Квалификационные уровни как критерии подготовленности.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
ФЕДЕРАЦИЯ АЛЬПИНИЗМА РОССИИ
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ АЛЬПИНИСТОВ
Утверждены Правлением ФАР
(протокол № от мая 2007 г.)
Москва, 2007 г.
Правление Федерации альпинизма России отмечает, что за основу учебной программы для подготовки альпинистов различной квалификации взята Единая классическая система обучения альпинистов, составленная учебно-методической комиссией Федерацией альпинизма СССР под руководством заслуженного тренера РСФСР И.Б. Кудинова.
В подготовке данной программы принимали участие известные тренеры и мастера спорта И.А. Мартынов, П.П. Захаров, А.И. Мартынов, Ю.И. Порохня.
Выполнение настоящей программы обязательно для всех альпинистских мероприятий (спортивных секций, коллективов физкультуры, спортивных и альпинистских клубов, альпинистских учебно-спортивных баз, передвижных временных лагерей, сборов по подготовке к участию в соревнованиях, круглогодичных мероприятиях), начиная с 2007 г.
Введение.
Целью настоящей программы является:
- интенсификация и повышение качества учебного процесса;
- перенесение части учебного материала (теоретического и практического) на занятия подготовительного периода;
- предоставление права руководителям альпинистских мероприятий изменять сроки и объем учебного материала в соответствии с фактическими знаниями и умением альпинистов;
- приведение программы в соответствии с современными техническими требованиями, правилами проведения альпмероприятий и разрядными требованиями.
Выполнение приведенных ниже учебных планов и программ является обязательным для всех альпинистских мероприятий.
Спортивное совершенствование
(выполнение норм 1-го спортивного разряда по альпинизму)
Совершаемые восхождения: муж.: 5А – 2; 4Бд – 1; 4Ад – 1. жен.: 5А – 2. | |
Знать | Уметь |
|
|
Спортивное мастерство
Совершаемые восхождения: по нормам КМС и МС РФ по альпинизму | |
Знать | Уметь |
|
|
Организация и планирование учебно-тренировочных занятий.
Организация занятий.
Подготовка альпинистов до выезда в горы проводится в коллективах физкультуры, клубах, секциях и Федерациях альпинизма.
К занятиям альпинизмом допускаются мужчины и женщины не моложе 14 лет, допущенные врачом. Участники от 14 до 16 лет допускаются к восхождению под руководством инструктора, проводившего с ними предсезонную физическую и специальную физическую подготовку и при наличии письменного согласия родителей.
Занятия альпинизмом проводятся круглогодично и, как правило, подразделяются на подготовительный период (до выезда в горы) и основной период (непосредственно в горах). Для последовательного и планомерного обучения прием в секцию новичков производится в начале подготовительного периода, т.е. осенью.
В секциях, расположенных близко к горам, занятия проводятся в течение всего года. Содержание занятий в таких секциях определяется условиями близлежащих высокогорных районов, они проводятся в соответствии с данной программой.
Распределение занимающихся по учебным группам в секции устанавливается в соответствии с общим количеством занимающихся, их спортивной подготовленностью и имеющейся материальной базой. Спортивная подготовленность определяется квалификационным уровнем альпиниста. Количество занимающихся, приходящееся на одного тренера, не должно превышать 10-12 человек. Тренерский состав желательно подбирать таким образом, чтобы тренер (инструктор-методист) проводил постоянно работу с одной группой в подготовительный и основной период непосредственно в горах.
Особое внимание следует уделять вопросам безопасности и воспитательной работы с занимающимися.
Планирование занятий.
Учебно-тренировочный процесс планируется отдельно для подготовительного и основного периодов подготовки альпинистов.
В средней полосе России он длится 10-11 месяцев в зависимости от местных климатических условий. В ходе первого этапа (сентябрь – ноябрь) основное внимание уделяется повышению уровня всесторонней физической подготовленности, спортивной работоспособности и укреплению здоровья. На этом этапе занимающиеся тренируются и участвуют в соревнованиях по другим видам спорта (скалолазание, спортивное ориентирование на местности, кроссы и т.д.), участвуют в контрольных соревнованиях по физической подготовленности.
Во время зимнего этапа подготовки основное внимание уделяется дальнейшему повышению всесторонней физической подготовки, закаливанию организма, а также тренировкам и участию в соревнованиях по другим, в основном – по зимним, видам спорта.
В горных районах следует по возможности продолжать тренировку по скалолазанию, организации страховки, хождению по различным видам горного рельефа, совершать учебно-тренировочные походы и восхождения.
Весной главная задача – повышение специальной физической подготовленности, дальнейшее развитие общей и специальной выносливости, быстроты, силы, ловкости и других физических качеств, совершенствование навыков, помогающих овладению техникой альпинизма, теоретическая и практическая подготовка, тренировка в скалолазании, участие в туристических походах и соревнованиях по спортивному ориентированию и т.д.
Вся учебно-тренировочная работа на альпинистских базах, во время учебно-тренировочных сборов и при проведении других альпинистских мероприятий в течение основного периода подготовки проводятся в соответствии с календарными планами, которые должны учитывать непосредственные условия, обстановку высокогорного района и подготовленности альпинистов. Календарные планы утверждаются на местах руководителями альпинистских мероприятий. Основой для составления календарного плана должен служить учебный план «Единой системы обучения в альпинизме» для каждого контингента занимающихся, с учетом их квалификационного уровня. Общее руководство и контроль за выполнение календарного плана осуществляется заместителем начальника альпинистского мероприятия по учебно-спортивной работе. Выход группы на учебно-тренировочные, учебные и спортивные восхождения разрешается выпускающим тренером в соответствии с «Правилами соревнований и совершения восхождений».
Результаты учебно-тренировочной работы во время подготовительного периода заносятся ответственным в секции за подготовку (тренером, инструктором, преподавателем по альпинизму) в «зачетную карточку» и заверяются организацией, осуществляющей подготовку альпиниста.
Правом участия в альпинистском мероприятии (получения путевок в альпинистский лагерь, включением в состав участников сбора и т.п.) пользуются спортсмены, активно участвующие в работе секции, участвующие в отборочных соревнованиях и успешно освоившие программу соответствующего квалификационного уровня.
Распределение часовой нагрузки в подготовительный период должно соответствовать нормам, принятым во всех видах спорта:
1. Начальная подготовка: 6 часов в неделю в 1-ый год, 9 часов в неделю во 2-ой год.
2. Спортивная подготовка: 12-18 часов в неделю.
3. Спортивное совершенствование: 24-28 часов в неделю.
4. Спортивное мастерство: 32 часа в неделю.
В противном случае невозможно говорить о возрастании подготовленности: занятия 2-3 раза в неделю на этапах СС и СМ позволяют лишь поддерживать набранный уровень, но не дают роста.
Содержание занятий в подготовительный и основной периоды.
№ п/п | Содержание занятий (наименование темы) до выезда в горы | Количество часов | ||
теория | прак-тика | всего | ||
1.1.1. | Физическая культура и спорт в Российской Федерации | - | ||
1.1.2. | Краткая характеристика альпинизма и требования к альпинистской подготовке | - | ||
1.1.3. | Краткие сведения о строении и функциях организма человека, влияние физических нагрузок на организм спортсмена | - | ||
1.1.4. | Врачебный контроль и самоконтроль спортсмена | - | ||
1.1.5. | Оказание первой доврачебной медицинской помощи при травмах и заболеваниях | |||
1.1.6. | Начальные сведения об основах техники альпинизма | - | ||
1.1.7. | Изучение средств и приемов страховки, применяемых в альпинизме | |||
1.1.8. | Освоение основных приемов техники передвижения по скалам | |||
1.1.9. | Организация и режим походов, передвижение по травянистым склонам, переправы через горные реки, устройство бивуаков | |||
1.1.10. | Общая физическая подготовка | - | ||
1.1.11. | Специальная физическая подготовка | - | ||
1.1.12. | Зачеты и выполнение контрольных нормативов по общей физической подготовке |
Всего часов: 18 276 294
№ п/п | Содержание занятий в горах | Количество часов | ||
теория | прак-тика | всего | ||
1.1.13. | Приезд, размещение, оформление документов Особенности альпинизма как вида спорта Табельное снаряжение и экипировка | - | ||
1.1.14. | Формы горного рельефа Опасности в горах и меры предосторожности, применяемые в альпинизме Сдача физнормативов Способы и приемы страховки | - - | - - | |
1.1.15. | Медицинский осмотр Организация и назначение спасательной службы в горах Первая доврачебная помощь пострадавшему и транспортировка Передвижение по скалам и страховка | - - | - | - |
1.1.16. | Подготовка и проведение учебно-тренировочных походов и восхождений на значок «Альпинист РФ» Передвижение по тропам, травянистым склонам, осыпям. Переправа через горные реки Организация бивуака | - - - | - | |
1.1.17. | Географический обзор района Передвижение по льду и страховка Передвижение по снегу и страховка | - - | - | |
1.1.18. | Охрана окружающей среды Передвижение по скалам и страховка Способы и приемы страховки | - - | - | |
1.1.19. | Собеседование по программе подготовки альпинистов Передвижение по льду и страховка Передвижение по снегу и страховка | - - | - | |
1.1.20. | Совершить перевальный поход через перевалы 1А и 1Б категории сложности Разбор учебно-тренировочных занятий и выходов в высокогорную зону Подготовка к выходу в высокогорную зону для восхождения на вершину 1Б категории сложности | - | ||
1.1.21. | Восхождение на вершину категории 1Б категории сложности Передвижение по скалам и страховка (в процессе восхождения) | - | - | |
1.1.22. | Сдача снаряжения Вручение значка «Альпинист РФ» Отъезд участников |
Всего часов: 13 70 83
Содержание занятий до выезда в горы.
Содержание занятий в горах.
Тема 1.1.13. Особенности альпинизма как вида спорта – 1 час теоретических занятий.
Место альпинизма в российской системе физического воспитания и его особенности. Специфика проведения соревнований в альпинизме. Характеристика обстановки и условий, в которой протекает деятельность альпиниста. Альпинизм как коллективный вид спорта. Физиологические, морально-этические, воспитательные и социальные аспекты альпинизма. Характер физических и психологических нагрузок. Прикладное значение альпинизма: хозяйственное, научное, военное. Обеспечение безопасности в альпинизме. Скалолазание и ледолазание – эффективные способы подготовки альпиниста.
Табельное снаряжение и экипировка альпиниста – 1 час теоретических занятий и 1 час практики.
Классификация снаряжения: личное и групповое, табельное и специальное. Основные требования, предъявляемые к снаряжению и экипировке, применяемым в альпинизме. Перечень табельного снаряжения для начинающих альпинистов, выдаваемого им на время пребывания в горах, его характеристики.
Назначение группового табельного снаряжения и его характеристика. Личная экипировка альпиниста. Правила использования, повседневного ухода, сбережения и транспортировки снаряжения. Подготовка его к проведению занятий.
Тема 1.1.14. Формы горного рельефа. Опасности в горах и меры предосторожности, применяемые в альпинизме – 2 часа теоретических занятий.
Образование горного рельефа. Формы гор: складчатые и сбросовые. Зависимость формы гор от их возраста. Породы, слагающие горы. Макро – и микрорельеф. Разрушение горных пород. Камнепадоопасность. Действия движущихся ледников. Отложение и накопление осадочных пород. Крупные формы горного рельефа и их элементы. Ледники и их виды. Области питания и таяния. «Закрытые» и «открытые» ледники. Причины образования трещин и распознавание их на закрытом леднике. Снежные мосты на леднике. Снежно-фирновый рельеф. Лавины и их последствия. Горные реки и сели. Климатогеографические и орографические особенности высокогорья как источник опасных ситуаций. Недостаточная всесторонняя подготовка и неправильное поведение альпиниста – основной источник опасности. Меры безопасности. Профилактические меры.
Сдача физнормативов – 1 час практических занятий.
Проверка общефизической подготовленности проводится на 2-й день пребывания начинающих альпинистов в горах.
Для приема физических нормативов по ОФП распоряжением по альпинистскому мероприятию назначается комиссия. Нормативы по ОФП см. в Приложении № 6.
Способы и приемы страховки – 1 час теоретических занятий и 2 часа практики.
Повторение и практическая отработка темы 1.1.7. Средства страховки, самостраховки, страховки партнера. Физические основы компенсации динамического рывка. Объекты трения. Способы и формы страховки. Организация страховочной точки (станции). Принцип движения связок. Понятие динамической и статической страховки.
Тема 1.1.15. Организация и назначение спасательной службы в горах – 1 час теоретических занятий и 1 час практики.
Назначение и задачи контрольно-спасательной службы в горах. Организация работы МЧС района и спасательного отряда альпинистского мероприятия заключается в профилактике и контроле за безопасностью проведения альпинистских мероприятий; в организации и проведении спасательных и поисковых работ; в расследовании несчастных случаев в альпинистских мероприятиях; в подготовке кадров спасательной службы; в контроле за охраной окружающей среды.
Порядок выпуска альпинистов в высокогорную зону. Определение контрольных сроков. Порядок выхода спасательного отряда в высокогорную зону.
Сигналы бедствия в горах. Правила подачи сигналов бедствия и ответов на них. Общепринятые сигналы и время связи в районе. Обязанности альпиниста, принявшего сигнал бедствия.
Первая доврачебная помощь пострадавшему и транспортировка – 2 часа теоретических занятий и 1 час практики.
Передвижение по скалам и страховка – 5 часов практики.
Отработка приемов лазания в разных направлениях по скалам различного рельефа с верхней страховкой. Приемы страховки и самостраховки через выступы, крючья, петли и т.д. Организация массовой страховки – «перил» – при передвижении по скалам средней сложности. Приемы и средства страховки и самостраховки при передвижении по закрепленной веревке. Приемы передвижения по «перилам»: подъемы, траверсы, спуски. Самостраховка в местах перехода с одних перил на другие. Демонстрация работы связки из двух человек на скальном рельефе (выполняют инструкторы или стажеры). Приемы лазания, взаимная страховка, работа с крючьями, петлями, смена направляющего в связке, организация и проведение спуска по закрепленной веревке (дюльферу), спортивный спуск, продергивание веревки после окончания спуска. Работа с веревкой во время движения связки. Выбор места для самостраховки и страховки. Команды. Темп. Взаимопомощь во время движения. Передвижение связок по простым скалам, отдельным камням. Одновременное и попеременное движение. Взаимодействие связок. Организация работы связок на спуске, движение последнего, страховка для него.
Тема 1.1.16. Подготовка и проведение учебно-тренировочных походов и восхождений на значок «Альпинист России» – 2 часа теоретических занятий.
Знакомство с маршрутом похода и восхождения, тактический план выхода. Подбор и подготовка снаряжения и питания. Распределение груза. Порядок оформления выхода в высокогорную зону. Медицинский осмотр. Распределение обязанностей. Режим движения колонны. Поведение и дисциплина в походе и на стоянках. Правила безопасности при передвижении в высокогорной зоне.
Передвижение по тропам, травянистым склонам, осыпям – 3 часа практики.
Организация и режим движения на подходах. Меры безопасности на тропах, травянистых склонах и осыпях. Самостраховка и самозадержание. Техника движения. Тема отрабатывается при подходах к местам занятий.
Переправа через горные реки – 3 часа практики.
Особенности и опасности горных рек. Главные критерии выбора места, способа и времени переправы. Обеспечение безопасности при массовой и индивидуальной переправах. Переправа на подручных средствах. Переправа вброд в одиночку, вдвоем, шеренгой, по перилам, вдвоем. Переправа над водой, по камням, перебрасывание бревна и переправа по бревну. Воздушная переправа.
Организация бивуака – 2 часа практики.
Выбор места бивуака и подготовка площадки для установки палатки в лесу, на поляне, на травянистом склоне, на моренах, на осыпях. Хранение на бивуаке продуктов питания и снаряжения. Приготовление пищи. Гигиенические требования к бивуакам. Работа отделения на бивуаке.
Тема 1.1.17. Географический обзор данного высокогорного района – 1 час теоретических занятий.
Административное и географическое положение данного района. Главнейшие хребты, горные узлы, долины, ущелья, реки и ледники района. Направление основного хребта и его боковые отроги. Основные вершины и перевалы района (названия, высоты и подходы к ним, классификационная сложность отдельных маршрутов).
Граница снеговой линии в районе. Климатические особенности района. Основной вид растительности, животный мир. Структура скальных пород, характерная для района. Маршруты перевальных походов и зачетных вершин района.
Основные данные альпинистской истории района.
Передвижение по льду и страховка – 5 часов практики.
Передвижение по льду в ботинках типа «вибрам». Надевание кошек. Применение ледоруба при движение по льду. Передвижение в кошках. Приемы самозадержания на ледовом склоне в случае срыва. Рубка ступеней. Применение ледорубных крючьев. Подъем, траверсы, спуски по веревке, работа на «перилах».
.Демонстрация передвижения по ледовому склону с организацией крючьевой страховки инструкторской связки – двойкой на кошках. Передвижение обучающихся группой в кошках по ледовому склону, отработка приемов правильной постановки ноги при подъеме, траверсе, спуске. Работа на передних зубьях кошек. Использование ледоруба как дополнительной точки опоры и средства самостраховки. Отработка приемов работы с веревкой при движении в связках. Разнообразное передвижение по открытому леднику в связках по маршрутам, близким к реальным, во время массовых походов и восхождений.
Передвижение по снегу и страховка – 3 часа практики.
Приемы передвижения по снегу (твердому, плотному, рыхлому, раскисшему). Приемы выбивания ступеней при подъеме: прямо вверх; наискось при траверсе; при спуске – прямо вниз, наискось. Приемы вытаптывания ступеней. Формирование ступеней в различном по структуре снегу.
Использование ледоруба как дополнительной точки опоры при движении по снегу.
Передвижение в три такта. Спуски «глиссированием».
Организация и приемы страховки на различном по состоянию снегу. Страховка веревкой через ледоруб. Выбирание и выдача веревки при страховке партнера. Совмещение страховки и самостраховки на ледорубе. Приемы самозадержания на снежном склоне.
Передвижение по снежному склону в связках. Попеременное движение связки прямо вверх; прямо вниз и наискось со сменой направляющего. Одновременное движение связки. Приемы страховки при движении связки (взаимная страховка).
Тема 1.1.18. Охрана окружающей среды – 1 час теоретических занятий.
Необходимо преподать основные сведения о флоре и фауне района и о необходимости их сохранения; о необходимости и способах сохранения в чистоте мест стоянок, источников, троп, ледников, скальных маршрутов.
Передвижение по скалам и страховка – 3 часа практики.
Способы и приемы страховки – 2 часа практики.
Тема 1.1.19. Собеседование по программе подготовки – 1 час теоретических занятий.
Собеседование по программе подготовки начинающих альпинистов в подготовительный период проводится командиром будущего отряда или лицом, назначенным учебной частью мероприятия. Участники должны продемонстрировать знания и умения, приобретенные ими в период предлагерной подготовки.
Цель собеседования и сдачи нормативов по ОФП – определить степень подготовленности начинающих альпинистов для распределения их по учебным отделениям и для определения программы будущих занятий.
Передвижение по льду и страховка – 4 часа практики.
Передвижение по снегу и страховка – 3 часа практики.
Тема 1.1.20.Соаершение перевального похода 1А и 1Б категории сложности.-10 часов-практика. Разбор результатов учебно-тренировочных занятий и выходов в высокогорную зону – 4 часа теоретических занятий.
Во время перевального похода проверяются навыки и знания, приобретённые на занятиях. Умение взаимодействовать в группе и безопасно вести себя в горах. Организованно двигаться по несложному горному рельефу. Организовывать бивуак и жизнь на бивуаке.-
Обязательному разбору подлежат ведущие темы учебного плана, а также – темы отдельных уроков-занятий или темы, выбранные по усмотрению учебной части альпинистского мероприятия. На разборе оцениваются качество и эффективность проведенного занятия или цикла занятий, условия проведения, активность и дисциплина участников. Разбираются успехи и недостатки обучения, ошибки в выполнении технических приемов, указываются методы исправления допущенных ошибок. Объявляются оценки, выставленные участникам за освоение тем и т.д. Анализируется деятельность участников в походе или на восхождении, выносятся на обсуждение коллектива случаи нарушения установленных правил, дисциплины в отделении, в отряде. На разборах должны не только вскрываться недостатки, но и выявляться положительные элементы деятельности участников.
Подготовка к выходу в высокогорную зону – 4 часа практики.
Тема 1.1.21. Восхождение на вершину 1Б категории сложности – 8 часов практики.
Восхождение на вершину по маршруту 1Б категории сложности является итоговой проверкой альпинистской подготовки участников. Оно включает: подготовку и оформление восхождения, меры по обеспечению безопасности, отработку взаимодействия связок, знакомство с районом, освоение правил охраны окружающей среды, организацию бивуаков, освоение технических и тактических правил и приемов.
Передвижение по скалам и страховка (в процессе восхождения) – 4 часа практических занятий.
Тема 1.1.22. Сдача снаряжения. Вручение значка «Альпинист РФ». Отъезд участников.
1.2. Программа начальной подготовки альпинистов к выполнению норм 3-го спортивного разряда (2-й год обучения).
Второй этап начальной подготовки предъявляет следующие требования к альпинистам, желающим заниматься по этой программе:
1. Иметь значок «Альпинист России» и удостоверение-рекомендацию для дальнейших занятий альпинизмом.
2. Пройти общефизическую и специальную альпинистскую подготовку до выезда в горы и сдать контрольные нормативы по общефизической подготовке.
3. Иметь рекомендацию тренера (инструктора, преподавателя) по альпинизму, проводившего учебно-тренировочные занятия в подготовительный период, врачебно-физкультурную карту установленного образца, заверенную в медицинском учреждении.
4. Подтвердить в горах на контрольных испытаниях физическую подготовленность, сдать зачет по вопросам техники альпинизма и пройти подготовку по соответствующему циклу учебно-тренировочных занятий, в соответствии с «Единой системой обучения в альпинизме».
5. Совершить учебно-тренировочное восхождение 1б категории сложности, два восхождения 2а категории сложности, контрольное восхождение 2б категории сложности.
Учебный план для начальной подготовки при выполнении нормативов 3-го спортивного разряда по альпинизму.
Содержание занятий в подготовительный и основной периоды.
№ п/п | Содержание занятий (наименование темы) до выезда в горы | Количество часов | ||
теория | прак-тика | всего | ||
1.2.1. | Альпинизм в России и за рубежом | - | ||
1.2.2. | История альпинизма и альпинистская география | - | ||
1.2.3. | Гигиена, закаливание, режим, питание спортсмена | - | ||
1.2.4. | Моральный и волевой облик российского спортсмена, психологическая подготовка альпиниста | - | ||
1.2.5. | Природа высокогорья, ее особенности и опасности | - | ||
1.2.6. | Элементы топографии и ориентирования на местности | |||
1.2.7. | Оказание первой медицинской помощи при травмах и заболеваниях | |||
1.2.8. | Простейшие способы транспортировки пострадавшего | - | ||
1.2.9. | Виды и способы страховки | |||
1.2.10. | Приемы передвижения лазанием на скальном рельефе | - | ||
1.2.11. | Приемы передвижения по снегу и льду | - | ||
1.2.12. | Общая физическая подготовка | - | ||
1.2.13 | Специальная физическая подготовка | - | ||
1.2.14 | Сдача зачетов и выполнение контрольных нормативов |
Всего часов: 18 296 314
№ п/п | Содержание занятий в горах | Количество часов | ||
теория | прак-тика | всего | ||
1.2.15. | Альпинистский обзор района и история его освоения альпинистами | - | ||
1.2.16. | Правила соревнований, классификация маршрутов, организация и проведение восхождений (раздел 3) | - | ||
1.2.17. | Анализ несчастных случаев, произошедших с альпинистами в районе | - | ||
1.2.18. | Организация и проведение спасательных работ | - | ||
1.2.19. | Радиосвязь и сигнализация в горах | |||
1.2.20. | Тактика проведения восхождения отделением | - | ||
1.2.21. | Меры по обеспечению безопасности при занятиях альпинизмом | - | ||
1.2.22. | Приемы страховки веревкой. Работа на учебном страховочном стенде | - | ||
1.2.23. | Оказание первой доврачебной медицинской помощи | - | ||
1.2.24. | Транспортировка пострадавшего подручными средствами на горном рельефе | - | ||
1.2.25. | Организация бивуаков | - | ||
1.2.26. | Передвижение по скалам и страховка | - | ||
1.2.27. | Передвижение по льду и страховка | - | ||
1.2.28. | Передвижение по снегу и страховка | - | ||
1.2.29. | Восхождения выполнения норм на 3-й спортивный разряд по альпинизму | - | ||
1.2.30. | Разбор результатов учебно-тренировочных занятий и восхождений | - | ||
1.2.31. | Проверка знаний по вопросам техники альпинизма и выполнение контрольных нормативов по общей физической подготовке |
Всего часов: 21 96 117
Содержание занятий до выезда в горы.
Содержание занятий в горах.
Организация урока.
1. Учебное подразделение должно быть полностью обеспечено снаряжением.
2. Выбор места занятий должен обеспечивать выполнение конкретных задач урока, т.е. изучение и освоение вполне определенных приемов, соответствующих рельефу или другим условиям. Недопустимы условности.
3. Работать на рельефе следует сдвоенными группами (отделениями), чтобы один тренер (инструктор) проверял работу сверху, а другой – снизу, сменяя друг друга. Разборы результатов работы следует проводить совместно. Сдвоенность групп (отделений) облегчает дальнейшее переформирование групп и отделений, так как сработанность обучаемых более тесная.
4. При комплектовании групп и отделений следует учитывать подготовленность альпинистов, выявляемую по результатам собеседования и по данным представленных документов. Окончательный состав групп утверждается в соответствии с результатами практических проверок.
Обеспечение безопасности.
Главным условием обеспечения безопасности является правильная организация и методика обучения. Специфика начального обучения состоит в том, что участники не только многого не знают и не умеют, но и в том, что за короткий срок обучения они не могут прочно освоить необходимые приемы и правила. Поэтому часто имеют место ЧП, которые трудно предусмотреть. Инструкторы должны быть готовы к непростым ситуациям. Очень важен сознательный взаимный контроль участников, приучение их к проверкам действий друг друга. Следует требовать строгого соблюдения дисциплины, но не следует рассматривать каждое нарушение или ошибку как поступок, влекущий за собою наказание.
2.1. Спортивная подготовка.
Возраст участников – не моложе 16 лет.
Спортивная подготовка, так же, как и начальная, подразделяется на два этапа:
- частичное выполнение норм (подготовка к выполнению норм);
- выполнение норм 2-го спортивного разряда по альпинизму.
Для получения допуска к работе по программе спортивной подготовки необходимо:
1. Иметь оформленный 3-й разряд по альпинизму и классификационный билет спортсмена, «книжку альпиниста», зачетную карточку с отметкой о предлагерной подготовке (допускается неоформленный 3-й разряд, если нормы выполнены в текущем сезоне).
2. Пройти до выезда в горы общефизическую и специальную альпинистскую подготовку по данной программе и сдать контрольные нормативы по общефизической подготовке и зачеты по теории альпинизма.
3. Иметь рекомендацию инструктора (тренера, преподавателя) по альпинизму, проводившего учебно-тренировочные занятия в подготовительный период, и врачебно-физкультурную карту установленного образца, заверенную в медицинском учреждении.
4. Подтвердить в горах на контрольных испытаниях физическую подготовленность и пройти курс учебно-тренировочных занятий.
5. Сдать экзамены по темам: «Правила соревнований, классификация маршрутов, организация и пров