;4) трастовое управле-ние; 5) прямое участие в капитале; 6) предоставление посреднич., информ., кон-сульт. услуг;7) агентские услуги по расчетам, управлению и контролю инвест. проектов; 8) участие в проектном финан-ии.
Проектное, финансирование (ПФ). 70-е гг. XX в. - транспортировка и перераб. нефти и газа. В 80-е гг. XX в. - в высоко-технол. отраслях телекоммуникации, горнодобы-в. пром-ти, энергетики. Преимущества ПФ:
+ участвуют не только КБ, но и др. институц. инвесторы и корп.;
+ одноврем. могут исп-ся все источники и методы финан-я;
+ анализ прямого финан-я проводится на более глубоком уровне с расчетом всех связ. с ним рисков;
+ перераспределение рисков;
+ консорциум участников во главе с менеджером проекта и проектной компанией;
+ заемщики получают значительное преимущество в ви-де ограничения ответственности.
Недостатки ПФ: 1) выс. ставки % и размер комиссион-ных; 2) выс. затраты по предпроектным работам и ТЭО;3) длит. время рассмотрения, жесткий контроль;4) риск потери независимости ведения проекта.
Формы ПФ: независимое, параллельное, совместное.
2) Инвест. банки. Задачи: привлеч-е капитала для накоп-ления, создания, развития и расшир-я бизнеса корпора-ций; управление финансами; выработке нал. политики; организации опера-ций по СиП, раздел-ю и отторжению компаний, защиты от них.
Операции: отдельные банк. операции; страх-е и торговля недвижимостью; управл-е холдингами, инвест. компаниями и фондами венчурного капитала; участвуют в капитале и управл-ии нефин. корп.; обслуж. операции на вторичном рынке с гос. внутр. займами.
Виды (от объема деят-ит и специализ.):
• б. верхней группы — группа лидеров, первоклассн. ЦБ, выс. репутация, кр. размеры, много офисов и клиентов ;
• б. гл. группы - шир. набор фи-н. услуг, уступающие по статусу верхней группе;
• фирмы осн. Группы- опред. группы клиентов и компании небольш. (Нью-Йорк);
• региональн. — опред. регионы страны, местная клиентура;
• специализир.— отдель-ные виды ЦБ и (или) отраслей;
• торг. б. - СиП, превращене публ. корпо-раций в частные.
Инвестиционный климат: понятие и факторы. Риски международного инвестирования: страновые, региональные и отраслевые особенности.
Инвес-т. климат (ИК) – вся совок-ть условий приема и функционирования иностр. Капитала.
Факторы ИК: политич. и экон. стабильность; ЭГП; ресурсы в стране; инфраструктура; взаимоотношения с мир. сообществом; соц. и культ. особенности страны и др.
Больщ-во факторов отражают положительные тенденции в стране – ИК благоприятный. Наоборот - ИК неблагоприятный или рискованный. Инвест. привлекательность– благопр. инвест. климат страны, представляющий собой объективные предпосылки для инвестирования и ко-личественно выраженной в объеме кап. вложений, кот. м.б. привлечены в страну, исходя из прису-щих ей инвест. потенциала и уровня некоммерч. рисков. Инвест. потенциал страны - из состояния отдельных накопл. факторов произ-ва, или частных потенциалов. В зависимости от страны происхождения капитала и сектора его приложения инвестором принимаются во внимание разл. факторы ИК. ЮНКТАД: условия принимающей страны -> решение ТНК инвестировать за рубежом: 1) институц. рамки политики привлечения ПИИ 2) эко-номич. детерминанты, которые различны для разного типа инвестиций (для ИИ, направленных на поиск новых рынков; для ИИ, ищущих ресурсы; для ИИ, направленных на поиск эффективности производства). 3) спец. мероприятия содействия ин-вестированию в стране, принимающей капитал, - политика привлечения ИИ.
Роль двустороннего регулирования международной инвестиционной деятельности. Межгосударственные договоры об избежание двойного налогообложения. Двусторонние соглашения о взаимном поощрении и защите инвестиций.
Базовые условия(Двусторонние соглашения о взаимном поощрении и защите инвестиций.): 1) условия режима иностранных инвестиций (справедливый и равноправный режим, национальный режим); 2) условия защиты иностранных инвесторов от экспроприации, национализации или проведения иных мер, лишающих инвесторов их собственности;3) условия перевода (как правило, беспрепятственного) прибыли и доходов за рубеж;4) условия, определяющие порядок разрешения споров.
Основные разделы:
1) предмет соглашения и срок его действии;
2) условия допуска инвестиций в принимающую страну;
3) условия режима в отношении инвесторов;
4) порядок перевода прибылей и капитала за рубеж;
5) условия экспроприации и компенсации;
6) порядок разрешения споров между сторонами контракта;
7) порядок разрешения споров инвестора и страны-реципиента.
Содержание двусторонних соглашений между отдельными группами стран имеет свою специфику:
1. между промышленно развитыми странами с рыночной экономикой и странами остального мира акцент делается на решении проблемы взаимосвязи инвестиционных вложений с экономическим развитием принимающего государства;
2. между промышленно развитыми странами с рыночной экономикой в основу положены задачи регулирования принципов и норм конкуренции, расширения обмена информацией, расширения прозрачности национального законодательства договаривающихся сторон.
Преимущества двустороннего уровня регулирования международных инвестиций объясняются:
- реализацией принципа избирательности прав и обязанностей непосредственно между двумя странами;
- возможностью прямого воздействия на рост объема взаимных инвестиций для экономического развития договаривающихся стран;
- признанием правомочности национального законодательства принимающего государства в отношении порядка допуска и функционирования иностранных инвестиций;
- предоставлением сторонам возможности менять положения соглашения в одностороннем порядке при наступлении чрезвычайных обстоятельств.
Межгосударственные договоры об избежании двойного налогообложения.Исходя из налогового суверенитета каждое государство имеет право взимать налоги с доходов, полученных от зарубежной деятельности. В результате возникает ситуация, когда одна и та же сумма прибыли подлежит двойному налогообложению — сначала в стране — источнике получения, а затем в стране — резиденции материнской компании.
Это связано с действием двух принципов. Принцип территориальности (или взимания налога у источника) требует взимания налогов с доходов или с экономической деятельности юр и физ лиц, полученных в конкретной стране (т.е. государство имеет право на обложение налогами доходов, которые были получены на его территории). Напротив, принцип резиденции (или принцип обложения мировых прибылей) действует в отношении налогообложения глобальных доходов, полученных компанией в разных странах. В последнем случае страна резиденции (т.е. место, где зарегистрирована данная компания) реализует право налогового суверенитета облагать налогами доходы «своих» компаний. Поэтому договоры об избежании.
Базовые условия:
· правила распределения доходов, подлежащих полному и огранич налогообложению в стране-доноре;
· принципы ведения коммерческих операций между независимыми друг от друга участниками и в рамках внутрифирменных отношений ТНК;
· правила, освобождающие от налогообложения, или правила предоставления налогового кредита на зарубежные доходы в стране резиденции, если доходы подлежат налогообложению в стране-доноре;
· правила недискриминации, взаимной помощи и обмена инф-цией между налоговыми властями стран;
· процедуры разрешения споров по двойному налогообложению;
· условия оказания помощи в сборе налогов.
Способы избегания двойного налогообложения:
освобождение от налогообложения:страна резиденции освобождает от налогов активные зарубежные доходы (прибыль и др.), или это делает страна – источник. Пассивные доходы (проценты, роялти, дивиденды и др.) облагаются налогом по сниженным ставкам;
налоговый кредит:страна резиденции разрешает уплату налогов с доходов от зарубежной деятельности в стране-источнике их получения, зарубежные доходы вычитаются из суммы налогооблагаемой прибыли материнской компании.
Международные инвестиции и международная инвестиционная деятельность в условиях глобализации.
МИ как эк-кая категория предст-ют собой вложения К эк-ких субъектов (прав-в, компаний, дом хоз-в, некоммерческих орг-ций) одних гос-в в мат-ные, немат-ые и финанс. активы других гос-в для получения дохода или др. положит эффекта.
Сущнос-ть МИ раскрывается в функциях,кот. пок-ют их роль в МЭ:1) капиталообразующая (проявляется в создании мировых капитальных запасов, т.е. МИ способ-т росту накопления в странах мира);2) стимулирующая эк-й рост (предполагает воздействие МИ на увел. объемов произв-ва, ВНП, проведение НИОКР, рост занятости, доходов) 3) санирующая (МИ способствуют вытеснению менее эфф-х нац-х и междунар-х компаний, что приводит к более эфф-му перераспред-ию рес-в в масштабах МЭ) 4)инновационная (проявляется во внедрении новых технологий и усовершенствованной практики менеджмента) 5)структурообразующая (изменение отрасл-й и регион-й стр-ры экономики на глоб-м ур-не) 6) индикативная (потоки МИ и их накопление сигнализируют об эфф-сти эк-кой пол-ки различных стран) 7)интеграционная (МИ создают предпосылки для интеграции различных эк-ких систем).
Классификация:
В зависимости от функционального типа и объекта вложения капитала:
1) Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) — это основная форма экспорта частного предпри-нимательского капитала, кот. позволяет установить эфф-й контроль и дает право непосредств-го упр-ния объектом инвестирования. По определению МВФ, ПИИ явл-тся в том случае, если доля иностр-го собственника составляет не менее 10 % акционерного или уставного К. ПИИ наиболее предпочтительны для стран-импортеров иностр К, нежели другие виды. Но, осуществляя их, инвесторы подвергаются большей степени риска, чем при кредитных и портфельных (инвесторы, как правило, лишаются возм-ти быстрого ухода из страны-импортера по причине низкой ликвидности вложенного К, ПИИ предполагают более высокий срок освоения капиталовложений).
2) Портфельные - не обесп-т инвестору контроля над компаниями, ограничивая его полномочия получением доли прибыли (дивидендов).
3) Прочие - кредиты иностр. банков, междунар-х корпораций, прав-в гос-в, междун-х финн-х орг-ций, а тж частных лиц и компаний для финансирования инвест-х проектов в стране-реципиенте (отличит особ-сти: долгоср-ть кредита и его направление в реальные активы).
В зависимости от сроков вложения и освоения: долгосрочные, бессрочные, среднесрочные и краткосрочные. По степени риска: инвестиции с меньшей степенью риска и инвестиции с высокой степенью риска (спекулятивные). По формам собственности: межгосударственные, частные, смешенные. По изменению динамики инвестиций: потоки (flows) и накопления (stocks).
Движение МИ осущ-тся, благодаря активной деят-ти эк-ких субъектов за пределами нац-х границ гос-в.
МИД – это вид ВЭД эк-ких субъектов по вложению К на междунар-м рынке в объекты инвестирования для получения прибыли (дохода) и (или) достижения соц-го эффекта.
МИД нацелена на решение проблем различного уровня: глобальных (экология, помощь развив странам), региональных (реализация крупных промышленных объектов, совместная разработка природных ресурсов, развитие инфраструктуры), нац-х (модернизация экономики, развитие рыночной инфрастр-ры, реализация соц-х программ), микроэк-ких (укрепление конкурентоспособности компании).
МИД осущ-тся в трех основных формах: ПИИ, портфельные и кредитные инвестиции.
Субъектами МИД являются: гос-ва в лице правит-в; предприятия, фин посредники; частные лица, как на нац-м, так и на межгос-м ур-нях. Каждый из субъектов может выступать:
- со стороны спроса на иностранные инвест. рес-сы (гос-ва-реципиенты, частные заемщики, фин посредники). В этом случае говорят о привлечении иностр-х инвестиций;
- со стороны предложения инвест-х рес-в для вложений на заруб-х рынках (гос-ва-доноры, частные инвесторы, фин посредники). В таком случае речь идет о зарубежных инвестициях, кот осущ-тся инвесторами.
Инвесторы – это субъекты инвест деят-ти, принимающие решения по инвестированию ср-в и их реализующие. Субинвесторы – это юр и физ лица, осущ-щие орг-цию и упр-ние инвест деят-тью на всех ее этапах по договору с инвестором и действующие от его имени.
Объектами междунар-го инвестир-ния выступают инвест активы.
По материально-вещественному признаку: фин активы (ЦБ), и инвест товары, (мат и нематер-е активы).
Материальные активы (основной К (движимое и недвижимое имущество) и товарно-материальные запасы (накопление запасов сырья, подлежащего исп-нию в произв-нном пр-се)
Нематериальные активы (права на интеллектуальную собств-ть (промышленную, среди которой: изобретения, промышленные образцы, товарные знаки и др.; авторские и смежные с ними права, "ноу-хау") и имущественные права (права пользования природными ресурсами (землей, недрами и др.) и имуществом (движимым и недвижимым) и др).
Осн участниками МИД являются МНК и ТНК, значит часть активов кот-х представляет собой ПИИ.