Не руби сук, на котором сидишь
Фиксация веревки сообразно расположению креплений
Для безопасности прохождения недостаточно, чтобы дублирующие крепления были только на оптимальном расстоянии одно от другого. Очень важно и то, как фиксировать веревку сообразно их взаимному расположению.
Иногда в начале колодца, чтобы сразу вынести навеску от его стен, приходится основное крепление располагать над дополнительным. Если спусковое устройство встегнуть в веревку ниже дополнительного крепления (если встегнуть выше, это будет равносильно попытке самоубийства – рис.14б) и основное крепление разрушится, фактор падения не будет превышать 1 (рис.14а). Однако в этом случае мы не только нагрузим веревку до предела ее возможностей, но нагрузка полностью ляжет на дополнительное крепление, что недопустимо: если и оно разрушится, ничто больше не остановит падения. В таких случаях ниже уровня дополнительного крепления делают узел, а удлиненная петля фиксируется в основном креплении. Теперь, если оно разрушится, нагрузка как на веревку, так и на дополнительное крепление будет минимальной.
Рис. 14. Устройство основного крепления, расположенного над дополнительным: а, б – неправильно; в – правильно
Рис. 15. Неправильно дублированное основное крепление: О – основное крепление; Д – дополнительное крепление
В случае горизонтального дублирования при выборе мест для креплений надо мысленно проследить путь, который проделала бы веревка, пока нагрузится дополнительное крепление, если основное разрушится. При возникновении опасности сильного удара спелеолога о стену колодца, удара веревки или трения ее об острый край или скальное ребро необходимо искать другое решение.
Амортизирующие узлы
Когда разрушается основное крепление, дополнительное остается единственной надеждой спелеолога. Кроме того, оно не только сохраняет целостность страховочной цепи, но и в течение некоторого времени выполняет функцию основного, не будучи, в свою очередь, дублированным. Чтобы гарантировать его надежность, динамическая нагрузка, которая ляжет на него при разрушении основного, должна быть насколько возможно меньше. Поэтому, когда взаимное расположение креплений таково, что при разрушении основного динамическое нагружение дополнительного неизбежно, применяют так называемые амортизирующие узлы. Они относятся к специфическим элементам одноверевочной техники. Их назначение – поглощать часть энергии падения, что значительно уменьшает нагрузку как на статическую веревку, так и на дополнительные крепления (табл. 7).
Таблица 7 (по Ж.Марбаху и Ж.А.Рокуру)
Веревка | Амортизирующий узел | Пиковая динамическая нагрузка, кгс | |||
рывок | |||||
1–ый | 2–й | 3–й | 4– й | ||
Новая d 9мм | проводник | обрыв | |||
без него | обрыв | ||||
Служившая 3.5 года d 10мм | без него | обрыв | |||
бабочка | обрыв |
В качестве амортизирующих используют узлы "бабочка" или "проводник". Они вяжутся вблизи дополнительного крепления, а при сильно смещенных по вертикали промежуточных креплениях, сделанных со слабиной – в зоне провиса, немного выше самой низкой его части по направлению на промежуточное крепление. Оставляют петлю длиной около двадцати сантиметров, а узел не затягивают (рис. 16).
Узлы "восьмерка" и "девятка" для этой цели не используют, так как они не дают амортизирующего эффекта – при ударе они сразу затягиваются, и веревка не может протравливаться через узел (табл. 8).
Рис. 16. Амортизирующий узел и схемы креплений, при которых он используется
Таблица 8 (по Ж.Марбаху и Ж.А.Рокуру)
Узел на статической веревке d 11 мм | Начало протравливания веревки в узле (кгс) | обрыв (кгс) |
Девятка | не протравливается | |
Восьмерка | не протравливается | |
Бабочка | ||
Проводник |