Вопрос 2. Критерии валютно-финансовой интеграции.

Главным событием 1999 г. в странах Европейского союза стало введение новой валюты - ЕВРО. Технической подготовкой к введению ЕВРО занимался специально созданный в 1998 г. Европейский центральный банк.

Договор о создании Европейского союза, подписанный 7 февраля 1992 г. в Маастрихте, положил начало новому этапу развития европейской интеграции. С момента вступления договора в силу (1 ноября 1993 г.) Европейское сообщество стало называться Европейским союзом. Это означает существенное изменение в отношениях между странами-членами ЕС, суть которого заключается в переходе от координации действий национальных правительств к выработке общей политики. Предполагалось, что появление союза европейских стран, проводящих единую внутреннюю и внешнюю политику, поднимет блок западноевропейских стран на один уровень с США.

В результате реализации новой стратегии сотрудничества был создан Экономический и валютный союз (ЭВС). В его становлении можно выделить три этапа.

I этап (июль 1990 г. - декабрь 1992 г.). Основными событиями этого периода стали: либерализация движения капитала внутри Европейского союза; завершение формирования единого внутреннего рынка; разработка мер по сближению ряда макроэкономичеcких показателей стран-членов союза.

На II этапе (январь 1994 г. - декабрь 1998 г.) был создан Европейский валютный институт (ЕВИ); подготовлена юридическая база и разработаны процедуры будущей Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ) во главе с Европейским центральным банком (ЕЦБ); страны-члены союза приступили к подготовке процесса введения единой валюты - ЕВРО; активизировалась деятельность по координации экономической политики стран-членов союза.

Если говорить об основных событиях III этапа, то можно выделить следующее:

· начало работы Европейского центрального банка;

· осуществление участниками ЭВС единой валютной политики;

· введение единой европейской валюты сначала в безналичный, а затем в наличный оборот.

Не имея стабильной общей валюты страны Европейского союза вряд ли смогли бы проводить единую экономическую политику, что является необходимым условием перехода на новый уровень политической интеграции.

На протяжении 90-х годов из-за колебания курсов национальных валют страны ЕС ежегодно недосчитывали 0,5% объема прироста ВВП и теряли тысячи рабочих мест. Подобная ситуация не может способствовать решению проблемы безработицы, которая в целом по ЕС достигает 11%, в то время как в США и Японии - 5,5% и 3,5% соответственно.

Фиксирование курсов национальных валют в ЕВРО позволило инвесторам не учитывать валютные риски при оценке эффективности проектов. Это привело к увеличению количества рентабельных проектов и, следовательно, к снижению безработицы. В Германии, например, она сократилась с 9% до 8%, что эквивалентно появлению 400 тыс. новых рабочих мест.

Курсы конвертации валют в ЕВРО

БРЮССЕЛЬ, 31 дек (Рейтер) - Министры финансов стран Европейского Союза объявили курсы конвертации валют 11 стран в новую общую валюту - ЕВРО. Начиная с 0.00 по европейскому времени 1 января 1999 года (23.00 GMT 31 декабря 1998 года) ЕВРО стало официальной валютой для 11 стран ЕС, хотя банкноты и монеты не появились в обращении до 2002 года. Великобритания, Швеция, Дания и Греция не участвовали в конвертации 1999 года. Торги по Евро начались 4 января 1999 года.

Таблица 7.1

Объявленные курсы валют на 1.01.1999 г.

Немецкая марка 1.95583
Французский франк 6.55957
Итальянская лира 1936.21
Испанская песета 166.386
Португальский эскудо 200.482
Финская марка 5.94573
Ирландский фунт 0.787564
Бельгийский/Люксембургский франк 40.3399
Голландский гульден 2.20371
Австрийский шиллинг 13.7603

Таблица 7.2.

Показатели развития рынка капиталов в ЕС, Японии и США на конец 1995 г. Вопрос 2. Критерии валютно-финансовой интеграции. - student2.ru
Рынок кап-ла Насел-ие млн. чел. ВВП млрд. долл. Капитализация фонд-го рынка млрд. долл. Гос-ые обл-и млрд. долл. Частные обл-и млрд. долл. Банковские активы млрд. долл. Всего рынок капиталов млрд. долл. Всего рынок капиталов % ВВП
Вопрос 2. Критерии валютно-финансовой интеграции. - student2.ru
ЕС (15) 3858,6 27269,5 323,6
ЕС (11) 286,1 3083,5 11971,6 21084,2 309,9
ЕС (8) 181,8 16091,2 318,3
Япония 125,2 1875,5 7382,2 16375,2 320,2
США 263,3 4295,1 22865,1 315,2
  ЕС (15) - Австрия, Бельгия, Дания, Финляндия, Германия, Греция, Ирландия, Италия, Люксембург, Португалия, Швеция, Испания; Великобритания
ЕС (11) - Австрия, Бельгия, Финляндия, Германия, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Испания
ЕС (8) - Австрия, Бельгия, Финляндия, Германия, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды
 

Либерализация движения капиталов, характерная для мировой экономики 90-х г.г., способствовала усилению интеграции и повышению ликвидности европейских рынков ценных бумаг. Расширение государственного заимствования за границей стимулировало развитие вторичного рынка суверенных долговых обязательств, увеличению их предложения, а, следовательно, понижению цен на них и повышению доходности. Последнее делает вложения для инвесторов в государственные обязательства более привлекательными, чем банковские депозиты.

Договор, предусматривающий поэтапное продвижение к Европейскому Валютному Союзу, был подписан в Маастрихте (Нидерланда) в феврале 1992 г., ратифицирован и вступил в силу с 1 ноября 1993 г.

Согласно этому договору, страны, вступившие в ЕВС должны соответствовать ряду определенных параметров:

· дефицит государственного бюджета не должен превышать 3 % ВВП;

· государственный долг не должен превышать 60 % ВВП;

· ежегодный рост цен не должен быть выше, чем 1,5 % сверх среднего уровня инфляции в трех наиболее благополучных в этом отношении стран ЕС (по данным 1996 г. это 3-3,5 %);

· средний размер долгосрочной процентной ставки не выше 2 % сверх среднего уровня этих ставок в тех же трех странах (по данным 1996 г. это 9 %);

· соблюдение установленных в ЕС пределов колебаний взаимных валютных курсов (15 %);

Предусмотрены меры для соблюдения этих критериев и после образования ЕВС. В частности, страна допустившая чрезмерный дефицит госбюджета (свыше 3 % ВВП), должна будет в первый год внести депозит в размере 0,2 % своего ВВП плюс 0,1 % за каждый процент дефицита, превышающий установленный лимит. Если эта ситуация сохраниться второй год, уплачивается только дополнительная часть депозита (но не более 0,5 % ВВП). В дальнейшем, если положение не исправляется, депозит превращается в штрафы, которые поступают в распоряжение стран не нарушающих установленные параметры.

Таблица 7.3

Наши рекомендации